Барнаульский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь. Основан по благословению свт. Макария Невского. В авг. 1900 г. община была обращена в общежительный монастырь, мон. Парфения возведена в сан игумении. К нач. XX в. были построены келейные корпуса, хоз. здания, открыта школа для девочек, 1 марта 1895 г. освящена во имя свт. Иннокентия Иркутского домовая церковь, 8 июля 1899 г. заложен, 1 окт. 1904 г. освящен собор в честь Казанской иконы Божией Матери, 20 мая 1907 г. освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери молитвенный дом. К 1910 г. Б. К. м. стал одной из крупнейших обителей Сибири. В обители подвизались 71 монахиня, 81 послушница, служили 3 священника. При Б. К. м. существовала церковно-приходская школа (на 25 чел.), в которой преподавали насельницы, иконописная, живописная, матрицная, златошвейная мастерские.
После 1917 г. в монастырь перешли насельницы разоренных монастырей Алтайского края, число сестер возросло до 300 чел. В 1920 г. монастырь был преобразован в сельскохозяйственную Богородицкую трудовую общину, в 1921 г. закрыт, имущество передано в ведение губернского отдела народного образования. В монастырских корпусах разместились курсы красных учителей, затем сельскохозяйственный техникум, 3 детских дома, в 1925-1926 гг. на территории монастыря находилась тюрьма.
Последняя настоятельница монастыря игум. Мариамна (Фролова) в нач. 1921 г. была арестована как «одна из активисток в подготовке кулацкого восстания в с. Сорокино» и приговорена к расстрелу, замененному 10 годами заключения; в 1924 г. игум. Мариамна была освобождена. В 1925 г. за «сокрытие церковных ценностей» снова арестована, вскоре освобождена. В 1938 г. игумения была арестована в 3-й раз, признана виновной «в участии в контрреволюционной церковно-монархической повстанческой организации» и 11 марта расстреляна, многие сестры также были репрессированы.
От монастырских построек сохранились: храмовой придел, настоятельский корпус, дом причта, школа, крепостная стена. К 2002 г. сохранившиеся здания монастыря объединены в комплекс «Женский монастырь Богородицы Казанской», которому постановлением Алтайского краевого законодательного собрания от 30 июня 1997 г. присвоен статус памятника архитектуры краевого значения. В зданиях монастыря размещается следственный изолятор. Ведутся разговоры о передаче зданий монастыря церкви, но пока без результата.
http://www.pravenc.ru/text/77570.html
Богородице-Казанский монастырь, общежительный, в городе Барнауле. Учрежден в 1900 году из женской общины, основанной в 1893 году. При нем больница, школа и приют для бедных сирот.Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
К 1892 г. в барнаульской женской общине проживало 13 сестер, которые вели иноческий образ жизни. В конце 1893 г. по ходатайству жены коллежского асессора Е.И. Судовской в Барнаул перевели 5 сестер из Троицкого монастыря Пензенской епархии, положивших начало Богородице-Казанскому женскому монастырю. Официальное открытие общины состоялось в мае 1894 г., управляющей была назначена монахиня Парфения (Мещеринова), к декабрю 1894 г. в общине насчитывалось уже около 100 сестер.
16 сентября 1895 г. Е.И. Судовская решила пожертвовать все свое недвижимое имущество в виде зданий на арендуемом ею у Главного управления Алтайского Горного округа участке земли около г. Барнаула под названием «Монастырская дача» для барнаульской Богородице-Казанской женской общины. 3 ноября 1895 г. епископ Томский и Барнаульский Макарий обратился к начальнику Алтайского Горного округа с просьбой о решении вопроса по поводу дарения женской общине данного участка земли. В январе 1896 г. из Кабинета Его Императорского Величества пришел ответ (№ 854) об уступке в безвозмездное пользование Богородице-Казанской женской общине участка земли в 15 десятин, при условии, что Е.И. Судовская даст письменное удостоверение в уступке ею в пользу общины как арендных прав на землю, так и на постройки. В марте на имя врио начальника Алтайского округа из Кабинета ЕИВ прислали копию с Высочайшего Повеления, состоявшегося 2 марта 1896 г. об уступке в бесплатное пользование на время ее существования барнаульской Богородице-Казанской общине участка земли около г. Барнаула. На подлиннике рукою помощника Министра Императорского двора было написано: «Высочайше разрешено. Барон Фредерикс». В апреле был составлен акт о передаче земли общине в бесплатное и бессрочное пользование, подписанный Е.И. Судовской, старшим чиновником по сбору аренды Шубенко и управляющей барнаульской Богородице-Казанской женской общины монахиней Парфенией. Последняя попросила начальнику Алтайского округа выдать ей копии с плана на переданный участок земли, копию с описи плана и участка, и копию акта
На отведенном участке земли в 15 десятин, по левую сторону р. Барнаулки, не смотря на слабый болотистый грунт, община в основном построила хозяйственные постройки (амбары, сараи, погреба, бани) и скотный двор, а на большей части земли разбила огородные грядки. На лучшей части этой земли были построены два деревянных корпуса, в одном из которых находилась домовая церковь общины. Для возведения каменных капитальных построек рассматриваемый участок был не пригоден.
В сентябре 1896 г. Е.И. Судовская изъявила желание построить большой каменный соборный храм на 1500 человек. Томский гражданский инженер Хомич произвел осмотр места предназначенного под церковь и нашел, что ввиду близости к поверхности земли грунтовых вод, постройка церкви может быть сопряжена с большими трудностями в техническом отношении и лишними затратами на укрепление места и отвода дренажем воды. Поэтому настоятельница общины обратилась к Начальнику Алтайского округа с просьбой выделить под церковь участок земли в 5 десятин с южной и западной стороны отведенного ранее участка земли, на правом нагорном берегу р. Барнаулки под кладбище, а также разрешить вырубить лес для образования площадки под строительство храма и надворных построек.
Позже участок земли просили выделить в размере 7 десятин, на котором предполагалось разместить храм, кладбище, дома для общежития и священнослужителей, для школы и др. постройки. Деньги на постройки данных зданий выделяла Е.И. Судовская. Выполнение проекта и сметы на постройку храма были поручены Епархиальному архитектору, строительные материалы к январю 1897 г. были уже заготовлены и доставлены на место строительства церкви (231 тыс. кирпича и 3200 пудов извести). В марте 1897 г. Кабинет ЕИВ дополнительно (№ 3118) передал общине в бесплатное пользование участок земли в размере 7 десятин (288 кв. саж.) для постройки каменного храма и устройства кладбища около г. Барнаула. 24 ноября 1897 г. заведующий чертежной Главного управления Алтайского округа сообщил начальнику Алтайского округа (№ 403), что дело об отводе участка земли Богородице-Казанской женской общине окончено и на данный участок Чертежной был составлен план, по которому участок земли, переданный общине, исчислялся в размере 22 десятин 528 кв. саж.
В декабре 1897 г. настоятельница женской общины получила акт о передаче в безвозмездное пользование участка земли, находящийся в собственности Кабинета ЕИВ, около г. Барнаула, по обоим берегам реки Барнаулки, за городским выгоном и составлявший оброчную статью. Упомянутый участок был ограничен с севера дорогою в д. Власиху, с других сторон оброчными статьями Кабинета ЕИВ и включал в себя: под лит. А – под усадьбами 3,64 десятины, выгоном – 1,68 дес., сенокосом с кустарниками – 5,24 дес., лесом – 0,84 дес., увалами с лесом – 1,68 дес., под речкой – 1,6 дес., болотами – 0,42 дес. Под лит. Б – под лесом 6,64 дес., увалами с лесом – 0,48 дес. Итого удобной земли – 20,2 дес. и неудобной – 2,02 дес. Всего участок земли состоял из 22 десятины 528 кв. саж. Участок был уступлен Богородице-Казанской женской общине на время ее существования.
Из справочной книги по Томской епархии за 1898/1899 г. следует, что Богородице-Казанская женская община была открыта в 1894 г. Имела церковь домовую, деревянную во имя Святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца, которая была построена и освящена 5 марта 1895 г. В общине была настоятельница, казначей, 102 послушницы, из них 22 рясофорных. Имели годовой доход в сумме 5300 руб., в том числе от процента с капитала 950 руб., от хозяйственной деятельности – 380 руб., от рукоделий – 340 руб., от пожертвований – 1250 руб., за содержание сирот и престарелых – 450 руб., исправление церковных треб – 1600 руб. Земли усадебной в бесплатном пользовании было 22 дес., арендуемой – 20,5 дес., хлебопахотной, арендной – 460 дес., сенокосной, арендной – 33,5 дес. Настоятельницей общины была монахиня Парфения, 58 лет, из крестьян. Школа грамотности была открыта в 1896 г., в ней обучалось 27 девочек. Учительницей была жена священника с жалованьем в 120 руб. в год из средств общины, законоучителем был священник общины – Г. Головнов, 29 лет, который получал жалованье при готовой квартире и питании – 300 руб. в год.
8 июля 1899 г. был заложен главный храм монастыря, а 1 октября 1904 г. собор был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Это было самое крупное храмовое здание Барнаула, вмещавшее до полутора тысяч человек. Одновременно с храмом были построены новые корпуса, в том числе каменный келейный корпус на территории монастырской ограды, новая двухэтажная школа, дом для священников, дом настоятельницы. В августе 1900 г. община была обращена в общежительный монастырь. Указом Томской Духовной Консистории от 15.08.1900 № 6569 монахиня Парфения была возведена в сан игуменьи. Общежительный корпус был построен в 1894–1904 г.г. Здание корпуса первоначально состояло из одноэтажных и двухэтажных объемов, имело цокольный этаж. В одноэтажной части здания была устроена домовая церковь с куполом.
В 1903 г. в монастыре проживали игуменья, казначей, 1 монахиня, 136 послушниц, из них 27 рясофорных. Церковь одна – домовая, деревянная, строилась каменная церковь. Доход монастыря в год был в сумме 4926,72 руб., в т. ч. от доходных статей 3950 руб. и от процента с капитала 976,72 руб. Земли у монастыря было усадебной 22 дес. и арендуемой – 102 дес. В школе грамоты учительницей служила Н. Саввина с жалованьем в 180 руб. в год из средств монастыря, законоучителем был священник монастыря без жалованья…
В 1908 г. у монастыря в г. Барнауле было подворье, в монастырской школе обучалось 30 девочек, была больница на 10 кроватей. Кроме игуменьи было 2 монахини и 205 послушниц. Из именной ведомости о сестрах барнаульского Богородице-Казанского женского монастыря за 1909 г. следовало, что возглавляла монастырь настоятельница игуменья Парфения, 69 лет, читать и писать умела, из крестьян, казначей – Матрона, 37 лет, читать и писать умела, из крестьян, 9 монахинь – из крестьян и мещан, послушниц – 141 чел., в основном от 30 до 40 лет. Девочек в церковно-приходской школе – 25 чел., престарелых – 5 чел.
В 1910–1911 г.г. Богородице-Казанский женский монастырь стал одной из крупнейших обителей Сибири. При монастыре была каменная трехпрестольная церковь во имя Казанской Божией Матери (1904), домовая церковь во имя Св. Иннокентия Епископа Иркутского (1894) и молитвенный дом в честь Владимирской Божией Матери, построенный на монастырской земле освящен в 1907 г. В обители находились настоятельница, благочинная, казначей, 9 мантийных монахинь, 59 рясофорных монахинь и 81 послушница. По штату полагалось 2 священника и диакон. Настоятельницей была Парфения, 70 лет, казначеем – монахиня М. Фролова, 38 лет. При монастыре существовала церковно-приходская школа, иконописная, живописная, матрицная, златошвейная мастерские, свечной завод.
В 1914 г. в монастыре проживали настоятельница, благочинная, казначей, 13 мантийных монахинь, 55 рясофорных монахинь и 96 послушниц. По штату полагалось два священника и диакон, священнику платили 1200 руб. в год и 300 руб. диакону. В церковно-приходской школе преподавала одна из послушниц монастыря. Капитал монастыря составлял 36970 руб. Настоятельницей монастыря была игуменья Парфения, 73 года, заштатный протоирей М. Любимцев, 73 года, заведующий барнаульским епархиальным свечным складом священник П. Головачев, 36 лет. В 1919 г. в части зданий монастыря размещался 9 детский дом и сапожная мастерская.
После революции монастырские владения были национализированы. В январе 1920 г. была создана комиссия по осмотру жилых, нежилых, каменных и деревянных зданий барнаульского женского монастыря, находящихся за каменною оградой на горе. А также двух деревянных двухэтажных домов за оградой, из которых в одном верхний этаж был занят учителями ботанической трудовой школы, а нижний этаж был предназначен под упомянутую школу; двух деревянных одноэтажных домов, занятых приютом детей увечных воинов и всех подгорных построек монастыря. В итоге комиссия нашла, что более подходящими постройками удобными для размещения лазарета были здания в ограде монастыря (корпус общежития № 1), школа, дом настоятельницы, а за оградой – корпус детского приюта и под горою – деревянное здание.
Комиссия составила ведомость обмера площадей и числа жильцов, проживающих в помещениях Богородице-Казанского женского монастыря. На момент осмотра в монастыре на 615,14 кв.м проживало 340 человек. Из вышеперечисленного недвижимого имущества комиссия приняла 8 зданий, в том числе общежитие, школу, дом настоятельницы монастыря, два корпуса Детского приюта, а также под горой – половину верхнего этажа общежития 1 корпуса и нижний этаж 2 корпуса общежития общей площадью 274,34 кв.м. К составленной ведомости и акту были приложены поэтажные планы всех зданий.
Постановлением губернского революционного комитета (Губревком) часть корпусов бывшего монастыря были предоставлены в распоряжение отдела по делам пленных и беженцев (Пленбеж). В январе 1920 г. Чрезвычайная жилищная комиссия предоставила для военнопленных инвалидов, выселяемых из лагеря в г. Барнауле, корпус № 1 монастыря, рассчитанный на 300 человек. Но на момент осмотра корпус не был приспособлен для заселения – не было кухни, кипятильников, котлов, ведер, бочек, кроватей и др. В феврале 1920 г. в монастырском корпусе № 2 (без домовой церкви) было предложено разместить богадельню на 180 человек. Для этого необходимо было провести следующий ремонт – устройство клозета в кладовой: разобрать полы, перебрать их, настелить новые полы, сложить вентиляционную печь на двух этажах, сложить комелек с двумя котлами, переложить русскую печь. В бывшей прачечной устроить баню – настелить новые полы и балки, сложить каменку в парной, а в раздевалке – печь, отремонтировать двери, сделать зимние рамы, полок, скамейки и закончить работу двух камельков с двумя котлами, предназначенных для кухни. Отремонтировать бывшую баню для покойницкой. В сентябре 1920 г. Сибирский революционный комитет (Сибревком) запросил у барнаульского исполкома сведения, в чьем ведении находится барнаульский женский монастырь с мастерскими и фермой, чем он занят. В случае, если помещения монастыря никем не заняты, Сибревком предложил оказать содействие барнаульскому губернскому здравотделу (Губздраву) для устройства в зданиях монастыря психиатрической лечебницы Алтайской губернии – колонии на 150 чел. В 1921 г. религиозная община монастыря попросила передать им здание собора. На что отдел Госполитуправления (ОГПУ) сообщил в губернский исполком, что к передаче бывшего монастырского храма Богородице-Казанской религиозной общине с их стороны возражений не имеется. Но в середине 1921 г. монастырь был закрыт. В это же время в зданиях бывшего монастыря разместили курсы Красных учителей, в столовой питалось 263 чел.
В 1922 г. были составлены сведения о зданиях и помещениях, занимаемых учреждениями Алтайского народного образования (Алтгубнаробраз) в г. Барнауле и его окрестностях. Здание школы в ограде бывшего монастыря было закреплено за советской школой № 17 протоколом № 7 комиссии по уплотнению Совучреждений г. Барнаула от 19 июня. В 1922 г. остро стоял вопрос о размещении в жилых домах железнодорожников и их семей, которые ютились на станции Барнаул в вагончиках. Губернский отдел коммунального хозяйства предложил в пустующие помещения бывшего монастыря переселить все детские дома, а освободившиеся дома в городе отдать под квартиры железнодорожников. Для облегчения переброски детских домов Комхоз предложил со своей стороны средства для перевозки детей и их имущества, а управление ж/дороги брало на себя ремонт помещений бывшего монастыря.
1 октября 1922 г. был составлен акт осмотра зданий бывшего женского монастыря на предмет устройства там «Детского городка». После осмотра зданий комиссия пришла к заключению, что до проведения ремонта нет возможности выяснить степень пригодности некоторых помещений (церкви) для жилья, определить количество детей, которые могут там находиться, а в остальных помещениях, по их мнению, можно разместиться до 400 детей. В итоге комиссия предложила в первую очередь в помещения бывшего монастыря перевести детские дома с ул. Короленко, 80/82 (17 чел.), ул. Ивановский лог, 1/3 (75 чел.), Тоицкий проспект, 117 (37 чел.), ул. М. Змеевская, 2 (86 чел.), ул. Л. Толстого, 11 (45 чел.), ул. Анатолия, 97 (40 чел.) и с дачи Борисова (75 чел.). Всего 375 человек. Технический осмотр и выяснение необходимого ремонта зданий бывшего монастыря должны были провести силами 5 Линотдела Сибопса (ж/д). По данным губернского отдела народного образования (ГубОНО) перевод детей из городских детдомов может быть осуществлен только в случае устройства при монастыре медицинского изолятора на 30 детей, общей площадью 40 кв. с., а также необходимо было обустроить школу, при условии работы ее в 2 смены и продумать помещения под квартиры для обслуживающего персонала в количестве 20 человек. Просчитав полезную площадь под спальни, столовые, комнаты для занятий, подотдел материнства и детства Алтгубздрава рекомендовал уменьшить число перевозимых детей до 260 человек.
3 октября 1922 г. были осмотрены помещения для дальнейшего размещения в них детских домов. В основном необходимо было покрасить полы, окна, двери, разобрать и переложить топки и русские печи, привести в порядок электрические провода, очистить все уборные и выгребные ямы, очистить дымоходы, побелить стены и потолки, построить перегородки, отремонтировать лестницы, покрыть заново кровлю, переложить дымовые трубы, провести дезинфекцию всех домов. Кроме того, необходимо было застеклить зимние и летние оконные переплеты. К 24 декабря 1922 г. капитальный ремонт зданий бывшего монастыря был закончен, о чем и был подписан акт приемки выполненных работ. Ремонт зданий обошелся в сумму 4339 руб.
5 января 1923 г. на объединенном заседании служащих 5 линейного отдела и городского отдела коммунального хозяйства (Горкомхоз) по вопросу ремонта бывшего женского монастыря, было принято решение об отпуске 5 Линотделом 1000 руб. в распоряжение ГубОНО для дополнительных ремонтных работ, не предусмотренных в акте от 3.10.1922 г. За это Горкомхоз предложил выделить под квартиры железнодорожников дополнительные жилые площади. Смета была составлена на сумму 308 руб. В феврале 1923 г. были составлены акты по осмотру и приемке законченных работ домов № 1–2 в бывшем монастыре и в прачечной детского дома под горой. Копии актов отдел коммунального хозяйства направил в губернский отдел народного хозяйства. В июне 1923 г. в Нарком внутренних дел на имя заведующего административно-организационным управлением Равича пришло письмо из Губисполкома с просьбой разъяснить, что делать с предметами религиозного культа в количестве 200 единиц, переданных при ликвидации бывшего Богородице-Казанского женского монастыря по актам от 10 июня 1921 г. в ведение губернского отдела народного образования и хранящиеся три года на складе последнего. Губернский исполнительный комитет просил разрешить или передать все эти вещи религиозным общинам или реализовать их. В 1924 г. административный отдел Губисполкома сообщил в Сибревком данные о закрытых церквях и об использовании их помещений. Барнаульский женский монастырь был закрыт в общем порядке закрытия монастырей, здания отданы под детский дом.
В 1924 г. в отдел местного хозяйства барнаульского Горсовета поступило письмо от председателя Турино-Горского сельсовета с просьбой решить вопрос по школе. Из письма следовало, что в 1920 г. помещение домовой церкви на муниципализированной заимке бывшего женского монастыря, находящееся под Туриной Горой, согласно постановления Президиума барнаульского исполкома от 15.09.1920 г. (№ 31) было передано в бесплатное пользование религиозной общине заимки Туриной Горы. Община, не имея средства на содержание притча, данное здание использовать не смогла, и здание стояло пустым. В это время граждане д. Туриной Горы решили открыть школу, но помещения для нее в деревне не было. На общем собрании деревни жители приняли решение ходатайствовать перед губернским отделом народного образования (ГубОНО) о разрешении поместить школу в часовне. По решению уездного отдела народного образования школа в феврале 1923 г. была размещена в бывшей часовне. Алтарь и другое культовое имущество было отгорожено дощатой перегородкой, а это 40 м2. Председатель сельсовета просил Горсовет убрать из помещения культовое имущество, чтобы провести ремонт и расширить помещение школы к будущему учебному году. Летом иконостас и другое церковное имущество было вывезено на склады отдела коммунального хозяйства и передано по описи. 30 июня 1924 г. барнаульский отдел местного хозяйства заключил с Турино-Горским сельсоветом договор (№ 284) о том, что последний берет с 1 апреля 1924 г. по 31 марта 1926 г. имущество в д. Турина Гора на бывшей монастырской земле – бывшую часовню деревянную, одноэтажную, крытую тесом, общей площадью 14,53 кв. саж., арендная плата – за проведение ремонта здания.
Здания бывшего монастыря неоднократно предлагали занять под различные организации. Так, в марте 1926 г. на очередном заседании Президиума барнаульского окружного исполнительного комитета рассмотрели ходатайство Военведа о закреплении за ним зданий на время территориального сбора. В итоге постановили закрепить за Военведом на время тер. сбора бывшие помещения монастыря. А также поручили отделу местного хозяйства (ОМХа) совместно с Военведом произвести обследование некоторых монастырских зданий на предмет закрепления их за Военведом на период территориального сбора.
В апреле 1926 г. начальник гарнизона, командир 63 стр. Шуйского полка Лебедев издал приказ по гарнизону г. Барнаула (№ 81) о создании комиссии для приемки женского монастыря и составлении сметы на ремонт помещений. В зданиях бывшего монастыря предполагалось размещение временного состава полка, система размещения людей – парная. Но в дальнейшем планы поменялись, и здания бывшего монастыря было предложено отдать под режимное учреждение – тюрьму № 1. Так, на заседание технического совещания при управлении окружного инженера (протокол № 15 от 22.09.1926) был рассмотрен проект, представленный административным отделом на приспособление зданий бывшего женского монастыря под главный корпус, больницу, контрольное и женское отделения. В итоге было рекомендовано в проекте дополнительно указать на планах назначение помещений, показать высоту помещений, выделить на чертежах окна и двери, указать площади помещений и число размещаемых арестованных в каждой камере, так как без этих данных, по мнению губернского инженера, нельзя судить о правильном использовании зданий и возможности размещения в них определенного количества людей.
В этом же году Президиум барнаульского Горсовета разрешил окружной инспекции мест заключения перенести типографию, пимокатную и столярную мастерские на территорию бывшего женского монастыря. Рассмотрев повторно 12.10.1926 г. на заседании технического совещания при управлении барнаульского окружного инженера исправленный проект, комиссия в итоге его утвердила под размещение ИТД (исправительного трудового дома). В дальнейшем при осмотре корпусов № 1 и № 2 ИТД, комиссия нашла следующее: корпус № 2 – двухэтажный, деревянный, крытый железом, старой постройки, снаружи стены имели ряд вставок целых бревен, а также трещины. Стена, на нижнем этаже, отделяющая камеру № 17 от коридора была выпущена до 5 вершков, охвачена двумя парами сжимов. Корпус № 1 – одноэтажный, деревянный, старой постройки. Потолочные балки оказались гнилые, в камере № 2 балки в стену не были заделаны, покоились на деревянных стойках, которые просели. Вскрытый накат над камерой № 7 оказался гнилым. На чердаке трубы были устроены с боровами длиною до 4 аршин, у труб не было прорезей в обрешетке. В итоге комиссия рекомендовала добавить в корпусе № 2 еще одну пару сжимов из круглого леса, в корпусе № 1 – сменить все потолочные балки, кроме женской камеры, выбросить гнилой накат, убрать борова и сделать у труб прорези в обрешетке. А также в акте было отмечено, что камеры № 7 и № 2 являются крайне опасными для живущих в них. В результате приспособления здания общежительного корпуса под режимный корпус, было организовано дополнительное перекрытие, пробиты проемы в наружных стенах, выполнена перепланировка внутренних помещений. Несмотря на это, внешний кирпичный декор в целом был сохранен.
В апреле 1927 г. комиссия под председательством представителя Управления краевого инженера произвела осмотр здания бывшего собора монастыря на предмет выяснения его состояния и нашла следующее: крыша собора была раскрыта не менее чем на 40 %, из-за этого было выявлено промокание и промерзание как стен и сводов. Слуховые люки были раскрыты, под крышей находился снег. В купольных сводах были заметны наплывы, но выяснить их причины, из-за большой высоты, было невозможно. Паркеты пола здания частично были покрыты слоем льда. Оконное стекло в большинстве окнах было разбито. В итоге было предложено в теплое время убрать тепловую изоляцию куполов. Поручить вопрос использования здания проработать как технически, так и экономически, после чего можно будет сделать заключение относительно его приспособления под изолятор или использовать как строительный материал. До окончательного решения данного вопроса, было предложено закрыть крышу. В октябре 1927 г. барнаульский окружной административный отдел просил окружной исполком разрешить разборку собора бывшего женского монастыря, так как из-за особого устройства здания, приспособить его, по их мнению, было нельзя, он был пригоден только к сносу, а полученный материал (кирпич) разрешить использовать на ремонтно-строительные нужды ИТД.
27 января 1928 г. на заседании Президиума барнаульского окружного исполкома было принято решение разрешить исправительно-трудовому дому (ИТД) разобрать собор бывшего женского монастыря. Об условиях использования ИТД полученного от разборки собора кирпича и других материалов, договориться с городским Советом. Из заключения плановой комиссии по вопросу разборки здания бывшего собора на территории ИТД следовало, что для переделки собора под нужды исправительно-трудового дома, необходимы крупные затраты, которых у ИТД нет и не появится в ближайшее время. Наличность имеющегося в распоряжении ИТД построек не вызывает нужды в реставрации и приспособлении данного здания, а только загромождает территорию колонии, представляя мертвый и с каждым годом уменьшающийся капитал. В дальнейшем комиссия под руководством окружного инженера установила следующее: по подсчетам на здание собора было употреблено кирпича 1 300 000 шт., толщина стен в среднем 3 кирпича, фактическая глубина заложения фундамента средняя 4 аршина, частичная до 6 аршин, кладка произведена преимущественно на гидравлическом крепком растворе, площадь здания собора в основании по внутреннему обмеру составляла 1150 м2, высота от фундамента до главного купольного свода – около 30 метров. По мнению членов комиссии, здание может иметь хорошее и обширное помещение в 2-3 этажа с подвалом. В итоге, подсчитав затраты на разбор собора, комиссия предложила после выполнения эскизного проекта и сметы, провести реконструкцию здания с приспособлением под изолятор ИТД, предварительно сняв купола и все части, дающие признаки храма. С 1955 г. ИТД было переименовано в следственный изолятор.
Сегодня сохранилось лишь несколько построек монастыря, которые можно отнести к комплексу памятников: Собор иконы Казанской Божией Матери, общежительный корпус, кирпичная ограда. В 1994 г. «Комплекс: Женский монастырь Богородицы Казанской», был поставлен на государственную охрану. В 2015 г. сотрудники НПЦ «Наследие» провели мониторинг технического состояния комплекса и выявили следующее:
Здание бывшего Собора иконы Казанской Божией Матери расположено с отступом от красной линии проезда Канатный, в центре комплекса памятников, ориентирован по сторонам света. Объемно-планировочное решение здания на период 1894 года: кирпичное оштукатуренное здание храма построено в русско-византийском стиле, в двух уровнях с большой центральной главой на барабане и четырьмя маленькими главками, без колокольни (звонница, видимо, была в монастырском комплексе отдельно стоящим сооружением). Стены – кирпичные оштукатуренные, кирпичные своды, кровля из листового металла. К основному объему, квадратному в плане, примыкали ризалиты, завершавшиеся над карнизом тремя закомарами. Углы здания и вертикальное членение фасадов выражалось стилизованными полуколоннами. Арочные проемы храма были украшены архивольтами тянутой формы. Барабаны основной главы и четырех дополнительных главок разбиты аркадой с вписанными арочными проемами. Южный и северный входы осуществлялись через объемные тамбура. Здание храма было белого цвета с золочеными главами. Здание собора демонтировано почти полностью, сохранился первый ярус и фрагмент второго яруса в западной части храма. Здание используется под вспомогательные службы. К зданию примыкают многочисленные пристройки. Техническое состояние отдельных конструкций ограничено работоспособное, состояние отделки неудовлетворительное. Цокольный этаж из керамического кирпича значительная часть скрыта под уровнем земли. Отмостка асфальтобетонная, местами отсутствует. Стены из керамического кирпича лицевой кладки в целом находятся в работоспособном состоянии. Имеются незначительные разрушение наружной версты кирпичной кладки стен со стороны восточного фасада, сколы отдельных кирпичей, выветривание швов. Наблюдаются незначительные трещины в перемычках. Со всех фасадов к зданию церкви примыкают поздние объемы, выполненные из силикатного кирпича. Крыша сложной конфигурации, не сохранилась. В настоящее время над двухэтажным объемом – вальмовая, покрытие кровли – асбестоцементные волнистые листы, протечек с крыши нет. Водосточные трубы отсутствуют. В итоге было рекомендовано провести комплексную реставрацию фасадов с воссозданием утраченного декора, устройство водостока.
Здание бывшего общежительного корпуса расположено в северо-западной части комплекса, обращено в сторону храма главными фасадами. Здание общежительного корпуса сложное в плане, первоначально состояло из одноэтажных и двухэтажных объемов, имеет цокольный этаж. В одноэтажной части здания первоначально располагалась домовая церковь с куполом. Стены – кирпичные лицевой кладки окрашены известковым составом, стропильная крыша с кровлей из листового металла. Прямоугольный в плане одноэтажный объем, расположенный в западной части здания, обращен в сторону комплекса и имеет более ярко выраженное декоративное убранство фасадов. Западный одноэтажный фасад в десять оконных осей имеет ризалиты по второй и восьмой оконным осям. Наличники арочных окон ризалитов имеют тянутой формы килевидное завершение, опирающееся на полуколонны, которые под окнами оформлены двумя филенками и продолжены свесами. Арочные окна основной плоскости западного фасада имеют несколько упрощенное оформление, вместо полуколонн стойки с перехватами прямоугольного сечения. Пилястры, оформляющие углы здания и ризалитов, имеют раскреповку в месте подоконного пояса. Окна цокольного этажа оформлены выделением лучковых перемычек, в центре которых расположены выступающие замковые камни. Одноэтажный объем по периметру огибают профилированный карниз большого выноса и фриз с зубчиками лекального кирпича, под которыми располагаются филенки. Фриз прерывается укороченными лопатками, устроенными в междуоконном пространстве. На пилястрах и укороченных лопатках, во фризе располагается объемный кирпичный элемент округлой формы в виде креста. Торцы одноэтажной части, в три оконных оси каждый, имеют аналогичное декоративное оформление.
Двухэтажный объем, расположенный в юго-восточной части здания, имеет более сдержанное декоративное оформление. По периметру его опоясывает небольшого выноса профилированный карниз и фриз, отделенный пояском, который прерывают лучковые перемычки окон 2-го этажа с выделенным замковым камнем. Междуэтажный пояс с филенками под окнами и выделенный цокольный этаж имеется только по южному фасаду. Южный фасад двухэтажного объема в настоящее время имеет четыре оси оконных проемов, в левой его части, в месте примыкания к одноэтажному объему, выполнена пристройка с переходом в другие корпуса. По крайней правой оконной оси располагается ризалит, выделенный пилястрами, в верхней части которых кирпичный элемент в виде креста. По первому этажу средней части фасада и ризалиту проходит кирпичный дощатый руст. Окна первого этажа имеют усложненной формы лучковые перемычки. Прямоугольные окна цокольного этажа имеют выделенные замковые камни.
Восточный и северный фасады обладают более сдержанным декоративным оформление. В настоящее время значительно изменен их первоначальный облик: часть проемов заложена, над частью одноэтажных построек возведен второй этаж. Западающая часть восточного фасада – двухэтажная, практически лишена декора, имеет две оси широких арочных оконных проемов (арки трехцентровые). Правая часть восточного фасада в пять оконных осей первоначально была одноэтажной, по ее левой оси устроен ризалит, выделенный рустованными лопатками. Плоскость северного фасада в восемь оконных осей, по его флангам устроены ризалиты, выделенные пилястрами. Правый ризалит северного фасада по центральной оси имеет крупный арочный проем в наличнике, по обе стороны от которого устроены небольшие прямоугольные оконные проемы с невысокими арочными окошками над ним. По центральной оси левого ризалита северного фасада выполнено арочное окно, выделенное лопатками из плоскости фасада. Средняя часть северного фасада с лучковыми оконными проемами и левый ризалит первоначально были одноэтажными, их высота меньше чем правый ризалит, плоскость стен оформлена дощатым рустом. Одноэтажный объем восточного фасада – в пять оконных осей, по правой оси расположен ризалит, акцентированный пилястрами с раскреповкой, окна с усложненными лучковыми перемычками, аналогичными южному фасаду. На момент осмотра общее состояние здания неудовлетворительное. Наблюдалось массовое отслоение штукатурного и окрасочного слоев цоколя, стен и карниза. Первоначальный вид здания был значительно изменен: над частью одноэтажных построек возведен второй этаж, частично заложены первоначальные оконные проемы. Появились наружные пристройки (в т. ч. переход), искажающие первоначальный облик и архитектуру здания. Несмотря на это внешний кирпичный декор в целом сохранен. Специалисты рекомендовали провести комплексную реставрацию фасадов с воссозданием утраченного декора.
Кирпичная ограда протянулась вдоль восточной границы комплекса высотой более трех метров, делится с равным шагом выступающими ребрами жесткости в виде филенчатых лопаток. С восточной стороны к ограде примыкает небольшой пристроенный объем. Стена из красного кирпича лицевой кладки, окрашена в белый цвет. Декоративное оформление: лопатки с филенками. Благоустройство: единая территория всех построек комплекса, включая здание храма, общежительный корпус, кирпичную стену ограды. На момент осмотра общее состояние ограды было работоспособное, состояние отделки неудовлетворительное. Отмостка с двух сторон ограды отсутствовала. Стены из керамического кирпича лицевой кладки. Состояние отделки стен неудовлетворительное, выявлено разрушение наружной версты кладки стен, сколы и выпадения отдельных кирпичей, выветривание швов, трещины в штукатурном слое и отслоение окрасочного слоя. В итоге специалисты также рекомендовали провести комплексную реставрацию с воссозданием утраченного декора (Архив НПЦ «Наследие»).
Здания, расположенные по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Канатная, 81, являются объектом культурного наследия регионального значения «Комплекс: Женский монастырь Богородицы Казанской», 1894 г., согласно постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28.12.1994 № 169. Объект культурного наследия является памятником культовой архитектуры, памятником истории, связанным с духовной православной жизнью на Алтае.
В соответствии со статьей 64 Федерального Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» Объект включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 221620413940005.
М.А. Целищева, Красная книга объектов культурного наследия Алтайского края; http://library.altspu.ru