Действующий Покровский собор указан на плане Барнаула 1877 г. В архиве сохранились метрические книги этого храма, начиная с 1869 г. Ныне существующее здание освящено в 1903 г. Церковь построена на частные пожертвования прихожан. В 1933 г. церковь закрыли, снесли колокольню и крест на куполе. В 1942 г. на основании указа Сталина собор был открыт, а в 1990 г. была вновь построена колокольня, освященная епископом Новосибирским и Барнаульским Тихоном.
Роспись выполнена масляными красками по сухой штукатурке в 1918-28 гг. по проекту и с участием Н.В. Шварева, по мотивам классических христианских сюжетов М.В. Нестерова, В.М. Васнецова, И.Н. Крамского. С конца 1940-х годов велась реставрация росписей.
Развернутая статья о храме на сайте «Архитектурный Барнаул»: http://arhbarnaul.dering.ru/articles/article4.php
Собор был открыт не в 1942 году, а только в 1944 году. «1944 год. С 4 по 15 февраля. Поездка в Омск. Март. Поездка в Барнаул, освящение Покровской церкви» («Из духовного наследия Митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея: дневник, статьи, послания : к 40-летию со дня кончины», Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, Новосибирск, 1996).
«В 1944 году начались богослужения в Покровской церкви Барнаула…» («Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае, 1917-1998», Упр. архивного дела администрации Алтайского края, Барнаул, 1999).
Покровский собор каменный, трехпрестольный: главный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы, придельные – во имя св. благоверного князя Александра Невского и во имя св. вмч. и целителя Пантелеймона, построена в 1904 г. Расстоянием от г. Томска 385 верст.
Причта по штату: 2 священника и 2 псаломщика. Содержание причта: проценты с причтового капитала 287 руб. и доходы от треб. Домов для членов причта нет. Прихожан обоего пола 13 400 душ, в том числе, раскольников 210 чел.
Приписная церковь во имя Воздвижения Креста Господня на новом кладбище в г. Барнауле, каменная.
Церковно-приходских школы две – мужская и женская, обе помещаются в собственных домах; мужская школа открыта в 1893 г. В приходе 1 частное начальное училище и 2 школы гражданского ведомства. Церковно-приходское попечительство существует с 1904 г.
Настоятель, протоиерей Иоанн Иоакимович Смирнов, священник Н.П. Доброседов, диакон на вакансии псаломщика И.Н. Пульхров и псаломщик Евф. Арх. Щубин.
Справочная книга по Томской епархии /составлена служащими консистории под руководством В.А. Карташева в январе-марте мес. 1914 г./ Томск: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева», 1914 г.
Покровский собор, без всякого сомнения, хорошо знаком всем барнаульцам и большинству жителей края. Многие хоть однажды в своей жизни побывали под его святыми сводами: крестили своих детей, отпевали умерших родственников, приобретали свечи и иконы, молились о здравии своих родных и близких.
Особенно много людей посещало собор в 50-е — 80-е г.г. ушедшего века, когда на весь Алтайский край было всего три-четыре православных храма. В то время собор Покрова Пресвятой Богородицы окормлял значительные территории. Именно Покровский собор был тем краеугольным камнем, несокрушимой скалой, о которую разбивались мутные волны атеистического мракобесия. Да и в наши дни, когда православные храмы открыты почти во всех районных центрах, многие сельские жители, приезжая в Барнаул по своим делам, по старой памяти в первую очередь посещают кафедральный собор, отдавая ему предпочтение перед другими храмами.
В 2004 г. Покровский собор отметил свой 100-летний юбилей. Но история появления первой Покровской церкви уходит в более отдаленные времена — в середину XIX в. Именно в это время на Алтай начинают переселяться многие жители европейских губерний России, страдавшие от малоземелья. Часть переселенцев оседала в Барнауле. Как правило, селились люди за Конюшенным переулком (сегодня — Красноармейский проспект), на западной окраине города, впоследствии названной Зайчанской слободой или просто Заячьей. Слобода быстро росла в сторону речки Пивоварки, а ближайший храм — святого Димитрия Ростовского — находился в центре города, на Демидовской площади, то есть на значительном расстоянии от Заячьей. В это время было принято решение о строительстве нового кирпичного Знаменского храма, а старую деревянную церковь во имя святых праведных Захария и Елизаветы было решено демонтировать и по ее плану построить церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого благоверного князя Александра Невского в Заячьей слободе. Благословение на это благое дело дал Томский епископ Парфений 20 ноября 1859 г.
Спустя самое короткое время — а оно было необходимо для подвоза строительных материалов и некоторых организационных работ — в 1860 г. приступили к строительству. При возведении нового храма стали использовать и хорошо сохранившиеся бревна разобранной к тому времени Знаменской церкви. Жители Зайчанской слободы считали за честь для себя принять участие в этом святом деле, поэтому Покровская церковь была построена в достаточно сжатые сроки: 4 августа 1863 г. состоялось освящение храма.
Покровская церковь находилась в беднейшей части Барнаула. Ее прихожанами были крестьяне, мещане, ремесленники и прочий мастеровой люд. Поэтому, учитывая невозможность содержания храма на их скудные пожертвования, Томская консистория — а Алтайский горный округ Кабинета Двора Его Императорского Величества входил тогда в состав Томской епархии — приписала Покровскую церковь к собору Петра и Павла, который и должен был помогать Заячьей слободе содержать свой храм в благолепии. Это правило неукоснительно соблюдалось в течение всей второй половины девятнадцатого века и даже в начале двадцатого.
Однако территория Заячьей слободы стремительно увеличивалась, и уже к началу восьмидесятых годов XIX в. Покровская церковь не могла вместить в своих стенах всех верующих. По своей инициативе прихожане стали собирать деньги на строительство нового, более вместительного храма. Собирали всем миром, но, несмотря на пожертвования барнаульского купечества, довольно долго: необходимая для строительства сумма была собрана только к 1898 г. 9 августа этого же года был заложен первый камень в фундамент будущего храма. В 1903 году строительство церкви было завершено, а освящение состоялось 29 сентября 1904 г.
Как уже говорилось выше, Покровская церковь находилась в беднейшей части города и ее прихожане не имели возможности оплачивать учебу своих детей. Заботу об этом взял на себя настоятель храма протоиерей Иоанн Смирнов. По его инициативе первые церковно-приходские школы для мальчиков и отдельно для девочек были открыты при Покровской церкви еще в начале девяностых годов XIX века. Но их было явно недостаточно, и вскоре после завершения строительства каменного храма Покрова Пресвятой Богородицы отец Иоанн Смирнов заказывает известному барнаульскому архитектору Ивану Носовичу проект новой, кирпичной церковно-приходской школы. Вскоре и это здание было построено. Находилось оно на углу Павловской (Анатолия) улицы и Третьего Прудского (Ядринцева) переулка. Это была самая большая церковно-приходская школа Барнаула. Нужно отметить, что это здание всегда использовалось по своему прямому назначению — после Октябрьского переворота в нем разместилась школа № 13. Отрадно отметить тот факт, что современное руководство школы не забыло свои исторические корни и отсчет времени в своем учебном заведении ведет с 1892 г. — года создания первой церковно-приходской школы при Покровской церкви. Свой 110-летний юбилей школа номер 13 отметила в 2002 г.
В годы революционного безвременья и богоборческого режима Покровская церковь в полной мере пережила те испытания, которые выпали на долю русского православного народа: безбожники обстреливали ее в дни страстной седмицы 1918 г., грабили в начале двадцатых годов. 10 апреля 1939 г. церковь была закрыта.
Покровский храм промыслом Божиим прекратил богослужения одним из последних на Алтае и не был разрушен как большинство храмов Барнаула. Многие его священники и прихожане были арестованы, расстреляны, отправлены в тюрьмы и лагеря. Но в лихую военную годину храм был вновь открыт — в январе 1944 г. началось его восстановление.
Новая история Покровской церкви началась с конца 1943 г. Сохранился протокол перового собрания верующих г. Барнаула от 30 ноября 1943 года. На собрании присутствовало сто семьдесят восемь человек. Единогласно был избран исполнительный орган из десяти человек. Председатель церковного совета — Фролова Параскева Петровна, заместитель председателя — Суслова О.А., казначей — Хахулин Ф.С., его помощник — Горностаева Л.А и шесть членов церковного совета. Единогласно избраны две предложенные кандидатуры священнослужителей: протоиерей Павел Петрович Шутов, проживавший в городе Алейске и протоиерей Николай Стефанович Юдин, проживавший в Затоне. Верующие высказали свою готовность оказать церкви помощь: денежную, вещами и своим личным трудом.
Для барнаульской общины верующих встал вопрос о выборе храма для богослужений. Обследовав здание Покровской церкви на пригодность для богослужения, комиссия верующих составила Акт от 9 декабря 1943 г. Покровский храм находился в плачевном полуразрушенном состоянии: ни колокольни, ни крыши, ни стекол в окнах не было.
Община верующих просила более передать ей для богослужений благоустроенную Знаменскую церковь, но в ней располагался Краевой архив НКВД, по этой причине Знаменскую церковь не отдавали. Общине пришлось восстанавливать Покровскую церковь, заключив договор о передаче здания в бессрочное пользование. 12 февраля 1944 г. состоялся Акт передачи исполкомом барнаульского совета депутатов трудящихся здания Покровской церкви по ул. Никитина 137 общине верующих во главе с настоятелем протоиереем Павлом Шутовым, председателем церковного совета Фроловой П.П. и заместителем председателя Сусловой О.А.
Первый настоятель возрожденного Покровского храма протоиерей Шутов Павел Петрович родился в 1885 г., в г. Молога Ярославской области. Имел классическое образование: Духовное училище, Семинарию и Ярославский Юридический лицей. В 1909 году он был рукоположен и служил священником в Ярославской Феодоровской церкви, а с 1933 г. переведен к кладбищенской церкви г. Рыбинска. В 1936 г. Шутов был сослан в трудовой исправительный лагерь (Сиблаг) на пять лет по обвинению — 58 ст. УК (контрреволюционная деятельность). С 1942 года священник проживал в г. Алейске, а с 15 декабря 1943 г. — в г. Барнауле.
Силами верующих Покровский храм был подготовлен для освящения менее чем за два месяца. В воскресение пятой недели Великого поста – 26 марта 1944 г. Высокопреосвященнейшим Варфоломеем, Архиепископом Новосибирским и Барнаульским, «при громаднейшем стечении народа, радовавшегося и этому торжеству, и вообще открытию церкви», храм был освящен.
Первым псаломщиком Покровской церкви был диакон Павел Андренюк. Он родился в 1889 г. в с. Барщево Брестской области. Вырос при церкви, нес послушание на клиросе. 20 июня 1912 г. Высокопреосвященнейшим Михаилом (Ермаковым) Гродненским и Брестским был назначен псаломщиком Грушевской церкви Корбинского уезда, где беспорочно прослужил до 1941 г. 20 июня 1941 г. перед оккупацией немцами Брестской области эвакуировался вместе с семьей в г. Барнаул. С 1942 по март 1944 г. работал на мясокомбинатской железнодорожной ветке в г. Барнауле. В 1944 г. архиепископ Варфоломей рукоположил его в сан диакона к Покровской церкви г. Барнаула.
С открытием церкви стал формироваться церковный хор. Первым регентом стал пожилой музыкант Захар Семенович. Регент организовал проведение репетиций хора. В восемнадцать лет пришла в хор Покровской церкви Мария Хлебникова. Она не знала нотной грамоты, но очень хотела петь в хоре. Захар Семенович прослушал ее и сказал, что принимает в хор. Из ее воспоминаний: «разучивали новую «Херувимскую песнь» готовились к Пасхе!». Многие старые прихожане Барнаула еще помнили церковные службы и былые напевы. Пели по рукописным дореволюционным нотам. Основу хора составляли пожилые певцы, которые любили и знали церковную службу и церковные распевы. Нужно сказать, что молодых подростков не брали в хор: это было запрещено советской властью. Только после совершеннолетия (после 18 лет) и только те, родители которых были простые рабочие и не принадлежали коммунистической партии, могли находиться на богослужении. Некоторые отъявленные коммунисты вылавливали детей и подростков в церкви, вызывали родителей и проводили унизительные беседы на атеистические темы.
В предвоенные годы гонения разорения и закрытия храмов многие церковные ноты и книги сожгли. Осталась только малая доля дореволюционных печатных сборников и рукописные нотные тетрадки, которые хранили, несмотря на запрет, пожилые певчие и регенты бывших храмов. В возрождающихся храмах была большая потребность в церковных книгах, нотах, их собирали по крупицам, переписывая друг у друга, переезжая из города в город. В 1943 г. в г. Бийске первой была открыта и действовала Покровская церковь, которая стала источником собирания и распространения церковно-певческих рукописей. Все регенты и любящие хоровое дело певчие вносили посильную лепту в расширении богослужебного репертуара. Была введена даже такая должность — писчий нот, за труды которого выплачивалось небольшое жалование. С этого времени начался процесс собирания и формирования хоровой нотной библиотеки Покровской церкви г. Барнаула.
Согласно заявлению протоиерея Павла Шутова от 30 июня 1944 г., его уволили в за штат с правом перехода в другую епархию. Он уехал в Кострому. Настоятелем Покровской церкви был назначен протоиерей Николай Юдин. Указом Архиепископа Новосибирского и Барнаульского от 3 сентября 1944 г. он также начал исполнять должность благочинного церквей Алтайского края. В связи с этой должностью ему давались полномочия фиксировать общины верующих и открывать храмы на Алтае. Николай Стефанович Юдин «был выращен Барнаулом», его помнили многие верующие еще с 20-х г.г., когда он был благочинным Барнаульского уезда. Он был участником Великой Отечественной Войны и имел государственные награды.
С 22 сентября 1944 г. на вакансию второго священника в Покровскую церковь был назначен иерей Иоанн Алексеевич Литвинцев. Родился он в г. Иркутске в 1887 г. Служил псаломщиком с 1909 года на станции Нижний Удинск Сибирской железной дороги. С 1912 г. — диакон кафедрального собора г. Иркутска. С 1930 г. Литвинцев трудился на заготовках легтехсырья в системе «Оптсоюза» на ст. Слюдянка Забайкальской железной дороги Иркутской губернии. С 1931 г. он работал делопроизводителем Золотопродской системы В.С.З. Нижнеудинского района. В 1932 г. был рабочим при Енисейском краеведческом обществе г. Красноярска. С 1934 г. Литвинцев служил диаконом старого собора г. Красноярска. В 1936 г. он работал сторожем центрального аптечного склада, а с 1938 — сторожем строительного треста г. Красноярска. С 1941 по 1944 г.г. он был заведующим складами стройконторы системы Красноярского Горторга. С 20 января 1944 г. Литвинцев служит диаконом кладбищенской церкви г. Красноярска. По вызову Архиепископа Варфоломея он назначен псаломщиком Вознесенской церкви г. Новосибирска, а осенью 1944 г. был назначен священником в г. Барнаул.
В послевоенный период были проблемы с псаломщиками Покровской церкви. Многие долго не задерживались и переводились в другие храмы по разным причинам. Одни не приживались, других рукополагали и назначали на священническое служение. Диакон-псаломщик Андренюк Павел Евтихиевич был рукоположен в сан священника и с 19 апреля 1945 г. был назначен на вакансию третьего штатного священника Покровской церкви. В связи с этим рукоположением, на его место был направлен псаломщик-диакон Георгий Иванович Никифоров. Согласно прошению псаломщика и ходатайству протоиерея Николая Юдина — благочинного церквей Алтайского края, Никифоров Г.И. был переведен в клир церкви из Покровского храма г. Бийска. Но вскоре так получилось, что по благословению Архиепископа Варфоломея диакон Герогий был опять направлен к Бийской Покровской церкви. По извещению от 6 октября 1945 года, диакон-псаломщик Георгий Никифоров был отстранен от должности настоятелем протоиереем Н. Юдиным, за недопустимое поведение в храме. Поэтому 15 октября по резолюции Высокопреосвященнейшего Варфоломея диакон Георгий Никифоров «для пользы службы переводится к Покровской церкви г. Бийска».
В Барнаульском храме опять возникла потребность в псаломщиках. Высокопреосвященнейший Владыка Варфоломей в г. Новосибирске 23 июня 1946 г. рукоположил во диакона Андрея Васильевича Малютина и назначил его штатным псаломщиком Покровской церкви г. Барнаула. По архивным сведениям, А.В. Малютин имел общее образование три класса, был уроженцем деревни Мсхомк Красноярского района Удмурской АССР, проживал в селе Лебяжье Сростинского района. В Алтайском крае до 1930 г. он занимался сельским хозяйством. После переехал в Кемеровскую область на рудник, работал печником до 1941 г. Через некоторое время, он был рукоположен в священнический сан и направлен к Покровской церкови в с.Ново-Перуново Тальменского района.
В 1947 г. диакон Иван Иванович Хаймин был назначен псаломщиком к Покровской церкви г. Барнаула. Он родился в 1895 г. в г. Чердынь, Молотовской области. Закончил два курса Духовной семинарии. С 1913 года — псаломщик, в 1916 году диакон. В 1920 году во время гражданской войны эвакуировался в Сибирь и работал хористом в Новосибирском отделении Народного образования. С 1921 по 1923 г.г. работал в Усольском уездном отделе труда в качестве секретаря. С 1923 по 1939 годы служил диаконом в разных храмах Свердловской области. С 1939 по 1947 г.г. вернулся к светской деятельности и трудился бухгалтером Механического завода №1 МВС. С 19.04.1947 архиепископом Варфоломеем назначен штатным псаломщиком Покровской церкви.
В июне 1947 г. Владыка Варфоломей, обращаясь в письме к уполномоченному по делам РПЦ в Алтайском крае, просит, чтобы разрешили провести общее собрание церковного совета Покровской церкви и сделать перевыборы совета, так как: «Настоящий церковный совет непозволительно долго тянет ремонт храма и своим неумением вести церковное дело требует смены». Преосвященнейший был обеспокоен неудовлетворительным ведением ремонта Покровской церкви г. Барнаула. В связи с этим были проведены два собрания верующих Покровской церкви и полностью переизбран исполнительный орган: староста, его помощник и казначей. Архиерейским указом от 15 августа 1947 г. протоиерей Николай Юдин был переведен настоятелем Успенской церкви г. Бийск, а настоятелем Барнаульской церкви был назначен священник Иоанн Литвинцев. Вторым священником Покровской церкви стал иерей Димитрий Ложкин, переведенный из Успенской церкви г. Бийска.
Второй настоятель протоиерей Николай Юдин был помощником и соратником протоиерея Павла Шутова, продолжил его труды по возрождению духовной жизни и ремонту храма, он ходатайствовал перед властями о приобретении дома для священнослужителей, при нем был восстановлен главный купол храма.
Третий настоятель иерей Иоанн Литвинцев продолжил работу по ремонту церковного здания; при нем был установлен большой крест на главном куполе Покровской церкви, были смонтированы два крыльца боковых приделов и покрашена крыша храма; летом 1951 г. приступили к реставрации росписи.
Современная история храма начинается с 90-х г.г. ХХ в., когда началось активное восстановление храма и строительство колокольни, благоустройство прихрамовой территории. За 30 лет был полностью восстановлен первоначальный облик храма, установлены новые купола, построен крестильный храм и трапезная, воскресная школа и детская площадка, облагорожена территория и огорожена забором.
http://pokrov22.ru/hram/history/
4 августа 1863 г. освящен храм Покрова Пресвятой Богородицы в Барнауле. Первоначальное здание Покровской церкви было деревянным. Строилось оно по одному из проектов уже имевшейся в городе Захариевской церкви. Дело в том, что построенное в 1754 г. первое здание деревянной однопрестольной церкви во имя святых праведных Захария и Елисаветы уже к середине 1760-х г.г. сильно обветшало. Население города увеличивалось, ощущалась необходимость в новой, более вместительной церкви.
Место для строительства нового храма выбрали в той же части города – Заречной, – но гораздо ближе к реке Барнаулке (рядом с существующим ныне Знаменским собором – Т.С.). Строили церковь довольно долго. Среди прихожан Захариевской церкви был известный изобретатель «огнем действующей машины» И.И. Ползунов. В мае 1766 г., за несколько дней до смерти, он внес в казну храма 20 рублей – по тем временам достаточно солидную сумму – «ради новостроящегося придела Николая Чудотворца». Только через 12 лет, в 1778 г., новый храм был построен, второй престол которого был освящен в честь Святителя и Чудотворца Николая Мир Ликийского. Новый деревянный двухпрестольный храм прослужил в течение 80 лет.
Видимо, проект был хороший. На сохранившемся архитектурном плане написано: «Проект деревянной церкви, бывшей во имя святых праведных Захария и Елисаветы, существующей в Заречной части города Барнаула, предполагаемой к перенесению на новое место в части города, именуемой Заячьей, и освящению во имя Покрова Пресвятой Богородицы и святого Александра Невского». 20 ноября 1859 г. было получено благословение томского епископа Парфения «по сему проекту построить церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в г. Барнауле».
Заячья слобода – окраина тогдашнего Барнаула, населенная беднейшей частью горожан. Ни о каком финансировании извне не могло быть и речи. Но были мастера, строители церквей. Были мастера и по отливке колоколов, а главное – крепкая вера и желание построить новую церковь. Началась подготовка к строительству, сбор денег, и в 1860 г. состоялась закладка. Строился храм споро, всем миром. Проект был знакомый. Использовалась часть добротного материала, оставшегося от прежней Захариевской церкви. И 4 августа 1863 г. Покровская церковь была уже освящена. Новую церковь приписали к Петропавловскому собору. По крайней бедности прихожан Консистории священнослужители пользовались общим доходом по церквам: соборной и Покровской.
В 1866 г. всех прихожан насчитывалось 3 297 человек. Из них большинство мещан – 1 552 человека, статских – 641, военных – 498, разночинцев – 442 человека, а купцов – всего один дом в пять человек.
Деревянный двухпрестольный храм прослужил 41 год, а в 1904 г. вознесся новый каменный трехпрестольный храм Покрова Божией Матери, ныне являющийся кафедральным собором.
Т.В. Скворцова, архивариус Барнаульской епархии