Никольская полковая церковь возводилась в 1903-1906гг., у ее стен проходило празнование столетия Отечественной войны 1812года.
В годы Советской власти использовалась под клуб Барнаульского Высшего военного авиационного училища.
Церковь была построена по типовому проекту военных храмов,утверждённому Строительной комиссией в 1901 г. (арх. Фёдор Михайлович Вержбицкий). Всего в Российской Империи к 1917г. было выстроено не менее 60-и таких церквей. К началу ХХ века гарнизон в г.Барнауле составляли 1-я, 2-я и 3-я батареи Сибирского резервного горного артиллерийского дивизиона. Здесь же находились Управление Барнаульского уездного воинского начальника, местной команды и военного лазарета. Для их духовного окормления 17 Апреля 1904 г. на углу Московского пр. (ныне пр. Ленина) и Второй Алтайской улицы была заложена каменная церковь, выстроенная в течение двух лет под наблюдением барнаульского архитектора И.Ф. Носовича (которому в ряде публикаций ошибочно приписывается авторство этого храма в целом), и торжественно освящена 9 Февраля 1906 г. Первым настоятелем этого храма с 7 Мая 1906 г. стал свящ. Владимир Васильевич Златомрежев. Согласно клировой ведомости, на 1906 г. число прихожан это церкви, состоящих из чинов вышеназванных подразделений, составляло 864 человека.
В 1930-е годы храм был закрыт и вскоре обезглавлен. Спустя некоторое время в нём был устроен клуб близлежащей воинской части, а позднее — клуб Барнаульского высшего военного лётного училища. В таком виде в Мае 1991 г., вскоре после посещения Барнаула патриархом Московским и всея Руси Алексием (Ридигером), здание было возвращено РПЦ и в нём возобновились Богослужения. В Мае 1993 г.Никольская церковь была освящена малым чином. К 2006 г. была вновь воссоздана колокольня, а 3 Июня 2006 г.храм был увенчан куполом, на которые (с колокольней) 21 Мая 2007 г. были торжественно подняты новые золочёные кресты. Внутри церкви к настоящему времени установлен новый двухъярусный золочёный иконостас, воссозданный по старым фотографиям, иконы в котором написаны палехскими иконописцами. Роспись же внутри храма выполнена известным барнаульским художником В. Коньковым.
РГИА, ф.806, оп.8, д.685, лл.1-6 об.Клировая ведомость церкви за 1906г.;также использована информация с сайта Барнаульской и Алтайской епархий http//bdu.eparhia/ru/
P.S. В Интернете имеет широкое хождение статья некоего Александра Родионова «Из анонимных в именитые», посвящённая розыску им документов об истории постройки вышеназванной церкви. В данной статье содержатся абсолютно не соответствующие действительности сведения о том, что автором проекта данного типового воинского храма является петербургский архитектор А.Г. Успенский (в действительности он лишь вёл наблюдение за постройкой в Санкт-Петербурге церкви Л.-гв. Московского полка, аналогичной по архитектуре барнаульскому храму), а также о том, что им были разработаны аж целых три варианта типовой воинской церкви (на 400, 600 и 900 человек). Архивные документы этого не подтверждают. Кроме того указанная этим автором как «аналогичная» церковь 11-го Туркестанского стрелкового полка в Керки, была построена в 1899-1901 годах и к данному типу храмов совершенно не относится, что наглядно доказывает её фотография, помещённая в книге Г.А.Цитовича «Храмы Армiи и Флота», Пятигорскъ, 1913, с.464.
Трудно назвать количество храмов и монастырских обителей, построенных к концу XIX века в России – в том числе и в Сибири — в честь Святителя Николая. В начале XX века строительство новых храмов в честь любимого и почитаемого русским народом святого продолжалось. Не был исключением и город Барнаул. Никогда ещё не знал наш город такого размаха храмового зодчества, как в то время. Одновременно строились Покровская церковь в Зайчанской слободе, Троицкая церковь в нагорной части города, храм Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня (ныне в этом здании, что на территории парка меланжевого комбината, находится планетарий), церкви во имя иконы Казанской Пресвятой Богородицы и Святителя Иннокентия Иркутского на территории женского монастыря, деревянные храмы в Острожном переулке и в тюремном замке… В это же время улицы города украсили и несколько великолепных часовен, построенных по проектам замечательного алтайского архитектора Ивана Носовича. Была возведена деревянная часовня на ключе Святителя Николая, недалеко от Богородице-Казанского женского монастыря.
А на центральной улице Барнаула – Московском проспекте – появилась солдатская (или полковая) Никольская церковь. В начале XX века в России действовало правило, согласно которому в тех районах, где дислоцировались русские воинские силы численностью не менее батальона, нужно было строить солдатские храмы, а там, где это было невозможно, стали появляться походные воинские церкви и даже церкви-вагоны. В городе в то время находился Барнаульский стрелковый полк, поэтому вопрос о строительстве храма был предрешен, тем более что военное ведомство выделило для этих целей 36 000 рублей, а Главный штаб предложил проект кирпичной церкви, вмещающей 630 человек, причем этот проект был одобрен Государем Императором Николаем II.
18 апреля 1903 года на очередном заседании городской думы первым рассматривался вопрос о выделении городской территории для строительства полковой церкви. В то время, кстати, Барнаул испытывал нехватку городской земли, но все же дума решила этот вопрос положительно: для строительства храма было отведено 290 квадратных сажен земли на углу Московского проспекта и Второй Алтайской улицы, недалеко от полковых казарм. Уже весной 1904 года войска Барнаульского гарнизона при широком стечении публики участвовали в торжественном освящении места и закладке первого камня полковой Никольской церкви.
Строительство шло очень быстро: в конце декабря того же года благочинный протоиерей Анемподист Завадовский сообщил в Томскую духовную консисторию, что стены и крыша храма завершены, однако внутренние отделочные работы еще не начинались. Быстрые темпы строительства церкви можно объяснить не только хорошим финансированием, но и тем, что в строительных работах принимали участие как солдаты Барнаульского гарнизона, так и местные жители – об этом вспоминали многие старожилы Барнаула. Не было тогда для русского человека большей чести, чем строить храм.
В феврале 1906 года Никольская церковь была освящена – на строительство ее ушло менее двух лет. С того времени все призывавшиеся на воинскую службу из Барнаула принимали здесь присягу. Но не только военнослужащие посещали эту церковь. Для жителей Алтайских улиц она была самой ближней, поэтому и в будни, и в праздники они приходили сюда молиться. К Никольской церкви примыкала значительная территория, свободная от каких-либо строений. Ее прекрасно было видно со всех сторон, а потому именно здесь неоднократно проводились народно-патриотические праздники и манифестации – к примеру, празднование 100-летия Бородинской битвы, 300-летие царствования Дома Романовых и многие другие.
Никольская церковь разделила участь всех других церквей города: в 30-е годы прошлого века прекрасные колокольня и купол были разрушены, колокола разбиты, а чтобы ничто не напоминало о том, что когда-то здесь был православный храм, замаскировали даже кресты, украшавшие некогда стены здания. Какое-то время Никольская церковь пустовала, затем в ней разместился воинский клуб. В 1992 году, после принятия решения о возвращении Русской православной церкви сохранившихся, но в большей степени полуразрушенных церковных зданий, она была возвращена в руки законных владельцев – православных верующих. С этого времени в Никольской церкви совершаются ежедневные богослужения.
К великой скорби прихожан и причта Никольской церкви, в ней были уничтожены все росписи, ранее украшавшие стены храма. Не сохранились иконы и священные книги. Но это совсем не значит, что здесь нет старинных или, как говорили когда-то на Руси, «намоленных», самых почитаемых икон – они есть в храме. Среди них – прекрасный образ Пресвятой Богородицы, перед которым всегда горит великое множество свечей. Нет такого прихожанина, который, находясь в храме, не подошел бы и не поклонился Царице Небесной. Эта храмовая икона, написанная в конце XIX века, находилась когда-то в одном из сел Тогульского района Алтая и чудом была спасена от поругания и уничтожения в советские времена. В течение полувека ее благоговейно хранили и передавали из рук в руки местные жители, пока в начале 80-х годов она не попала к сотрудникам Алтайского краеведческого музея. И через десять лет, во время открытия Никольской церкви, храм получил этот дар – сохраненный Промыслом Божиим святой образ, воистину бесценный. Еще один дар, полученный тогда же, — великолепный благозвучный колокол, изготовленный в 1903 году.
Никольский храм постепенно восстанавливается. Известным барнаульским художником В. Коньковым завершена его внутренняя роспись, готов новый иконостас, написанный палехскими мастерами-иконописцами, поднялась новая колокольня. Планируется возвести купол – и тогда улучшится акустика в алтаре, и вновь, как когда-то, в полную силу прозвучат для прихожан слова православного богослужения: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков».
4 июня 2006 года Никольский храм встретил свой вековой юбилей. Накануне празднования юбилея, 3 июня, после окропления святой водой, челябинские рабочие подняли два купольных барабана диаметром 2 и 6 метров, на надалтарную башню. Таким образом завершился последний этап подготовки храма к празднованию 100-летнего юбилея.
21 мая 2007 года перед вечерним богослужением Преосвященнейший Максим, Епископ Барнаульский и Алтайский, освятил новые кресты на Никольский храм г. Барнаула.
http://nikol22.cerkov.ru/o-xrame/istoriya-xrama/