В 1774 г., после построения нового каменного Петропавловского кафедрального Собора в Барнауле, прежнее деревянное здание храма решено было перенести на Нагорное кладбище. Храм получил название церковь во имя Св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
В 1857 г. «ноября, третьего дня, тщанием горных чиновников» была построена и освящена новая каменная с таковою же колокольнею церковь. По своему очертанию она напоминала Петропавловский Собор в Санкт-Петербурге. Проектировал храм ученик Карла Росси Яков Николаевич Попов, архитектор Алтайских заводов, во многом определивший архитектурный облик исторического центра Барнаула. Сохранились в архиве чертежи фасада, фасадного разреза и иконостаса кладбищенской церкви. На фасадном проекте изображен храм-башня на высоком фундаменте. К притвору верующие поднимались по ступеням к четырехколонному портику. Трехступенчатое, рвущееся ввысь сооружение, завершалось остроконечным шпилем. Европеезированное в классическом стиле, стройное здание венчало панораму города и его силуэт вторил ритму портиков заводского госпиталя и заводской богадельни ансамбля Демидовской площади. Церковь была видна практически с любого местожительства барнаульцев.
Проект иконостаса был красив: в центре, над Царскими вратами, крест с расходящимися лучами; от врат справа и слева вверху надписи из Евангелия от Иоанна: «веруяй в мя имать живот вечный» и «аще любите мя заповеди моя соблюдите».
Практически церковь служила для отпевания усопших и была приписной к Петропавловскому собору, то есть обслуживалась его причтом. Кладбище было старинное, на нем покоились многие поколения горожан, священнослужителей и многие из тех, кто составлял славу и гордость Алтая. Здесь находилось множество прекрасных памятников-надгробий. Об одном из них упоминается в воспоминаниях писателя-историка Ф.Н. Белявского и географа В.П. Семенова-Тян-Шанского: «В Барнауле находится могила известного писателя-публициста Сибири Н.М. Ядринцева; на ней в 1900 г. поставлен памятник, представляющий из себя саркофаг, на верхней стороне которого лежит золоченая пальмовая ветвь. Над саркофагом с восточной стороны поднимается колонна, и на выдающемся из нее постаменте поставлен бронзовый бюст покойного…»
Каждая церковь, даже и приписная, имела старосту, который избирался представителями Барнаульской городской думы на 3-х летний срок службы. На одном из таких собраний, которое состоялось 6 октября 1908 г., старостой был новь избран Барнаульский купец Василий Федорович Морозов, послуживший уже 3-х-летний срок (с 1906 по 1908 г.) и «изъявившаго согласие вновь послужить Храму Божию».
19 октября 1908 г. священник градо-Барнаульской Знаменской церкви Павел Соколов обратился в Томскую консисторию с ходатайством о перечислении Барнаульской кладбищенской церкви из прихода Петропавловского Собора к Знаменской церкви в виду того, что церковь эта находится в районе Знаменского прихода и стоит в той же части города, где живет 5/6 Знаменских прихожан. Консистория препроводила прошение благочинному № 17. Благочинный представил план города Барнаула и рапорт причта градо-Барнаульского Петропавловского собора и донес, что только небольшая часть Знаменского прихода, прилегающая к речке Барнаулке, с улицами – Большой и Малой Олонской и Подгорной находится под горой, а вся остальная на горе. Церковь кладбищенская ближе всего прилегает к Подгорной улице и значительно далеко отстоит от нагорной части прихода. Судя по этому, она может удовлетворять религиозные требования только небольшого числа прихожан. На основании рапортов причта градо-Барнаульского Петропавловского собора и благочинного № 17, градо-Барнаульскую кладбищенскую Иоанно-Предтеченскую церковь оставить по прежнему приписною к означенному Собору. Этот указ был подписан уже 3 июня 1909 г. Тем не менее, вскоре, вышел другой указ – церковь сделать самостоятельным приходом, так как в клировой ведомости Петропавловского собора за 1910 г. приписной церкви к нему нет. И в справочниках по Томской епархии за 1911, 1914 гг. церковь числится отдельной, кладбищенской и состоящей в ведении благочиния № 17 (суть все церкви Барнаула).
C 1910 г. настоятелем церкви был священник Александр Иванович Слободский, окончивший курс в Томской духовной семинарии. Находился на разных службах, в том числе был благочинным 16 и 18 округов, членом правления Барнаульского духовного училища, духовным следователем. Имел награды: набедренник, скуфью, камилавку и наперсный крест от Св. Синода. С этого же года был назначен псаломщиком Николай Москалев, окончивший курс в Томской духовной семинарии. В 1912 г. его сменил псаломщик Алексей Александрович Филимонов, окончивший курс в Панкрушихинском училище.
В конце 1890-х гг. городская дума приняла решение об ограничении захоронений на Предтеченском кладбище и разрешила погребения в местах, купленных ранее и огражденных. Переписка по этому решению с Кабинетом Его Величества длилась много лет.
В 1920-е гг., уже при советской власти, Иоанно-Предтеченская церковь имела свой приход. В списке Алтайской Губернской Комиссии по изъятию ценностей из домов религиозного культа и дел ликвидационного отделения (по отделению церкви от государства), от 24 апреля 1922 г. из 20-ти представленных церквей, Иоанно-Предтеченская кладбищенская церковь стоит под 15 номером.
В 1923 г. административным отделом Губисполкома была зарегистрирована «Иоанно-Предтеченская православная община обновленцев», в 1925 г. она была перерегистрирована. В 1927 г. по взаимному согласию община этой церкви передала Покровскому Собору колокол в 300 пудов. В конце 1920-х гг., видимо, последним настоятелем церкви был священник Александр Спасский.
С начала 1930-х гг. территория кладбища приходила в запустение. Надгробия разрушались и расхищались. Примером тому является найденная уже в мае 2003 г. надгробная чугунная плита с могилы диакона Барнаульской Дмитриевской церкви Феодора Голубинского, скончавшегося в 1888 г., который прослужил в этом храме 24 года (с 1864 по 1888 г.). Плита служила крышкой для водопроводного люка. В настоящее время надгробная плита хранится в церкви Димитрия Ростовского.
В 1931 г. кладбище было закрыто вместе с церковью, которая вскоре была разрушена. Остался только фундамент. Старожилы помнят, что в 1954 г. на месте церкви и кладбища была размещена выставка достижений народного хозяйства. Вместо белокаменного Храма долго высились буквы «ВДНХ». В настоящее время на бывших могилах разместился Нагорный парк.
Т.В. Скворцова, http://altlib.ru/territorii/barnaul/tserkov-vo-imya-sv-predtechi-i-krestitelya-gospodnya-ioanna/
Работы по воссозданию храма святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна были начаты 31 июля 2014 года. Тогда было решено, что храм станет частью мемориального комплекса, который расположится на территории Нагорного парка. Помимо храма, будут возведены церковная лавка с необходимыми хозяйственными постройками, а на месте разрушенного храма появится мемориальная часовня.
Подробности: https://regnum.ru/news/cultura/2229739.html


