Барнаул. Церковь иконы Божией Матери «Одигитрия».

Каменное здание Богородице-Одигитриевской церкви начали строить в 1795 г., закончили в 1815 г. Освящена в 1815 г. Располагалось оно на пересечении Московского переулка (пр. Ленина) и Большой Тобольской улицы. Рядом находилась базарная площадь. Деньги на строительство выделил купец Иван Пуртов. Здание было «двухэтажным, крыша железная, покрыта зеленой краской, утварью достаточное». Эту церковь называли в Барнауле «купеческой»: по месту расположения у Торговой площади и церковными старостами в ней были долгое время представители купеческого рода Суховых. В 1914 году церковь обслуживала около 1300 прихожан, при ней действовали церковно-приходская женская школа и школа грамоты.
После 1935 года здание было разобрано. От усадьбы храма остались сквер и искаженное перестройками церковное гостиничное здание.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1842054

Одигитриевская церковь каменная, двухэтажная, во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии и во имя Преображения Господня, с двумя приделами в нижнем этаже: во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и во имя св. пророка божия Илии, построена в 1815 г., расстоянием от г. Томска 385 верст.
Причта по штату: священник, диакон и псаломщик. Содержание причта при готовых причтовых домах: проценты причтового капитала 500 руб. 86 коп. и доходы от треб. Прихожан обоего пола 1300 душ, в том числе, раскольников и иноверцев 70 чел. При церкви часовня, построена в 1884 г.
Церковно-приходская женская школа открыта в 1900 г. и школа грамоты. В районе прихода три школы гражданского ведомства. Церковно-приходское попечительство существует с 1898 г.
Настоятель, протоиерей Иоанн Алексеевич Попов, священник на месте штатного диакона Иннок. Петр. Долинин, диакон на должности псаломщика Алексей Павл. Красноцветов.
Справочная книга по Томской епархии /составлена служащими консистории под руководством В.А. Карташева в январе-марте мес. 1914 г./ Томск: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева», 1914 г.

Предпринимательская благотворительность на Алтае существовала с давних времен. Ее традиционной сферой были церковные пожертвования, и многие храмы в городах и селах Алтая являлись результатом купеческого попечения. Одигитриевская деревянная церковь была открыта в 1759 г. в г. Барнауле на средства «посадских людей», цеховых и разночинцев. В государственном архиве Алтайского края сохранились чертеж фасада и план этажа деревянной Одигитриевской церкви. Церковь была расположена в центре города, близи торговых рядов. Прихожанами новой церкви были торговые, ремесленные и прочие жители. В 1774 г. в Барнаульском заводе при церкви Одигитриевской было прикреплено 257 дворов, служил один священник, два дьякона и два пономаря. С ростом числа населения церковь не могла вместить всех желающих, а так же в связи с тем, что деревянная церковь пришла в ветхость, жители города выступили с ходатайством о строительстве нового, теперь уже каменного здания.
Новая церковь должна была быть четырехпрестольной: в середине — Одигитрии Богоматери, по правую руку – придел Трем Святителям – Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, по левую – Илии Пророку и в верхнем этаже – Преображению Господню. Каменное здание церкви было заложено 16 октября 1795 г. А в сентябре 1812 г. деревянная церковь сгорела и три года прихожане ходили в другие храмы города. 23 октября 1812 г. священник Барнаульской Одигитриевской церкви Василий Евтифеев обратился в Барнаульское духовное правление с просьбой перевести его служить в Берское село при троештатной Сретенской церкви, в связи с тем, что старая церковь сгорела, а новая еще строилась.
Вновь построенная церковь была освящена 26 января 1815 г., построена на средства купца Ильи Пуртова. В конце ХVIII в. – первой половины ХIХ в. Пуртовы были самой богатой семьей барнаульского купечества, активно занимались благотворительностью, жертвуя немалые суммы на нужды просвещения, церкви, помощь малоимущим.
Каменное двухэтажное здание церкви с колокольней, не отличалось внешними архитектурными достоинствами, но, по воспоминаниям современников, поражало внутренним убранством, богатством и благолепием – купцы и торговцы стремились украсить свою церковь. На карте г. Барнаула за 1826 г. под № 28 отмечена Церковь Богоматери (Одигитриевская). В ведомости за 1852 г. указано, что земли при церкви усадебной нет, пахотной и сенокосной 33 десятины, на которую есть план. Землею сенокосною священноцерковнослужители пользовались сами.
В описи церкви за 1861 г. отмечено, что для входа в нижний этаж находилась дверь с западной стороны, для входа на второй этаж также была одна дверь с западной стороны. Полы в низу храма были из алебастра, покрашенные, на втором этаже полы были деревянные, также покрашенные. Церковь была покрыта железом, покрашенным зеленою краскою, в колокольне, внизу, были устроены сторожка и кладовая. Ограда была каменная с деревянными решетками, покрашена зеленою краскою. Иконостас в церкви был деревянный, местами с резьбою, позолочен и покрашен краскою. В колокольне было семь колоколов, самый большой был весом в 118 пуда, изготовленный на средства барнаульского купца В. Пуртова в 1827 г. В ведомости за 1873 г. также указано, что земли усадебной и пахотной при церкви нет, а сенокосной по распоряжению Алтайского Горного Правления от 1867 г. утверждено священникам по 10 десятин, дьяку и пономарю по 4 десятины. С 1877 г. на планах г. Барнаула на усадьбе церкви показаны одноэтажные каменный торговые лавки.
В 1884 г. при воротах церковным старостой Суховым, на собственные средства была построена небольшая каменная часовня для помещения в ней св. иконы Божией Матери. Из книги Одигитриевской церкви для регистрации богослужений за 1885 г. мы можем узнать, что на всенощных службах присутствовало в среднем по 100–150 человек, а в большие праздники в церкви присутствовало на службе 300–400 прихожан. Из сведений за 1896 г. следует, что церковь как внутри, так и снаружи благолепна, особенным благолепием отличается верхний этаж храма, в котором один только иконостас оценивался в 20 тысяч рублей, утварью достаточна, содержится денежными доходами, получаемыми от прихожан, при исправлении у них духовных треб. В тоже время было отмечено, что в сводах церкви нижнего этажа образовались трещины от неравномерной осадки столба среднего пояса, поэтому предполагалось произвести следующие работы: устроить арки между средними столбами в трапезной, сложить вновь над окнами второго этажа трапезной с южной стороны перемычку, в двух окнах трапезной первого этажа под существующими перемычками окон сделать другие перемычки. Из данного документа мы можем узнать, что шесть больших столбов поддерживало своды на первом этаже.
В 1897 г. в Строительном отделении Томского губернского управления был одобрен проект каменной церкви Божией Матери Одигитрии с показанием предложенных переделок. На плане в разрезе были показаны предполагаемых изменений в своде нижнего этажа. В 1898/1899 г.г. прихожан у церкви было мужского пола 572, женского – 596, в том числе раскольников 88. Причт по штату полагался – священник, диакон и псаломщик. Священником служил И.А. Попов, диакона место было вакантное, диаконом на должности псаломщика был А.И. Никольский. На кожевенном заводе купца Сухова в сентябре 1898 г. была открыта школа грамотности, в которой обучалось 14 мальчиков, школа находилась в частном доме. В 1898 г. было открыто Попечительство. В 1898 г. поступило на приход 91,6 руб., из них было за год израсходовано 19,85 руб.
Многие горожане жертвовали и завещали Одигитриевской церкви значительные капиталы, в том числе и дома. Из книги описанного движимого и недвижимого имущества Барнаульской Одигитриевской церкви следует, что настоятель храма протоирей Иоанн Попов проживал на Кузнецкой (ул. Гоголя) улице в деревянном на каменном фундаменте доме, пожертвованным церкви в 1895 г. купеческими сыновьями Суховыми по завещанию их отца Д.Н. Сухова. На усадьбе находился амбар, погреб, баня. Стоимость дома с хоз. постройками оценили в сумму 350 руб., налог на имущество составил 8,22 руб. Диакон Алексей Красноцветов жил в деревянном доме на Б. Тобольской (ул. Л. Толстого) улице, пожертвованный церкви купцом В. Суховым в 1882 г. Церковный староста барнаульский купец Василий Хмелев жил в своем доме на Пушкинской улице. Кроме жилых домов у церкви были торговые лавки, здание школы и хозяйственные постройки. Так, каменный корпус с четырьмя лавками, крытый железом, в 1895 г. оценили в 5500 руб., налог на имущество составил 129,25 руб., а в 1873 г. налог на имущество составлял 46 руб., в 1894 г. — 118,5 руб. Каменное двухэтажное здание школы было построено в конце ХIХ в. на ул. Большой Тобольской (с 1910 г. – улица Льва Толстого). Верхний этаж дома был приспособлен под помещение церковно-приходской школы (в ней обучалось около ста девочек), а нижний этаж сдавался в аренду под торговые помещения. В 1901 г. каменный двухэтажный дом, деревянный флигель, конюшня, две завозни, амбар, погреб и баня были оценены в 5,0 тысяч руб. В 1902 г. Томская Духовная Консистория обратилась в Строительное отделение Томского губернского управления с просьбой утвердить проект перестройки нижнего этажа церкви.
Из справочной книги по Томской Епархии за 1902 г. мы можем узнать, что Богородице-Одигитриевская церковь каменная, четырехпрестольная, во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии, построена в 1815 г., при ней усадебной земли 1656 кв. саж. и 1 арш. Причта по штату полагалось: священник, диакон и псаломщик. Священником служил И.А. Попов, 52 лет, окончил курс в Томской духовной семинарии, был законоучителем Мариинского детского приюта, заведующим и законоучителем церковно-приходской школы, имел награды. Священник И.П. Долинин, 29 л., окончил курс Томской духовной семинарии, в данной церкви служил с 1902 г. Диакон Красноцветов также служил в данной церкви с 1902 г. Содержание: процент с капитала 260,64 руб., доходы от треб и готовое помещение. Прихожан обоего пола было 1450 душ, в том числе раскольников 72 об. п. При церкви была часовня. На кожевенном заводе купца Сухова в 1898 г. была открыта школа грамоты, которая размещалась в особом здании. Учительницей работала А. Кошелева за 150 руб. в год. Также при церкви в особом здании с 1900 г. была церковно-приходская школа для девочек, которых обучало две учительницы за 300 руб. и 240 руб. в год. Попечительство было с 1898 г.
Из клировой ведомости Одигитриевской церкви г. Барнаула за 1902 г. следует, что усадебной земли при церкви находилось длиною по улице 36 сажень и 8 вершков и поперечно 46 1/3 сажени. Сенокосной же и пахотной не было. На усадебную землю имелся план, выданный барнаульской городской Управой от 20 февраля 1882 г. за № 473 и свидетельство, выданное той же Управой от 14 июля 1887 г. за № 449. На здание имелся план, все означенные документы хранились в церкви. Данные документы в Государственном архиве Алтайского края не сохранились.
Каменные лавки с 1.01.1902 г. по 1.01.1905 г. были отданы с торгов в аренду на 3 года барнаульскому купцу Андрею Григорьевичу Морозову за ежемесячную плату в 3620 рублей. В ноябре 1904 г. Томская Духовная консистория разрешила церкви отдавать лавки в аренду сроком до 12 лет. На отношение от 29 ноября 1904 г. городская Управа уведомила причт Одигитриевской церкви о возможности сложения домового налога на следующий год с дома по ул. Б. Тобольская, 15, что же касается сложения налога на нынешний год, то Управа церкви отказала. В ведомости об имуществе церкви за 1905 г. значатся следующие здания: три каменные лавки в одном корпусе, построенные на церковной усадьбе на деньги прихожан и одна лавка с кладовой построена в 1899 г. на церковные деньги. Кроме того, каменный двухэтажный дом с мезонином. В верхнем этаже помещалась церковно-приходская школа, а в нижнем – магазин, который сдавался в аренду. При доме находился хлебный амбар, который так же сдавался в аренду. Школа была открыта в сентябре 1900 г.
В 1905 г. был выполнен проект пристройки к колокольне церкви. В августе Строительное отделение Томского губернского управления одобрило данный проект, документ был подписан и. о. губернатора Азанчевским, губернским инженером А. Хомичем и губернским архитектором И. Кондаковым. Гражданский инженер И. Ф. Носович дал подписку о принятии на себя наблюдения за проведением строительных работ. Из рапорта в барнаульское Духовное правление следует, что в 1905 г. на содержание и ремонт церкви и церковных домов Одигитриевская церковь заплатила 3 098,48 руб., в 1906 г. – 5 047,8 руб.
В феврале 1906 г. прихожане на общем собрании слушали письменное заявление дочерей, умершего чиновника, Глафиры Васильевны Великосельской и ее родной сестры жены чиновника Евдокии Васильевны Гуляевой – наследниц каменного дома по Б. Тобольской (ул. Л. Толстого) улице, 27. Первая сестра дарила церкви свою долю в доме, а вторая продавала за 5 тыс. руб. Было принято решение приобрести данный дом для второго священника. При доме находился погреб и амбар. Из клировой ведомости за 1908 г. следовало, что Одигитриевская церковь каменная в два этажа с такой же колокольней. Престолов в ней было четыре: в нижнем этаже – главный во имя Пресвятой Богородице Одигитрии, в пределах: по правую сторону во имя трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, по левую сторону во имя св. Пророка Божия Илии. В верхнем этаже – во имя Преображения Господня. Утварью была достаточна, священнических риз, кроме ветхих, 50, диаконских стихарей – 34, потиров с принадлежностями – 5, напрестольных Евангелий – 9, крестов – 11. Притчу был положен один священник и один псаломщик, дополнительно за счет содержания прихожан разрешен диакон.
В феврале 1909 г. строения, принадлежащие Одигитриевской церкви, находящиеся в г. Барнауле 17 благочиннического округа, Барнаульского уезда Томской епархии были застрахованы на сумму 184 тыс. 115 руб. В октябре 1909 г. мещанин Пятков получил от церкви 400 руб. за устройство нового иконостаса в нижнем этаже храма. В ноябре 1909 г. церковь уплатила в барнаульскую городскую Управу за дома и церковные лавки налога в сумме 376,82 руб., в т. ч. за дом В.И. Хмелева по ул. Гоголевской, 64 – 1,26 руб.; дом с постройками по ул. Б. Тобольская (ул. Л. Толстого) был оценен в сумму 3 672 руб., налог составил 26,16 руб.; магазины каменные были оценены в сумму 17 700 руб., налог составил 115,05 руб., еще один дом с постройками по ул. Б. Тобольской был оценен в 172 руб., налог составил 1,23 руб. Согласно справочной книги по Томской Епархии за 1909/1910 г.г. Одигитриевская церковь была каменной двухэтажной во имя Пресвятой Богородице Одигитрии и во имя Преображения Господня, с двумя пределами в нижнем этаже – во имя Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустного и во имя св. Пророка Божия Илии. В храме служили настоятель протоирей И. А. Попов, священник на месте диакона И. П. Долинин и диакон на должности псаломщика А. П. Красноцветов. Содержался храм за счет % с капитала 500,86 руб. и доходов от треб. Прихожан было 1300 душ в том числе раскольников и иноверцев 70 чел. При церкви была часовня и церковно-приходская школа. Церковная библиотека насчитывала 256 названий книг в 386 томах.
В 1910 г. церковь застраховала все свое недвижимое имущество. Так, из страховых карточек на строения, принадлежащих Одигитриевской церкви от 16 июля 1910 г., следует, что церковь каменная, была оценена в 100 100 руб., годовая сумма страховки составляла 60 руб.; часовня каменная оценена в 1 000 руб., сумма взноса – 0,60 руб.; каменный торговый корпус оценен в 25 000 руб., сумма взноса – 17,5 руб. Всего церковь должна была заплатить страхового взноса в год – 78,10 руб. Причтовый дом (по ул. Гоголевской, 64) деревянный с амбаром, баней, конюшней, навесом, ледником был застрахован на сумму 2 400 руб., взнос в год составил 8,64 руб. Дом каменный был оценен в сумму 40 000 руб., страховой взнос составил 28 руб., мастерские каменные оценены в 6 000 руб., взнос – 16,2 руб., амбар деревянный оценили в сумму 5000 руб., взнос – 9,0 руб., 2 флигеля деревянных (один флигель оценили в сумму 300 руб., второй в 200 руб.). Всего за строения на данном участке церковь должна была заплатить страхового взноса в год – 54,6 руб.
В 1911 г. проходил ремонт крыши храма. В железной лавке купца Богоенова для этих целей было закуплено материала на сумму 124,85 руб. В это же время на лесопильном заводе было закуплено разного леса для постройки каменной кладовой на сумму 172,13 руб. По окладному листу № 1656 в 1911 г. церковь заплатила налог на имущество за дом по адресу: ул. Б. Тобольская, 27б в сумме 3,5 руб., оценочная стоимость дома составила 539 руб. Из клировой ведомости за 1911 г. следует, что в церкви была библиотека, состоящая из 250 книг разного наименования в 386 томах. В 1912 г. были обновлены иконы в иконостасе нижнего этажа. Так, 20 января 1912 г. в контору купца Сухова церковь заплатила 44,15 руб. за доставку из Петербурга икон для иконостаса нижнего этажа храма. 17 мая 1912 г. в барнаульскую городскую Управу было уплачено домового налога по окладному листу № 1656 в сумме 5,44 рублей. В 1913 г. за дом по ул. Л. Толстого, 27б налог на имущество составил 5,39 руб., за дом по ул. Гоголевская, 64 – 1,79 руб. По окладному листу № 2383 за дом по ул. Л. Толстого, 15 налог составил 265 руб.
Доходы Одигитриевской церкви состояли, в том числе и из поступлений арендной платы за сдачу недвижимого имущества. Так, из приходной денежной книги церкви следует, что 20 марта 1912 г. было получено арендной платы за мучную лавку с Товарищества Федулова 20 руб., данные средства шли на содержание церковного хора певчих. 22 декабря 1913 г. с мещанина Миллера получено арендной платы в сумме 100 руб., с мещанина Зубова за аренду старого здания, приспособленного под керосиновую лавку – 25 руб. 31 декабря 1913 г. за аренду лавок церковного корпуса с барнаульского купца А.Г. Морозова получили арендной платы в сумме 1918,25 руб. За свечную Епархиальную лавку за 1 полугодие 1914 г. церковь получила 400 руб. 5 июля 1914 г. Одигитриевская церковь уплатила в городскую Управу домового налога в сумме 5,53 руб.
Церковь обслуживала в 1761 г. – 1400 прихожан, в 1819 г. – 2334, в 1852 – 3154. В 1914 г. – 1300 прихожан, из них духовных лиц 21, военных – 17, статских 85, мещан – 1021, крестьян – 90 человек. При ней действовали церковно-приходская женская школа и школа грамоты. Уменьшение числа прихожан было связано с постройкой в начале ХХ века в городе Барнауле Покровской и других церквей. В 1779 г. в штате церкви было два священника, диакон, два дьячка, два пономаря. В 1866 г. – уже три священника, диакон, три дьячка и три пономаря. Вначале 1890-х г.г. в Одигитриевской церкви было введено народное пение.
В 1914 г. прихожан в церкви было 1300 душ, в том числе раскольников и иноверцев 70 человек. Настоятелем был И.А. Попов, 62 л., священником на месте штатного дьякона – И.П. Долинин, 38 л., на настоящем месте с 1902 г., диаконом на должности псаломщика служил А.П. Красноцветов, 42 л., на настоящем месте с 1902 г. Храм содержался за счет % с капитала 500,86 руб. и доходов от треб. При церкви была часовня, церковно-приходская женская школа и школа грамотности
Декретом Советской власти от 23 января 1918 г. церковь была отделана от государства. Все церковное имущество было объявлено собственностью государства и передано в пользование религиозным общинам. После революционных событий церковь продолжала служить. В 1920 г. у Одигитриевской церкви было национализировано следующее имущество: одноэтажный дом по ул. Гоголевская, 64 (баня, навес, амбар, погреб, колодец), торговый одноэтажный корпус с подвалом и одноэтажный корпус с жилым помещением на Базарной площади, каменный корпус с жилым помещением по ул. Л. Толстого (во дворе), дом двухэтажный с дровяником, конюшней и уборной по ул. Л. Толстого, 27. В 1922 г. во время реквизиции церковных ценностей стало известно, что Одигитриевская церковь – самая богатая в Барнауле. Из храма было изъято 5 пудов и 31 фунт серебра, множество драгоценных камней, украшавших оклады икон
В 1923 г. все религиозные общины должны были пройти перерегистрацию в административном отделе и утвердить свой Устав. Из отчета административного отдела губернского исполкома за период с 1 января по 1 ноября 1923 г. следовало, что в Алтайской губернии было зарегистрировано 523 религиозных общин, 251 церквей, 44 молитвенных домов, 500 служителей культа. Заключено договоров на культовое имущество – 232, расторгнуто договоров – 2, зарегистрировано разных обществ и союзов – 1, разрешено проведений в данный период собраний – 116 и 16 съездов. На 19 декабря 1923 г. в Барнауле было 15 действующих религиозных общин, в том числе и Одигитриевская община.
24 марта 1924 г. был зарегистрирован устав Богородицкой (Одигитриевской) обновленческой православной общины верующих. В мае 1924 г. городской милицией было выдано удостоверение группе верующих православной обновленческой общине Богородской церкви г. Барнаула на созыв общего собрания в Петропавловском соборе с целью избрания членов исполнительного органа священнослужителей для совершения религиозных обрядов. В ноябре 1924 г. административный отдел губернского исполкома выдал удостоверение о регистрации данной общины для проведения религиозных обрядов сроком до 1 октября 1925 г.. В январе 1925 г. приходской Совет вышел с просьбой в административный отдел разрешить им проведение крестного хода и богослужения 6 и 19 января.
В силу санитарных правил для служителей культа (Циркуляр Наркомздрава от 26.10.1923 г. № 249) все здания и помещения, в которых происходили те или иные собрания и совещания религиозных обрядов, должны были содержаться в чистоте и отвечать всем требованиям санитарного состояния. 6 февраля 1925 г. комиссия под председательством помощника начальника подотдела милиции административного отдела Губернского исполкома Сонина, членов комиссии от Алтайской губернской милиции Кронберга и от Алтайского губздрава врача Залесского, в присутствии представителей от Богородицкой церкви – церковного старосты Сбитнева, произвели обследование санитарно-гигиенического состояния Богородицкой церкви. При осмотре помещений церкви и предметов богослужения, комиссия застала в самом разгаре уборку помещений, в акте было отмечено, что облачения висят в одном из притворов в незакрытом шкафу, кое-где висела паутина. Акт был передан в президиум Алтайского губернского исполкома, копия ушла начальнику губернского отдела ГПУ и заведующему Алтгубздравом.
Согласно п. 4 договора, заключенного Алтайским губисполкомом с общиною Градо-Барнаульской Богородице-Одигитриеской церкви (ныне кафедрального собора), община обязана была производить оплату всех текущих расходов по содержанию вверенного храма, а именно: по ремонту, отоплению, освещению, охранению, страхованию, по содержанию служителей культа, хора певчих и вообще по оплате всех долгов, местных налогов обложения – аренды, ренты и т. д. В тоже время тарелочный сбор пожертвований во время богослужений в храме не оправдывал вышеперечисленные расходы по церкви, других же источников церковь не имела. Поэтому церковно-приходской Совет уполномоченных членов общины 31 июля 1925 г. обратился к прихожанам с просьбой, «дабы не разрушить храм, оказать посильную помощь через подписной лист добровольным пожертвованием – в основном на необходимый ремонт вверенного собора».
В сентябре 1925 г. приходская община в здании церкви провела собрание членов совета, где рассмотрели следующие вопросы: заслушан отчет, о проведении необходимого ремонта в здании церкви, о подготовительной работе по составлению списков общины к следующему сезону, о квартирном довольствии служителей культа и о содержании их, об извлечении средств на содержание хора певчих, о найме сторожей и их содержании, о тарелочном сборе на беспризорных детей, о заготовке дров и др.. В декабре 1926 г. было проведено общее собрание барнаульской Богородице Одигитриевской общины староцерковников. На собрание явилось 62 человека, были рассмотрены вопросы по выборам двух делегатов на окружной съезд, выборы трех человек в члены церковного Совета и кандидатов в ревизионную комиссию.
В марте 1927 г. барнаульский Епархиальный Совет направил письмо приходскому Совету Градо-Барнаульской Богородице-Одигитриевской церкви о том, что протокол общего собрания общины от 13 марта признан им незаконным из-за малого количества присутствовавших на собрании прихожан и в связи с этим, Совет считает нелегитимным состоявшиеся выборы священника Топоркова. В августе 1927 г. на общем собрании прихожан была заслушана информация барнаульского Епархиального Совета об образовании Временного Высшего Церковного управления, т. н. Григорьевского. Прихожане не признали данный Совет и высказались за легализованный Патриарший Священный Синод во главе с митрополитом Сергием. В январе 1929 г. на заседании барнаульского Епархиального Совета рассмотрели вопрос о регистрации общины Богородице-Одигитриевской церкви, стоящей на ориентации Временного Высшего Церковного Совета и передаче ей в безвозмездное пользование здания храма. А небольшую общину верующих, поддерживавших Синод, решили совместить с общиной верующих Знаменской церкви, здание которой в последнее время часто пустовало. В итоге Совет постановил ходатайствовать перед гражданской властью о регистрации Устава православно-староцерковнического религиозного Общества Богородице-Одигитриевской церкви для получения в дальнейшем в бесплатное пользование здания Богородице-Одигитриевской церкви в г. Барнауле. 3 января 1929 г. Епархиальный Совет направил в адрес барнаульского окружного административного отдела письмо с просьбой зарегистрировать новую общину верующих, с приложением проекта устава общины, выпиской из решения Епархиального Совета и списка учредителей.
В связи с национализацией капиталов и имущества храма, сокращения значительного числа прихожан, общине в начале 1930-х гг. стало не под силу содержать огромное здание храма, оно много лет не ремонтировалось. Ссылаясь на это обстоятельство, Президиум барнаульского городского Совета 27 января 1931 г. постановил расторгнуть с Богородице-Одигитриевской общиной договор на пользование ею культовым зданием.
Богородице-Одигитриевская церковь расположена в исторической части города среди деревянной одно- и двухэтажной застройки на пересечении Московского переулка (проспект Ленина) и Большой Тобольской улицы (улица Льва Толстого), рядом с Базарной площадью. Церковь замыкала перспективу улицы Льва Толстого. Храм ориентирован по сторонам света с запада на восток.
Двухэтажное здание представляет собой тип храма — корабль, который характеризуется расположением всех частей храма — притвора с колокольней и трапезной, центральной части и алтаря вытянутыми в одну линию. Ядром композиции является прямоугольный объем церкви (четверик), завершенный световым барабаном, стоящем на прямоугольном основании и увенчанным высоким массивным шатром с луковичной главой на глухом барабане. Алтарная часть здания, расположенная с восточной стороны, имеет три апсиды, центральная из которых завершена маленькой главкой на глухом барабане. С западной стороны от основного объема храма находится прямоугольный в плане притвор, соединенный с основным храмом трапезной, над которым установлена трехъярусная колокольня, завершающаяся шатром с главкой на глухом барабане. Все главки завершены православными крестами пропорциональных размеров. Главный вход в здание церкви и нижний этаж ориентирован на запад.
Богородице-Одигитриевская церковь отличалась от других культовых зданий города усложненным кирпичным декором. Стены и основной декор фасадов выполнены из кирпича, оштукатурены. Перекрытия — кирпичные своды: в трапезной — коробовые, в алтарной части — конха. Шесть больших столбов основного храма поддерживает своды на первом этаже. Крыша над трапезной и центральным объемом храма — двухскатная. Покрытие из листового металла. Водосток с нижних ярусов храма организованный. Декоративное убранство нижнего яруса составляет проходящий по периметру многоступенчатый карниз. Под окнами проходит двойной пояс с нишами в подоконном пространстве с использованием лекального кирпича. Углы здания декорированы филенчатыми пилястрами. Плоскости северного и южного фасадов зеркально симметричны в оформлении. Три арочных окна трапезной и основного объема храма декорированы наличниками стрельчатой формы. Световой барабан храма многоугольной формы в плане, выполнен в две оси арочных проемов, ориентированных по сторон света, обрамленных наличниками стрельчатой формы. Под окнами проходит небольшой карниз. Полукруглой в плане формы центральная апсида имеет три оси арочных проемов, боковые апсиды выполнены в две оси аналогичных проемов. Прямоугольный в плане притвор, расположенный с западной части храма, по южному и северному фасадам в уровне двух нижних этажей выполнен без оконных проемов. Над главным входом в уровне второго этажа устроено арочное окно с карнизиком, опирающимся на филенчатые лопатки. Организующая вертикальная доминанта здания — колокольня, расположена по центральной оси объема притвора. Все ярусы колокольни прямоугольной формы в плане. Нижний ярус колокольни, над уровнем второго этажа с западной стороны декорирован филенками. Каждый ярус звона имеет по одному проему с каждой стороны, обрамленных стрельчатыми наличниками. Колокольню завершает глава шатровой формы, увенчанная крестом с подкрестным яблоком, стоящем на глухом барабане. Шатер прорезан круглыми окнами-люкарнами. Все ярусы колокольни венчает небольшого выноса карниз. По центральной оси западного фасада притвора устроен главный вход в здание, оформленный арочным дверным проемом с стрельчатым обрамлением на импосте. Дверь двупольная с фрамугой. Все арочные окна здания церкви имею шестичастную расстекловку с фрамугой. Внутри основной объем храма (четверик) раскрыт широкими арочными проемами к алтарной части и трапезной. Основной объем храма перекрыт купольным сводом с отверстием светового барабана. Иконостас в церкви деревянный, местами с резьбою, позолочен и покрашен краскою. Элементов первоначального благоустройства нет. Церковь, располагавшаяся в центре города на Торговой (Базарной) площади поражала внутренним убранством, богатством и благолепием – купцы и торговцы стремились украсить свою церковь.
По разным сведениям здание Одигитриевской церкви было разрушено в 1935 г. Сегодня на месте храма разбит сквер, рядом построены новые здания. От бывшего недвижимого имущества церкви осталось несколько зданий. В 1994 г. на государственную охрану было поставлено здание «Дом Богородице-Одигитриевской церкви» (ул. Л. Толстого, 15), где в 1900 г. на его верхнем этаже была открыта церковно-приходская женская школа и школа грамоты, в школе обучалось около 100 девочек, а нижний этаж сдавался в аренду под торговые помещения. Здание не входило в комплекс Одигитриевской церкви, чьи строения были выдержаны в совершенно ином архитектурном решении. С церковным комплексом его связывала территориальная близость.
В 1999 г. здание «Постройки Богородице-Одигитриевской церкви», кон. ХIХ в., расположенное по адресу: пр. Ленина, д. 2 / ул. Мало-Тобольская, д. 24 также было поставлено на государственную охрану. В начале ХХ в. в здании находились три каменные лавки в одном корпусе, построенные на церковной усадьбе на средства прихожан.
М.А. Целищева, Красная книга объектов культурного наследия Алтайского края; http://library.altspu.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?