Бари. Церковь Николая Чудотворца (храм-подворье).

После трудного послереволюционного периода Русское Подворье восстанавливается. В декабре 2004 года был освящен храм Подворья. Скульптором В.М. Клыковым преподнесен в дар пaмятник Святителю. По последним сообщениям, Муниципалитет г.Бари решил окончательно освободить и в ближайшее время вернуть все занимаемые им помещения их истинному владельцу — Русской Православной Церкви.

Русские паломники считали святым долгом приложиться к мощам Святого Николая Чудотворца, объяснялось это необычайно широким почитанием на Руси святителя Мир Ликийских. В 1911 г. был учрежден Барградский комитет в рамках Императорского Палестинского Общества, под Высочайшим покровительством Императора — Николая II (который внес 10 тыс.рублей). Задачей комитета стало сооружение итальянского подворья со странноприимным домом и с церковью, достойно выражающими православное искусство. Средства собирала вся Россия.
В мае 1913 г. состоялась торжественная закладка подворья. Проект был разработан архитектором А.В.Щусевым, производителем работ на месте был архитектор Вс.А. Субботин. Невзирая на Первую Мировую войну, работы продолжались до 1915 г. и к январю были вчерне завершены. Храм, квадратный в плане, с двускатной кровлей, одноглавый, с куполом в форме ратного шлема, со звонницей над западными стенами, был выдержан в духе псковско-новгородской школы. Председатель комитета — кн.А.А.Ширинский-Шихманов приготовил для храма старинные иконы и утварь, а художник К.С. Петров-Водкин должен был расписать стены. Но, революция и гражданская война помешали сбыться этим планам. Подворье было поставлено в сложные условия, т.к. местной общины в Бари никогда не было, а поток пилигримов, естественно, прекратился. После разных перепетий вся гигантская русская постройка в 1937 г. перешла в руки Муниципалитета г.Бари, который, однако, не препятствовал проведению православных богослужений.
С сайта: http://zarubezhje.narod.ru/italy/

Святые мощи свт. Николая Чудотворца, как известно, были вывезены в 1087 из Византии на Запад, уже после разделения Церквей, когда бывший византийский город Бари находился под властью норманнов и омофором римских пап. Русское народное благочестие по-своему осмыслило это перенесение: в древней, киевской, редакции жития свт. Николая и в последующей агиографии сообщалось, что «Барград» в то время оставался византийско-православным, им правил «василевск» и сами горожане были по происхождению греками. Но — главное — перенесение святых мощей было делом промыслительным из-за мусульманской угрозы Мирам Ликийским, городу в Малой Азии, где они пребывали со дня их обретения. День прибытия мощей до сих пор отмечается в Бари крестным ходом из порта до базилики, при этом местные рыбаки и моряки тянут по улицам макет старинного корабля с чтимым образом святителя.
Уже первые русские путешественники на Запад считали своим непременным долгом поклониться в Бари мощам свт. Николая. Послы, прибывшие из Москвы на Флорентийский Собор (1439), кратко упомянули о святыне, хотя мощам они поклонялись не в Бари, а в Венеции, где до сих пор находится их часть. Гр. Б. П. Шереметев, посетив в 1698 Бари, первым из русских описал местную базилику и некоторые обычаи в ней, например, как из гробницы святителя извлекается чудотворное миро (или «манна»). В том же году в Бар (как в России тогда называли город) прибыл гр. П. А. Толстой, который более подробно рассказал о храме, где «лежат мощи великого архиерея Христова Николы». Известно, что паломником в городе побывал и царевич Алексей, сын Петра Великого.
Позднее Бари тоже навещали царственные паломники: в 1852 вел. кн. Константин Николаевич, подаривший бриллиантовый перстень местному архиепископу; 29 октября 1892 мощам своего небесного покровителя поклонялся цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II), возвращавшийся из Греции в Россию. Русских пилигримов всегда очень печалило, что у гробницы великого святого не совершаются православные богослужения, в связи с чем неоднократно выражалось пожелание иметь в Бари русскую церковь и странноприимный дом.
После того как не удались упорные попытки российского правительства восстановить храм свт. Николая в Мирах Ликийских (ныне турецкий город Демре), руины которого были в 1853 куплены русским послом, Императорское Православное Палестинское общество, ведавшее паломничеством в Святую Землю, учредило в 1911 Барградский комитет. Высочайшим покровителем стал император Николай II. Он внес 10 тыс. руб. из личных средств в кассу комитета, который поставил цель — выстроить в Бари подворье Палестинского общества с церковью, достойно представляющей русское православное искусство. Средства собирала вся Россия: по Высочайшему повелению дважды в год, на Николу-вешнего и Николу-зимнего, во всех церквях страны устраивался тарелочный сбор на Барград. Кроме того, комитету передали 246,5 тыс. руб., собранные ранее на Миры Ликийские. 3 тыс. руб. пожертвовала св. вел. кн. Елизавета Феодоровна, председательница Палестинского общества.
Барградский комитет в начале 1911 послал в Бари известного московского миссионера прот. Иоанна Восторгова, который 20 января купил у г-жи Скорча для подворья участок земли площадью 1,2 гектара. Весной того же года в город прибыли деятельный член комитета кн. Н. Д. Жевахов и архитектор В. А. Покровский, который провел экспертизу участка. Составить проект поручили, однако, не ему, а молодому А. В. Щусеву, вероятно, по протекции вел. кн. Елизаветы Феодоровны, для которой этот архитектор только что закончил в Москве постройку Марфо-Мариинской обители. Комитет задумал также создать при подворье Музей русской старины с иконами, фресками в стиле Дионисия, редкими изданиями и фотографиями всех Никольских церквей в России. К сожалению, этому плану не суждено было сбыться.
Весной 1912 Щусев закончил общий проект ансамбля, избрав для него псковско-новгородский стиль начала XV века. 30 мая того же года проект был одобрен императором. При одноглавом храме на 200 человек с отдельной двухъярусной звонницей (не построена) было предусмотрено выстроить трехэтажный странноприимный дом и разбить сад «с русскими растениями». На возведение комплекса по смете назначалось 414 тыс. руб. В марте 1913 в Бари приехала строительная комиссия, в которую вошли: настоятель будущей церкви прот. Николай Федотов, служивший ранее в Эривани, архитектор В. А. Субботин и смотритель работ И. Д. Никольский. Возглавил комиссию священник римской посольской церкви о. Христофор Флеров, постоянно живший в Италии. Юридически Барградский храм подчинили Санкт-Петербургской епархии.
9 мая 1913, в день перенесения святых мощей в Барград, состоялась — при участии местных властей — торжественная закладка подворья. Николай II и вел. кн. Елизавета Федоровна прислали в этот же день поздравительные телеграммы. Строительные работы были доверены местному инженеру Н. Рикко, и шли они очень быстро. Уже 24 декабря 1913 на участке была освящена временная деревянная церковь, а к марту 1914 подворье подвели под крышу. Той же весной прот. Николай уехал в Россию и его место занял новый настоятель о. Василий Кулаков.
В июне–июле 1914 Бари посетил вел. кн. Олег Константинович, который, глубоко вникнув в дело, по возвращении в Россию предложил Палестинскому обществу внести некоторые поправки в утвержденный проект. Тем же летом подворье открыло временный приют для паломников, вмещавший 20–30 человек. Однако действовать ему пришлось считанные дни. В августе 1914 странноприимницу пришлось превратить в беженский пункт: около 200 русских путешественников не смогли вернуться домой из Италии через Германию и здесь ждали отправки в Россию морем. Освятить, как предполагалось, храм к зимнему Николе не удалось.
Несмотря на войну, строительные работы продолжались и к январю 1915 были вчерне завершены, хотя нижняя, «зимняя» церковь свт. Спиридона Тримифунтского, особенно чтимого местными православными греками, была освящена только 25 июля 1921 года. В ней находится икона свт. Николая с частицей его мощей и большая модель подворья. Деревянную церковь при этом разобрали.
Когда 24 мая 1915 (сразу после Николы-вешнего, что в России было воспринято провиденциально), Италия объявила себя союзницей русских «против жестоких и коварных угнетателей народов — немцев и швабов», Барградский комитет на время передал подворье итальянскому Красному кресту. К этому моменту председатель Комитета кн. А. А. Ширинский-Шихматов уже приготовил для храма старинные иконы и стилизованное убранство, однако начавшаяся революция помешала доставить их из России. Не смог выехать в Бари и художник К. С. Петров-Водкин, который должен был расписать новый храм. В Москве остался каркас иконостаса, сделанный фирмой Хлебникова.
Революция и Гражданская война поставили подворье в тяжелые условия — русской общины в Бари не существовало, из-за военных действий паломники из России не приезжали. В 1920 умер о. Василий Кулаков. В 1926 права на подворье предъявило Палестинское общество с центром в Ленинграде, выдававшее себя за правопреемника Императорского общества. Хотя советское посольство в Риме удостоверило тождественность общества, заведующий подворьем кн. Н. Д. Жевахов, бывший помощник обер-прокурора Синода, который с 1922 жил в Бари, с этим не согласился и выиграл в городском суде тяжбу о праве на управление подворьем в юрисдикции РПЦЗ.
Советская сторона подала апелляцию в Королевский суд в Риме, который неожиданно встал на ее сторону и предписал Жевахову вернуть подворье советскому Палестинскому обществу. На это решение, возможно, повлияло временное улучшение отношений между двумя странами. Запутанным положением воспользовался муниципалитет Бари, объявивший секвестр на постройку; кн. Жевахову при этом выплатили отступное. Городские власти пообещали содержать на свой счет православного священника, что делают до сих пор. Церковь передали в безвозмездное пользование православной общине, в странноприимном доме устроили детский сад и богадельню. В 1975 в этом доме случился пожар, и лишь в 1988–1998 его сумели восстановить.
В силу исторических причин внутренняя отделка верхней церкви долго оставалась незавершенной. Только в начале 1950-х парижские художники А. А. Бенуа и его жена М. А. Бенуа-Новинская написали образа для одноярусного иконостаса, после чего 21 мая 1955, накануне престольного праздника, Никольская церковь была, наконец, освящена епископом Мессинским Сильвестром (Харунсом), но ее стены по-прежнему оставались не расписанными. В 1967 на уличной стене храма укреплена мозаичная икона святителя, созданная местным художником Никколо Колонна.
После Второй мировой войны маленькую общину, в которую вошли и местные греки, начали сотрясать внутренние конфликты, несмотря на усилия монахини Николаи (Зайцевой), заведующей подворьем, которую направили в Бари еще оптинские старцы. Служивший в Бари с 1939 о. Андрей Копецкий в 1947 перешел из РПЦЗ под омофор Вселенской Патриархии. После его смерти в 1963 епархиальное управление в Париже не смогло найти замену, и община вернулась в РПЦЗ. С того времени ее окормляли: прот. Игорь Значковский, бывший белый офицер, который много сделал для приведения храма в порядок (построил в саду дом для священника и в 1971 часовенку в честь Царя-Мученика), о. Леонид Никольский (1980–1983), итальянец иером. Марк (Давитти) (1983–1995).
В 1977 приход был упразднен, и храм подчинен непосредственно Синоду РПЦЗ. В 1980-е число прихожан сократилось до 5 человек. В ноябре 1998 Московская Патриархия заключила с муниципалитетом соглашение, согласно которому ей, в качестве патриаршего подворья, передавали отремонтированный верхний храм и один этаж странноприимного дома. В том же году названный храм украсило большое паникадило, сделанное в Сербии на средства русских паломников. В конце 1999 Патриархия командировала в Бари о. Владимира Кучумова, который восстановил постоянные богослужения. Нижняя церковь осталась у РПЦЗ, где служил о. Андрей Труфанов, выходец из России, скоропостижно умерший. В 2011 настоятелем подворья был назначен о. Андрей Бойцов.
В 2006-2012 в итоге поездок в Бари президентов России В. Путина и М. Медведева и соответствующих соглашений между правительствами Италии и России, а также решений муниципалитета г. Бари подворье было поэтапно возвращено России как ее государственная собственность.
http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1805049329.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?