Бари. Базилика святого Николая (Basilica di San Nicola).

Согласно публикации, помещенной в Православной энциклопедии, «в крипте, в сев.-вост. углу, устроен правосл. придел». Однако на практике православные богослужения совершаются не в этом приделе, а непосредственно на престоле–саркофаге над мощами свт. Николая, по четвергам.

Базилика св. Николая относится к католической церкви, находится она в старой части города, на берегу Адриатического моря. Состоит из двух храмов — верхнего и нижнего — крипты, где собственно, и установлена рака с мощами Николая Чудотворца. Возраст крипты насчитывает почти тысячу лет, верхнего храма — чуть менее.
В 1087 году одному апулийскому священнику г.Бари явился во сне святитель Николай и повелел перенести его мощи в этот город. Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была предпринята, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые также имели намерение привезти мощи в свой город. Баряне, в составе 62-х моряков, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в торговые порты и ведя торговлю как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю, которая как и сам г. Миры, была разрушена сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами. Моряки, не зная точного расположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду отказа, применили силу и пытки. Один из монахов, смалодушничав, выдал место захоронения.
Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта, она оказалась наполненной до краев благоуханным миром. Не имея возможности взять с собой большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заранее заготовленный ковчег и увезли с собой. Путешествие длилось двадцать дней, и 9 мая 1087 года они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча. Вначале мощи были помещены в церкви св.Евстафия. В том же году началось строительство базилики, частично разрушая, частично используя камни древнего дворца Катапана (византийского наместника г.Бари), заброшенного после захвата города норманнами и переноса столицы в г.Салерно. Стиль базилики получился смешанным — римско-норманнским. Позднейшие надстройки в стиле барокко были удалены в ходе реставрационных работ в 1925-1934 годах.
Зайдя в собор, вы сначала попадаете в верхнюю часть базилики: здесь можно увидеть кафедру первого настоятеля аббата Элии (+1096) — шедевр римской скульптуры; Портал Львов, на котором изображены сцены завоевания норманнской конницы; капителии (1120); мавзолей Боны Сфорцы, польской королевы (в апсиде — 1593); триптих Рико да Кандия (1451); позолоченный потолок, выполненный Карло Роза ди Битонто (1661). Сокровищница расположена справа от входа, здесь находятся великие христианские святыни, а также многочисленные подарки, сделанные православными и католическим паломниками со всего мира.
Но главная цель правосланого паломника — это крипта, где находится Гробница с мощами святителя Николая. Здесь можно полюбоваться византийскими и римскими капителиями (ХI века), помолиться у иконы святителя Николая, подаренной королем Сербии Урошем III Дечанским (1327), а также у чудотворной колонны.
Информация: http://www.bargrad.ru; http://www.basilicasannicola.it

Восточный придел в крипте Базилики
В 1966 году в крипте Базилики тщанием монахов-доминиканцев, хранителей мощей Св. Николая, появился так называемый Восточный придел (Capella orientale). Его появление обозначило важнейший поворот в межцерковных отношениях Запада и Востока: на Втором Ватиканском Соборе было определено, что православные являются «разделенными братьями», а не схизматиками, как считали католики прежде, а кроме того Патриарх Константинопольский и Папа Римский сняли взаимные анафемы. Все это позволило осуществиться уникальной инициативе, не имеющей аналогов в христианском мире — внутри «католического пространства» появился Восточный придел с иконостасом, отведенный исключительно для православных богослужений. Освятили придел совместно кардинал Паоло Джоббе и архимандрит Геннадий (Зервос), тогда настоятель греческой церкви в Неаполе, а ныне — митрополит Италии и Мальты (Константинопольский Патриархат). Иконы написаны хорватским иконописцем Златко Латковичем. Несколько позднее, в 1981 году, доминиканские монахи устроили также в крипте еще один придел — в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия, братьев Солунских и просветителей славян. Этим действием они отметили как и прославление Католической Церковью этих Святых в чине «Небесных покровителей Европы» (в прибавление к преподобному Венедикту Нурсийскому), так и собственные чаяния на сближение разделенных христиан.
В настоящее время Восточный придел крипты используется преимущественно для богослужений румынской православной общины. Настоятель Подворья Московского Патриархата, о. Владимир Кучумов, обычно служит в прекрасной русской церкви, возведенной в Бари почти столетие назад как еще один видимый знак стремления россиян к главной барийской святыне, мощам Св. Николая Чудотворца.
Из книги «Мироточивые мощи Св. Николая Чудотворца и другие святыни Барийской базилики». Автор М. Талалай при участии о. Джеррардо Чоффари. Бари Св.-Николаевский исследовательский центр, 2013.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?