24 марта 1949 года в Лос-Анджелесе прошла 21-я церемония вручения «Оскара». Национальной премии Американской академии киноискусства в номинации «Лучший дизайн костюмов в цветном фильме» удостоились Дороти Джикинс и Барбара Каринска.
Между тем жительница США Барбара Каринска была не кем иным, как бывшей советской гражданкой Варварой Андреевной КАРИНСКОЙ (1886—1983). А цветным фильмом с ее работами стала историческая лента Виктора Флеминга «Жанна д’ Арк» с Ингрид Бергман в главной роли. С этой картиной Каринская и Джикинс вошли в историю кино как первые художники по костюмам — лауреаты премии «Оскар».
Каринская с малых лет всем другим занятиям предпочитала рисование и рукоделие. В те годы юная Варя, конечно, и представить не могла, что эти детские увлечения станут для неё не только профессией, но и обеспечат ей большой успех и широкую известность.
В начале 1920-х Каринская открыла в Москве школу художественной вышивки и дорогое модное ателье. После его национализации она при поддержке наркома просвещения Анатолия Луначарского в 1928 году выехала за границу под предлогом устройства на Западе выставки своих работ.
Так Каринская оказалась в Париже. Благодаря знакомству с бывшим соотечественником Георгием Баланчивадзе (в эмиграции ставшим Джорджем Баланчиным), молодым балетмейстером антрепризы «Русский балет Монте-Карло», у нее появилась возможность заняться созданием сценических костюмов для артистов его труппы. Началось её восхождение к вершинам балетной моды.
Из Парижа Каринская перебралась в Лондон. Здесь в июле 1936 года она выполнила костюм в русском стиле для приехавшей в британскую столицу Матильды Кшесинской. В нём знаменитая балерина вышла на сцену театра «Ковент-Гарден», чтобы в последний раз выступить перед публикой.
Незадолго до начала Второй мировой войны Каринская оказалась в Нью-Йорке. В Америке возобновился ее творческий союз с Баланчиным. С 1940-х по 1970-е годы она была главным стилистом основанной им труппы «Нью-Йорк Сити балет».
«В литературе есть Шекспир, а в костюмах — Каринская», — говорил балетмейстер. За годы сотрудничества с Баланчиным работы Варвары Андреевны украсили свыше 70-ти его постановок. И если поначалу основой будущих костюмов для Каринской служили эскизы, выполненные профессиональными художниками, то со временем весь творческий процесс полностью сосредоточился в её руках.
Её костюмы «идеально отвечали требованиям, которые предъявляли балетмейстеры, прежде всего, Баланчин: они предоставляли максимальную свободу телу танцовщика, выявляли смысл каждого движения…, в то же время помогая создать необходимую атмосферу, настроение спектакля». Своим талантом Каринская щедро дарила «красоту зрителю и наслаждение танцору».
Возвращаясь к теме кино, следует сказать, что в 1952 году в список номинантов на премию «Оскар» вошла еще одна картина, созданием костюмов для которой занималась Каринская. Это был музыкальный фильм Чарльза Видора «Ганс Христиан Андерсен».
До преклонного возраста (а прожила она без малого целый век) Каринская продолжала воплощать своё вдохновение, творческую фантазию, безупречный вкус в новых костюмах. Сегодня ее работы по праву являются предметом гордости музея «Нью-Йорк Сити балет» и его украшением.
©Кира Чащина
На фото: В. А. Каринская и Дж. Баланчин во время обсуждения нового сценического костюма. США, 1960—1970-е.
Подготовка публикации: ©Зеленая лампа, 24.03.2023