Барановичи. Собор Покрова Пресвятой Богородицы.

Собор построен в 1924-1931 гг. Четырёхстолпный квадратный в плане основной объём собора, к которому с восточной стороны примыкают 3 полукруглые апсиды, накрыт полусферическим куполом с люкарнами (круглыми прорезными окнами). Северный и южный фасады украшены монументальными четырёхколонными портиками стилизованного ионического ордера, которые оформляют боковые входы в храм. С запада узкая трапезная объединяет основной объём с трёхъярусной квадратной в плане колокольней, завершённой полусферическим куполом со шпилем. В насыщенном декоре колокольни использованы ординарные угловые и спаренные колонны и полуколонны, лопатки, профилированные карнизы. Главный вход выделен полуциркульным тимпаном. Оконные проемы и ниши храма окаймлены профилированными наличниками с треугольными сандриками.
Под храмом расположены обширные подвальные помещения с самостоятельными наружными входами, под алтарной частью — ризница. Снаружи и внутри здание декорировано мозаичными панно (сохранились с частичной утратой смальты). Панно выполнены в 1902-1911 гг. в петербургской мозаичной мастерской В. Фролова для собора Александра Невского в Варшаве. В 1926 -1927 гг. перевезены в Барановичи.
Расположенная в конце апсиды мозаика «Богоматерь с Младенцем» — фрагмент большой композиции «О тебе радуемся», выполненной по эскизу В. Васнецова. По картонам Н. Кошелева выполнены мозаики «Спас с донатором» (в тимпане фронтона южного портика) и «Деисус» (в интерьере над северным входом). В образе донатора изображён архитектор Л. Бенуа с моделью Варшавского собора Александра Невского. По картонам Н. Бруни выполнены мозаики «Богоматерь с Ангелами» (в интерьере над южным входом) и фрагмент композиции «Собор архистратига Михаила» (в тимпане фронтона северного портика). На южном опорном столбе — изображение Иосифа Волоцкого, на северном — митрополита Алексия (оба — по картонам В. Думитрашко).
В 1926-1927 гг. часть знаменитых мозаик Александро-Невского собора в Польше (точнее, фрагменты нескольких мозаичных панно, например, Мозаика Н.А. Кошелева «Спас с донатором») удалось перевезти в полесский г. Барановичи (ныне в Брестской области Республики Беларусь) и укрепить на стенах построенного в 1931 г. православного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы возведен по проекту знаменитого архитектора А. Оболонского в 1921-1931 годах специально для мозаичных фресок, перевезенных из снесенного собора Александра Невского, сооруженного в центре Варшавы в 1900 годах Российской империей. Удалось спасти из богатейшего храма лишь семь панно, которые хранятся в не менее удивительном храме. Храмовая композиция на высоком цокольном этаже включает в себя высокий четверик, завершенный полусферическим куполом с прорезанными в нем круглыми окнами. С востока к основному объему примыкают три полукружия алтарной апсиды, а с запада – трапезная, над которой возвышаются два яруса колокольни с полусферическим купольным завершением. Четырехколонными портиками с треугольным фронтоном отмечены боковые фасады, придающие храму особый шарм и монументальность. Особо ценным в интерьере храма являются панно, выполненные в 1902-1911 годах в мозаичной мастерской В. Фролова Петербурга и, к счастью, возвращенные в Россию в 1926-1927 годах.
http://www.guidebook.by/architecture/

Деревянная православная церковь, построенная в Барановичах в 1908 году на территории нынешнего собора, в 1915 году во время Первой мировой войны была увеличена за счёт пристроек. Однако в в ночь на 2 мая 1921 года, после праздничной вечерни первого дня Пасхи, храм сгорел. Благодаря собравшимся утром на пепелище православным жителям города приход принял решение восстановить церковь. В руководство избранного вскоре комитета по постройке нового храма вошли сенатор польского Сейма Алексей Назаревский, протоиерей Павел Мацкевич и церковный староста Яроцкий.
Церковь первоначально хотели восстановить из дерева по проекту архитектора Ежи Жолондковского, однако два года проект о её постройке пробыл у властей Новогрудского воеводства, будучи не утверждён. Тогда, согласно принятому комитетом по постройке при поддержке архиепископа Дионисия решению строить кирпичный храм, был составлен первый план, автором которого явился варшавский архитектор Николай Оболонский. С учётом новости о решении польских властей уничтожить Варшавский собор Александра Невского и законсервировать его мозаики, первоначально было принято решение возвести храм в Барановичах в виде уменьшенной копии варшавского собора, но впоследствии от него отказались; при этом об этом первоначальном плане напоминают большие подземные и цокольные помещения, оставшиеся от него.
В разработке проекта включился архитектор Станислав Филисевич. Решение разместить мозаики в новом барановичском храме, потребовавшее использования особых архитектурных приёмов, стало, наряду с выбором территории, одной из причин, по которой, согласно исследователю С. Хоревскому, стилистических аналогов собора не существует.
Уже 6 августа 1924 года закладка нового храма была торжественно освящена. Цена проекта составила 147 тысяч злотых. Из них 36 тысяч злотых было собрано в 1925-1928 годах жителями Баранович, 8 тысяч выдал Барановичский городской магистрат, а власти Польши благодаря сенатору Назаревскому отчисляли три года подряд по 58 тысяч злотых.
20 ноября 1928 года состоялась торжественная установка куполов на церковь, в которой вплоть до 1931 года велись работы посредине храма, в частности, оформлялись иконостасы и выкладывалась мозаика из Варшавского собора Александра Невского. 4 октября 1931 года состоялось освящение собора Покрова Богородицы архиепископом Гродненским и Новогрудским Алексием (Громадским).
В список памятников архитектуры Покровский собор, в 1949 году ставший единственным действующим православным храмом в Барановичах и остававшийся им долгое время, вошёл в 1953 году и был взят под охрану государством.
Архитектура Покровского собора в Барановичах представляет собой кирпичный крестово-купольный храм. К основному объёму храма, четырёхстолпному и квадратному в плане, примыкают с востока три полукруглые апсиды; накрывает его полусферический (в треть сферы) купол с двумя оболочками. Данный купол, на момент постройки наибольший в крае по размеру, освещается шесть круглыми люкарнами, которые расположены по всему диаметру, и увенчан шаром с крестом. Монументальные портики на четырёх столпах украшают северный и южный фасады собора с треугольными фронтонами, оформляя собой боковые входы. Декором же этих сильно вынесенных портиков служит сильно стилизованный ионический ордер. Таким образом достигается достаточно праздничное оформление данных входов, открываемых только во время больших праздников.
Основной объём и примыкающую к нему четырёхгранную (квадратную плане) трёхъярусную колокольню, увенчанную четырёхгранным полусферическим куполом с высоким шпилем и по углам декорированную спаренными колоннами, связывает с запада узкая, протяжённая трапезная. Для насыщенного декора самой колокольни были использованы разные элементы, как-то: полуколонны, угловые одинарные и спаренные колонны, мощные лопатки, а также профилированные карнизы. Результатом использования данных элементов, которые, по мнению Хоревского С. В., хоть и относятся к классицизму, но весьма при этом вольно истолкованы, стали более упорядоченные и в то же время отдельные для каждого из ярусов ритмы. Полуциркульный тимпан, вставленный между двух полуколонн, выделяет главный вход. Чтобы обрамить прямоугольные оконные проёмы, украшенные кованными решётками, и ниши фасадов, в архитектуре собора использованы неглубоко профилированные наличники с треугольными сандриками.
Полукруглую апсиду фланкируют ризницы со сферическим покрытием. Обширные подвальные помещения (соборная канцелярия) в цокольном этаже храма имеют самостоятельные наружные входы, под ними расположена большая крипта, а под алтарной же частью — ризница. Как экстерьер, так и интерьер собора украшают мозаичные панно (с частичной утратой смальты). Световой барабан, поддерживаемый четырьмя восьмигранными столбами, открывается в молитвенный зал, перекрытый плоским потолком.
Трёхъярусный иконостас выполнен в неорусском стиле с резными царскими вратами и образами XIX — начала XX веков, такими как «Иисус Христос Благовещальный», «Святой Лаврентий», «Матерь Божия с младенцем», «Святой Стефан», «Спас с предстоящими», «Христос со сферою», «Благовещение», «Спас Пантакратор» (первая половина XVIII века, перенесён с могильной церкви Александра Невского). Также хранится образ в серебряном окладе «Матерь Божия Жировицкая» (1847) и многое другое. Кроме того, данный иконостас, привезённый некогда из бывшей домовой церкви Варшавского королевского замка, считается одним из наибольших в Белоруссии. Образа этого иконостаса были написаны как в русской, и академической манере. Среди авторов данных икон, представляющих собой уникальные образцы искусства, присутствуют Васнецов, Бруни и Врубель.
Три цилиндрические башни с луковичными куполами оформляют источник. Находящийся перед источником вход на соборное кладбище пролегает через ворота с тремя арками.
Мозаики Покровского собора изначально были сделаны для Варшавского собора Александра Невского, который строился 19 лет и был освящён в 1912 году. Они были созданы по эскизам Виктора Васнецова, Николая Кошелева, Николая Бруни и Виктора Думитрашко (иногда указывается и Андрей Рябушкин) и выполненные в 1902-1911 годах в крупнейшей на то время петербургской мозаичной мастерской известного художника Владимира Фролова путём как простого, так и обратного набора шлифованной смальты. Так, сначала смальта внешней стороной наклеивалась на картон в технике обратного набора, а затем — уже на месте, в Варшаве — путём простого набора смальты монтаж перекладывался на бетон. Фролов сам лично подбирал смальту, руководя всем процессом в целом. В оформлении собора наряду с мрамором и гранитом были использованы драгоценные и полудрагоценные камни.
Дискуссия о том, как быть с православным храмом, по мнению многих, символом российской оккупации, разгорелась сразу после обретения Польшей независимости в 1918 году. На окончательное решение разрушить храм, принятое в 1923 году, повлияла советско-польская война. Разрушение продолжалось с 1924 года вплоть до 1926-го. Так, для уничтожения лишь одних стен понадобилось около 15 000 взрывов. При этом православным жителям разрешили спасти мозаики, иконостасы, образа и прочее церковное имущество, переданное затем в Западную Беларусь.
Мозаик, расположенных как внутри, в интерьере собора, так и снаружи, на фронтонах, насчитывается семь композиций. Мозаика, находящаяся в соборе, имеет больше 20 000 оттенков смальты. Последняя изготавливалась в мастерской Фролова. Слой стекла покрывался сусальным золотом и сверху тиражировался ещё один слой стекла. Всего в соборе использованы семь из 16 мозаичных панно Александро-Невского собора. Из мозаики Александро-Невского собора, сделанной по эскизу Виктора Васнецова, в Барановичах есть только один фрагмент — «Богоматерь с младенцем», расположенная в конхе апсиды и являющая фрагментом огромной — на 1 тысячу кв.м — композиции под названием «О тебе радуемся» Варшавского собора. Это изображение Матери Божией с Сыном, имеющее объёмную трактовку лиц, в тёмно-вишнёвой с голубой и светло-оранжевой одежде соответственно выделяет их силуэты на фоне золотых нимбов. При этом исследователь А. Н. Кулагин утверждает, что на стенах собора присутствуют также и другие мозаики Васнецова: мозаика «Отечествие» и портрет Симеона Полоцкого в полный рост с книгой и свитком. С левой стороны алтаря, над северным входом, в храме находится мозаичная композиция «Деисус», сделанная по картону Николая Кошелева. На ней представлен Иисус Христос на белом облаке в окружении ангелов. В руках Христа — раскрытая Библия со словами «Міръ Вамъ». Для данной мозаики решение было найдено в сочетании насыщенных и глубоких тонов.
На улице, в тимпане фронтона южного портика собора размещена мозаичная композиция «Христос с донатором» («Спас с донатором»; раньше называлась «Слава Александра Невского»), выполненная по картонам Кошелева. На ней к ногам Иисуса склонился донатор — человек, в руках которого модель собора, похожего на Варшавский. Христос держит корону, которую желает возложить на голову донатора. Личность донатора — русский князь Александр Невский, однако некоторые исследователи считают, что это изображение архитектора Варшавского собора — Леонтия Бенуа, получающего благословение от Спаса и князя на сооружение храма. Синие тона преобладают в цветовой гамме данной композиции над розовыми, зелёными, охристыми.
Тимпан фронтона северного портика украшает фрагмент мозаичной композиции «Собор архистратига Михаила» по живописным рисункам Николая Бруни. На ней архангел Михаил вознесён над всеми прочими персонажами. Под ним в центре композиции — молодой Иисус Христос. По обеим сторонам ангелы и святые обращаются к ним. К сожалению, эта мозаика сильно повреждена при разборке Варшавского собора и имеет значительные утраты. Ещё одна мозаичная композиция Бруни «Богоматерь с ангелами» находится в интерьере собора над южным входом. На ней изображена Богородица, которая в окружении ангелов сидит на троне. Для нимбов на ней применены растительные орнаменты; в цветовой гамме используются различные оттенки светло-голубого, зелёного, розового, глухого синего и красного цветов в сочетании с золотом самой смальты. Эта мозаика также имеет значительные утраты смальты. Утраченные детали заменили фресками во время монтажа в 1929 году.
На опорных столбах храма размещены привезённые из Варшавы мозаичные изображения — «митрополита Алексия» (на северном столбе) и «преподобного Иосифа Волоцкого» (на южном), сложенные по картонам В. Думитрашко.
http://posmotrim.by/article/pokrovskiy-sobor.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?