Уникальный памятник деревянного зодчества в Сибири. В советское время закрыта, разорена. В 2003г. освящена, на Крещения проходят богослужения, реставрационных работ не ведется. Поддерживается силами местных жителей. Памятник Федерального значения.Источник: сайт Православные храмы Красноярского края
В начале 1850-х годов жители четырех деревень Карымской, Шивера, Додоново и Барабаново принимают решение о строительстве церкви и основании прихода. В архивных делах Барабановского прихода указан день, 20 марта 1852 года, как день схода жителей четырех деревень, население которых составляло более 2000 человек. Комиссионное решение о выборе нового участка для церкви было подписано 13 июля 1853 года архитектором Яковом Набаловым. Строительство церкви осуществлялось артелью местных плотников: Черкашиных из Барабаново, Айкановых из Шиверов, Черных из Карымской, Минеевых. Ответственным за постройку стал местный житель Николай Стефанович Черкашин. Строительство церкви Параскевы в Барабанове окончилось в 1856 году о чем свидетельствует документ об окончательном расчете с подрядчиком.
Описание составлено архитекторами Шумовым К.Ю., Лавровым А.Г. в 1986 году, откорректировано архитектором Разваляевым Е.О. в 2014 году: «Здание расположено на небольшой площади при въезде с северо-западной стороны. Церковь деревянная, рублена «в обло» и в «лапу», имеет традиционную трехчастную схему плана: четверик храма с пятистенной апсидой, трапезная и колокольня расположены на одной оси.Двухсветный храмовый четверик завершен шатром на широком барабане-восьмерике и увенчан пятью луковичными главами на глухих барабанах. Конструктивный переход от четверика к восьмерику осуществлен при помощи треугольных рубленых парусов. Четырехъярусная квадратная в основании колокольня (два верхних яруса восьмигранные) завершена шатром с маленькой главкой. Главный вход расположен на западном фасаде.
Центральная ось фасада храмового четверика подчеркнута широким дверным проемом с трапециевидным завершением и с прямым окном второго света над ним. Каждая грань храмового восьмерика завершается треугольным щипцом. Грани шатра храмового восьмерика, ориентированные на юго-запад, юго-восток имеют главы на восьмигранных глухих двухъярусных барабанах. Шатер храмового восьмерика увенчан главой на высоком восьмигранном глухом барабане. Междуярусное членение колокольни выполнено подшивными профилированными карнизами небольшого выноса с плоскими фризами. Все оконные проемы первого яруса имеют трапециевидное завершение. Здание храма имеет естественный цвет обшитых некрашеной доской стен, без выделения деталей. Углы четверика колокольни, храмового четверика обработаны неширокой доской. В ярусе звона пространство под проемами декорировано накладными лежачими филенками. Оконные и дверной проемы храмового четверика обведены плоской доской. Оконные проемы апсиды, трапезной и притвора имеют наличники с невысокой, гладкой лобанью и прямым, профилированным сандриком. Свесы кровли на щипцах и односкатных треугольных кровлях декорированы мелкопрофилированными досками.
Фундамент бутовый. Цоколь из кирпича (29*14*8 см). Стены бревенчатые, снаружи обшиты тесом. Полы деревянные. Длина здания около 27 м. Ширина храмовой части около 10 метров. Кровля металлическая. Все помещения церкви перекрыты плоскими потолками. Вдоль продольной оси главного объема здания с востока на запад последовательно располагаются: пятигранная апсида, квадратное помещение храма, чуть меньше храмового по ширине помещение трапезной, небольшое вытянутое вдоль продольной оси здания помещение притвора. Помещение храма сообщается с алтарем и трапезной через два широких проема. Стены и потолок окрашены масляной краской. Активную роль в интерьере храма играют паруса храмового четверика, украшенные изображениями евангелистов, выполненные росписью маслом. Плафон восьмерика храма украшен изображением Саваофа, выполненным в той же технике.
Сохранились исторические оконные переплеты, металлические кованые решетки геометрического рисунка на окнах нижнего яруса и кубоватого рисунка – на окнах второго света храмового четверика. Сохранилась деревянная лестница на ярус звона колокольни.»
В 1901 году обшита калеванной доской и крыта железом. Перестроек не было. Утрачены крытые крыльца, главка апсиды. Местами разобрана обшивка. В интерьере утрачены печи и иконостас. В 1863 году в целях увеличения конструктивной надежности здания под нижние венцы церкви был подведен каменный фундамент, а сама церковь была обнесена деревянной оградой.
История архитектуры Красноярска, Енисейска, Минусинска, Канска, Ачинска
Церковь Параскевы Пятницы в селе Барабаново в 60 км от города Красноярска. По данным, содержащимся в работах академика Бахрушина, это село, основанное казаками, появилось в конце XVII века. В середине XIX здесь был основан приход, в состав которого вошли деревни Карымское, Шивера, Додоново и Барабаново.
Необходимость открытия прихода имела множество обоснований. В одном из указов духовных властей 1855 г., с озабоченностью отмечалось, что «Браки официально не регистрируются, не ведутся метрические книги, а дети рождаются и значатся незаконнорожденными»… Вследствие отсутствия приходской церкви, жители зачастую вообще не соблюдали религиозных правил…
В начале 1850-х гг. жители четырех деревень Карымской, Шивера, Додоново и Барабаново принимают решение о строительстве церкви и основании прихода. В это время в каждой из деревень имелась деревянная часовня. В Барабанове она существовала, по некоторым сведениям, с 1826 г., в Шиверах – с 1823 г. В деревне Карымской даже старожилы не помнили, когда и кем была построена часовня. В деревне Додоново существовавшая часовня, была, как и в Шиверах, возведена без архиерейского разрешения. Как сообщают документы того времени года постройки этой часовни жительствующие “определить за давностью не могут”.
В архивных делах Барабановского прихода указан день 20 марта 1852 г. как день схода жителей четырех деревень, население которых составляло более 2000 человек. В документах отмечено, что приходскую церковь предполагалось выстроить из дерева. Будущие прихожане «обещались» выбрать приличное место для размещения церкви и проживания церковного причта. На строительство церкви жителями были собраны средства в размере 454 руб. и 69 коп. серебром. Всего на строительство церкви в последствие было собрано 7200 руб., из которых 1500 руб. серебром пожертвовано красноярским купцом 1-ой гильдии Иваном Ивановичем Токаревым, который был известен своей благотворительной деятельностью, а так же активным участием в жизни Красноярска и его окрестностей.
По сложившейся издавна традиции, к участку для постройки барабановской церкви были предъявлены жесткие требования. Как записано в документах церковного архива, «место должно быть безопасным от воды и огня, горизонтальное, ровная сухая возвышенность, несмотря на то, что здесь глиняный грунт». Через некоторое время обществом была выбрана площадка для церкви, а ее план и фасад были одобрены Енисейской губернской строительной комиссией. Однако в 1853 г. новая комиссия признала выбранное место не пригодным. По заключению этой комиссии место для церкви «Близко к жилому строению, а значит, велика опасность, что церковь может пострадать во время пожара. Мало места, а значит невозможно поставить церковную ограду. С севера имеется склон, откуда стекающие воды буду влиять на прочность здания».
Новая площадка для строительства церкви была выбрана при въезде в деревню, при дороге, в 50 саженях от других строений, на возвышенности, где песчано-глиняный грунт, почва твердая. Эта площадка находилась в 10 саженях от ранее выбранного места. Церковь предполагалось строить по прежде утвержденному плану. Комиссионное решение о выборе нового участка для церкви было подписано 13 июля 1853 г. архитектором Яковом Набаловым, под наблюдением которого в то время в Красноярске осуществлялось строительство на Новобазарной площади Рождественского собора, запроектированного известным петербургским архитектором К.А. Тоном. Я. Набалов также известен как один из строителей знаменитой часовни Параскевы в Красноярске.
Всю зиму 1853 г. в Кантатском логу заготавливали и вывозили через замерзший Енисей бревна для стен здания. Подрядчиком на строительстве церкви в Барабанове являлся мещанин города Ардатова Нижегородской губернии Анатолий Касьянович Саянивич (прочтение фамилии может быть неточным, записи в документах неразборчивы), который в качестве вознаграждения по окончанию работ 5 ноября 1857 г. получил 1900 руб. серебром, о чем сообщал местный священник в Томскую духовную консисторию. Строительство церкви осуществлялось артелью местных плотников: Черкашиных из Барабаново, Айкановых из Шиверов, Черных из Карымской, Минеевых. Ответственным за постройку стал местный житель Николай Стефанович Черкашин. Отдельные виды работ на барабановской церкви выполнялись «по раскладке» местными жителями самостоятельно, не требуя за свой труд ни какой уплаты. Так были построены многие приходские сибирские церкви. Строительство церкви Параскевы в Барабанове окончилось в 1856 г., о чем свидетельствует документ о расчете с подрядчиком. В 1863 г. в целях увеличения конструктивной надежности здания под основание церкви был подведен каменный фундамент…, а сама церковь была обнесена деревянной оградой.
Жители прихода тщательно заботились о своей церкви. Это подтверждает акт осмотра здания от 1864 г. комиссией, в которую, кроме священника и диакона вошли крестьяне Владимир Черкашин, Никифор Коркунов, Спиридон Коркунов и другие. В нем записано: «Паникадила и иконостас прочные, цепи и винты не потерты, иконы прочно держатся в иконостасе, колокольная лестница удобная и крепкая, колокольные брусья, где повешены колокола крепкие без гнилости, веревки колоколов не потерты». Вывод комиссии однозначен – всё устройство прочно и крепко.
Более удачного места для строительства церкви трудно себе представить: вознесенная на холме, церковь словно парит в небе над селом и Енисеем. Удачно вписанная в окружающий ландшафт, церковь обращает на себя внимание любого, кто путешествует по суше или по реке. По старинной сибирской традиции вокруг церкви были высажены многочисленные сосны… Рядом с большими и знаменитыми на всю Енисейскую губернию религиозными сооружениями существовали целые аллеи вековых сосен. Старожилы Барабаново тоже вспоминают о соснах вокруг своей церкви, которые стали вырубаться местным населением уже в 30-е годы ХХ столетия.
Внимательное рассмотрение архитектурных форм сохранившей барабановской церкви Параскевы позволяет сделать вывод об использовании при ее строительстве образцового проекта. Такого рода проекты специально разрабатывались для сельского церковного строительства и издавались в виде альбомов. Один из таких альбомов – «Атлас проектов церквей сельских построек» был опубликован Министерством государственных имуществ в Санкт-Петербурге в 1853 г. Альбомы с набором различных по материалу стен и вместительности церквей хранились как у светских властей, так и у церковных (в духовных консисториях). Сельскому обществу оставалось только выбрать, понравившейся образец, соответствующий численности прихожан и финансовым возможностям прихода. В выборе образцового проекта, легшего в основу Барабановской церкви, существенную роль могла сыграть генетическая память прихожан, являвшихся, судя по данным Переселенческих книг, потомками выходцев с Русского Севера.
Традиции изумительного вологодского и архангелогородского деревянного зодчества ХVII-ХVIII вв., по-видимому, были еще очень сильны в среде жителей деревень барабановского прихода. Уж слишком напоминает церковь Параскевы знаменитые деревянные церкви европейского севера России. Тип самой постройки явно сохраняет традиции сибирского народного деревянного зодчества. Церковь построена согласно старинным канонам. Ее объемно-пространственное решение включает в себя притвор с колокольней над ним, трапезную и храм с пятигранной алтарной апсидой. У западного фасада колокольни предположительно изначально существовала крытая паперть-крыльцо.
Пятиглавый храм состоит из «восьмерика на четверике». Навершие храма не типично: это шатер, окруженный «хороводом» треугольных фронтонов и четырьмя луковичными главами на барабанах. Этот же тип навершия использован в колокольне барабановской церкви. Издревле известное русским зодчим шатровое завершение храмов вполне обычно для периода строительства церкви в селе Барабаново. Достаточно вспомнить величественные шатры Рождественского собора в Красноярске, служившие отличительной чертой произведений крупнейшего русского архитектора середины ХIХ века К.А. Тона. В этой связи можно предположить, что образцовый проект шатровой церкви жителям барабановского прихода мог быть предложен архитектором Я. Набаловым, в свое время посланным в Красноярск К.А. Тоном.
Центральный барабан храма имеет форму цилиндра – многогранника, он вытянутый легкий и стройный. Яблоко, которым увенчан барабан, выполнено граненным. Сегодня храмовое навершие и колокольня сохранили ажурные кресты, их два. В прошлом оконные проемы были все, вероятно, забраны фигурными решетками. Окна расположены в двух ярусах и смотрят на четыре стороны света. Конфигурация окон – полукруглая. Дверных проемов было три, они располагались: один при входе, два с южной и северной стороны. Вероятно, они были оформлены крылечками, которые имели специальные крыши – навесы. Мы можем судить об этом по тому факту, что над входами сохранились гнезда для этих навесов. К сожалению, и крыльцо, и навесы сегодня разрушены.
Церковь построена из сосновых бревен и только впоследствии была обшита тесом. По нашему мнению, церковь от этого много потеряла: золотистый цвет вначале, а впоследствии – вишневый цвет сосны на солнце, вероятно, был необычайно красив, а сама церковь недаром казалась современникам теплой и живой. По документам Красноярского краевого архива узнаем, что первоначально крыша церкви была выкрашена зеленой медянкой. Но никакого нарушения в этом не было, так как православный канон требует, чтобы сооружение в честь Параскевы и росписи в ней имели обязательно красные и зеленые цвета.
Здание церкви Параскевы имеет на удивление большие размеры, что является довольно редким для подобных сооружений того времени. Не следует забывать, что это не городская церковь, а всего лишь храм в отдаленном селе. Вероятнее всего, размеры церкви объясняются необходимостью вмещения большого количества прихожан. Внутреннее пространство церкви поражает своим простором, особенно большой трапезной, в которой могла собираться вся община. Во внутреннем устройстве здания церкви имеются некоторые несоответствия. Когда находишься внутри, кажется, что завершение церкви выполнено в виде купола, символизирующего «Небесный свод». Но это обманчивое впечатление. На самом деле снаружи находится восьмигранный шатер.
Не стоит забывать, что мы говорим о церковном здании, которое находится в холодной и суровой Сибири. Строители позаботились о прихожанах. По всей вероятности, в углу трапезной помещалась печь. Между стенами, как считают архитекторы, оставлено свободное пространство. Когда печь топилась, промежутки между стенами прогревались теплым воздухом. Поэтому в помещении было тепло даже зимой и службы можно было вести круглогодично.
Оригинально решен вопрос о безопасности церкви. Высокие главы, увенчанные металлическими крестами, могли притягивать разряды молнии во время грозы. Чтобы этого не произошло, от креста и от шаров по углам, шел громоотвод – толстая проволока, которая шла к плитам, вкопанным в землю.
Внутреннее убранство церкви первоначально не было особенно богатым. Не была богатой и сама приходская церковь. Вплоть до 90-х гг. XIX века в архивных документах не указывалось никакого церковного имущества. Предметов внутреннего убранства церкви не сохранилось, за исключением фрагментов настенных росписей, оказывающих на зрителя большое эмоциональное воздействие. Вопрос о времени появления этих росписей и их авторе пока остается открытым…
К сожалению, сегодня здание церкви Параскевы Пятницы в селе Барабаново находится в плохом техническом состоянии. После 1930-х гг. службы в церкви стали редкими. В 50-х гг. XX века службы в церкви были прекращены, а она сама превращена в склад зерна. Утверждают, что еще в 1970-е гг. сюда приходили молящиеся на большие церковные праздники, но никто уже не заботился о сохранности церкви. В 1980 г. церковь была взята под охрану государства. В 2003 г. освящена заново, и на Крещение здесь проходят богослужения.
Здание церкви Параскевы в селе Барабаново является памятником деревянной архитектуры середины ХIХ века, редким образцом сохранившейся церковной постройки, в основу которой был положен образцовый проект. Это произведение архитектуры донесло до наших дней особенности русской строительной культуры ХIХ века, неразрывно связанной с глубоко укоренившимися традициями народного деревянного зодчества.
Авторы: Васильев А.В., Наумова К.А., Купрякова И.В.
«За годы вокруг нашего храма накопилось много информационного мусора: про казака и дощечку, про подземные ходы и трехсотлетний возраст, про отсутствие гвоздей и миллиарды казенных рублей вложенных как в строительство два века назад, так и в недавние противоаварийные работы. Пришло время правды», — написал на свой страничке в социальных сетях настоятель храма Параскевы Пятницы в Барабаново отец Алексей Язев.
«Время правды» настало потому, что в Красноярске издана первая книга о Барабановской церкви. В ней — история храма в маленьком сибирском селе, от решения о его создании (1852 год) до решения о закрытии (1935 год). Максимально полная и честная, изложенная профессиональным историком. Автор книги — кандидат исторических наук, доцент Сибирского государственного университета науки и технологии им. академика М.Ф. Решетнева Елена Шушканова, она, кстати, автор книги об истории Архиерейского дома.
Тираж книги о церкви в Барабаново очень маленький, всего 150 экземпляров. И чтобы покрыть расходы, а это около 30 тысяч рублей, решили продать 10 книг по 3000 рублей за каждую. По сути, это пожертвование на издание книги, поскольку остальные 140 экземпляров будут бесплатно переданы в государственные и приходские библиотеки. К слову, 10 книг разобрали очень быстро.
Вот, например, как рассказывается в книге том, как более ста лет назад жило сельское духовенство: «Дом для настоятеля барабановского прихода был скромный. В клировых ведомостях за 1900 г. писалось, что дом священника «весьма неудобен, ветхий, холодный». При этом каких-то существенных реконструкций по улучшению жилища настоятеля не производилось годами, т.к. в 1914 г. клировые ведомости сообщали о состоянии церковных домов в селе Барабановском то же самое: «пришли в ветхость, холодные, тесные и нуждаются в обязательной перестройке». Что касается диаконов и псаломщиков, то они продолжали жить на съёмных квартирах. Стоило такое жильё в Барабаново на 1900 г. 2 руб. 50 коп. за месяц. И эти деньги выплачивали сами прихожане».
Кстати, дом священника в Барабаново (он сгорел в 50-е годы XX века) стоял на месте нынешнего клуба.
Автор: Татьяна Рябинина «С гвоздями и без миллиардов»: в Красноярске издали книгу про старейший деревянный храм, 10 ноября 2019 г., http://www.krsk.kp.ru