Исторически сложилось так, что до революции православные россияне несли на себе большую часть тягот флотской службы. В эпоху Петра Великого на церковные средства издавали военно-морскую литературу. Богослужение на кораблях носило обязательный характер и проводилось ежедневно. Нарушителей подвергали денежным штрафам и физическим наказаниям. В патриарших, архиерейских и монастырских вотчинах заготавливали корабельный лес и регулярно проводили рекрутские наборы. На церковь возлагали уход за ранеными и больными, а также престарелыми чинами флота. Впервые в Кронштадтском морском госпитале в качестве помощниц появились женщины-монахини.
В дореволюционной России многие государственные награды носили религиозный характер. Петру Великому принадлежит идея поместить на военно-морском флаге изображение креста Святого Андрея — покровителя Руси. Высшей наградой кораблю за мужество и воинскую доблесть был Георгиевский кормовой флаг, с вручением которого экипаж переименовывался в гвардейский, а матросские бескозырки отличались особыми ленточками с тремя черными и двумя оранжевыми полосами цвета пороха и пламени.
В разные периоды истории Балтийского флота десятки кораблей и судов носили имена святых апостолов, пророков, православных великомучеников и церковных праздников, при этом церковной иерархии соответствовал класс и ранг корабля.
Флотское духовенство участвовало в морских походах, кругосветных плаваниях и экспедициях, вдохновляло воинов на подвиги во время сражений. Советская власть упразднила институт военных священников и отделила церковь от государства. Но, несмотря на это , многие верующие защищали Отчизну в годы Великой Отечественной войны. В конце XX века на Балтийском флоте началось возрождение духовно-религиозной деятельности.
В мае 1991 года в нашем городе стал действовать Кафедральный Свято-Георгиевский Морской собор Балтийского флота (ул. Адмирала Н. Кузнецова, 3).
Появление православного храма в Балтийске не случайно. Так, в конце XVII века в составе Великого посольства в Пиллау прибыла походная церковь, где в день именин Петра I прошли всенощные бдения и литургия, за что священники получили в награду тринадцать золотых монет. В середине XVIII века российские коменданты Пиллау заботились о православной церкви в крепости, сохраняя инвентарь, впоследствии вывезенный в Кронштадт.
Готический собор — свидетель многих событий. Его возвели в 1866 году на деньги прихожан реформистской общины, собранные ими в Голландии, Англии и Шотландии. Фасадная часть здания разделена несколькими рядами стрельчатых окон. В собор ведут три входа: центральный и два — с внутреннего дворика. Помещение кирхи, служившее аудиторией для проповедника, имело скромное архитектурное убранство. Вдоль стен располагались галереи для прихожан, а солнечный свет проникал сюда через цветные витражи окон. Завершенность интерьеру придавал арочный потолок. В 1934 году помещение кирхи перестроили. Здание сильно пострадало во время штурма Пиллау в апреле 1945 года. Следы от пуль и снарядов и сегодня видны на его стенах. В послевоенные десятилетия здесь долгое время размещался клуб моряков, затем военный склад.
Летом 1996 года в соборе установили часть уникального иконостаса, над которым девять месяцев трудились искусные резчики по дереву из города Сафоново Смоленской области. Продолжительный экономический кризис не позволил мастерам завершить начатую работу. Об общем замысле иконостаса можно судить лишь по царским вратам. Декоративная резьба их нижнего яруса посвящена обитателям моря, среднего — земле, а верхнего — небесной сфере. Символический характер носит и художественное оформление нижней части иконостаса в виде ажурной вязи канатов и якорей в морской пене, изображение розы ветров, дельфинов, морских коньков и звезд. Плащи Архангелов Михаила и Гавриила окрашены в цвета навигационных огней на Северном и Южном молах — красный и зеленый. Центральное место над иконостасом занимает фреска, сюжетом которой послужила библейская притча «По морю как по суху». В августе 1997 года состоялась церемония освящения иконостаса, что означало восстановление церкви в общественной и духовной жизни, внесение ее в реестр храмов Калининградской епархии.
25 ноября 2001 года в соборе установили раку в форме морского корабля с частицей мощей адмирала Ф.Ф. Ушакова, перенесенных из Санаксарского монастыря в Мордовии. Прославленный адмирал первым из моряков причислен к лику православных святых. До него подобной чести были удостоены два русских полководца — Александр Невский и Дмитрий Донской. День памяти святого праведного Федора Ушакова отмечается в день его прославления — 5 августа и в день его кончины — 15 октября.
Адмирал Ф.Ф. Ушаков начинал свою службу на Балтийском флоте, был создателем Черноморского флота России и первым его командующим. Не проиграв ни одного сражения на море, выйдя в отставку, он посвятил оставшуюся жизнь общественной и духовной деятельности. Славные победы адмирала Ф.Ф. Ушакова укрепили мощь российского государства, а благодарная память о патриоте и человеке прошла через века. Орден и медаль его имени, учрежденные в годы Великой Отечественной войны, стали символом доблести и чести военных моряков. На иконе с ликом Ф.Ф. Ушакова приведены его знаменательные слова: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России».
http://russian-west.narod.ru/gorod/simvol/predki/predki.htm