Баловнево. Церковь Владимирской иконы Божией Матери.

Из книги священника Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», 1888 г., том 3: Баловнево в качестве села упоминается в писцовой книге 1628 и 29 г., где оно описывается так: «село Баловнево на Аннине бояраке, а в селе церковь Пречистыя Богородицы Владимерские иконы да придел Николы Чудотворца древена клецки, а в церкви Божие милосердие – образы, и ризы, и книги, и колокола, и всякое церковное строенье вотчинника Степана Михайлова, сына Рельнева да помещика Демида Муромцова…» В окладной книге 1676 г. находившаяся в с. Баловнево церковь Наименована Никольскою. В 1746 г. Артиллерии поручик, Стефан Сухотин, просил дозволения у епархиального начальства на построение при Никольской церкви придела в честь пророка Илии, что ему и было дозволено.
Вместо деревянной, каменная Владимирская церковь с приделами Ильинским и Никольским построена была капитаном Василием Муромцовым около 1770 г.; но так как она построена была на сыром и низком месте и, по худой работе, истрескалась и грозила падением, то генерал-лейтенант Матфей Васильевич Муромцов в октябре 1789 г. просил преосвященного Симона дозволить ему построить новую каменную церковь на высоком и приличном месте, а старую – сломать и употребить на постройку новой, на что и дать ему благословенную грамоту, оторая и выдана была 18 октября того же года за №2189.
В существующей ныне в с. Баловневе выстроенной по плану и фасаду соборнаго, Александр. лавры, храма, Владимирской церкви приделы Никольский и Ильинский отстроены и освящены были при жизни храмостроителя – первый в 1798, второй – в 1799 г.; но настоящая церковь  — в честь иконы Божией Матери Владимирская – отстроена была сыном его – статским советником Матвеем Матвеевичем Муромцовым. К отделке настоящей церкви им приступлено было в 1823 г. и издержано не менее 40,000 рублей. Плана и межевой книги на землю под церковь и кладбище не имеется; они в 1822 г. были неизвестно кем похищены из церкви. По штату 1873 года в причте положены 1 священник и 2 псаломщика. В причте по штату 1885 г. положены 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик.
Из священнослужителей означенной церкви известны: Симеон уп. в 1628 г. Евдоким уп. в 1676 г. Даниил Евдокимов род. в 1700 г. сент. 20. Иаков Леонтиев упом. в 1716 г. Захария уп. в 1727 г. Игнатий Иаковлев род. в 1741 г. июн. 5; умер в 1742 г. Иоанн Иаковлев род. в 1741 г. июл. 21; умер в 1759 г. Василий Даниилов упом. с 8 ноябр. 1742-70 г. Никита Игнатиев упом. с 1759-98 г. Феофилакт Васильев упом. с 1770-99 г. Иоанн Григориев род. в 1798 г. сент. 20, ум. в 1822 г. Стефан Иеремиев род. в 1799 г.; ум.в 1823 г. Тимофей Прокопиев Белкин уп. с 19 ноябр. 1822-58 г. Николай Тимофеев Белкин уп. с 16 февр. 1858-78 г. Николай Васильев Панаретов уп. с 1878-86 г. Стефан Алексеев Симфонин сост. с 1886 г. до 8 окт. 1887 г. Василий Петрович Серебров с 24 янв. 1888 года.
Из Расписания городских и сельских приходов, церквей и причтов Рязанской епархии за 1874 г. можно узнать следующее. Священники: 187–1878 – Белкин Николай Васильев (по штату 1873 – настоятель прихода); 1878–1886 – Панаретов (Понаретов) Николай Васильев †1892; 1886–1888 – Симфонин Стефан Алексиев; 1888–1894 – Серебров Василий. Штатные диаконы: 1885–1894 – Парфенов Димитрий. Исправляющие должности псаломщиков (1873–1885 годы) 1–я вакансия: 1873–1882 – Златоустовский Иоанн †1888, диакон (по штату 1873 – штатный); 1882–1885 – Парфенов Димитрий, диакон. 2–я вакансия: 1873–1885 – Тронов Димитрий, причетник, диакон (1882) (по штату 1873 – штатный). Штатные псаломщики (с 1885 года): 1885–1886 – Златоустовский Михаил †1886; 1886–1894 – Кочуров Василий. Сверх штата 1873–1886 – Кочуров Василий, пономарь (по штату 1873 – сверхштатный). Также удалось узнать, что одним из последних священников Владимирского храма стал Яковлев Павел Иоаннович (по данным 1912 и 1914 гг.).
Построена в 1797-1823 годах. Автором проекта ряд исследователей считают В.И. Баженова. Храм представляет редкий тип объемно-пространственной композиции раннего классицизма – двухколоколенную церковь с двухъярусным световым барабаном. К подобному типу принадлежит, в частности, Троицкая церковь в подмосковном имении фельдмаршала П.А. Румянцева Троицкое-Кайнарджи, авторство проекта которой И.Э. Грабарь связывал с именем В.И. Баженова. Прямоугольный в плане объем храма, обогащенный с севера и юга четырехколонными портиками тосканского ордера венчает двухъярусный барабан. Первый ярус – глухой восьмигранный, второй представляет собой круглый в плане световой барабан, перекрытый плоским куполом с малым глухим барабаном главки. Западный фасад фланкирован двумя четырехъярусными симметричными колокольнями (первый и второй ярусы квадратные в плане, третий и четвертый – круглые. Колокольни увенчаны шпилями). Фасады первого и второго яруса колоколен обработаны сдвоенными пилястрами тосканского ордера. С северо-запада и юга фасады первого яруса колоколен венчают треугольные фронтоны. Третий и четвертый ярусы колоколен обработаны трехчетвертными колонами (в третьем ярусе), и полуколоннами (в четвертом ярусе) тосканского ордера. Третий  и четвертый ярус прорезаны по сторонам света арочными проемами звона с венчающими замковыми камнями. Центральный ризалит западного фасада. Увенчанный треугольным фронтоном, акцентирован на уровне первого яруса овальным в плане объемом тамбура, обработанным четырьмя колонами тосканского ордера. На уровне второго яруса ризалитную часть западного фасада прорезают большая полуциркульная ниша. Двусветный первый ярус храма по фасадам прорезан на уровне первого света прямоугольными с полуциркульным завершением оконными проемами, на уровне второго света – круглыми оконными проемами. Подобным образом оформлен второй ярус колоколен. На уровне нижней части центрального ризалита западный фасад прорезан тремя прямоугольными с полуциркульным завершением оконными проемами. Второй световой ярус барабана. Обработанный пилястрами тосканского ордер, прорезан квадратными с полуциркульным завершением оконными проемами, декорированными наличниками зубчатого рисунка. Обработанный по углам пилястрами тосканского ордера восьмигранный объем нижнего глухого барабана декорирован по периметру фасада двумя полосами геометрического белокаменного декора. Все основные архитектурные детали, включая карнизы, импосты, капители и базы колонн выполнены также из белого камня. Линии карнизов храма, включая световой барабан и колокольни декорированы мотивами сдвоенных, строенных и одинарных кронштейнов-дентикул.
А.Ю. Клоков в статье «Баловнево. Усадьба Муромцевых» так описывает интерьер храма: Интерьеры храма необычны. Храмо­вая часть, круглая в плане, с северо­западной и юго-западной сторон имеет глубокие ниши. В южной нише начинает­ся каменная винтовая лестница на хоры, расположенные в большой нише запад­ной стены, в верхней части первого яру­са. Хоры увеличены за счет кованого балкона, свод их находится на уровне карниза, разделяющего первый и второй ярусы восьмерика. В северной нише располагался камин, отделанный белыми рельефными изразца­ми и чугунным литьем. Это место в храме предназначалось для владельца. Почти половину площади храмовой части зани­мал, алтарь и невысокая, в одну ступень, солея. Пол по диагонали в черную и белую клетку выстилали небольшие камен­ные плитки. Стены первого и второго ярусов украшены пилястрами с капителя­ми коринфского ордера. Первый, второй и третий ярусы отделялись друг от друга массивным лепным карнизом. Несохранив­шийся иконостас, по всей видимости, был не выше первого яруса храма. Росписи нижнего яруса также не сохранились. Во втором ярусе, между пилястр, на всю высоту яруса были выполнены изображения апо­столов. На алтарной стене — огромная икона «Тайная Вечеря», а напротив, над хорами — рельефное изображение Святой Троицы, окруженное сиянием. Над ним — большая икона, напоминающая картину Ива­нова «Явление Христа народу».
Обширная трапезная храма поделена на три нефа двумя рядами колонн с капителями коринфского ордера. В ней размешены два дополнительных престола, а в юго-западном углу — крестильня. Тра­пезная теплая, с гипокаусным отоплени­ем. По боковым стенам нартекса распо­ложены два входа. Один — под правую колокольню, где расположена лестница, ведущая вниз, в фамильный склеп Му­ромцевых, под юго-западную часть тра­пезной. Второй вход ведет на винтовую лестницу левой колокольни, по которой можно подняться до второго яруса, в коридор, ведущий на балкон, винтовую лестницу правой колокольни и чердак. До последнего времени на чердаке со­хранялись остатки опор стропильной сис­темы в виде мощных мауэрлатов, связан­ных через чугунные башмаки круглыми стержнями с винтовыми натяжками. Каж­дый мауэрлат состоял из двух брусьев квадратного сечения, лежащих на стене параллельно и воспринимавших распор­ные усилия огромных стропильных ног.
Владимирская церковь – незаурядный образец культового зодчества эпохи раннего классицизма на территории Липецкой области.
Оригинал статьи на сайте Липландия http://www.lipland.ru/?p=81

На территории Данковского района Липецкой области есть множество старинных храмов, один из которых располагается в селе Баловнево, которое отдалено от Данкова примерно на 20 километов.Строительство храма началось в 1789 году и длилось целых десять лет. Некоторые достройки церкви Владимирской иконы Божией Матери продолжались и в самом начале 19 века. Здание храма отличается новым типом архитектурной композиции русской церкви. Две ее колокольни размещены симметрично относительно входа. На куполе её размещен достаточно массивный барабан, а ее четырехъярусная колокольня увенчана шпилем. Вторая колокольня была введена скульптором для того, чтобы уравновесить архитектурные массы, создать законченность и целостность всей композиции. Особого внимания заслуживает круглая высокая часть церкви, которая завершается стрельчатым куполом, достаточно низко посаженным на барабан.Владимирская церковь в селе Баловнево является ярким образцом культового зодчества периода раннего классицизма, архитектурный памятник федерального значения.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/vladimirskaya-tserkov.html

Баловневский храм — явление столь же из ряда вон выходящее, как Троицкая церковь в Гусь-Железном, только он не белокаменный, а кирпичный. В какой-то степени ее, как и гусевскую церковь, можно сравнить со средневековым собором, но не с готическим, а с романским. Эти «но» возникают все время при сравнении баловневской церкви с родственными постройками.
Владимирская церковь была заложена и вчерне отстроена Матвеем Васильевичем Муромцевым в 1799 году, но закончена уже его сыном — Матвеем Матвеевичем Муромцевым в 1823 году. Храм далеко не обычен. Основой его является не четверик, а неравногранный восьмерик, идущий прямо от основания. Такое бывает, когда к восьмерику пристраиваются боковые части, образующие крестообразность плана. Но здесь этого нет, восьмерик, точнее четверик с закругленными углами, воспринимается как самостоятельный объем. И это подчеркнуто высотой восьмерика, даже двухъярустностью. Казалось бы, что такой объем надлежало завершить тоже восьмериком, только меньшего размера, но архитектор завершил его ротондой, причем очень низкой, с низким же куполом. К нижнему ярусу восьмерика (в один ярус с ним) примыкает трапезная, заканчивающаяся на западе двумя трехъярусными башнями-колокольнями. Нижнюю часть их составляют квадратные в сечении башни, почти в два раза превышающие высоту трапезной, а на этих башнях водружены еще два яруса цилиндрических объемов, увенчанных шпилями. По сравнению с известными двухколокольными храмами совершенно новым в нем является мощный двухъярусный восьмерик в сочетании с низкой ротондой. Последняя настолько приземиста, что, по существу, играет роль аттика. Такой прием, конечно понятен, так как при громадной высоте восьмерика нормальную по пропорциям ротонду ставить на него было просто нельзя: это выглядело бы парадоксально. Но что же заставило зодчего так сильно развивать вверх восьмерик? Это остается загадкой.
В отличие от Троицкой церкви в Гусь-Железном, Владимирская церковь не имеет псевдоготических элементов. Можно даже сказать, что нет в ней и барочных форм, если не считать, конечно, «вздутого» объема восьмерика и сочных сдвоенных кронштейнов, поддерживающих карнизы трапезной, храма и колоколен. Эти кронштейны имеют сильный вынос, так что карнизы образуют большие навесы, напоминающие машикули, а многочисленные декоративные пояски, охватывающие стены храма и колоколен, заставляют вспомнить древнерусские архитектурные образы. Оригинальным остается нижний декоративный пояс из кругов. Ему находим многочисленные аналогии в творчестве В.И. Баженова. Любопытно, что световые проемы сосредоточены внизу и в самом верху, в ротонде, основной же восьмерик оставлен почти глухим. Это придает храму сходство с какой то крепостью. Достойно внимания так же и то, что у храма нет апсид. Кроме оригинального приема устройства двух колоколен и круглых декоративных вставок, к творчеству В.И. Баженова восходит и сильно нависающие карнизы на мощных кронштейнах, и сочный пластический язык форм, и сочетание белокаменного декора с кирпичной кладкой, наконец, отсутствие апсиды. Муромцевы были достаточно влиятельными, чтобы заказать проект храма В.И. Баженову, но конечно не в 1797 году, когда великий зодчий доживал последние годы, а раньше. Выполнял же постройку архитектор не баженовского масштаба, откуда и могли появиться различные упрощения. У Муромцева были и свой архитектор, некто Вержень из Голландии, и лепной мастер Замараев, и резчик Базетти и другие. Так что было кому осществить проект В.И. Баженова, если только действительно он имел место.
Вагнер Г.К., Чугунов С.В. Рязанские достопамятности. «Искусство». Москва, 1989 г.

Усадьба Баловнево — жемчужина Данковского района и очередной шедевр, приписываемый Василию Ивановичу Баженову. Этот архитектор, увы, знаменит тем, что большинство его построек или были капитально перестроены, или их авторство указывается с пометкой «предположительно». Два безусловно баженовских грандиозных проекта оказались, мягко говоря, неудачны — дворец в Царицыне не понравился Екатерине II и стоял недостроенным аж до времён Лужкова; а ради Большого Кремлёвского дворца разобрали часть стены Кремля, выходящей на набережную Москвы-реки, но потом, когда архитектору понадобилось снести ещё и соборы, проект быстро свернули и стену восстановили «почти как было». В общем, Баженов был в своём творчестве столь же неудачлив, сколь и гениален, и если проект баловневской церкви действительно принадлежит ему, то это достойное добавление в «копилку» эффектных и романтичных его построек. Усадебный комплекс складывался долго, с начала ХVIII по начало ХIХ века. Начал его возводить М. В. Муромцев (1734-1799), первый руководитель Тульского наместничества. Матвею Васильевичу очень хотелось создать в своём имении нечто, что не уступало бы по роскоши императорским резиденциям.
Среди местных краеведов популярна версия, что Баловнево отстраивалось специально к приезду Екатерины Великой. Трудно с уверенностью утверждать, так ли это, но совершенно точно, что грандиозная усадьба, головокружительно оригинальная церковь и огромный парк на сто гектаров (не считая 30 гектаров сада) с каскадом из тринадцати прудов — это действительно нечто из ряда вон выходящее даже по меркам склонной к избыточной роскоши екатерининской эпохи. От этого великолепия сохранились заросшие остатки парка, фундаменты главного дома, два флигеля, въездная арка и водонапорная башня в готическом стиле… ну и церковь, разумеется. Владимирская церковь, удивительная, уникальная.
«Баловневский храм, — писал о нём Г. Вагнер и С. Чугунов в книге «Рязанские достопамятности» из так называемой жёлтой серии «Искусство», — явление столь же из ряда вон выходящее, как Троицкая церковь в Гусь-Железном, только он не белокаменный, а кирпичный. В какой-то степени её, как и гусевскую церковь, можно сравнить со средневековым собором, но не с готическим, а с романским». Храм строился на рубеже ХVIII-ХIХ веков, заканчивал его уже сын М. В. Муромцева — Матвей Матвеевич. «Основой его, — размышляют Вагнер и Чугунов, — является не четверик, а неравногранный восьмерик, идущий прямо от основания… Казалось бы, что такой объём надлежало завершить тоже восьмериком, только меньшего размера, но архитектор завершил его ротондой, причём очень низкой, с низким же куполом. К нижнему ярусу восьмерика (в один ярус с ним) примыкает трапезная, заканчивающаяся на западе двумя трёхъярусными башнями-колокольнями. Нижнюю часть их составляют квадратные в сечении башни, почти в два раза превышающие высоту трапезной, а на этих башнях водружены ещё два яруса цилиндрических объёмов, увенчанных шпилями. По сравнению с известными двухколокольными храмами, совершенно новым в нём является мощный двухъярусный восьмерик в сочетании с низкой ротондой. Последняя настолько приземиста, что, по существу, играет роль аттика. Такой приём, конечно, понятен, так как при громадной высоте восьмерика нормальную по пропорциям ротонду ставить на него было просто нельзя: это выглядело бы парадоксально.
Но что же заставило зодчего так сильно развивать верх восьмерика? Это остаётся загадкой». Действительно, характерная для раннего классицизма (при этом относительно редкая в русском зодчестве) архитектоническая схема «двухколоколенной церкви» находит во Владимирском храме крайне интересное решение. Сочетание высоченного глухого восьмерика и сплюснутой ротонды создаёт ощущение некоего средневекового замка. К средневековью же апеллирует очень высокая и крутая крыша трапезной. Две башни со шпилями, с одной стороны, поддерживают эту романтическую иллюзию, с другой, — уравновешивают, облегчают конструкцию: без них крупные основной объём и трапезная выглядели бы странной перетяжеленной композицией, но ярусные башенки со шпилями «вытягивают» её и смещают акцент на себя, особенно при взгляде с запада. Под правой колокольней была устроена лестница, ведущая в фамильный склеп Муромцевых. Долгое время это замечательное архитектурное произведение, балансирующее на тонкой грани между нелепостью и гениальностью, оставалось заброшенным. Буквально несколько лет назад храм, наконец, привели в порядок, ныне он снова действующий.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №403, ООО «Де Агостини», 2020

Церковь Владимиркой иконы Божией Матери построена в 1797-1823 г.г. Она представляет собой тип объемно-пространственной композиции раннего классицизма — двухколоколенную церковь с двухъярусным световым барабаном.
Реставрация церкви проводилась в 2010-2015 г.г. Проведены ремонтно-реставрационные работы по фасадам и в интерьерах, заменены оконные и дверные заполнения, инженерно-конструктивная часть, воссоздание кованных решеток, водоснабжение и водоотведение, отопление и вентиляция, электроосвещение, электрооборудование и установлена молниезащита.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Церковь Владимирской иконы Божией Матери в селе Баловнево восстанавливали зодчие столичного ООО «Промпроект» — флагмана реставрационных мероприятий в России, на средства выделенные министерством культуры РФ. Порой в реставрации храма было задействоано до сотни строителей. Они восстановили фасад здания, воссоздали кованые решётки на окнах, сделали водоснабжение и вентиляцию, провели освещение. Внутренний интерьер церкви, построенной в 1797-1823 годах, полностью соответствует эпохе раннего классицизма.
Из книги: Малюков И. Ф, Усов П. И. «Данков. Прогулки с краеведом». — Липецк. ООО «Издатель», 2015

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?