История храма Святой Троицы в Балаково: к 150-летию Ф.О. Шехтеля.
Материалы музея архитектуры им. А.В. Щусева свидетельствуют, что Московское архитектурное общество (МАО) в 1908 году организовало конкурс имени Анисима Михайловича Мальцева на составление проекта храма в Балакове. В состав жюри по присуждению премий вошли Ф. Шехтель, С. Новаковский, Ф. Богданович, И. Машков, И. Курдюков, А. Мейснер, Л. Кекушенев, С. Соловьев, Д. Сухов, А. Латков и объявившие конкурс братья Мальцевы. На выставке конкурсных проектов старообрядческой церкви в Балаково было представлено, как сообщает журнал «Церковь», 34 проекта из Москвы, Петербурга, провинции и даже из-за границы. Условием для участников конкурса было использование при проектировании нового храма образцов древнерусского зодчества до XVII века в формах, используемых до времени раскола Церкви. По решению жюри были премированы проекты архитекторов И.С. Курдюкова (I премия) и Ф.Ф. Федоровского (II премия). Интересно, что III премию получил проект будущих лидеров советской архитектуры, студентов Института гражданских инженеров Виктора и Александра Весниных.
Однако в представленных на конкурсе проектах не была решена полностью поставленная Мальцевыми задача, поэтому они обращаются к председателю жюри Федору Шехтелю с просьбой выполнения проекта и строительства храма.
Проект, выполненный Шехтелем, как он сам пишет в пояснительной записке, «прост и ясен». Это «шатровый бесстолпный храм из белого камня с тремя главами, символизирующими Животворящую Троицу, с колокольней и баптистерией (крещальней). Монументальный объем четверика с четырьмя щипцами венчает восьмигранный барабан со щелевидными окнами, каждая грань которого завершена кокошником, переходящая в грандиозный шатер, вертикали главного объема». Шехтель ответственно и с большим вниманием отнесся к проектированию храма. Вопросы, относящиеся и к его планировке, и к архитектурным формам, он обсуждал с Мальцевыми и при этом постоянно консультировался со знатоком духовной культуры старообрядцев и толкователем Священного Писания Павлом Петровичем Шибановым. В архиве музея архитектуры им. А.В. Щусева имеется их переписка по поводу внешнего и внутреннего оформления церкви.
Образное решение храма, созданного Шехтелем, построено на использовании мотивов псково-новгородского зодчества в сочетании с чрезвычайно мощным шатровым завершением. Тема Троицы нашла отражение в трехкратном повторении формы шатра в венчании основного объема, колокольни и крестильни, в мотиве тройных арочных окон на фасадах храма и в других элементах архитектурного декора.
Торжественная закладка храма в Балакове состоялась 28 июля 1909 года. Строительство храма, начатое в 1910 году, было завершено к осени 1912-го — в октябре подняли 17 колоколов. Строителем храма являлся, по сведениям местных историков, некий инженер Антонов, который работал под непосредственным наблюдением архитектора Федора Шехтеля. В течение 1912–1913 года Шехтель работал над завершением наружной отделки храма.
Участок для строительства церкви архитектор Шехтель выбрал на высоком берегу реки Балаковки, так, чтобы храм просматривался с Волги, где он замыкал перспективу обширной Амбарной площади. В разлив с Волги подходили пароходы и хлебные грузовые баржи к балаковской хлебной пристани, примыкающей к Амбарной площади. Храм стал доминантой многолюдной площади и оставлял у приезжих самые благоприятные впечатления о Балаково.
«Церковь в Самарской губернии поражает искусно решенной задачей шатрового перекрытия большой площади»,— писал критик и искусствовед В. Я. Курбатов. В 1911 году журнал «Зодчий» поместил фотографию с проекта этого храма: «Староверческая церковь в г. Балаково Самарской губернии… строится на средства А.М. Мальцева на 1200 приходящих. Стоит она над Волгой и сооружается из жигулевского камня размером 10×13 вершков; им же облицованы главный шатер и шатры над крестильной и колокольней. Мозаичные панно на северном и южном фронтонах и над главным входом исполняются в мозаичной мастерской В. А. Фролова в Петербурге. Иконостас и ризы в пяти ярусах будут выложены серебряной вызолоченной басмой. Церковь исполняется по проекту Ф.О. Шехтеля».
Необычность архитектурного облика храма и оригинальность его конструкции широко отмечались в прессе того времени. «Старообрядцами, приемлющими священство Белокриницкой иерархии, после богослужения в существующем уже много лет деревянном храме совершена торжественная закладка нового каменного храма во имя Святой Троицы. Храм сооружается в древнем новгородском стиле и будет построен весь, от основания до верха, не из кирпича, а из глыб белого жигулевского камня, причем так, чтобы, насколько возможно, и швов не было заметно. Стоимость постройки этого храма будет огромна, как передают, около 500 тысяч рублей. И это в селе, хотя и большом, бойком и торговом».
Пока шло строительство, Анисим Мальцев за огромные деньги приобрел несколько сот драгоценных дониконовских икон, которые в 1915 году были размещены в храме. Иконостас и ризы выложены серебряной вызолоченной басмой. В храме имелись уникальные мозаичные панно — иконы «Троица», «Спас Нерукотворный», «Знамение».
Анисим Мальцев всего несколько месяцев не дожил до освящения церкви. 10 февраля 1914 года, собираясь на свои хутора по хозяйственным делам, он скоропостижно скончался. Хоронили Анисима Михайловича с большими почестями всем городом. Его брат Паисий достроил храм. В газете «Заволжье» сказано: «На днях состоялась закладка придела старообрядческой церкви, построенной на средства умершего А.М. Мальцева. На торжество закладки прибыл епископ Мелентий с духовенством. Торжество привлекло большую толпу народа».
Начиная с 1919 года, из Троицкого храма изымалось церковное имущество: серебряная утварь, канделябры, иконы, сусальное золото с главок. Затем государство наложило непомерный налог на здание, и старообрядческая община, в связи с отсутствием средств, вынуждена была письменно отказаться от здания. Так старообрядцы потеряли свой храм.
После перехода здания церкви к государственным властям председатель горсовета А. Карпухин в 1930 году посылает в Ленинград запрос о ценности здания. Из письма директора Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) И. Грабаря следует, что здание не является памятником архитектуры и не состоит на охране государства, но имеется приписка: «Среди имущества церкви представляет особую ценность иконная живопись (мозаичные панно), которая является памятником монументального искусства и находится в ведении Главнауки».
В 1930 году одновременно с разрушением всех церквей города разрушаются шатры центрального объема и колокольни Троицкого храма. Разобрана верхняя звонница, все апсиды, алтарная преграда. Со второго яруса колокольни сбросили знаменитый колокол. Он разбился, драгоценные осколки милиция собрала и куда-то вывезла. Сохранился акт осмотра здания Белокриницской церкви 1930 года с заключением: здание надлежит приспособить под городской театр. О судьбе приобретенных А. Мальцевым ценных древнерусских икон ничего не известно. Трагикомическая подробность: театр получил имя Чапаева. Здание было страшно изуродовано, алтарь превращен в сценическую коробку.
Мозаика «Спас Нерукотворный» закрашивалась масляной краской ежегодно, но на каждую Пасху краска осыпалась, а лик Иисуса Христа появлялся вновь. Имеется фото советского периода, на котором видно закрашенное краской мозаичное панно «Спаса Нерукотворного», а с главного фасада взирает с огромного плаката вождь пролетариата. «Чапаевский» театр ввиду недостаточной востребованности населением был закрыт. Здание пустовало и разрушалось. Затем церковь использовалась под зерносклад. От проекта Шехтеля не сохранилось ничего. Искалеченный храм узнать было невозможно. Таким он остался в моей детской памяти.
В 1964 году здание было передано на баланс завода им. Ф.С. Дзержинского. Заводу был нужен клуб, и он разрушил то, что не успели разрушить до него.
В 1976 году, вернувшись из Саратова в родной город Балаково, я посетила храм, который использовался как дворец культуры завода. Яркие впечатления об увиденном проекте Шехтеля в Москве помогли понять, как чужеродны и уродливы проведенные новшества.
В 1988 году меня избрали председателем Балаковского городского общества ВООПИК (Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры). В то время в городе не было поставлено на учет и охрану ни одного памятника. Тогда я начала готовить паспорта. В первую очередь на лучшие памятники архитектуры, в том числе — на храм Шехтеля. Были выполнены архитектурные обмеры, фотофиксация, анализ состояния несущих конструкций, которые буквально трещали от варварского использования, собран архивный материал. В государственном архиве Самары удалось найти выполненный в 1909 году проект (чертежи в синьках с автографами автора) с пояснительной запиской.
Между тем в стране происходили перемены. Ко мне как председателю ВООПИК обратился протоиерей Анатолий Шумов с просьбой оказать помощь в возвращении здания церкви. Упрашивать меня не пришлось. Однако я поставила условие: храму должен быть возвращен прежний облик, который должен соответствовать проекту Шехтеля. Получив согласие и увидев готовность Церкви решать эту задачу, я оформила ходатайство в областной совет ВООПИК.
В 1989 году здание было официально передано Русской Православной Церкви. И с первых дней началось активное восстановление храма под руководством отца Анатолия Шумова, который отдавал этому делу все свои силы. В восстановлении церкви участвовало много людей: администрация города, специалисты и руководители многих организаций и предприятий, архитекторы, строители, художники, прихожане. Восстановление оказалось многотрудным делом, оно было связано с бесчисленными проблемами. Каждое помещение, конструкция, узел, материал требовало единственно достоверного решения.
В 1990 году студентка Балаковского института техники, технологии и управления (БИТТиУ) Лилия Веселова под моим руководством сделала дипломную работу — проект восстановления церкви Святой Троицы в Балаково. Работа содержала архитектурные предложения и расчеты, необходимые для восстановления конструкций шатров, укрепления стяжки барабана, все это потом пригодилось при выполнении работ. В 1993 году архитектор Дмитрий Голубинов из Саратова выполнил рабочие чертежи и сметы архитектурной реставрации храма.
Когда освободили северную сторону от танцевального зала, взору балаковцев открылась сияющая золотом в утренние часы яркая мозаика «Знамение».
В 1995 году неожиданно умер всеми почитаемый отец Анатолий. Как и Анисим Мальцев, он не дожил до окончания работ. Работу продолжил протоиерей Константин Фролов.
В 1996 году восстановили шатер с главкой и крестом, затем звонницу колокольни. Было выполнено инженерное обследование несущих конструкций центрального шатра и выявлен разрыв стяжки основания барабана. Вес шатра с внутренним куполом составлял 220 тонн. Дальнейшее воссоздание было невозможно без обеспечения необходимой несущей способности конструкций. Проект Д. Голубинова ответа на эту проблему не давал. Были привлечены специалисты БИТТиУ В. А. Аридов и А.А. Землянский, которые выполнили расчет и рабочие чертежи по обеспечению несущей способности опорного кольца барабана. Пригодились здесь и первые предложения проекта Лилии Веселовой.
В 1999 году металлический каркас огромного центрального шатра был установлен на 8 башмаков барабана. Шатер увенчан позолоченной шлемообразной главой с крестом, приобретенной на средства, выделенные администрацией города.
С того момента, как епархию возглавил Епископ Саратовский и Вольский Лонгин, восстановление храма получило дополнительный импульс. В январе 2004 года настоятелем храма становится протоиерей Александр Волков — ныне игумен Амвросий. При содействии и участии благотворителей продолжается активная реставрация храма. Обновлены полы, окна, отреставрирована зимняя церковь, деревянные детали храма: дубовые резные двери, настил, антресоли хоров. В храме появилось новое убранство, утварь, иконы.
До полного завершения остается много работы — выполнение иконостаса, росписи храма по эскизам автора и изготовление мебели. Но уже сейчас можно сказать: мы приближаемся к замыслу великого зодчего Шехтеля. Храм, словно птица феникс, восстает из пепла.
Надежда Попова, профессор, доктор архитектуры, Почетный архитектор России Журнал «Православие и современность» №10 (26) 2009 год http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6569&Itemid=3 «Православие и современность» Информационно-аналитический портал Саратовской епархии
Престолы: главный — во имя Животворящей Троицы, второй придел — во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Имеется приставной престол, в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Освящен: главный — в 1989 году иерейским чином, 2 мая 2009 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин Великого освящения придела во имя святого благоверного князя Александра Невского.
Построен: В 1911 году. Архитектор: Ф.О. Шехтель.
После Указа о веротерпимости 1905 года балаковский купец Анисим Михайлович Мальцев, принадлежавший к старообрядцам, приемлющим белокриницкую иерархию, задумал построить в селе Балаково храм во имя Пресвятой Троицы, «в параллель» к уже существовавшему в Балаково Свято-Троицкому храму Русской Православной Церкви, где настоятелем некогда был святой праведный Александр Юнгеров.
По данным 1905 года, к балаковской «белокриницкой» общине принадлежал 741 человек, в том числе 334 мужского пола. С целью разработки проекта храма А.М. Мальцев обратился к академику архитектуры Ф.О. Шехтелю, бывшему хорошим знакомым брата Анисима Михайловича, Паисия, входившего в старообрядческую общину на московском Рогожском кладбище. Мастер выполнил проект в 1909 году и несколько раз в течение 1910 – 1914 годов лично приезжал в Балаково для контроля за ходом строительства. Строительство вел инженер Антонов.
Основное здание храма было закончено к 1911 году, но колокольня и крестильня, а также внешняя отделка храма были завершены только к 1913 году. Слева от главного входа была построена зимняя шатровая церковь. Для экономии топлива в будни зимой там совершались богослужения и крещение. В 1911 году по картонам И.О. Чирикова петербургский мастер В.А. Фролов выполнил наружные мозаики храма — Рублёвскую Троицу над западными вратами храма, икону Божией Матери «Знамение» над северными и Нерукотворенный Образ Спасителя над южными. В 1914 – 1916 годы крестильня храма была перестроена. В 1914 году храм был освящен, предположительно старообрядческим епископом Саратовским Мелетием (Картушиным; †1934). В 1915 году купола храма были покрыты сусальным золотом.
В годы Советской власти: Приход был, по обычаю богоборцев, обложен непосильными налогами, и в 1929 году община храма была вынуждена подписать документ о «добровольной» передаче храма властям ввиду неуплаты долгов государству. После закрытия храма специально вызванный из Москвы И. Грабарь «установил», что храм «не представляет никакой архитектурной ценности» и подлежит уничтожению, но, Промыслом Божиим, он, единственный из всех балаковских церквей, сохранился до нашего времени.
В 1931 году была произведена реконструкция храма под драматический театр: были разрушены алтари, на месте главного, Троицкого, алтаря была пристроена сцена со всеми необходимыми для ее функционирования помещениями, кокошник над главным входом вместе с мозаичной иконой Пресвятой Троицы был срублен. Вместо него по проекту В.П. Зябкина был сделан второй этаж, заканчивающийся фронтоном над балкончиком с балюстрадой, и все здание стало трехэтажным. Был также снесен главный шатер и срублен шатер колокольни, а свод укрыли обычной железной кровлей.
Неоднократно предпринимались попытки закрасить икону Спаса Нерукотворного, но краска не удерживалась на мозаике. Другая же икона, «Знамение», после перестройки здания оказалась в недоступном для обозрения месте и поэтому дошла до наших дней неповрежденной. В 1932 году эти две работы были поставлены на государственный учет Главнауки как памятники монументального мозаичного искусства, а само здание признано памятником архитектуры рубежа XIX – XX веков и взято под охрану государства.
В 1964 году начата вторая перестройка здания под клуб завода им. Ф.Э. Дзержинского.
В 1961 году в Балаково был открыт молитвенный дом, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1977 году был освящен престол, на который был возложен антиминс разрушенного в 1930-е годы храма во имя Пресвятой Троицы. В 1989 году здание старообрядческого Троицкого храма было передано Русской Православной Церкви, и на престоле его был положен антиминс, торжественно перенесенный из молитвенного дома. В том же году в храме был освящен приставной престол в честь Казанской иконы Божией Матери. К началу 1997 года была восстановлена звонница храма, повешены колокола, и на Рождество 1997 года впервые после десятилетий молчания над Балаково зазвучал колокольный звон. В 1999 году в приделе был освящен престол во имя святого благоверного великого князя Александра Невского, но богослужения в приделе начались только с июля 2003 года.
К храму приписаны: молитвенный дом в честь Казанской иконы Божией Матери в Балаково, часовня в честь Воскресения Господня на кладбище №2 города Балаково, строящаяся часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского на кладбище №3 города Балаково.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=350&Itemid=150
Свою официальную «биографию» Балаково ведёт с 1762 года. В документах начала ХVIII века на этом месте упоминается казачий пост Балаков Юрт, существовавший, как предполагается, со времён Ивана Грозного. С перенесением российских границ на юг и восток Заволжье превратилось во внутреннюю территорию, которую следовало заселить людьми. Этим историческим требованием был вызван указ Екатерины II, призывавший переезжать сюда немецких колонистов и старообрядцев, известных своими великими «устроительными» способностями. Так в 1762 году образовалось село Балаково — его население составили староверы, жившие до того, в слободе Ветке близ Гомеля. К ХХ веку балаковское население (в основном старообрядческое) достигло двадцати тысяч жителей. Старообрядцы крепко держались старой веры, хотя и ощущали нехватку храмов (в камне свои церкви им и вовсе запрещалось строить). Ситуация изменилась в 1905 году, когда император Николай II подписал указ о веротерпимости. После этого балаковская старобрядческая община Белокрыницкой иерархии получила возможность приступить к строительству церкви, которую было решено посвятить Святой Троице. Создателем и старостой этой общины являлся купец Анисим Михайлович Мальцев — он и предоставил основные средства.
В 1908 году в Москве объявили конкурс на лучший проект — победу в нём одержала работа архитектора Н. С. Курдюкова, однако она не удовлетворила заказчика, требовавшего строгого следования дониконовским образцам. После некоторых раздумий Анисим Мальцев попросил заняться проектом Фёдора Шехтеля (тот входил в жюри конкурса). Последний, даром что модернист, был известен тем, что с охотой сотрудничал со старообрядцами, кроме того, с Шехтелем через Гиляровского водил знакомство старший брат Анисима Михайловича Паисий Михайлович, тоже богатый купец, но в отличие от брата большую часть времени проводивший не в Балакове, а в Москве. Фёдор Осипович с удовольствием принял этот заказ. Работа шла споро, она была в некотором смысле «коллективной» — по всем трудным вопрсам архитектор советовался с братьями Мальцевыми и знаменитым антикваром-букинистом и «по совместительству» великим знатоком старообрядчества Павлом Петровичем Шибановым. Уже 28 июля 1909 года состоялась закладка Троицкого храма, проект которого являл собой причудливое сочетание элементов древнерусской архитектуры и новомодного модерна. Место для строительства выбрал сам Шехтель — на высоком берегу речки Балаковки (после пуска Саратовской ГЭС в 1950-х годах она превратилась в озеро). Он пристально следил за ходом строительства, в 1910-1914 годах регулярно навещая Балаково.
Старообрядческий журнал «Церковь», издававшийся в 1908-1914 годах, сообщал тогда: «Старообрядцами, приемлющими священство Белокриницкой иерархии, после богослужения в существующем уже много лет деревянном храме совершена торжественная закладка нового каменного храма во имя Святой Троицы. Храм сооружается в древнем новгородском стиле и будет построен весь, от основания до верха, не из кирпича, а из глыб белого жигулёвского камня, причём так, чтобы, насколько возможно, и швов не было заметно. Стоимость постройки этого храма, как передают, около 500 тысяч рублей. И это в селе, хотя и большом, бойком, торговом». Автор этого материала в «цене» несколько ошибся: Анисим Мальцев потратил на строительство Троицкой церкви около 800 тысяч рублей серебром (укладка только одного каменного «кирпича» стоила пять рублей серебром!). И, к слову, пока шло строительство, село перестало быть селом — в 1911 году Балаково получило городской статус. На южном и северном фасадах и на фронтоне над главным входом поместили величественные мозайки: изображения Спаса Нерукотворного образа, иконы Божией Матери «Знамение» и Святой Троицы. Изготовили их по картонам И.О. Чирикова в петербургской мозаичной мастерской В.А. Фролова «под присмотром П.М. Мальцева. Анисим же Михайлович немного не дожил до окончания строительства — он скончался в феврале 1914 года. Отпевали его в почти готовом новом храме, его любимом детище. Хлопоты по доведению церкви до ума взял на себя Паисий Михайлович. Впрочем, собственно строительных работ оставалось немного, основные завершились ещё в 1912 году, после чего в храм пришли, как мы сейчас сказали бы, отделочники; к моменту смерти А.М. Мальцева не был построен только придел. Летом 1914 года старообрядческий епископ Саратовский и Астраханский Мелетий (Картушин) освятил Троицкий храм.
Разразившаяся Первая мировая война спутала все карты строителям балаковского Троицкого храма. Его оформление остановили — средства теперь пришлось тратить на военные нужды. А ведь были уже подготовлены картоны с росписями стен и купола, занимался этим тот же художник И.О. Чириков, который создал эскизы мозаичных икон для внешнего украшения храма. Картоны эти так и не понадобились… Единственное, что успела сделать дочь А.М. Мальцева Екатерина Анисимовна, его наследница, — это в 1914-1916 годах реконструировать баптистерий, существенно расширив его. В 1915 году главы храма были покрыты сусальным золотом. На этом обустройство церкви закончилось, далее началось её развоплощение. Первым актом этой трагедии стало ограбление храма в начале 1920-х годов. В Троицкой церкви грабить было что. Руководствуясь принципом «в новой церкви всё только самое лучшее», Анисим Михайлович Мальцев за немалые деньги приобрёл для неё огромное количество древних, дониконовских, икон, замечательную утварь, уникальные богослужебные книги. Пятиярусный иконостас поражал воображение заключёнными в нём бесценными сокровищами. Всего в октябре 1912 года на колокольню подняли 17 колоколов. Самый большой из них, на отделку которого пошло 60 пудов серебра, поднимали последним, 22 октября. Прослужил он восемнадцать лет, неизменно радуя балаковцев своим голосом. В 1930 году, при ликвидации колокольни, его сбросили вниз. Ударившись о землю, колокол разбился — осколки были собраны милиционерами и вывезены в неизвестном направлении. Всё, что сохранилось после закрытия церкви, когда старобрядцев вынудили покинуть свою церковь, — так это две чудесные дубовые скамьи, которые ныне хранятся в Музее истории Балакова.
Формально храма у верующих не отбирали, но, применив иезуитские методы, заставили их отказаться от здания «добровольно». Заставили, наложив на общину непосильный налоговый гнёт. В конце 1929 года фининспекор предложил ей к 1 января 1930 года выплатить более 2000 рублей налога и более 1000 рублей страховой повинности, предупредив, что в случае неуплаты договор со старообрядцами будет расторгнут, а здание у них отберут. Столь немыслимой суммы у них не имелось, и им пришлось уйти из храма. Переживая за его судьбу, верующие в 1929 году отправили запрос в Москву, на имя директора Центральных государственных реставрационных мастерских И. Грабаря, с просьбой подтвердить художественную ценность здания. Ответ был обескураживающим — «мальцевская» церковь не является памятником архитектуры и охране не подлежит. При этом Грабарь сообщил председателю Балаковского горсовета, уже после закрытия храма в 1930 году, что мозаичные панно, украшающее здание, считаются памятником монументального искусства и находятся на государственной охране. После этого власти отказались от мысли разрушить церковь. Так мозайки спасли храм от гибели. Но не от осквернения. Здесь решено было устроить театр. Театр занимал здание церкви до 1941 года, потом в ней размещался склад сельхозпродуктов, а в 1960-х годах постройку передали машиностроительному заводу им. Ф.Э. Дзержинского для устройства в ней дворца культуры. В 1970-х годах в храме работал даже Балаковский ЗАГС. Когда в конце 1980-х годах завод построил наконец-то для себя новый клуб, храм стал бесхозным. На заре перестройки предполагалось в бывшей церкви организовать музей зодчества со студенческим конструкторским бюро, которое бы занялось благоустройством мемориальных зон Балакова. Однако этим планам не суждено было сбыться — вскоре заговорили о восстановлении исторической справедливости, и в 1989 году Троицкий храм передали Русской Православной Церкви. В 1999 году восстановили центральный шатёр, но в несколько уменьшенном варианте относительно шехтелевского проекта, иначе бы несущие конструкции обрушились. Чуть раньше, в 1997 году, восстановили колокольню и звонницу, в том же 1999 году в крестильне был освящён Александро-Невский придел (правда, богослужения в нём стали совершать лишь четыре года спустя). Имеется в храме и третий престол — приставной, освящённый в честь Казанской иконы Божией Матери. Внешне Троицкий храм выглядит сегодня прекрасно. В планах — сделать то, что не успели сделать до революции: выполнить внутренние росписи.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №176, 2016 г.