Балаково. Церковь Ф.Шехтеля с мозаиками В.Фролова.

Балаково. Церковь Ф.Шехтеля с мозаиками В.Фролова.

После Указа о веротерпимости 1905 г. балаковский купец Анисим Михайлович Мальцев, принадлежавший к старообрядцам, приемлющим белокриницкую иерархию, задумал построить в селе Балаково храм Пресвятой Троицы.
В 1908 г. организован конкурс на составление проекта храма. Главным условием было использование при проектировании храма образцов древнерусского зодчества до XVII в. в формах, используемых до времени раскола Церкви. В конкурсных проектах не была решена полностью поставленная Мальцевыми задача, и тогда обращаются к председателю жюри Ф. Шехтелю с просьбой выполнения проекта храма. Ф. Шехтель вопросы планировки и архитектурных форм обсуждал с самим Мальцевыми и консультировался со знатоком духовной культуры старообрядцев Павлом Петровичем Шибановым.
Торжественная закладка храма состоялась 28 июля 1909 г. Основное здание храма было закончено к 1911 г., колокольня и крестильня, а также внешняя отделка храма были завершены только к 1913 г. Слева от главного входа была построена зимняя шатровая церковь. В течение 1912–1913 г. Шехтель работал над завершением наружной отделки храма. В 1914 – 1916 г. крестильня была перестроена. В 1915 г. купола храма были покрыты сусальным золотом.
Сооружен храм из жигулевского камня; им же облицованы главный шатер и шатры над крестильной и колокольней.
В 1911 г. по картонам И.О. Чирикова петербургский мастер В.А. Фролов выполнил наружные мозаики храма —Троицу над западными вратами храма, икону Божией Матери «Знамение» над северными и Нерукотворенный Образ Спасителя над южными.
А. Мальцев приобрел огромное количество дониконовских икон, которые в 1915 г. были размещены в храме.
Анисим Мальцев всего несколько месяцев не дожил до освящения церкви, он скончался 10 февраля 1914 г. Его брат Паисий достроил храм.
С 1919 г. из храма изымалось церковное имущество: серебряная утварь, канделябры, иконы, даже сусальное золото с главок. В 1929 г. община храма была вынуждена подписать документ о «добровольной» передаче храма властям ввиду неуплаты долгов государству. О судьбе приобретенных А. Мальцевым икон ничего не известно.
В 1931 г. произведена реконструкция храма под театр: были разрушены алтари, на месте главного, Троицкого, алтаря была пристроена сцена, кокошник над главным входом вместе с мозаичной иконой Пресвятой Троицы был срублен. Вместо него был сделан второй этаж, здание стало трехэтажным. Был снесен главный шатер и срублен шатер колокольни, а свод укрыли обычной железной кровлей.
Мозаика «Спас Нерукотворный» закрашивалась масляной краской ежегодно, но на каждую Пасху краска осыпалась, а лик Иисуса Христа появлялся вновь. Другая же мозаика «Знамение», после перестройки здания оказалась в недоступном для обозрения месте и поэтому дошла до наших дней неповрежденной. В 1932 г. эти две работы были поставлены на государственный учет Главнауки как памятники монументального мозаичного искусства, а само здание признано памятником архитектуры рубежа XIX – XX в. и взято под охрану государства.
Тут был театр, потом зерносклад. В 1964 г. здание было передано на баланс завода им. Ф.С. Дзержинского. В 1989 г. здание было передано Русской Православной Церкви. Когда освободили северную сторону от пристроенного зала, открылась мозаика «Знамение». В 1996 г. восстановили шатер с главкой и крестом, затем звонницу колокольни.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?