Бал-маскарад 1903 года в Зимнем дворце #набат_образовательный
Общеизвестно, что император Николай II очень любил допетровскую Русь, архитектуру, моду в русском стиле. Идея провести костюмированный бал родилась у его супруги, императрицы Александры Фёдоровны перед новым 1903-м годом. Бал, приуроченный к 290-летию дома Романовых, состоялся по окончании Рождественского поста и проходил в два этапа: 11 (24) февраля 1903 года состоялся Вечер, а 13 (26) февраля непосредственно сам Костюмированный бал.
На бале присутствовала вся знать Российской Империи: сам царь с супругой, великие князья, офицеры, военные и высшие гражданские чины. 11 (24) февраля гости собирались в Романовской галерее Зимнего дворца, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершив так называемый «русский поклон». Следом состоялся концерт в Эрмитажном театре, со сценами из оперы Мусоргского «Борис Годунов» (исполняли Фёдор Шаляпин и Медея Фигнер), из балетов Минкуса «Баядерка» и Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). После спектакля в Павильонном зале танцевали «Русскую». За ним последовал праздничный ужин, проходивший в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа. Завершился вечер танцами. 13 (26) февраля 1903 года состоялась вторая (основная) часть бала. Все участники нарядились в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Так, например Николай II был одет в костюм царя («выходное платье царя Алексея Михайловича»: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл — ныне хранится в Оружейной палате), а императрица Александра Фёдоровна — в костюм царицы Марии Ильиничны. Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры появились в костюмах стрельцов или сокольничих. Среди 390 гостей присутствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничьих XVII века.
Николай рассматривал его не как обычный маскарад, но как первый шаг к восстановлению обрядов и костюмов московского двора. Придворные получили указание явиться на бал в одеждах XVII в. Танцы проходили в Концертном зале Эрмитажа (придворный оркестр также был одет в древнерусские костюмы), и продолжались до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трёх танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссёра балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. В «русском» участвовали 20 пар, и солировали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и княгиня Зинаида Юсупова. (Балу предшествовала генеральная репетиция 10 (23) февраля 1903 года). Ужин сопровождался знаменитым Архангельским хором.
После окончания по пожеланию императрицы участники были запечатлены лучшими фотографами Санкт-Петербурга, что является ценным свидетельством истории и культуры той эпохи. Костюмы для бала создавались заранее и, в основном, по специальным эскизам с привлечением консультантов и стоили целые состояния. Например, эскиз костюма для царя был разработан директором Эрмитажа Иваном Александровичем Всеволожским и художником Императорских театров Евгением Петровичем Пономаревым.
Бал-маскарад 1903 года был не просто прихотью царя, а желанием возродить моду на всё русское, ведь на императорскую фамилию тогда ориентировалась вся Россия. После него в Санкт-Петербурге повысился интерес к национальным русским традициям в высшем обществе России. Что самое интересное, наряды с того бала можно встретить в обычной жизни до сих пор: на основе костюмов в 1911 году на немецкой фабрике «Дондорф» были сделаны эскизы игральных карт серии «Русский стиль» — с персонажами в костюмах участников бала (кроме пикового короля, сделанного по одежде царя Ивана IV Грозного). Позже, колоды карт были отпечатаны в Санкт-Петербурге на Александровской мануфактуре в 1913 году к празднованию 300-летия дома Романовых.