Богословский Преображенский Красногорский монастырь, 2 класса, в 3 верстах от города Золотоноши, в местности Красная горка. Основан в 1789 году на месте мужского монастыря, существовавшего с XVII века и упраздненного в 1786 году. В монастыре находится явленная икона Божией Матери Дубицкая или Дубенская (по преданию, чудесно явившаяся в XVII веке на дубу) и Корецкая (вырезанная, по преданию, основавшим монастырь пустынножителем на коре росшего на монастырской горе дерева, затем, по снятии с дерева, покрытая живописью и вделанная в киот). Ежегодно 24 августа вокруг монастырской горы совершается крестный ход с Дубенской иконой Богоматери при чтении на 4-х странах света акафиста Всех скорбящих Радости. При монастыре школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Красногорский в честь Покрова Божией Матери женcкий монастырь, основан в XVII в. как мужской, преобразован в женский в 1789 г., упразднен в 1923 г., возрожден в 1941 г. Неподалеку от городка Золотоноши Черкасской области, в тихом и уединенном месте, на окруженной лесом и речкой, на небольшой горке возывшается святая Красногорская обитель. В былые времена местность эта была покрыта отчасти лесом, отчасти кустарником, носящим название «дикого персика», который в период цветения, покрываясь множеством цветочков, заливал всю горку ярко-розовым цветом, потому народ прозвал ее — «Красной горкой». Отсюда произошло название возникшей на этом месте обители — «Красногорская». Время основания обители восходит к началу ХVII века. Как гласит монастырское Предание, здесь было положено еще ранее начало пустынного монастырского жития неким иноком-отшельником, выходцем из Константинополя, который прибыл в эти места по повелению явившейся ему в видении Божией Матери.
Первой иконой, перед которой молился этот подвижник Красногорья, была вырезанна им на коре дерева икона Божией Матери «Корецкая» (впоследствии изображение на ней было покрыто красками и ризою, а после закрытия и разорения монастыря икона не была найдена). Вскоре на дубе явилась и другая икона Божией Матери, названная «Дубенскою», которая и до сих пор является главной святыней Красногорской обители.
Что касается островка, на котором расположен монастырь, то он во времена первых пустынножителей принадлежал благочестивому Ивану Шебету-Слюжке, жившему за рекой на хуторе близ села Антиповка. Первый поселенец расположился в вырытой у основания горки пещере. Узнав о поселившемся здесь человеке и видя его благочестивую жизнь, хозяин горки Иван Шебета-Слюжка подарил ее подвижнику для превращения в «гору Божию»- святую обитель. Весть об этом разнеслась по ближайшим селам и к первому пустынножителю стали присоединяться единомышленники, образовав небольшую Общину.
По преданию, первым игуменом монастыря был Иосиф, который управлял обителью до глубокой старости. Это был ревностный подвижник, направлявший братию к строгой монашеской жизни. Монастырский Синодик сохранил для нас имена и других Красногорских игуменов: Иоиль, Гавриил, Рафаил, Герман, Софроний, Досифей и последним настоятелем был архимандрит Иоиль. Из них особенной любовью обитель чтит память выдающегося подвижника благочестия и насельника Красногорского монастыря святителя Софрония (Кристалевского), впоследствии епископа Иркутского и Нерчинского, ныне причисленного Православной Церковью к лику святых. Святитель Софроний (в миру Стефан) родился в Малороссии в Черниговском полку в 1704 году. Отец его Назарий Феодоров был простолюдин, служивый, крестьянского происхождения. Детские годы Стефана проходили в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии, где поселилась семья после увольнения отца со службы. У Стефана были еще два брата и сестра Пелагея. С возрастом Стефан поступил учиться в Киевскую Духовную Академию, где в то время обучались два других будущих святителя: Иоасаф, епископ Белгородский (+1754) и Павел, митрополит Тобольский (+1770). Получив духовное образование, Стефан поступил в Красногорский Свято-Преображенский монастырь (позднее переименован в Свято-Покровский, а с 1789 года преобразован в женский монастырь), где уже подвизался его старший брат, имя которого неизвестно. 23 апреля 1730 года он принял монашеский постриг с именем Софроний, в честь святителя Софрония, патриарха Иерусалимского. В ночь после пострижения в монашество инок Софроний услышал в Покровском храме голос:”Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех Святых”, предусказавший его будущее служение. Через два года, в 1732 году, его вызвали в Киев, где в Софийском соборе хиротонисали в сан иеродиакона, а потом в иеромонаха. О последующем периоде жизни Софрония в его послужном списке говорится следующее: ”После посвящения в оном Золотоношском монастыре казначеем был два года, а потом взят по Указу Переяславской епархии преосвященного Арсения (Берлова)в дом его архиерейский, в котором был экономом 8 лет, по взятии в Александро-Невский монастырь, от которого во оные годы послан был в Санкт-Петербург за делами его архиерейскими, за которыми в ходатайстве пребыл два года”.
Во время пребывания иеромонаха Софрония по архиерейским делам в Петербурге на него обратили особое внимание в Святейшем Синоде. Когда возникла необходимость пополнить братство Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге, то в число 29 иноков, вызванных из разных монастырей Российской империи, в январе 1742 года был и будущий святитель. Год спустя его назначили казначеем монастыря, а в 1746 году он был утвержден в должности наместника обители, которую исполнял более семи лет. В помощь себе иеромонах Софроний вызвал своего земляка, уроженца города Прилуки иеромонаха Сенниса и поставил его строителем Ново-Сергиевой пустыни, приписанной к Александро-Невской обители. С того времени дружба двух подвижников — иеромонаха Софрония и иеромонаха Сенниса все более крепла в едином пастырском делании. В эти годы Софроний много трудов положил на благоустройство обители и улучшении преподования в находившейся при ней Семинарии, а также совместно с архиепископом Феодосием заботился о должном укомплектовании монастырской библиотеки. При нем была построена двухэтажная церковь: верхняя во имя благоверного князя Феодора Ярославича (брата благоверного князя Александра Невского), Новгородского и нижняя во имя святителя Иоанна Златоуста.
В 1747 году скончался Иркутский епископ Иннокентий (Нерунович). Более шести лет Иркутская епархия оставалась без духовного окормления. Империатрица Елизавета Петровна Указом от 23 февраля 1753 года рекомендовала Святейшему Синоду благочестивого наместника Александро-Невской Лавры Софрония, как лицо, не только достойное епископского сана, но и вполне могущее оправдать желание и надежды государини и Синода. 18 апреля 1753 года, в Неделю о Фоме, в большом Успенском соборе Московского кремля Софроний был рукоположен во епископа Иркутского и Нерчинского. В Москве большие услуги святителю оказал архиепископ Московским и Севский Платон (Малиновский), который участвовал в его хиротонии. Он преподал ему отеческие наставления на предстоящий подвиг, так как был хорошо знаком с особенностями сибирского духовного быта, предупреждал о своеволии местных властей и советовал подобрать надежных помощников. Предвидя трудное служение в отдаленном сибирском крае, новопоставленный святитель не сразу отправился в Иркутскую епархию, но начал подбирать образованных и духовноопытных сотрудников. Святитель Софроний посетил свою первую Красногорскую обитель, был у святынь Киева, где испрашивал благословение на свое служение у Киево-Печерских угодников. 20 марта 1754 года святитель прибыл в Иркутск.
До конца своих дней святитель Софроний сохранял любовь к Красногорскому монастырю, который взлелеял его в дни юности. Он постоянно способствовал поддержанию в ней благолепия, посылал для этого необходимые средства.
До 1790 года Красногорский монастырь был мужским, а в 1786 году в силу императорских Указов об отобрании монашеских земель и возможном сокращении числа монашествующих, Красногорский монастырь был выведен за штат. В 1790 году по Указу Святейшего Синода на его место был переведен из Киева Иоанно-Богословский девичий монастырь. С тех пор, уже более 200 лет Красногорская обитель существует как женская.
Много было настоятельниц сей обители. Из них самой замечательной по своей деятельности была игумения Нонна. Годы её настоятельства считаются временем наибольшего расцвета обители, которая была тогда поднята на высокую духовную высоту. Мудрость и доброта, соединенная со строгостью, любвеобилие, простое и ласковое обращение с сестрами, прихожанами и паломниками привлекли в обитель многих желающих спасения. После смерти игумении Нонны обителью управляла казначея монахиня Серафима (1918-1919 г.г.), а затем игумения Леонилла, которая была настоятельницей до времени закрытия монастыря 1922 года.
После революционных событий 1917 года и открывшегося гонения на Церковь, Красногорская обитель разделила горестную участь большинства российских монастырей: 25 марта 1922 года, на третий день Пасхи Христовой, она была закрыта. Безутешные сестры разошлись кто куда. На территории монастыря советская власть расположила инвалидный дом. Свято-Покровская церковь была закрыта и находилась в запустении. Накануне Великой Отечественной войны, 2 апреля 1941 года, Свято-Преображенский собор был разрушен: сняты купола, окна, двери, иконостас, одним словом остались только одни стены. Все святыни были переданы в город ской Черкасский музей.
Матушка игумения Илария очень желала восстановить Свято-Преображенский собор, но только в 1988 году сей храм был передан монастырю и стало возможным получить разрешение на его ремонт. С благословения игумении Иларии и большой воодушевленной радостью, общими усилиями были начаты работы по восстановлению собора, которые были закончены через три года (храм был освящен в августе 1991 года уже при игумении Августе) и в нем было восстановлено Богослужение в летнее время. Зимой монастырское Богослужение совершается в теплой Свято-Покровской церкви.
http://church-site.kiev.ua/
К первой половине ХVII века относится возникновение Свято-Красногорского монастыря. Точное время его основания установить трудно. Однако о том, что уже в 1637 году здесь существовала церковь св. Георгия, служило письменное свидетельство в Евангелии Львовской печати, изданном во Львове и подаренном монастырю запорожскими казаками, где было сказано: «Пожертвовано оно Красногорской «Старопроскурiй» (рукописная надпись по листамъ) церкви св. Георгiя въ 1637 году». Церковь к указанному году должна была какое-то время уже существовать, чем-то прославиться, стать известной, чтобы ей преподнесли такие дары. Поэтому основание храма, а тем более пустынножительство на Красной горке началось, вероятно, намного раньше 1637 года.
Место, где впоследствии расположился монастырь, представляло собой один из островов, где речка Золотоношка делала довольно большой изгиб; в этом месте она, совершенно заросшая камышём, аиром и осокой, образует вокруг монастыря топкое и почти непроходимое болото, поросшее местами мелким лесом. Среди этого болота и выбрали место для своего местопребывания первые отшельники. В прежние времена, когда монастырский остров не был застроен, он весь был покрыт частью лесом, частью цветущим кустарником (айва японская или дикий персик), который во время цветения придавал всей горке ярко-розовый цвет, почему и остров известен был в народе под именем красной горки. Красная горка и находящийся на ней монастырь, как довольно необычное и древнее место, имеет богатую легендарную историю, связанную с его основанием. В соответствии с одним из сказаний, записанных архимандритом Амвросием, «на этой безлюдной горке жили два монаха-пустынника и там проводили время в монашеских подвигах».
Монастырское же предание так повествует о возникновении святой обители: «основание Красногорской обители было положено каким-то выходцем из Константинополя. Русский ли он был (проживавший по тем или иным причинам в Царьграде) или же грек, обрусевший впоследствии, предание не знает; только вел он раньше «странническую» жизнь — ходил по монастырям. На 45 году жизни «Божий человек» удостоился видения Богоматери: однажды он спал в хлебопекарне одного Константинопольского монастыря, во время сна и явилась ему Богоматерь и повелела идти по Днепру на Левобережную Русь. Явление повторялось трижды, и в последний раз Богоматерь будто дала страннику записку — указание, каким путём и куда прийти. В записке будто значилось: «на перевоз» и гору близ города Золотоноши. И пошёл благочестивый муж в далёкую святую Русь, как Авраам когда-то ходил в обетованную землю. Долго шёл он, не взяв в дорогу ни Евангелие, ни запасной одежды, ни куска хлеба; люди добрые везде встречали «странника» — Божьего человека с великой радостью, кормили, давали приют — и таким образом он, ни в чем не нуждаясь, благополучно прошёл длинный и небезопасный путь и достиг богоспасаемого «золотоносного» града в земле Полтавской. Здесь он развернул записку и будто обрёл в ней небывшие там раньше 25 рублей — первую помощь вблизи обетованной тихой пристани. Достигши «перевоза» — переправы через реку Золотоношу у «красной горки», достиг сия места, человек Божий, имя которого кануло в Лету, и поселился на ней, положив начало пустынножительству». Далее летописец замечает, что на этом повествовании, «даже как на предании — настаивать нельзя». Какие-то события действительно лежали в основе этого сказания. Но в данном случае в этой легенде краеведческий интерес представляет упоминание о перевозе-переправе через речку.
Так как монастырь в прежние времена располагался на острове, то попасть на него можно было только водным путём. И, по-видимому, водное пространство простиралось на довольно значительные площади. Более достоверные сведения имеются об острове, на котором основали впоследствии святую обитель. В монастырских архивах содержались данные, что во времена первого пустынножительства остров принадлежал благочестивому казаку «Шебету» — Слюжке, жившему за рекой «хутором» близ села Антиповки в так называемой «Слюжчиной слободке» (поглощённой после Антиповкой). На этом «острове, к северной его стороне, находилась продолговатая — на подобие скирды горка, при подошве которой с южной стороны первый поселившийся здесь подвижник и вырыл в виду надвигавшейся зимы (с позволения и при живом участии казака Слюжки) пещеру, в которой и пережил уединённо зимнюю стужу. Эта побеждающая природу строгая подвижническая жизнь истинного аскета не замедлила собрать к нему и других благочестивых мужей. А богобоязливый Слюжка, часто навещавший пустынножителя, убеждённый просьбой инока, подарил ему ту горку для превращения её в гору Божию — в святую обитель».
По преданию, первой иконой, перед которой молился неизвестный пустынножитель — основатель обители, служила вырезанная им на коре Божья Матерь. «Вначале у него не было никакой иконы, — поэтому он, будто вырезал ножиком на древесной коре изображение Богоматери с Предвечным Младенцем; все подвижнические молитвы совершал он перед этим образом. В ХIХ веке эта необычно начертанная икона осторожно была снята (с корою) с дерева, покрыта (по прежним чертам) живописью и одета богатою серебряною ризою, украшена местами жемчугом и каменьями, вделана в большой киот и поставлена в главном холодном Преображенском храме по левую сторону. Около 3/4 аршина в длину и 1/2 аршина в ширину — таков размер иконы (аршин равняется 0, 71 метра). Начертанная, видимо, неопытною рукою — она не отличается правильностью и красотой линий. Название иконы «Корецкая» объясняется тем, что икона была вырезана на коре дерева, росшего в отдаленные годы на монастырской горе». Особо почитаемая в монастыре чудотворная икона Божией Матери, которую назвали «Дубенская», так как она «чудесно явилась на дубе»: «на действительности этого явления и отчасти на время его указывает старинная картина, находящаяся на двери одной из монастырских келий; на этой картине изображен монах, молящийся пред образом, находящимся на дереве». «По такому чудесному происхождению своему и по чудотворениям, бывшим от нее, эта икона пользуется большим уважением всего монастыря и окрестных жителей». До недавнего времени икона Дубенской Божьей Матери служила главной святыней Красногорской святой обители. Пережившую лихие времена и период борьбы с религией святыню в одну из летних ночей 2004 года похитили из монастыря…
Пустынножитель недолго пребывал в одиночестве. Вскоре слава о его благочестивом житии разнеслась по окрестным хуторам и сёлам. К нему начали присоединяться сподвижники, образовав небольшую общину. Для совершения богослужений им нужно было помещение. Имея крайне скудные средства пустынножители построили плетневую церковку «во имя св. Великомученика и Победоносца Георгия» (обычай сооружать дома, хозяйственные и иные постройки из наиболее доступного подручного материала — переплетённых ветвей, обмазанных глиной — практиковался местными жителями до начала ХХ века). Когда община увеличилась, отшельники на вершине горы с помощью казаков построили посвящённую тому же св. Георгию деревянную церковь. Вот так, возможно, и зарождался мнастырь на Красной горке.
Из книги: О.Г. Толкушин «Свет земли Антиповской». — Черкассы: Око-плюс, 2006
На 1666 год приходится письменное упоминание о Слюзчиной Слободке, расположенной вблизи Красногорского монастыря. Основание Слободки связывают с человеком по прозвищу Слюзка. В документе 1729 года сказано: «Село Слободка Слюжчина, по свидетельству старожилов тамошних, было некоторого ляха Слюзки». Он владел многими землями в этих местах и известен тем, что подарил подвижникам, пришедшим в эти края Красную горку для превращения её в «гору Божию». Как повествует монастырская хроника, «Слюзка жил недалеко от монастыря, на хуторе, именуемом Слюжчина слободка».
Первые сведения же о Красногорском монастыре появляются с 1637 года в связи с тем, что первым монахам, выстроившим здесь храм св. Георгия Победоносца, запорожскими казаками было подарено Святое Евангелие, изготовленное во Львове. Середина ХVII века насыщена многими событиями, происходившими в этих местах. Причинами выражения недовольства послужила перепись жителей полков для составления переписных книг, по которым воеводам вменялся сбор доходов в царскую казну. Недовольство восставших усугубляло не избрание казаками полковника, как бывало прежде, а его назначение. Что, как полагали бунтари, не могло выражать интересы казачества. Преследуемые «московитами» казаки укрылись в Золотоноше и обратились за помощью к Дорошенко, который не имея собственных сил уговорил крымского хана «нанести поражение московской стороне». Крымчаки, сняв блокаду Золотоношской крепости, решили не ввязываться в дальнейшие сражения и «взялись за обычное дело — грабить и жечь не защищённые сёла и хутора». Сведений, что происходило тогда в Антиповке и Слюзчиной Слободе, не имеется, не осталось упоминаний о том тревожном времени и в хронике Красногорского монастыря. Остаётся лишь предположить, что монастырь крымские татары не тронули. В те времена обитель находилась в глухих, труднодоступных местах; речка и топкие, непроходимые болота надёжно укрывали Красную горку, служили естественной защитой от врагов.
По Андрусовскому договору 1667 года Правобережье Днепра отошло к Польше, а Левобережье — к Российскому государству. Золотоношская сотня вышла из состава Черкасского полка, центр которого располагался на правом берегу Днепра и переподчинилась Переяславскому полку. С именами переяславских полковников и золотоношских сотников связано много событий в истории Красногорской обители. В конце 70-х годов ХVII века переяславским полковником становится Думитрашко-Раич, серб по национальности, пришедший из Молдавии и возглавивший Золотоношскую сотню, а потом Переяславский полк. Его имя неоднократно упоминается в истории монастыря. К примеру, есть такая запись: «Золотоношскiй сотникъ Вуйца Сербинъ приимал главное участiе въ устроенiи монастыря: имъ построена другая церковъ (после возведения храма св. Георгiю), вероятно, теплая во имя Покрова Пресвятыя Богородицы около 1782 (в тексте опечатка, правилная дата — 1672 года). При немъ же въ Золотоношскiй монастырь перешла и братiя заднъпровского Виноградскаго монастыря вслъдствiе смутъ и преслъдованiй православныхъ унiатами и католиками въ западной Украинъ» (в то время Правобережье Днепра — это территория приблизительно от города Канева до города Чигирина по реке Днепру и до города Звенигородки по суше. В письме от 8 июня 1672 года наказному Переяславскому полковнику Олихверу Максименко Золотоношский наказной сотник Тимко Бурмака просил, чтобы тот «написал в табор к господину Дмитрашку Райче полковнику, чтобы Войцу, сотника нашего, прислал для совета подавания нам, созидания ради церкви Божии; уже мы и плотников наняли». То есть Покровская церковь монастыря возводилась всё же в 1672 году. Десятилетием позже Войца находился в опале как участник заговора Думитрашки, претендовавшего на место гетмана, и не мог участвовать в возведении церкви Красногорского монастыря. Возведение Покровского храма способствовало дальнейшему росту популярности островной обители. Поддержка, оказанная Вуйцо Сербиным, финансовые пожертвования знатных прихожан позволили вскоре стать монастырю феодальной вотчиной. В феврале 1689 года Вуйцо Сербин принял монашеский постриг под именем Виктор и вскоре умер. Под именем «монаха Виктора» Вуйцо Сербин записан в «Поминник» Красногорского монастыря в 1719 году. Особенно много «сдълалъ для устроенiя монастыря переяславскiй полковникъ Думитрашко-Райчъ: онъ далъ подтвердительный универсалъ на Слюзчину (7 декабря 1687 г.), прислалъ игумена Сильвестра и чрезъ него вновъ обустроилъ монастырь». После игумена Сильвестра Красногорской обителью правил игумен Иосиф Григорович. Для большего утверждения прав монастыря он выхлопотал у гетмана Ивана Мазепы универсал от 21 января 1688 года на Слюжчиную «съ принадлежавшими къ оному селу землями, лъсом, сънными покосами и мельницею».
В сложный период становления Красногорского монастыря святую обитель поддерживали гетманы, переяславские полковники и золотоношские сотники. Помощь мирян обитатели островной Красной горки принимали с благодарностью, тем не менее монахи в основном полагались на свои силы и возможности. На протяжении многих лет существования святой обители в ней сменился не один настоятель. Особое почитание в Красногорье заслужил игумен Софроний, настоящий благодетель, ибо «благодаря ему обитель отстроилась заново и окончательно процвела». Бывая по делам в Санкт-Петербурге, Софроний обратил на себя внимание в святом Синоде. Поэтому не случайно в 1742 году его вызвали в столицу для пополнения состава Александро-Невского монастыря (впоследствии Лавры). В звании наместника Петербургского Троицкого Александро-Невского монастыря иеромонах Софроний пробыл одиннадцать лет, после чего благочестивого наместника 8 апреля 1753 года назначили епископом Иркутским и Нерчинским. Осуществляя свой духовный подвиг на сибирской земле (в 1753-1771 годах), святитель Софроний до конца своих дней не забывал Красногрскую обитель, которая взрастила его, заботился о ней, посылал необходимые средства, на которые и соорудили величественный Преображенский (Софрониевский) храм, до сих пор являющийся украшением монастыря и Золотоношской земли. До закрытия монастыря в 20-х годах прошлого века два портрета Владыки Софрония находились в Преображенском храме — в притворе и на западной стене средней части храма, над входными из притвора вратами. В восстановленной Преображенской церкви поныне бережно сохраняются две иконы Святого Софрония: одна справа от входа в храм и другая — внутри помещения (но без изображения его личного герба, который украшал дореволюционный образ). В зимний период эта икона торжественным ходом переносится в тёплую Покровскую церковь.
В 1764 году ликвидируется гетманство. К этому времени монастырь уже испытывал материальное положение: настоятель жаловался, что обитель «въ крайнемъ скудости и ветхости находится», в кельях «великая вездъ течь» бывает во время дождей, высказывал сожаление, что «монастырскiя мельницы на ръкъ Золотоношъ лътом не работаютъ «по причинъ изсихающей тогда воды». Обитатели монастыря подчинялись монастырскому уставу и посвящали свою жизнь служению Бога. В трудной монашеской жизни случались и большие радости, так, в 70-х годах ХVIII веках в монастыре возвели сказочно великолепную Преображенскую церковь по заказу и на средства казака Якова Щербины. Строительство храма осуществлялось под надзором гениального архитектора И. Г. Григоровича-Барского. В 1781 году Киевскую губернию преобразовали в Киевское наместничество, куда вошла территория Киевского, Переяславского, Лубенского и Миргородского полков, ликвидировав полковое устройство. Наместничество делилось на 11 уездов, Центром одного из них назначили город Золотоношу. Село Слюзчиная Слободка, Антиповка и Красногорский монастырь вошли в состав Золотоношского уезда. После образования наместничества было проведено несколько его описей. Так, в географическом описании Киевского наместничества упоминается единственный в Золотоношском уезде монастырь: «въ семъ уездъ монастырь одинъ, называемый Красногорскiй. Построенъ оный за гетмана Самойловича по дозволенiю бывшаго тогда полковника переяславскаго Думитрашки iгуменом Iосифомъ, но какого точно года — по запискамъ монастырскимъ не значится. Разстоянiем отъ города Золотоноши — въ 4 верстахъ. Примъчанiя достойнаго въ немъ ничего нетъ. Число монашествующихъ съ игуменомъ — 13 человъкъ».
Соседство монастыря с городом Золотоноша, долгое время служившего оплотом православия на этих землях (с учётом того, что рядом на Правобережье насаждалось католичество вследствие Брестской унии), послужило причиной помещения в городской герб религиозной символики; «Въ пурпуровомъ полъ золотой, четвероугольный, большой крестъ сх сiяниемъ». Согласно высочайшего указа Екатерины II от 10 апреля 1786 года, Красногорский монастырь выведен за штат, согласно другого указа того же года лишился своих вотчин: «Золотоношскiй Красногорскiй Преображенскiй монастырь поступилъ за штатъ, приписан къ Лубенскому Мгарскому монастырю и назначенъ для временнаго пребыванiя заштатныхъ монаховъ, а братiя монастыря переведена была въ Мошногорскiй монастырь, куда, по распоряженiю Кiевской Дикастерiи, взяла и весь монастырскiй архивъ». В обители по разным причинам остались монашествующие. Заведовать монастырём назначили игумена Германа, который управлял обителью до 1788 года. В 1790 году прекращается существование Красногорского Преображенского мужского монастыря в качестве мужского: указом Св. Синода от 10 декабря 1789 года велено «въ оставленный на время для пребыванiя заштатныхъ монашествующихъ Красногорскiй Золотоношскiй монастырь перевесть второклассный (по штатамъ 1764 г) Кiево-Богословскiй дъвичiй монастырь».
В июне 1790 года монашки и послушницы переехали на святую Красную гору. С этого времени Красногрская обитель существует как женская. Переселенки начали энергично осваивать новое место. Однако долго пришлось «прозябать» монашенкам в ожидании лучшей доли: угодья, с которых питались обитатели монастыря, ещё раньше отчислили в казну. 12 декабря 1796 года выходит указ императора Павла I о переименовании Черниговской губернии созданной 20 ноября 1796 года в Малороссийскую. Один из последующих указов Его Императорского Величества направлен был на улучшение материального положения монастырей: Красногорская обитель вновь заимела собственную землю — ей отвели 30 десятин пашни.
9 марта 1802 года создаётся Полтавская губерния. Красногорский монастырь подчиняется созданной в том же году Полтавской епархии (до этого монастырь находился в составе Переяславской епархии). Улучшилось экономическое положение монастыря: повышенное денежное содержание от казны позволило в 1807 году отремонтировать монастырскую плотину и мост (плотина была насыпана на болоте, воды постепенно размывали её и через определённое время она нуждалась в ремонте и восстановлении). В 1818 году при игуменьи Таифе Покровскую церковь Красногорской обители капитально отремонтировали и перестроили из «трапезной в тёплую», в 1819 году построены новые монастырские ворота. При игуменьи Клеопатре в 1845-1848 годах отремонтировали каменный Преображенский собор. Его крышу покрыли железом и окрасили зелёной краскою, на которую «положили возлощенныя звезды». Так же красиво украсили крышу Покровской церкви. В монастыре возвели новые строения для различных служб (кельи и служебные помещения), отремонтировали существующие постройки.
В 1862 году в 12 кельях Красногорского монастыря проживали 169 сестёр, здесь же находились два священника и дьяк. В этом же году случилось несчастье — пожар, уничтоживший многие хозяйственные постройки и более половины келий. Со второй половины ХIХ века в окрестностях Антиповки появляется учреждение народного образования: «Съ 1871 года при монастыръ открыто народное училище, въ которомъ преподаванiе велось нъкоторыми монахинями по программъ народной школы; но уже 21-го ноября 1874 года оно преобразовано было въ трехклассное женское Епархiальное Богословское училище». Монастырь тогда посещало много паломников. Обычно они размещались в хуторских домах около обители. В 1881 году для них построили монастырскую гостинницу. Славилась Красногорская обитель своими крестными ходами с иконой Дубенской Божьей Матери в село Антиповку. Каждая из настоятельниц Красногорского монастыря вносила посильный вклад в развитие обители. Но наиболее прославилась своей деятельностью игумения Нонна, возглавлявшая монастырь с 1900 года. За время её настоятельства обитель достигла наибольшего рацвета.
Что же представлял собой монастырь в те годы? В правлении игуменьи Нонны находилось 751 монашествующих, из которых 14 штатных монахинь, «вне штата» — 102, рясофорных и указанных послушниц — 135, иных насельниц обители — 500. Проживали они в кельях монастыря, при епархиальном училище и на монастырских хуторах. За монастырём числилось пахотных, сенокосных и других земель «543 десятины 2039 кв. саженей». Часть из них находилась в особых угодьях — монастырских хуторах. На расстоянии «в 1-1/2 версты» от обители находился монастырский фольварк «Дача» и через дорогу от него «Куща» (фольварк). Приблизительно на полпути от монастыря к «Даче» находилось монастырское кладбище и поля, используемые монахинями под пашню, сенокос и пастбище. Через дорогу находился сад «Куща», в котором произрастали фруктовые деревья (яблоки, груши, сливы, вишни, абрикосы и др.), кустарники, цветы. Была и своя пасека; 200 ульев пасеки давали мёд для нужд обители и училища. В церковной библиотеке насчитывалось 535 томов книг для чтения. Монастырь имел собственную типографию. Её закрыли в начале 20-х годов ХХ столетия перед закрытием монастыря.
Наряду с недвижимым имуществом и землями монастырь располагал ценными бумагами, по которым начислялся доход. «Неподвижной суммы» в кредитных усреждениях России числилось на 29,078 рублей, билеты были именные. Главные ценности Красногрского монастыря — иконы Дубенской и Корецкой Богоматери. Красногорская обитель обладала и другими святыми реликвиями. «Великой святыней Красногрскаго монастыря являются святые мощи, лътом находящiеся въ холодномъ Преображенскомъ храмъ, зимою — въ тепломъ Покровскомъ. Монастырь имъеет два богато устроенные ковчега, гдъ и хранятся частицы многихъ св. мужей». Бережно сохранялось здесь великолепно оформленное Евангелие 1637 года.
Красногорский монастырь перед Первой мировой войной и событиями, последовавшими за ними в России, представлял собой целостный духовный и хозяйственный организм. Святая обитель на Антиповской земле до событий 1917 года сыграла значительную роль в истории этих мест. Не только религиозную, но и моральную, просветительскую, трудовую. Нравственная жизнь монашек, просветительская деятельность благоустроенного епархиального училища, трудовые подвиги, служение во славу «Господа и Царицы Небесной» давал яркий и деятельный пример христианского труда. Монастырём осуществлялась благотворительная деятельность — помощь сиротам, погорельцам, учащимся и всем нуждающимся. Для окрестных крестьян обитель являла пример образцового ведения хозяйства. Монашки служили своего рода маяками среди бурного «житейского моря».
Из книги: О. В. Толкушин «Свет земли Антиповской». — Черкассы. Изд-во: Око-плюс, 2006
Архитектурный ансамбль обители венчает каменный 3-главый собор Преображения Господня, построенный в 1767-1771 гг. по проекту зодчего Ивана Григоровича-Барского в стиле украинского барокко при содействии свт. Софрония Иркутского. Кроме главного престола, на хорах собора существовал престол в честь св. вмч. Георгия Победоносца. После закрытия монастыря в 1923 г. храм обветшал и лишился куполов с кровлей, но на стыке ХХ-XXI вв. был отреставрирован. 2-й храм обители, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, также каменный, построен в 1860 г. В его основание при закладке положен дуб, на котором, по преданию, явилась одна из святынь обители – Дубенская икона Божией Матери.
После революционных событий 1917 года и открывшегося гонения на Церковь, Красногорская обитель разделила горестную участь большинства российских монастырей: 25 марта 1922 года, на третий день Пасхи Христовой, она была закрыта. На территории монастыря советская власть расположила инвалидный дом. Свято-Покровская церковь была закрыта и находилась в запустении.
Перерыв в жизни монастыря был с 1922 по 1941 г. Накануне Великой Отечественной войны, 2 апреля 1941 года, Свято-Преображенский собор был разрушен: сняты купола, окна, двери, иконостас, одним словом остались только одни стены. Все святыни были переданы в город ской Черкасский музей.
Открытый при оккупации, он действуюет и поныне, являясь одним из пяти старейших православных монастырей Украины. На территории монастыря у берега реки Золотоношка находится Святой источник Святителя Сафрония с целебной водой и купель.
В 1988 году Свято-Преображенский собор был передан монастырю и стало возможным получить разрешение на его ремонт. Храм был освящен в августе 1991 года, в нем было восстановлено Богослужение в летнее время. Зимой монастырское Богослужение совершается в теплой Свято-Покровской церкви. В 2003 году, по ходатайству архиепископа Черкасского и Каневского Софрония и при поддержке мэрии Золотоноши, монастырю была возвращена земля, принадлежавшая ему до 1922 года. Последние годы на территории монастыря построен храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
В 2 км от обители расположен скит св. ап. Иоанна Богослова, основанный в 1871 г. для устройства епархиального девичьего училища, которое открылось в 1874 г. (в том же году при училище обустроили домовой деревянный храм св. ап. Иоанна Богослова). В 1920-х гг. скит был отобран у монастыря, а в 2003 г. – возрожден. В отремонтированном корпусе был устроен домовой храм свт. Софрония Иркутского.
http://church-site.kiev.ua/; https://azbyka.ru/palomnik/