Васильевская церковь каменная, построена в 1865 г. расстоянием от г. Вятки в 190 верстах, от уездного города в 33 верстах. Часовни деревянные: на приходском кладбище и в деревне Часовенной Космодамианская. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщик; священник Редников имеет свой дом, диакон Мышкин живет в наследственном доме, а остальные члены причта пользуются казенными квартирами. Земли: усадебной 5 десятин, под церковной площадью 260 сажень. Братский денежный доход: священника 570 руб., диакона 380 руб., псаломщика 190 руб.; содержание от казны: священнику 33 руб. 57 коп., диакону 22 руб. 38 коп., псаломщику 11 руб. 19 коп. Руги 100 пуд. ржи и 200 пуд. овса. Прихожан: православных русских 2360 муж. пола, 2637 жен. пола, приход состоит из 37 селений, расстоянием до 10 верст.
Село расположено в низменной, очень красивой, даже живописной местности. Около села тянется большой Бушковский лес, из которого протекает по селу, за одворицами, небольшая речка Газговойка. Более же значительная река Байса, впадающая в реку Вятку, находится в 5 верстах от села. В приходе семь школ: две в селе и пять в деревнях на расстоянии 6, 8 и 10 верст; в селе одна министерская мужская, а другая церковно- приходская женская, а в деревнях все земские смешанные. Главное занятие прихожан земледелие, а некоторые прихожане занимаются садоводством и пчеловодством. Многие из прихожан ходят на заработки, главным образом в Пермскую губернию и Сибирь, где плотничают и столярничают.
В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.». http://rodnaya-vyatka.ru/ve1912
Строительство церкви началось в 1864г. Кладка церкви закончена в 1865г. В 1872г. закончено строительство колокольни. В теплой церкви было 2 придела — правый во имя Святителя Василия Великого (освящен 23.11.1878г.), левый — во имя Преподобного Сергия Радонежского (освящен в 1879г.). Холодный храм освящен в честь Вознесения Господня.
Разрешение на строительство каменной церкви получено 14 марта 1863 года от правящего архиерея. Для работы поряжен каменных дел мастер Нижегородской губернии Балахнинского уезда Вершиловской волости деревни Гумнище крестьянин Димитрий Макарович Тюрин.
Источник: Вятский Епархиальный вестник, № 11 за 1863 год, стр. 202
Поселение возникло после 1609 г. – разгрома восставших марийцев близ Кукарки, бежавших в наши глухие леса. Первоначально называлось Кокло-Кудо, Шопкер и входило сначала в приход села Архангельского, затем – с. Лебяжья. Первое упоминание о деревне Байсе – 1715 год, в ландратской переписи; в деревне насчитывалось 11 дворов.
16 февраля 1760 г. починок посетил свияжский миссионер архиепископ Евмений, которого байсинцы просили разрешения на устройство «клети» для хранения мертвых тел; позднее она была превращена в часовню. В апреле 1830 г. в Вятской духовной Консистории заведено дело «о назначении прихода» в «черемисском селении» Байсе, в трех дворах которого проживало 82 человека удельных крестьян.
6 февраля 1836 г. Св. Синод выделил средства из капитала комиссии духовных училищ на строительство церкви в д. Байса. Деревянная церковь с одним престолом во имя св. Василия Великого построена в 1838 г. Храм освятил Преосвященный Неофит Епископ Вятский и Слободской. Из «клировых ведомостей» за середину XIX в.: «церковь зданием деревянная с таковою же над папертью колокольнею, снаружи обита тесом» (1865 г.), «церковь выкрашена желтой на масле краской, кругом обнесена деревянной, черной на масле окрашенной оградой»(1848 г.), «внутри выштукатурена и расписана в приличных местах живописью. Снаружи оштукатурена и выкрашена на масле желтою краскою» (1875 г.).
Население нового прихода быстро росло (в 1848 г. оно составило 3460 человек) и вскоре встал вопрос о строительстве большого каменного храма. В 1864 г. началось строительство храма. 18 января 1865 г. байсинские служители написали прошение Вятскому владыке о разрешении им взять где-нибудь заем, чтобы закончить в лето 1865 г. здание кладкою (а заемы для церквей были запрещены). Заем им был разрешен «с процентными взносами». Заем быстро истощился, и 10 июня 1866 г. байсинские священнослужители просили Консисторию «о выдаче сборной книги на постройку церкви» (для сбора средств с прихожан). В 1865 г. все каменное здание окончено кладкой, выбелено снаружи, крыша покрыта железом, «но внутри устройства еще никакого нет».
В 1872 г. построена каменная колокольня «с проходом и 2 палатками, покрыта железом, выкрашена ярью на масле, стены снаружи и внутри выбелены». На одном из этажей звонницы строители выложили цифры «1864» — дату начала строительства храма. 23 ноября1878 г. в новом храме освящен правый придел во имя святителя Василия, в 1879 г. – левый во имя преподобного Сергия Радонежского.
В 1867 г. для церкви с. Байса саратовской купчихой Татьяной Потаповой пожертвован самый большой колокол весом 256 пудов 10 фунтов. Из Саратова везли его на барже до пристани Цепочкино Уржумского уезда, а из Цепочкино до Байсы – на лошадях. Тарантас, на котором привезли колокол, был оставлен при церкви и бережно хранился в сарае до коллективизации. Шесть лет колокол висел на столбах около церкви, а после построения колокольни торжественно поднят на нее в день праздника Вознесения Господня.
В 1880 г. вновь переложен купол холодной церкви. На строительстве работал сам настоятель церкви о. Аполлоний Буевский, вложивший в маковицу креста на куполе в назидание потомкам табличку с такой надписью: «Маковицу сию работал своеручно настоятель Байсинской церкви благочинный священник Аполлоний Иоаннович Буевский октября 3-го дня 1880 года и он же сам возложил ее на шпиль холодного каменного храма». В 1895 г. установлен иконостас в холодном храме.
Неизвестный байсинец в 1900 г. на страницах «Вятских губернских ведомостей» просто и ясно сказал о церкви своего села: «Церковь каменная, из лучших в уезде…» Утварью церковь была достаточна. На колокольне висело 19 колоколов, в самом храме до сих пор радуют глаз царские врата, сделанные из реечек, стеклянные дверцы, отгораживающие летний храм от зимнего, великолепная стенная живопись. При нем был подземный ход. Особые достопримечательности: «стопа пресвятой Богородицы» в палатке церкви (отпечаток ступни в камне, который чудесным образом исцеляет от болезней ног).
Ближайшие церкви: с. Лебяжья – в 20 верстах, с. Архангельского – в 23 верстах, с. Буйского – в 10 верстах. с.Лажа – в 20 верстах с.Окунево – в 20 верстах.
По сведениям Вятского статистического комитета, в 1874 г. в селе стояло 43 деревянных дома, в которых проживало 216 жителей. Отмечалось, что они «собственных промыслов и занятий никаких не имеют». Кроме деревянной церкви и одноклассного образцового училища, в селе было 3 питейных заведения. В селе с 1896 г. действовала церковно-приходская школа, в приходе – две древние часовни (в селе и д. Изиморка).
Осенью через село проходило два крестных хода из г. Вятки со св. иконами. В 1911 г. незадолго до Пасхи в Байсу прибыл из г. Казани Чудотворный образ Смоленской Божией Матери; после торжественной службы 7 апреля образ был пронесен не только по всем деревням, но и по всем дворам Байсинского прихода и затем ушел обратно в Казань. Епископ Вятский и Слободской посещал приход в 1895, 1900 и 1914 г.г. В 1900 г. он присоединил к православию несколько старообрядцев и лютеранку Софию Карловну Бинкервальд, уроженку Австрии, жену Лебяжского купца И. Г. Сазанова.
В 1910 г. в Байсинском приходе насчитывалось 37 селений с населением: православных русских – 4997, крещеных марийцев – 2910, язычников — марийцев – 20 и старообрядцев – 279 человек. Из описания прихода за 1910 г.: «село расположено в низменной, очень красивой, даже живописной местности. Около села тянется большой Бушковский лес, из которого протекает небольшая речка Газговойка. Более же значительная река Байса, впадающая в реку Вятку, находится в 5 верстах от села… Главное занятие прихожан земледелие, а некоторые прихожане занимаются садоводством и пчеловодством. Многие из прихожан ходят на заработки, главным образом в Пермскую губернию и Сибирь, где плотничают и столярничают».
При открытии церкви причт состоял из священника, диакона и псаломщика, с 1861 г. открылся второй штат (2 священника и 2 псаломщика). С 1914 г. должность диакона была заменена третьим священником. Священники с. Байса получали пособие от Государственной казны – 111 руб. в год. В 1937-1939 гг. штат состоял из двух священников и псаломщика. Первые священники: о. Николай Петрович Сушков – с 25 февраля 1838 г., в том же году переведен в с. Кукнур; Козьма Романович Попов – с 26 декабря 1838 г., в августе 1840 г. переведен в с. Чудиновское Орловского уезда.
В XIX ст. в церкви с. Байсы служили такие замечательные лица как: о. Лаврентий Бехтерев (1849 – 1878 г., в 1866 написал поучения для марийцев на их родном языке), благочинный о. Аполлоний Буевский (1878 – 1888), отец-миссионер Феодор Тихвинский (1888 – 1905, занимался просвещением старообрядцев, впоследствии – настоятель Троицкого собора г. Уржума и депутат Государственной Думы), благочинный о. Иаков Редников (1879 – 1899 г.г., учредил библиотеку для духовенства и пособие для вдов и сирот духовного звания в своём округе).
В начале ХХ в. В с. Байса служили о. Николай Сырнев (почил в 1923 г.), о. Михаил Редников (репрессирован в 1920-е гг.), о. Василий Домрачев (отец героя Советского Союза Александра Домрачева). Три последних священника, служившие до первого закрытия храма, были репрессированы: о. Григорий Шабруков (1937 г.) о. Симеон Балезин (12 мая 1938 года особым совещанием при НКВД СССР за то, что «в течение ряда лет 1933-1937 года высказывал своё недовольство мероприятиями, проводимые партией и Советской властью, распространял клевету на Советскую власть», осуждён по ст.58 пп. 10, 11 УК РСФСР на 5 лет ссылки, а 14 октября того же года расстрелян), о. Иоанн Толчин (1940 г.).
В 1918 г. вся усадебная земля Байсинской церкви новой властью «зачислена в запасной Госфонд», а церковные дома и амбары заняты под учреждения и склады. В 1921 г. один из колоколов был отобран для пожарного отделения в деревне Посенур, откуда в 1993 г. он был отдан для новой лебяжской церкви (расплавился при пожаре в 2001 г.). Причт в 1920-е гг. уклоняется в обновленческий раскол в котором пребывал до самого закрытия церкви, в церковь назначаются новые священники из Уфы и Подмосковья. В 1935 г. с нее сброшены колокола.
Закрытие церкви произошло по инициативе председателя Байсинского сельсовета Дудорова И.Г. Ещё 9 октября 1939 г. в секретариате Президиума Верховного Совета рассматривалась жалоба Байсинских верующих «на препятствие со стороны председателя Байсинского сельсовета в отправлении религиозных обрядов». Точнее говоря, она и не рассматривалась, а была отослана обратно в Кировскую область. Спустя год Дудоров всё же добился своего, и решением Исполнительного комитета Кировского областного совета д.т. за №1481 от 12 сентября 1940 года церковь была закрыта, несмотря на существующую 20-ку и идущий ремонт. Верующим Дудоров объяснил, что о закрытии церкви ходатайствовало 3 сельсовета (Байсинский, Изиморский и Адовский), но как писали верующие в жалобе прокурору области «подобного никто не видал и не слыхал. Верующих даже и не спросили, а он читает, что их просьба удовлетворена…» Потому община верующих наотрез отказалась сдать церковь.
23 и 24 сентября 1940 г. Дудоров в сопровождении милиции, без предъявления документов, произвёл обыск в церкви. «Всё то, до чего не коснулась милиция, — писали верующие, — они отобрали, заперли и ключ унесли в сельсовет. Составили акт на то, чего взяли, только для себя…» Эта жалоба, датированая 9 октября 1940 г., стала первой в череде прошений и ходатайств об открытии церкви в Байсе, которые из высших инстанций отсылались обратно в область без рассмотрения. 23 декабря 1941 г. в жалобе Калинину верующие сообщали о состоянии церкви: «церковь наша в целости и кресты все целые, изнутри – целая. Церковные вещи отобрали, увезли в Уржумский район». Иконами топили печи клуба, а из раки Дудоров сделал себе кровать, но крест гонителям сбросить не удалось.
В декабре 1942 г. от прокурора Кировской области пришло разрешение на открытие церкви, но районные власти упорно тянули с этим вопросом – не давали открыть, но и не отказывали, пока 12 мая 1944 г. не пришёл официальный отказ из облисполкома – «так как здание приспособлено для хранение государственного зерна». Незадолго до этого 30 сентября 1943 г. верующие собрали подписи от 3346 человек (из них 2781 от Лебяжского района) в пользу открытия церкви и послали их Калинину. В этом вопросе запротестовал Уржумский райсовет – почему церковь находится на территории Уржумского района, а ходатайствуют о её открытии жители Лебяжского района?
12 марта 1945 г. Совет по делам РПЦ при Совнаркоме Союза ССР прислал уведомление т.Мошкову, Уполномоченному по делам Церкви по Кировской области, в котором указывалось то что «здание церкви необходимо для хранения зерна, не может служить достаточным мотивом к отклонению ходатайства верующих, после чего просим вторично обсудить заявление верующих и дать свои соображения». В том заявлении верующие писали такие слова: «…Верующие ждут открытия церкви с.Байсы и потеряли или теряют надежду на то, что Байсинская церковь будет открыта. Уже некоторые говорят, что свободной религии нет, религия запрещена и потеряли надежду в святой Синод…»
И всё же в начале 1945 г. вопрос был решён в пользу открытия церкви в с.Байсе. Сельские власти сообщали новому уполномоченному т.Новикову: «Байсинский сельский совет по согласованности с Буйским райисполкомом не возражает об открытии церкви в с.Байса. Церковь в настоящее время свободна. Для глубинки загот. зерно сельсовет предоставляет два склада, кроме помещения холодной церкви до 1 марта 1945 г. Помещение холодной церкви используется под глубинкой. Помещение тёплой церкви предоставляем, если разрешит Облисполком». 3 января 1945 г. тому же Новикову была дана характеристика технического состояния церкви: «…Здание церкви находится в удовлетворительном состоянии и требует незначительного ремонта (покраска, побелка и др. мелкие работы), что может быть выполнено силами общины, церковного оборудования и инвентаря нет. В течение последних пяти лет здание было занято под склады глубинного пункта загот. зерно».
В 1945 г. Васильевская церковь все же открылась т.к. «верующие хлопотали до слёз», и частично восстановлена. Настенную роспись подновлял лебяжский иконописец Ф. В. Шаромов, хотел он поправить и крест на куполе, но не смог. При вновь открывшемся храме возникла «девятка» во главе которой стала церковная староста Елизавета Розальская (отошла ко Господу 11 августа 1957 г.).
Первым священником вновь открывшегося храма стал о. Анатолий Малиновский, рукоположенный в сан священника к Васильевской церкви 21 марта 1948 г. и служивший в ней до 1955 г. с годичным перерывом – временно служил в церкви с. Илгань. 20 декабря 1955 г. согласно поданному прошению переведен настоятелем к церкви с. Рождественского Уржумского района. В 1956 г. в Байсу на служение прибыли о. Петр Марамзин и диакон Матвей Лихачев (служили ранее в с. Лебяжье и Окунево), служившие до закрытия храма. На службах им помогал послушник Никодим Каменских-впоследствии диакон Троицкого собора г.Уржума.
Вторую попытку закрытия церкви в с. Байса правление колхоза Байсинского сельсовета предприняло 3 августа 1960 г., обратившись в районный исполком с просьбой передать здание церкви под мастерские для ремонта сельскохозяйственной техники, тот в свою очередь запросил об этом облисполком, но, очевидно, он получил отказ..
19 мая 1963 г. Васильевская церковь была закрыта второй раз, в чем особенное рвение проявили председатель Байсинского сельсовета Зыков А. П., председатель колхоза Домнин И. В. и участковый милиционер Репин. Прямо во время богослужения с церкви был спилен и сброшен крест. Позднее церковная утварь растащена или уничтожена. Рассказывают, как председатель сельсовета Зыков А.П. рубил топором иконы и кидал в горящую печь. Подойдя к сброшенному кресту, он с досады пнул его и выругался – он думал, что крест-то золотой.
Тем же летом Зыков А. П. был снят с должности за «распитие церковного вина» и присвоение себе денег за сданный церковный воск. о. Петр и о. Матвей уехали на служение в г. Нолинск. В теплом храме разместился склад сельпо, а в холодном – склад колхоза им. Калинина.
В 1990 г. в Кировской епархии зарегистрирована община Байсинской церкви. Старостой был избран Н. М. Климов, житель с. Байсы. Весной 1991 г., в праздник Вознесения Господня, храм вновь был освящен, началась его реставрация, длящаяся до сих пор. Летом 1992 г. на холодном храме вновь засиял железный крест, спиленный в 1963 г.
http://urzhum-uezd.ortox.ru/khramy_vjatskojj_gubernii/view/id/1193226