Бахтиаров, Анатолий Александрович (1851-1916). «Ткацкая хлопчатобумажная мануфактура и ситценабивная фабрика»

═══════════Наша библиотека═══════════

Бахтиаров, Анатолий Александрович (1851-1916).
«Ткацкая хлопчатобумажная мануфактура и ситценабивная фабрика : Краткое описание как постепенно из хлопка выделывают нитки, пряжу, ткут хлопчатобумажные ткани и набивают ситец». Издание 1905 года, формат #PDF.
Посмотрим, как «набивается» ситец?
Набивка ситца происходит так же, как тиснение или печатание вообще, например, рисунка на бумаге.
Фабриканты стараются удовлетворить вкусам своих покупательниц и составляют для ситцев рисунки получше и покрасивее. На ситцебумажной фабрике имеется граверное отделение, где художники занимаются составлением рисунков, а граверы приготовлением медных, цилиндрической формы, клише. В граверном отделении собрана богатая коллекция образцов старинных ситцев. Кроме того, здесь имеются, смотря по времени года, «образцы новостей шелка и ситца» из Франции, Англии и Германии. (…)
Пространство между рисунками на ситце называется «землею» или «полем». Понятно, для каждого следующего оттиска цилиндр-клише надо снова намазать краскою. Существуют «платочные валы» — для набивки платков и валы — для ситцев. На платочном вале вырезан рисунок платка, и при каждом обороте платочного вала получается оттиск платка.(…)
Ситец в несколько красок проходит через соответствующее число валов: на одном вале оттискивается одна краска, на другом — другая и т.д. (…)
Разнообразие ситцев по рисунку чрезвычайно велико. На фабрике Паля выделывается до 1000 образцов разных ситцев. Чем больше фабрика имеет медных цилиндрических клише (валов), тем она богаче, тем производство ситца разнообразнее. Нет возможности перечислить бесконечное разнообразие рисунков в ситцах. Укажем только на некоторые резкие виды их, например,

1) ситец в клетку,
2) ситец разводной, т.е. с такими рисунками, в которых не видно ни начала, ни конца,
3) ситец штампами,
4) ситец полосками,
5) ситец сеткою и т.д.

Украшения на ситцах, т.е. рисунки заимствуются большею частию из растительного царства.
На «земле» выводятся всевозможные цветы, одуванчики, розы, незабудки и т.д.
В особенности разнообразием рисунков и пестротою и яркостью набивки отличаются московские ситцы.

В Петербурге хлопчато-бумажная мануфактура сильно развита. Здесь имеются 22 бумаго-прядильные и ткацкие фабрики. (…)
Основная черта петербургской хлопчато-бумажной промышленности заключается в том, что Петербург работает на Москву: петербургские хлопчато-бумажные ткани, миткаль во всех видах, или как его называют сырье, поступает в Москву, на тамошние ситценабивные фабрики, где он окрашивается или «набивается», и затем, как ситец, кумач, или коленкор, расходится по всей России, проникая даже в Среднюю Азию. Таким образом, мы видим, что в Петербурге прядут и ткут миткаль, а в Москве его окрашивают. Происходит колоссальное разделение труда. Московские фабриканты петербургский окрашенный миткаль выпускают на рынок под своим клеймом или маркой. (…)
Из Московских фабрик по замысловатости и изобилию рисунков ситца славятся фабрики Цинделя и также Морозовский кумач — по прочности красок (не линяет).

Источник фото — Частный репортаж о поездке в Музей Ивановского ситца.

Предыдущие выпуски рубрики: #PDF@russkij_kostjum

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?