«БАХЧИСАРАЙ-ГОРОД ТРЁХ РЕЛИГИЙ». СВЯТО-УСПЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ.

«БАХЧИСАРАЙ-ГОРОД ТРЁХ РЕЛИГИЙ».
От ханского дворца дорога идёт всё время резко вверх. Создаётся впечатление, что центр мусульманства располагается у подножия горы, посередине-христианский монастырь, а на самой вершине-древний иудейский город. Как бы три этажа.
2.СВЯТО-УСПЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ.
Точное время основания монастыря неизвестно. Но все версии очень красивые.
В VII-IX веках монахи-иконопочитатели бежали из Византии. Горы и ущелья Бахчисарая чем-то напомнили им Афон, к тому же здесь находились источники пресной воды. Они выдолбили в скале храм и кельи. Монастырь зарождался на границе двух миров. Рядом жили алано-готские племена, могильники которых обнаруживают до сих пор. Считают, что первые иноки занимались мессионерской деятельностью.
По другой версии, после разгрома в 1475 году турками крепости Кырк-Ор монахи бежали в эти места, спасаясь от преследования. Но это научные гипотезы…
А есть предания. Пастух Михаил пас стадо. Вдруг он увидел на скале икону Богоматери, с горящей свечой перед ней. Михаил поспешил домой, собрал людей, и с большими почестями икону перенесли в дом. Но на следующее утро икона была на прежнем месте в скалах. Тогда люди поняли, что Божией Матери угодно находиться там. Они высекли в скале храм, ступени к нему. Произошло это на праздник Успения. С тех пор ущелье получило название Марьям-даре, т.е. Святой Марии.
Или… В этих краях завелась ядовитая змея, от укусов которой умерло много людей. Греки и генуэзцы день и ночь молились Пресвятой Богородице. Однажды они увидели на скале горящую свечу. Высекли ступени, поднялись к ней, а там икона с мёртвой змеёй. Тогда жители всех окрестных деревень стали подниматься на это место и молиться перед чудотворным образом.
Ещё одно предание гласит, что монахи Варнава и Софроний бежали из Греции во время очередного турецкого нашествия, а дорогу им указывала взятая из афонского монастыря икона «Путеводительница», одна из написанных Евангелистом Лукой. Этот образ столетия находился в главном храме монастыря.
В 1475 году во время вторжения турок монастырь избежал разграбления. Это позволяло христианам молиться среди иноверцев. В конце XV века здесь находилась резиденция митрополита. Русские послы, завершив дела у хана, обязательно служили благодарственный молебен.
Но шло время. Монастырь ветшал. Христианство в Крыму угасало. Священные книги писали греческими буквами, но на татарском языке. В Крыму оставалось всего 4 монастыря. В 1771 году после взятия князем В.М.Долгоруким Крыма началось выведение христиан с полуострова. Причин этому было несколько. Во-первых: армяне и греки занимались в основном земледелием и торговлей, за их счёт пополнялась ханская казна. А после переселения экономика Бахчисарая оказалась в упадке. Во-вторых: сохранялась опасность расправы над христианами. В-третьих: епархия подчинялась Константинопольскому патриархату, а нужно было оказать давление для переподчинения Святейшему Синоду. 31 тысяча христиан покинула Крым. Но даже в эти годы монастырь не знал запустения. Службы продолжались. Церковь превратилась в приходскую из-за расквартированной русской армии. Бахчисарайский комендант Тотвич подарил икону Успения и иконостас, губернатор Каховский-царские врата. Богомольцев было так много, что пришлось увеличить лестницу, а внутри храма сделать балконы. Только когда в 1800 году в Бахчисарае построили Николаевский собор, монастырь опустел и наполнялся народом лишь в престольный праздник 15 августа. Возрождению монастыря помогли посещения Высочайших особ-Императоров Александра I, Николая I, Императрицы Александры Федоровны, Наследника Цесаревича Александра Николаевича. Тогда братия стала увеличиваться. 15 августа 1850 года был открыт Успенский скит.
Скит-небольшой монастырь, жизнь в котором управляется одним из монахов, строгая, отшельническая, максимально удалённая от мира. Но Успенский скит стал исключением. Все возрождённые монастыри Крыма должны были подчиняться игумену Успенского скита, который имел три пещерные кельи и храм. Помощь шла со всей России: церковная утварь, иконостас, колокола, новая дорога. Дальнейшему обустройству помешала Крымская война. Монахи выхаживали раненых, привозимых из Севастополя, умерших хоронили на монастырском кладбище. Мне довелось увидеть могилы генерал-майора П.В.Веймарна, генерал-майора П.А.Вревского и его супруги А.С.Вревской, которая завещала похоронить себя рядом с мужем. В госпитале работали сёстры милосердия Крестовоздвиженской общины. Специально, только для них, была учреждена награда-Золотой крест на голубой ленте и звание Крестовой сестры.
После войны монастырь стал вновь понемногу восстанавливаться. Храм отреставрировали. Лестницу расширили. На месте явления чудотворной иконы Божией Матери построили балкон, выполнили роспись, изображающую двух ангелов и семь херсонеских священномучеников. Фреска озарялась неугасимой лампадой. Главными святынями были: икона Успения Пресвятой Богородицы в серебряной ризе; копия «Панагии», украшенная жемчугом, драгоценными камнями; икона Спасителя с 84 частицами мощей разных угодников.
В монастыре различают три яруса:верхний-Успенский храм, церковь св. евангелиста Марка и св.Константина и Елены, колокольня, 13 пещерных келий; средний-лёгкая ажурная церковь во имя святителя Инокентия Иркутского, дом настоятеля, фонтан в виде часовни; нижний-трапезная, кухня, пекарня, хозяйственные постройки, гостиницы.
Монастырь являлся заштатным, т.е. без государственной поддержки. Монахи трудились не покладая рук. На горном плато колосилась пшеница, росли виноградники, паслись стада. Братия жила от подаяний, продажи свечей,а также овощей и фруктов с собственного огорода. В 1891 году численность обители составляла 60 человек.
После революции монастырь был закрыт. А в 1993 году спустя десятилетия разорения, запустения, но не забвения в монастырь вернулась жизнь. Когда я была там меня удивила закрытость. Казалось бы толпы экскурсантов, паломников, но в храме всего один монах, который молча, но строго наблюдает за порядком. Где-то внизу в ущелье можно рассмотреть несколько человек обрабатывающих огород, и всё. Только когда миряне вечером уходят, выходят иноки, монахи и послушники. Не зря когда-то Свято-Успенский мужской монастырь называли Русским Афоном.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?