«БАХЧИСАРАЙ-ГОРОД ТРЁХ РЕЛИГИЙ».
Поехать из Ливадии на однодневную экскурсию в Бахчисарай с посещением Ханского дворца (мусульманство), Свято-Успенского мужского монастыря (христианство), пещерного города Чуфут-Кале (иудаизм) можно было только из-за абсолютной неосведомлённости. Никому не советую совершать подобный «подвиг». Хотя… Усталость проходит, а воспоминания остаются.
1. ХАНСКИЙ ДВОРЕЦ.
Бывшая резиденция крымских ханов сначала находилась в долине Ашлама-Дере. Но когда двору стало тесно было принято решение построить дворец в новом месте. Случилось это где-то в начале XVI века (ок.1532 года). За время своего существования дворец всё время достраивался ханами. Некоторые порталы возводились в Османской Империи, а потом перевозились в Бахчисарай. В 1736 году город был завоёван фельдмаршалом Кристофом Минихом. Он приказал сжечь дворец, предварительно сделав его описание. Только благодаря этому известно каким был ханский город. Но всё-таки кое-что из оригинальных построек осталось (залы Совета и Суда, мечети). Восстановленный дворец считался роскошнее предыдущего. После того как Крым вошёл в состав Российской империи, 20 мая 1787 года Бахчисарай посетила Екатерина II. К её приезду Потёмкин слишком рьяно отремонтировал дворец: был пробит ряд окон, позолочен потолок, повешены хрустальные люстры, установлен альков. В результате произошло смешение восточного и европейского стилей. К приезду Александра I снесли обветшавший гарем. В 1822 году решили провести ещё один ремонт, в результате которого закрасили старинные росписи, снесли Зимний дворец и Банный корпус. Во время Крымской войны на территории дворца разместили лазарет. Внешний вид был максимально приближен к первоначальному лишь во время масштабной реставрации 1961-1964 годов, когда были сняты слои краски, расчищены росписи, проведена реставрация потолков.
Сейчас во дворец ведут главные (Северные) ворота, изготовленный из дерева и обитые железом. Они находятся в арке, изображающей переплетённых змей и драконов. Над воротами сторожевая надвратная башня, украшенная замысловатым орнаментом и витражами (1611 год). За воротами открывается Дворцовая площадь, вымощенная камнями и засаженная деревьями. На ней проводились встречи послов и гостей, напутствовали войско перед походом.
Большая мечеть(1532 г.)-одно из чудом сохранившихся строений. Массивная, со стрельчатой аркадой, майоликой на стенах, покрытая красной черепицей. Внутри зал с колоннами, балкон с Ханской ложей, к которой ведут винтовые лестницы. Ложа вся украшена витражами и глазурированной плиткой. У мечети два 28-метровых минарета. В настоящее время она открыта для верующих.
То же чудом сохранившийся Банный комплекс устроен по турецкому типу: горячий воздух, поднимаясь вверх, нагревал пол. Вода подавалась по свинцовым трубам. Вдоль стен стоят скамьи и раковины. В бане мужское и женское отделения. В центре закрытый дворик с миниатюрным фонтанчиком.
К югу от мечети находится Ханское кладбище. Первые захоронения датируются XVI веком. Сохранилось 98 надгробий. Мужское венчается чалмой, женское фесом. К сожалению, кладбище закрытое и на надгробия можно посмотреть только через решётку.
Любимая жена хана Герая Диляра-бикеч похоронена в отдельном мавзолее, в уголке садовых террас. Здание венчает купол с позолоченным полумесяцем. «Фонтан слёз» изначально был установлен там и только в 1783 году перенесён в фонтанный дворик к приезду Екатерины II. По легенде Диляру отравила соперница. Фонтан якобы символизирует скорбь хана. Если бы не А.С Пушкин, посетивший дворец с семьёй Раевского в 1820 году и написавший романтизированную поэму, то никакой известности фонтан бы не получил. Это типичная арабская конструкция Сельсебиль-райский источник, из которого согласно верованиям, пьют воду души праведников, погибших за веру. Капли символизируют слёзы, наполнение чаш-горе, а разные размеры, то что горе, то усиливается, то утихает. Гораздо большую ценность представляет Золотой фонтан, изготовленный из мрамора, покрытый позолоченным резным орнаментом, символизирующим райский сад, с розеткой посередине как знак вечной жизни.
В Соколиной башне содержались не только птицы, но и наложницы с евнухами, которые через узкие окна могли наблюдать за Дворцовой площадью.
Портал Демир-Капы-парадный вход во дворец. Выполнен в стиле ломбардо-венецианского Ренессанса с росписью растительным орнаментом.
Во дворце сохранилось несколько залов. В Зале Дивана заседал Государственный совет, а хан через решетчатый балкон подслушивал, заранее объявляя себя отсутствующим. Трон украшен золотым шитьём, для приближённых низкие диваны, а для беев скамьи. Очень красивы витражные окна и наборный деревянный потолок.
Из Зала Дивана можно выйти отдохнуть в Бассейном дворике с летней беседкой. Вдоль стен стоят диваны, а в центре мраморный фонтан.
Над Летней беседкой Золотой кабинет, который вместе с золотым потолком украшает хрустальная ваза, привезённая Потёмкиным.
В отличии от действующей Большой мечети, Малая-музейное помещение. Во времена Крымского ханства она предназначалась для членов семьи и ближайших сановников.
От снесённого к приезду Александра I Гаремного корпуса (70 комнат), сохранились только скромные флигель и беседка.
Так называемые Жилые покои-это скорее «новодел». Комнаты с каминами, европеизированные резные потолки. Там выставлен альков, специально привезённый для Екатерины II.