«БАХЧИСАРАЙ-ГОРОД ТРЁХ РЕЛИГИЙ».
Экскурсовод сообщила, что от монастыря до пещерного города 2 км в гору. 1,5 км тропинкой по лесу, а 500 метров под раскалённым солнцем. Но те кто устали могут около 1 км проехать верхом на лошади, которых предоставляют предприимчивые татары. Я мысленно, с благодарностью за науку, обняла тех орловских рысаков, на которых мне довелось скакать в сохранившихся конюшнях графа А.Гр.Орлова под Воронежем. Но татарские лошади-не орловские рысаки, а Бахчисарай-не Хреновое. Дорога, по которой пришлось ехать, когда-то была вымощена булыжником. Века отполировали сохранившиеся камни до такого состояния как будто их полили маслом. Несчастное животное всё время оступалось, копыта скользили. Пришлось спешиться. Когда я перекинула поводья, мне даже не пришлось хлопать лошадь по крупу, чтобы она пошла обратно. Благодарно (как мне показалось) мотнув головой, она осторожно развернувшись похромала к своему хозяину. А я всё-таки осилила восхождение и добралась до…
3. СКАЛЫ ИУДЕЕВ.
Чуфут-Кале в переводе с крымско-татарского означает еврейская крепость. Есть ещё несколько вариантов-«Двойная крепость», «Скала иудеев», «Скала караимов».
Остатки первых поселений там датируют ещё семитысячелетней давностью. А пещерный город возник в 5-6 веках на границе с Византией. Предполагают, что тогда он назывался Фулла. Населяли его преимущественно сармато-аланы. Они симпатизировали христианам, добровольно став их защитниками во время многочисленных набегов с северо-востока.
В 8-9 веках во времена Хазарского Каганата город переименовывают. Он получает название Кыркор в переводе с тюркского «сорок крепостей». Идеальное название для великолепно укреплённого населённого пункта. Только после многомесячной осады в 13 веке крепость удалось захватить татарам. Кыркор стал первой столицей Крымского ханства и первой резиденцией ханов, в 16 веке уступив эти статусы Бахчисараю. Из достопримечательностей того времени сохранился мавзолей дочери хана Тохтамыша Джаныке-Ханым. На памятной доске написано, что она была знаменитой правительницей, самолично совершившей паломничество в Мекку, чем заслужила почёт и уважение в мусульманском мире.
После того как столицей ханства стал Бахчисарай татары приказали жить в городе местным караимам, исповедовавшим ортодоксальный иудаизм. Не евреи по национальности они отказались от Талмуда и института раввинов, считая, что стоит следовать только Ветхому Завету. В середине 19 века в Чуфут-Кале было 300 домов и около 1,6 тыс. жителей. Но Россия наделила караимов привилегиями. Им разрешили селиться по всей Российской Империи, а не в пределах «черты оседлости», поступать на работу на государственные должности, торговцам снизили налоги. Постепенно люди из города-крепости начали переезжать, пока она не опустела совсем. Последним жителем, до своих последних дней преданным «Скале иудеев», был Авраам Самуилович Фиркович-караимский писатель, археолог, собиратель древних рукописей. Говорят его призрак иногда можно увидеть в заброшенном городе.
Ничего прекраснее чем вид на Крым, открывающийся с Чуфут-Кале, я не видела. Хотя с тех пор побывала во многих местах. Как описать уходящие в горизонт лавандовые поля, зелёную лесную просеку, лазурное небо, обжигающий горячий ветер, воздух напоённый ароматами трав и звенящую вековую тишину…