#революция
Брешко-Брешковская — одна из самых колоритных деятельниц февральских событий 1917 года, которые застали её в очередной ссылке и вознесли на вершину славы. При возвращении из ссылки её везде встречали под звуки оркестров и построением воинских частей.
Брешко-Брешковскую бурно чествовали министры Временного правительства, гласные Городской думы, делегаты Совета рабочих депутатов… Керенский называл Брешко-Брешковскую «ближайшим водителем по духу»; она в ответ провозгласила его «достойнейшим из достойнейших граждан земли русской», «гражданином, спасшим Россию».
По прибытии в Петроград Брешко-Брешковская по личному распоряжению Керенского была поселена в Зимнем Дворце. Это глубоко возмутило монархистов, и В. М. Пуришкевич отозвался на это событие следующими стихотворными строчками:
«Из каторги сибирской
Едет «бабка» в Петроград
Чтобы видеть всероссийской
Демократии парад.
Едет… крики ликованья.
Сам Керенский тут как тут.
И в дворец для проживанья
Дуру старую ведут…
«Бабка» в новом положенье:
Вместо каторги почёт;
На народном иждивенье
Во дворце она живёт.
Чем-то вроде добавления…
Для Керенского она…
И с ее благословенья
Разрушается страна…»
Историк И. Архипов писал: «политико-психологический феномен Брешковской, ставшей беспрецедентной по степени популярности фигурой, не случаен в условиях «медового месяца революции». Стремительное крушение самодержавия и рождение «Свободной России», превращение в одночасье «верноподданных» в «сознательных граждан», радикальная смена правящей элиты и возникновение невиданной до сих пор политической, социокультурной реальности, — все оказывалось для населения сильнейшим психологическим потрясением. Нужна была новая символика и мифология, новые политические ритуалы, соответствующая «общенациональная идеология». Недостатка в антигероях и всевозможных «врагах народа» не было — теперь требовались положительные персонажи, олицетворявшие ценности новой России. И в этом контексте миф о «бабушке» удачно вписался в массовую политическую культуру, более того, политическая элита вольно или невольно целенаправленно формировала культ Брешковской и других «святых героев революции».
К большевистской революции Брешко-Брешковская отнеслась враждебно, советскую власть не приняла, поддержала зарождавшееся Белое движение. Отношения с «марксятами» (так она называла новую поросль революционеров), у нее не сложились еще до Октября — она призывала Керенского сурово расправляться с большевиками, которых, по ее словам, как «зверей диких» «можно и должно уничтожать». Современники шутили: «бабушка невзлюбила свою внучку».
В конце 1918 года она выехала в США. Проживала в США, Франции, затем — в Чехословакии, где и умерла в 1934 году в 90-летнем возрасте. Президент Чехословакии Томаш Масарик прислал на похороны венок, на похоронах присутствовал А. Ф. Керенский.