Бабье. Церковь Николая Чудотворца.

Церковь Николая Чудотворца была построена в 1823 голу капитаном Мельницким и подрядчиком Мельниковым, на средства, собранные прихожанами, вместо обветшалой деревянной постройки 1753 года. План церкви был утвержден еще 1810 г., а в следующем 1811г. начато строительство. В 1823г. каменная церковь была построена, а 1824 г. был освящен второй придел церкви в честь Параскевы Пятницы, расположенной в трапезной. Тогда же начата роспись храма, лишь в 1832 г. освящен главный придел церкви Св. Николая. Это кирпичное отштукатуренное на гранитном цоколе здание стоит на окраине села, на высоком берегу Тверцы. Здесь река Тигма отдает свои воды Тверце.
Здание церкви выстроено в стиле перехода от барокко к классицизму, имеет традиционную трехчастную композицию, состоящую из храма с апсидой, трапезной и колокольней. Всего в церкви было прихожан: 1159 мужчин, 1221 женщин, это 419 дворов — деревень: Домославля, Цирибушева, Спирова (35 дворов), 195 мужчин и 1007 женщин деревень Колягино, Яковцево, Добрыново, Ладеньково. Юхово, Горбуново, Русское Козлово, Зыбуново, Локтево. В 1896 г. при храме была открыта церковно — приходская школа, в ней было 20 книг, 24 мальчика, 20 девочек. Занятия вел священник Иоан Афанасьевич Критский, награжденный скуфьей и камилавкою, оставивший в народе о себе добрую память, служил до закрытия. 
www.spirovo.ru

Село Бабье расположилось выше, чем Выдропужск по течению Тверцы. В древности здесь проходила старая гужевая дорога на Вышний Волочёк. Она шла по берегу реки Тверцы из Бабья в Николо-Столпенский монастырь, а оттуда в Вышний Волочёк. Село это — родина, пожалуй, одного из самых известных мирян-мучеников XX столетия — Михаила Александровича Новосёлова. Род Михаила Новосёлова весьма крепкими узами связан с Вышневолоцким уездом. Его прадед служил в храме села Заборовье неподалёку от Вышнего Волочка, ещё один родственник в 1920-х г.г. служил диаконом в с. Выдропужске.
Само село Бабье, по преданию, было названо так после одного из вражеских нашествий, во время которого бродившие по Руси банды захватчиков разграбили и сожгли эту деревню. Как гласит легенда, они перебили всё население мужского пола, оставив лишь женщин. Так и получилось, что селение, где жили одни бабы, прозвали Бабье. Что это было за нашествие – Смутное ли время, а, может быть, ещё более раннее татаро-монгольское, теперь сказать трудно. Одно ясно, что село это древнее.
Впервые селение Бабье встречаем мы в Пиcцовых книгах Бежецкой пятины за 1545 г. в землях, входивших в состав погоста Егорьевской Мокрыни – центром которого был древний Выдропужск. «Деревня Бабье. Двор Иванко, двор Мартюшко, пашни 6 коробей, сена 10 копен, 2 обжы», — читаем мы на страницах Писцовой книги. Ни о каком храме упоминаний не находим.
После нашествия на эти земли Ивана Грозного ситуация кардинально изменилась. В писцовых книгах за 1583 г. мы находим «в Егорьевском погосте в Мокрынях» в землях Новгородского Юрьева монастыря «сельцо Чурибышево на речке на Тигоме» – современное Цирибушево. А близ него упомянут погост с церковью Николая Чудотворца «древяной в верх». «Да на погосте ж два двора поповых, двор пономарев, двор проскурницын, да четыре кельи, а в них живут нищие, а питаютца о церкви Божьей». Кроме этого, значатся на погосте 13 дворов «бобылских». Кстати сказать, после нашествия Ивана Грозного на эти земли значилось только в одном Егорьевском-Мокрынском погосте 116 пустых селений! И всего 6 деревень было жилых.
В 1753 г. на погосте в очередной раз строится деревянная церковь Николая Чудотворца. Тогда же в ней устраивается придел в честь великомученицы Параскевы. Деревянная церковь просуществовала на этом месте длительное время. Лишь в 1809 г. в Тверскую духовную консисторию поступило прошение о строительстве вместо обветшавшей церкви новой каменной. Но за этим дело дальше не двинулось. Через год священник Матвей Миронов снова испрашивает разрешение на строительство каменной церкви в честь Святителя Николая с приделом великомученицы Параскевы Пятницы на собственные деньги прихожан «с присовокуплением кошельковой суммы». Разрешение приход получил 21 марта 1810 г.
«Церковь каменным строением зачата» в 1812 г. За два года успели сложить от фундамента храма более 4 аршин, а от фундамента колокольни и трапезной – более 5. И тут строительство застопорилось – крестьяне попросту отказались платить деньги подрядчику новоторжскому купцу Прокофию Васильевичу Малькову. Ещё в 1811 г. Прокофий Мальков жаловался, что священник Матвей Миронов и строитель церкви местный помещик Мельницкий хоть и обещались выплатить положенные за строительство 15 тысяч рублей, этого не сделали. Решение Тверской духовной консистории было следующее: крестьянам пригрозили, что церковь будет опечатана, они сами приписаны к другому приходу, а священник взят от них.
Таким образом, в переписке было упущено драгоценное время. Только в 1818 г. на приход выдаётся сборная книга. За период с 1818 по 1823 г. собрано лишь 500 рублей. В 1823 г. надворный советник Михаил Фёдорович Яковлев просит у Святейшего Синода продолжения сбора денег.
В 1820 г. ответственный за строительство крестьянин Ефим Естафьев доносит, что от сырости упала кладка колокольни, сделанная новоторжским подрядчиком Гаврилой Ивановичем Пожарским. Консистория обязует подрядчика исправить стены церкви в течение 1821 г. В это же время выдропужский благочинный священник Алексий Оглоблин рапортует, что церковь и колокольня покрыты плохим тёсом, и от этого падает штукатурка со сводов.
В 1823 г., как следует из рапорта крестьян Трофима и Савы Федотовых, церковь была закончена, во многом этому помог надворный советник М.Ф. Яковлев. Храм был освящён в декабре этого же года благочинным Алексеем Оглоблиным. Имя священника Алексия Оглоблина мы часто встречаем на страницах документов, повествующих об истории Выдропужска и окрестных приходов. В силу своих обязанностей о. Алексий много путешествует по вверенному ему благочинию. Стоит вспомнить и о том, что два сына этого священника, братья Лавровские, стали знаменитыми учёными. А один из них – учёный лингвист Пётр Алексеевич погребён близ алтаря Выдропужской церкви, там же, где стоит надгробие его отца.
В предреволюционные годы Никольскую церковь села Бабье украшали выстроенная каменная ограда с угловой часовней. Сейчас от ограды уцелели только высеченные из гранита вершины столбов, а от часовни – часть стен. Вокруг храма было устроено кладбище, где хоронили священников и именитых благодетелей церкви. Крестьян хоронили в бору, неподалёку от села, там же были захоронены и умершие в Бабском госпитале в годы Великой Отечественной войны воины. На приходском кладбище в 1862 г. была выстроена часовня Всех Святых.
В 1901 г. на приходе полагалось по штату быть священнику, диакону и псаломщику. Священник Иоанн Афанасьевич Критский, 36 лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1885 г., рукоположен во священника в 1894 г., состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школы, в 1900 г. был награждён набедренником. Диаконом на приходе служил Василий Иванович Беляев, 54 лет, из высшего отделения духовного училища, в служении с 1864 г., диакон с 1885 г. Псаломщиком храма был Александр Петрович Куприянов, 27 лет, из 2 класса духовной семинарии, в должности с 1893 г.
В приход села Бабье входили окрестные деревни: деревня Бабье за Тверцой, Цирибушево с деревянной часовней Флора и Лавра, Спирово, Калягино, Яковцево с деревянной часовней в честь Петра и Павла, Домославль с деревянной часовней Рождества Богородицы, Добрецово, Ладеньково, Юхово, Горбуново с деревянной Ильинской часовней, Козлово с деревянной Покровской часовней, Зыбуново, Локтево. Всего прихожан было 419 дворов: 1159 мужчин и 1221 женщина.
В 1915 г. в приходе было 1177 мужчин, 1203 женщины, проживало 16 человек раскольников. Имелась церковно-приходская и три земских школы, двухклассное железнодорожное училище. Всего в школах обучались 398 учеников, 390 рублей тратилось на преподавание в них Закона Божиего. В это время на приходе продолжал служить отец Иоанн Критский, диаконом же был Николай Соколов, 36 лет, после окончания духовного училища прослужил 18 лет, 4 года – служил в приходе с. Бабье. Псаломщиком значился Николай Успенский, 26 лет, из 3 класса семинарии, на службе 5 лет, из них три года в Бабском приходе.
В Тверском Государственном архиве чудом сохранились протоколы заседаний приходского совета начиная с 1917 г. В год Октябрьского переворота священником прихода продолжает значиться о. Николай Критский, диакон Николай Арсеньевич Соколов и новое имя в истории прихода – псаломщик-диакон Владимир Дмитриевич Чекалов. В документах мы так же находим имя управляющего церковным хором Бориса Петровича Щукина. Кстати сказать, устройству церковного хора посвящалось весьма много вопросов на приходских собраниях. Второй регент хора, Алексей Тимофеевич Смирнов, управлял им с 1918 г. Рассматривались на заседаниях и общецерковные вопросы. Так, был объявлен декрет об отделении церкви от государства, зачитывались документы об описи золота и платины, было подписано обращение об оставлении в церквях мощей святых.
1919 г. – находим в документах имя псаломщика Н. П. Троицкого, которого «собрание изъявило полное желание обеспечить хлебом и картофелью». 1921 г. – предложено занять диаконское место В. М. Скобникову — диакон Соколов уехал на пастырские курсы и был, по-видимому, рукоположен во священника. На следующем заседании уже приглашается на приход Леонтий Дмитриевич Сперанский, так же на должность диакона. В том же 1921 г. на службу в приход перешёл священник Пятницкой церкви Вышнего Волочка Иван Иванович Смирнов. 1922 г. — псаломщиком служит Иван Иванович Кучин, хором управляет Евгений Яковлевич Давыдов. 1931 г. – значится псаломщица Феодосия Кудряшова. 1938 г. – на диаконскую вакансию предложен диакон Неопалимовской церкви г. Твери Фёдор Иванович Кутузов. Последний протокол собрания от 1940 г. говорит о перевыборе членов двадцатки. До самого закрытия храма прослужил священник Иван Афанасьевич Критский на приходе.
Действовала церковь до 1941 г. После её закрытия в стенах храма располагался госпиталь, умерших бойцов которого хоронили тут же, на сельском кладбище. Кладбище вокруг самой церкви сравняли с землёй уже после войны.
Совсем недавно было начато возрождение церкви в Бабье, но работы продвигаются крайне медленно, наверное, повторяется судьба первых лет существования храма.
По материалам издания: Иерей Дмитрий Лихачёв, Мария Лихачёва, Денис Ивлев «Стяжатели венцов нетленных. В поисках утраченной святыни.» — Москва, 2012. http://hram-tver.ru/index.php/khramy-tverskoj-oblasti/spirovskij-rajon/1487-babe-nikolaya-chudotvortsa-tserkov

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?