Одарённые и неординарные, дерзкие и решительные, они бросили вызов тогдашнему обществу. Восторг, осуждение, преклонение и отвращение – их произведения вызывали вот такую яркую палитру эмоций. Кто-то называл их «декадентами искусства», кто-то приравнивал к мировым гениям. Сами же они считали, что главное в любом произведении – личность творца.
8 марта 1900 года состоялось собрание представителей объединения «Мир искусства», занимавшихся изданием одноимённого журнала. Новое художественное общество действовало около года, однако именно теперь сумело громко заявить о себе. Что интересно, далеко не все мирискусники были профессиональными живописцами. Так, например, небезызвестные Александр Бенуа и Сергей Дягилев имели юридическое образование.
Но чем же выделялись представители «Мира искусства» среди прочих талантливых мастеров? Критики не зря отмечали, что в их работах присутствует некая «дворянская отчуждённость», тяготение к классической живописи Западной Европы. Мирискусники считали, что так называемое «безнравственное» творение всё равно остаётся произведением искусства. Кроме того, главной целью работы члены объединения считали выражение личности автора.
Да, надо признать, утверждения спорные, но среди творений этих мастеров были действительно великолепные произведения. Увы, в 1904 году «Мир искусства» практически прекратил своё существование, а после Октябрьской революции многие его представители вовсе были вынуждены покинуть страну.
Групповой портрет художников общества «Мир искусства». 1916—1920
Б. М. Кустодиев
Русский музей, Санкт-Петербург