Первые достоверные сведения о церкви Рождества Пресвятой Богородицы относятся к 1745 году. Окончательно храм был построен к 1822 году. В советский период закрыта в конце 1937 года. Первое богослужение после 55-летнего перерыва было совершено в феврале 1992 года. С этой даты начинается отсчет новейшей истории церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Освящена в 1993 году.
В августе 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви были прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских бывший псаломщик церкви Рождества Богородицы Иаков Гортинский (+1937) и инокиня Анна (+1937), которая с 1931 по 1937 год жила при храме после закрытия Нижегородского Крестовоздвиженского женского монастыря.
В 24 км от окского устья с левого берега в Оку впадает речка Гниличка. Издавна на ее левом берегу стояло село Гнилицы. Первые достоверные сведения о церкви Рождества Пресвятой Богородицы относятся к 1745 году. Окончательно храм был построен к 1822 году. По инициативе отца Иоанна Белякова при храме в 1894 году была открыта библиотека. К 1912 году в ней насчитывалось 210 томов духовного содержания.
В 1902 году по инициативе благотворителя купца Егора Косова было начато расширение трапезной храма на тысячу человек, устроено отдельное помещение для библиотеки на 70 человек.
В 1903 году перестройка трапезной была завершена. Правый придел был освящен 26 сентября в честь Смоленской иконы Божией Матери, а левый 28 сентября – во имя святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца.
Приход Гнилицкого храма заботился о просвещении крестьян окрестных деревень, занимался благотворительной деятельностью. Так, в 1910 году были открыты земские школы в деревнях Нагулино и Стригино. В это же время при церкви существовала богадельня для старушек – небольшой дом, пожертвованный бывшим церковным старостой Александром Чуманиным (занимал должность с 1910 по 1918 год).
28 декабря 1937 года постановлением президиума Горьковского облисполкома было принято решение «…церковь в поселке Гнилицы ликвидировать с последующим переоборудованием под клуб». Храм Рождества Богородицы был осквернен и разграблен.
Возрождение Гнилицкой церкви относится к концу XX столетия. 13 ноября 1991 года Автозаводский райисполком принял решение о передаче здания клуба приходу. Храм Рождества Богородицы стал первым возрожденным храмом в Автозаводском районе Нижнего Новгорода. Первое богослужение после 55-летнего перерыва было совершено накануне Родительской субботы в феврале 1992 года. С этой даты начинается отсчет новейшей истории церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
19 сентября 1993 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николайсовершил чин освящения храма.
Источник: сайт Нижегородской митрополии http://www.nne.ru/parish.php?id=378
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПРИХОДА ЦЕРКВИ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ п.ГНИЛИЦЫ г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Несколько веков насчитывает в своей истории храм Рождества Богородицы в Гнилицах. Несколько раз он перестраивался, из деревянного превращался в каменный, расширялся, становился благолепнее.
XVIII век
Первое дошедшее до нас достоверное известие о церкви Рождества Богородицы датируется 1745 годом. Это челобитная прихожан села Гнилицы Балахнинского уезда, в которой они просят Преосвященнейшего Димитрия епископа Нижегородского и Алатырского дать благословение на строительство новой каменной церкви, взамен обветшавшей деревянной. Своей резолюцией владыка Димитрий благословляет перестроить храм «на том же месте и в том же наименовании», причём купол новой церкви указывалось сделать не шатровый, а круглый. На основании того, что в 1745 году церковь очень обветшала, некоторые нижегородские историки-краеведа делают заключение, что храм был основан не позднее конца XVI века.
XIX век
Строительство начатое в 1745 году, успешно продолжилось и в XIX веке. Так уже в 1818 году были освящены два придела церкви — в честь Смоленской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. В 1822 году завершилась постройка трёхпридельного храма. Главный престол освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Первоначально приход церкви составляли государственные крестьяне с. Гнилицы и окрестных деревень, числом около 2 тысяч человек, но уже к 1888 году насчитывалось более 3,5 тысяч прихожан разных чинов. 7 января 1894 г. по инициативе настоятеля о. Иоанна Белякова при храм открылась библиотека. К 1921 году в ней насчитывалось 210 томов книг духовного содержания.
XX век
В январе 1902 года местным благотворителем астраханским купцом Егором Зиновьевичем Косовым (уроженцем с. Гнилицы) при участии архитектора П.А. Домбровского, местного духовенства и церковного совета, обсуждается вопрос о расширении храма. Первоначально Егор Зиновьевич пожертвовал на это 553 рубля, а впоследствии полностью взял на себя все расходы. Взамен старой трапезы решено было сложить новую, вместимостью до 1000 человек. Кроме того, решено было устроить отдельное помещение для библиотеки на 70 человек. Работы начались 23 апреля 1902 года, а закончились 28 сентября 1903 года. В результате храм получился «благолепия и красоты невиданной».
Опись, созданная в 1919 году, так свидетельствует о внешнем виде храма: «Церковь каменная, пятиглавая с деревянными крестами, обшитыми белым закрашенным железом, выкрашена зелёною краскою, с таковою же колокольнею, и имеет придела три: главный — в честь Рождества Богородицы, с правой стороны — в честь Смоленской иконы Божией Матери, с левой — во имя святителя и Чудотворца Николая и великомученика и Победоносца Георгия. Вокруг церкви железная решётчатая ограда на каменном фундаменте. Колокола: 1)259 пудов 35 фунтов; 2)74 п. 25 ф.; 3)13 п. 27 ф.; 4)5 п. 23 ф.; 5)1 п. 14 ф.; 6)31 ф.; 7)14 ф.». Помимо всего прочего при храме в бессрочном пользовании числилось 36 десятин земли и существовала богадельня.
К 1917 году повсеместно на Руси наблюдалось падение нравов, оскудение веры, потеря страха Божия, разрушение сложившегося православного уклада жизни. Это послужило тому, что Господом было попущено осквернение святынь и уничтожение лучших представителей народа. Закрывались храмы, расстреливались священники.
Милостью Божией после Октябрьской революции храм Рождества Богородицы просуществовал до 1937 года, когда репрессии захлестнули и с. Гнилицы. Священнослужители и активные прихожане были арестованы, из которых многие были расстреляны. Храм осквернен и разграблен. Приход дал ряд людей, претерпевших заключение и смерть за Христа: священник Иоанн Виноградов, священник Иоанн Беляков, священник Леонид Худяковский (сын о. Флегонта), дьякон Иоанн Ганин, псаломщик Виктор Зефиров, псаломщик Иаков Гортинский, монахиня Анна (Ежова), монахиня Екатерина (Постникова), монахиня Мария (Владимирова), Арефий Гущин, Иван Федорович Балакин. В конце июля — начале августа эта группа священнослужителей и активных прихожан храма была арестована. 21 августа приговорены к расстрелу, а 29 августа приговор приведён в исполнение.
28 декабря 1937 г. Постановлением Президиума Горьковского Облисполкома принято решение: «Церковь в п. Гнилицы ликвидировать с последующей реорганизацией в молодёжный клуб», что и было исполнено без промедления. Святой храм был осквернён и разграблен. Поругание святыни длилось до 1990-х годов. В это время по молитвам Божией Матери и сонма новомучеников и исповедников Российских, в 1990-е годы храм стал возрождаться.
25 декабря 1991 г. По благословению Высокопреосвященнейшего Николая, митрополита Нижегородского и Арзамасского, стараниями и молитвами верующих храм был возвращён Автозаводским райисполкомом в ведение епархии и вновь зарегистрирован.
20 января 1992 г. Распоряжением владыки прикомандированный на месяц протоиерей Николай Колгарёв приступает к возведению первого (временного) иконостаса в правом приделе и освящает придел. 20 февраля 1992 г. — На смену о. Николаю Колгарёву направляется о. Николай Долбунов, который совершает первое богослужение в храме после 55-летнего перерыва. Именно с этого времени начинается отсчёт новейшей истории церкви Рождества Богородицы.
1993 г. В правом приделе сооружается каркас нового иконостаса, а в главном начались работы по росписи пятиярусного иконостаса. В это же время храм получает в дар, по завещанию боголюбивой православной женщины р.б. Марии, старинные иконы. 19 сентября 1993 г. — Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай совершил чин освящения главного престола и всего храма.
23 января 1994 г. Завершаются работы по благоукрашейию иконостасов. 6 июля, на праздник Владимирской иконы Божией Матери поднято и установлено два купола, 7 июля в день Рождества Иоанна Предтечи осуществлён подъём трёх остальных куполов. В ноябре, по благословению Высокопреосвященнейшего Николая, митрополита Нижегородского и Арзамасского, при храме открылась воскресная школа. Первоначально, за неимением соответствующего помещения, школа разместилась в здании детского клуба «Аврора», но уже в мае 1995 года она была переведена в храм.
11 декабря 1995 г. Поднят шпиль колокольни. Через четыре дня освящены и подняты колокола. Чин освящения совершил секретарь епархии протоиерей Николай Быков, а уже 22 декабря окрестности Гнилиц огласились первым, после многолетнего молчания колокольным звоном. В январе 1999 года были позолочены колокольня, кресты и звёзды на куполах.
Март 2000 г. Завершено строительство нового административного здания, где разместились просфорня, ризница, трапезная, воскресная школа, библиотека. Сразу же после этого начата роспись храма.
В августе 2000 г., деянием Архиерейского Собора Русской Православной Церкви прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских XX века, бывший псаломщик церкви Рождества Богородицы Иаков Гортинский (+1937) и инокиня Анна (Ежова +1937), проживавшая при храме после закрытия монастыря с 1931 по 1937 гг.).
XXI век
В декабре 2001 г. полностью отреставрированы помещения на втором этаже левого придела храма, которые появились в 1930-40-х гг., после закрытия церкви и использовались для различных хозяйственных целей. До 2016 г. в них размещалась администрация прихода. 22 февраля 2001 г. — освящение новой звонницы. 28 февраля 2002 г. — празднование 180-летия храма и 10-летнего юбилея второго рождения церкви. Летом 2003 г. начинается строительство Гнилицкой Православной гимназии.
В храме до начала ХХ века, в разное время служили два священника, один дьякон, два пономаря, два дьяка. В XX веке штат сокращен, а в 1921 году служили один священник, дьякон и псаломщик. Вот известные нам имена священнослужителей с годами их служения в храме. Священники: 1811-1826 гг. Алексий Михайлов и Иоаким Иванов; 1811-1826 гг. о. Иоанн Иоакимов; 1826-1852 гг. о. Иоанн Рождественский; 1839-1848 гг. о. Алексий Колосовский; 1843-1854 гг. о. Флегонт Орнатский; 1852-1865 гг. о. Михаил Никольский; 1869-1882 гг. о. Александр Лебединский; 1854-1891 гг. о. Флегонт Худяковский; 1885-1907 гг. о. Варсонофий Аргентов; 1891-1910 гг. о. Иоанн Беляков; 1930-1937 гг. о. Андрей Виноградов. Диаконы: 1811-1826 гг. о. Матвей Иванов; 1835-1843 гг. о. Иоанн Полянский; 1863 — о. Алексий Троицкий; 1869-1910 гг. о. Евгений Батистов; 1914 г. — о. Николай Аристов; 1921 г. — о. Павел Никольский; 1937 г. — о. Иоанн Ганин.
Биографии наиболее деятельных священников, которые долгие годы посвятили служению в храме, оставив заметный след в его истории и добрую молитвенную память о себе.
О. Флегонт Худяковский (1854-1891 гг.). О. Флегонт в 1854 году окончил курс семинарии с аттестатом I-го разряда и 21 ноября того же года был рукоположен во иерея епископом Нижегородским и Арзамасским Иеремией. Более 30 лет отдал он пастырскому служению ближним, окормляя прихожан церкви, заботясь о религиозно-нравственном образовании юного поколения. Его отличала любовь к детям: им он отдавал много времени и сил, обучая грамоте в своем доме.
О. Иоанн Беляков (1891-1910 гг). Родился в 1862 г. в церковной семье. Его жизнь, как и о. Флегонта, целиком связана с храмом. Одновременно с пастырской деятельностью он занимается преподаванием при церковно-приходской школе. Это был неутомимый труженик на ниве духовного просвещения народа. Неоднократно получал от епархиального начальства благодарности за преподавание, духовное и религиозно-нравственное просвещение народа. Он был очень мягким, внимательным, сердечным, буквально притягивал к себе людей. В 1937 году о. Иоанн, заштатный священник, был расстрелян большевиками по ложному обвинению.
О. Владимир Ласточкин (Покровская церковь, 1908-1919 гг.). Родился в 1864 году в семье священника. До назначения на приход он проделал длительный духовный путь по Нижегородской епархии. В 1908 году определяется на приход, поселяется в Горбатовке и служит в приписной Покровской церкви. Батюшка неустанно заботился о духовном просвещении молодежи, занимается преподаванием в народных училищах. «За примерное усердие и полезные труды» по народному образованию о. Владимир неоднократно получал архипастырскую благодарность. В 1914 году ему было преподано благословение Святейшего Синода с грамотой.
Челобитная граммота прихожан с. Гнилицы, о разрешении перестройки церкви от 30 сентября 1745 год
Великому Господину Преосвященному Димитрию Епископу Нижегородскому и Алатырскому
Бьет челом Нижегородского уезда подгорного села Гнилицы, церкви Рождества Пресвятыя Богородицы староста церковныя Михаила Лукоянов с приходскими людьми. А о чем наше прошение тому слудует пункты.
Вышеозначенная наша приходская церковь построена из давних лет отчего весьма обветшала и божественныя службы отправляются с немалою нуждою.
И ныне мы, нижайшея желание имеем оную церковь Божию перестроя с новыми бревнами, а без благословения Вашего Преосвященства оныя церкви разбирать и приступать не смеем.
Сентября 30 дня
Того Ради Ваше Преосвященство 1745 года.
Просим дабы поведено было бы оную церковь Божию перестроить нам нижайшим невозбранно по перестроение дать Вашего Преосвященства Указ. К сему прошению того же села Рождественского иерея Степан Иванов вместо старосты церковного Михаила Лукоянова с приходскими людьми по их прошению руку приложил.
Указ Великого Господина Преосвященного Димитрия Епископа Нижегородского и алатырского из казенного Его Преосвященства нижегородского уезда подгорного села Гнилиц церкви Рождества Пресвятой Богородицы старосте церкви Михаилу Лукоянову с приходскими людьми сентября 30 дня сего 1745 года в прошении Вашем к с Преосвященнейшему Епископу написанно, вышеозначенная Ваша приходская Божия церковь построена и здавних лет коя ныне весьма обветшала и божественная службы отправляются с немалою нуждою, а ныне же Вы желание имеете оную церковь Божию перестроить с новыми бревнами. А без благословения Его Преосвященства оную церковь разбирать и перестраивать нисмеете. И чтоб Преосвященному Епископу пожаловать Вас повелеть оную церковь перестроя невозбранно, и о том дать бы вам Указ, а Октября 12 дня прошлого 1742 году в присланном Ея Императорского Величества из святейшего Правительствующего Синода к его Преосвященству Указе между прочим написанно: С сего времени [……………….] старосте Михаилу Лукоянову, с приходскими людьми о вышеписанному ученя по сему пункту Епископа Указу октября [……………….] дня 1745 У сего Указу.
ГАНО ф.570, оп. 553, д.205, л.1-2.