Соборный храм Берлюковской пустыни во имя Христа Спасителя был сооружен в 1842 году специально для чудотворной иконы «Лобзание Христа Иудою» при настоятеле Венедикте. Освящение собора состоялось в 1848 году. В 1860-1865 гг. был выполнен штукатурный декор фасадов.
Храм выстроен в стиле позднего классицизма с более поздними деталями псевдорусского стиля. Кирпичное оштукатуренное здание покоится на белокаменном подклете. Кубический его объем не имеет апсидных выступов и тем самым ориентирован на все четыре части света; со стороны каждой к нему примыкают плоские притворы. Притворы по фасадам декорированы пилястрами и фронтоном, на котором когда-то было живописное изображение. В стенные проемы между плоскими пилястрами по всему периметру храма располагаются окна в два света: первый составляют окна с полукруглым завершением и килевидными тягами, над ними — второй свет — круглые окна.
Венчается храм мощным пятиглавием. Высота основного центрального барабана с полусферическим куполом равна высоте четверика, что несколько утяжеляет храм. Над центральным куполом — еще один световой барабан, на котором уже установлена главка с крестом. Остальные четыре главы имеют основания в виде восьмериков, поставленных в два яруса.
Некогда здание было выкрашено в голубой цвет, хорошо сочетавшийся с белыми деталями. Теперь оно имеет желтый колер стен. Несмотря на то, что храм долгое время стоит без ремонта (облупилась штукатурка, подтекают своды), он и сегодня впечатляет своими грандиозностью и величием. Основой для его построения послужил один из проектов, поданный на конкурс Исакиевского собора, проводившийся в России в середине прошлого века. Архитектурный облик Спасского собора многим напомнит другой, более известный храм — Богоявленский собор в Елохове, в Москве. Оба храма были построены в одно время.
Храм Христа Спасителя всегда был летним собором обители. Его интерьеры были расписаны, до сих пор там сохранились фрагменты клеевой живописи: между окнами ротонды изображены фигуры апостолов, в парусах — евангелисты. Живопись исполнена в академической манере, как это и было принято в церковном искусстве 2-ой половины XIX века.
Из книги «Богородские святыни. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». Богородск (Ногинск), 1992 год.
9 июля 1829 года новым игуменом Николаевской Берлюковской пустыни назначается иеромонах Венедикт. При нём идёт активное строительство на территории обители, увеличилась и духовно укрепилась братия (численность ее впервые превысила 50 человек). При нём начинается история знаменитых Берлюковских крестных ходов, которыми обитель стала известна далеко за пределами Московской епархии, также растёт почитание чудотворного образа «Лобзание Иисуса Христа Иудою». Во время праздников Троицкий храм уже не может вместить всех желающих поклониться чудотворному образу Спасителю, люди вынуждены были стоять на улице, вне храма. В это время в пустыни активно ведётся сбор средств и подготовка к строительству нового соборного храма специально для чудотворного образа. Инициатором и благотворителем строительства выступил московский купец Афанасий Емельянович Щёкин.
Храм начал строиться по проекту знаменитого архитектора — Фёдора Михайловича Шестакова (1787-1836), мастера московского ампира. Он принимал участие в строительстве храма Большого Вознесения у Никитских ворот (где венчался А. С. Пушкин с Н. Гончаровой), храма Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, храма Троицы в Вешняках и церкви преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Погребён на Калитниковском кладбище в Москве в сентябре 1836 года. С августа 1835 года после благословения митрополита Филарета, начинается сооружение грандиозного сооружения — храма во имя Христа Спасителя в Берлюковском монастыре. Средства на соборный храм собирали шесть лет: с 1835 по 1841 год. Откликнулись все соседи Берлюковской обители, благотворители, многочисленные прихожане. Деньги на это богоугодное дело собирались по книге, специально заведённой по указу Московской Духовной Консистории. Так, Афанасий Емельянович Щёкин первым внёс взнос 30 000 рублей, за что получил благословение от Святейшего Синода. Вохненский купец Давыд Иванович Широков пожертвовал 21 587 рублей. Позднее он оплатил изготовление иконостаса для храма стоимостью 7000 рублей, а также изготовление очень красивой серебряной ризы для иконы Спасителя сидящего на престоле для этого же иконостаса стоимостью 4415 рублей. Много средств пожертвовали купеческие династии Куманиных, Лепёшкиных, Желудёвых и Морозовых.
Во время строительства храма о. Венедикт благословляет ношение чудотворной иконы по всем местным уездным церквям, чтобы все желающие могли поклониться святыне и внести свою лепту в строительство. Сооружение храма продолжалось вплоть до 1848 года. Был построен каменный 36-метровый собор: «… о пяти главах, из коих средняя вызолочена на меди под кремень, крест и яблоки чрез огонь, а четыре главы из белаго железа… ступени и амвон из белаго камня. Собор покрыт железом и окрашен медянкою. В нем окон: в нижнем ярусе девятнадцать; над оными круглых шестнадцать; во всех окнах решетки железные. При соборе три входных крыльца: с западной стороны площадка и на три схода ступени чугунныя, а боковые устроены из Белаго камня, прямые». Собор построен в неоклассическом стиле. Безупречность пропорций этого сооружения обеспечивается за счёт портика, с преувеличенно вытянутыми в высоту пилястрами и высокого основного барабана, доминирующего во всей объёмной композиции собора. Барабан увенчан вызолоченной средней главой. Четыре малые главы нарочито близко расположенные к основному барабану, подчёркивают стройные пропорции храма. Таким образом, архитектор решает основную задачу — возведение величественного сооружения в заданном тесном пространстве. Внутри храм был необыкновенно красив: «… алтарь купол и своды расписаны живописью и арабесками до карниза, стены покрыты колером, иконостас на протяжении 33 аршин в два яруса вызолочен с резьбою рококо». 12 сентября 1848 году храм Христа Спасителя был освящён митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) в присутствии собора почётного московского духовенства, игумена Венедикта с братией, а также многочисленного собрания постоянных прихожан, паломников и московских почитателей обители. В собор была торжественно перенесена главная святыня обители — «Лобзание Иисуса Христа Иудою». Строительство храма обошлось монастырю в 140 000 рублей — сумма по тем временам, громадная и собрать её удалось, бесспорно, только благодаря участию большого количества людей.
Простояв 15 лет, храм Христа Спасителя стал впитывать в себя сырость от подземных вод. В ответ на донесение об этом, написанное игуменом обители, о. Иосифом в 1862 году, последовал указ Его Императорского Величества: «Новая холодная церковь ввереной Вам пустыни усвоившая в себе сырость, требует обращения внимания на себя; нужно провести подпольные шанцы и каналы в стенах около пола, соединенные с наружным воздухом, что обойдётся примерно до 2000 рублей серебром». Приглашённый отцом Иосифом известный русский архитектор Николай Ильич Козловский даёт заключение, что причиной сырости и плесени на стенах собора является отсутствие циркуляции воздуха, и что только подвалы способны это исправить (этот собор изначально был выстроен без подвалов). «25 апреля 1863 года г-н Козловский при осмотре собора нашел удобнейше сделать: вырыть канаву внутри собора около стены, начиная от Южных и Северных дверей до дверей Западных, вырыть оную в глубину 2 аршина 6 вершков, до фундамента, ширину же сделать 2 аршина и свести свод, в стенах собора пробить окна для удобнейшего хождения воздуха». Летом 1863 года по книге, выданной из Московской Духовной Консистории на имя строителя иеромонаха Иосифа, было собрано 2380 рублей серебром.
За два года, с 1862 по 1864 год, архитектор Н. И. Козловский выстроил под храмом те подвалы, в которых ныне расположен зимний храм Архангела Михаила. Безусловно, эти подвальные сооружения были необходимы для отвода верховых, сточных, грунтовых вод, так как серьёзный объём строительства и высокая плотность застройки внутри стен монастыря неизбежно нарушает естественные гидрогеологические процессы. Подвалы под храмом, выстроенные крестообразно, представляют собой серьёзное инженерное сооружение. То, что мы сейчас видим в подвальных помещениях храма Христа Спасителя, позволяет достаточно уверенно предположить, что там и позже проводились работы для каких-то ещё иных целей, помимо осушения. Однако пока никаких архивных документов по этой теме не обнаружено: ни фотографий, ни чертежей. Это ещё одна загадка монастыря, требующая специальных инженерных и геологических исследований. В период настоятельства о. Ионы, в 1866 году, была завершена отделка собора Христа Спасителя и закончены отделочные работы в подвале под собором, полностью поновлена живопись, поражённая сыростью. Работы производились на пожертвования авдотьинского фабриканта Ивана Семёновича Соловьёва с братьями. Они же пожертвовали собору и серебряные позлащённые хоругви. После окончания всех работ храм Христа Спасителя 22 мая 1866 года был вновь освящён викарием Московским Преосвященным Саввой епископом Можайским.
21 марта 1919 года исполком Богородского совета рабочих и крестьянских депутатов принимает постановление о передаче Берлюковской пустыни «со всем инвентарём и с 12 десятинами земли в распоряжение отдела социального обеспечения для устройства детской колонии». Однако устройство колонии у властей не получилось, и вскоре стал рассматриваться вопрос об устроении в обители инвалидного дома для красных воинов и их семей.
В 1920 году обрывается традиция Берлюковских крестных ходов. Храм Христа Спасителя удалось зарегистрировать как приходской храм деревни Авдотьино. Председателем приходского совета храма стал Григорий Афанасьевич Ольхов. Все остальные строения обители были отданы инвалидному дому. 9 февраля 1930 года в храме Христа Спасителя теперь уже бывшего Николаевского Берлюковского монастыря состоялась последняя Божественная Литургия. Из материалов следствия известно, что на это Богослужение собралось с окрестных деревень до 200 человек, а уже 18 февраля 1930 года игумена Ксенофонта (Косенкова) и иеромонаха Горогония (Бухарина), послушника Григория Аверьянова и председателя церковного совета Гргигория Ольхова арестовали и увезли в Москву в Бутырскую тюрьму. 10 марта им было предъявлено обвинение по статье 58/10 УК РФ в организованной и систематической антисоветской деятельности. Храм Христа Спасителя был закрыт, и также перешёл дому инвалидов №4. Тогда казалось, что монастырская жизнь и многовековая история Берлюковской пустыни завершилась навсегда. Этот храм служил дому инвалидов войны, а с 1972 года — размещённой в стенах обители больнице № 16 Департамента здравоохранения города Москвы, вещевым складом. Много работы предстояло сделать назначенному в 2002 году в Берлюки иеромонаху Евмению (Лагутину), прежде чем стало возможным проводить в соборе Богослужения. Из храма и с близлежащей территории было вывезено 70 самосвалов различного мусора. Сейчас собор Христа Спасителя полность восстановлен и в нём проходят Богослужения.
Из книги: А. Панин, И. Григорьева, В. Дмитриев «История Николаевской Берлюковской пустыни». — «Берлюковский Издательский Дом», 2011