Надвратная церковь во имя святителя Василия Великого сооружена в 1840 году в формах позднего классицизма. Возвышающийся четверик храма перекрыт четырёхскатной фигурной кровлей, несущей световой барабан, который был некогда увенчан изящной главкой в виде вазы и крестом. Боковые части здания несколько меньшего объема фланкируют основной четверик. Вход в храм оформлен небольшим портиком с дорическими колоннами. Церковь имеет строгий облик, почти лишенный декоративных элементов; только окна второго этажа декорированы профилированными тягами. В целом архитектурный облик надвратной церкви остался прежним, но заложены основной арочный проезд и северный вход в паперть.
Внутри здание пострадало несколько больше: некогда единое пространство храма было разделено перекрытиями на два этажа. Сохранились потолок храма, апсидная часть, а также чугунная лестница.
Из книги «Богородские святыни. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». Богородск (Ногинск), 1992 год.
9 июля 1829 года новым строителем пустыни назначается иеромонах Венедикт (Василий Семёнович Протопопов). Бесспорно, это был один из самых выдающихся настоятелей Берлюковской обители. Время его настоятельства стало эпохой большого строительства в монастыре. Николаевская Берлюковская пустынь превратилась в красивый архитектурный комплекс с великолепными храмами, среди которых была и церковь во имя святителя Василия Великого, выстроенная всего за один год в 1840 году.
Холодный храм располагался над святыми вратами и представлял собой просторную палату, перекрытую куполом с одной главой из белого железа, «…крест, яблоко, репьи и ложка под главою вызолочены под кремень на меди. Внутри церковь оштукатурена». Храм был одним из самых богато украшенных в обители: список с чудотворной иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою», находившейся в этом храме, как и в любом другом храме монастыря, здесь был в золотой ризе и в золотой тумбе. Эту церковь удалось быстро построить по причине щедрых пожертований, поступивших от неизвестного лица на строительство именно этого храма и при весьма таинственных обстоятельствах: «Однажды, неизвестный человек подбросил в монастырь письмо с просьбой построить в обители храм во имя святителя Василия Великого. Отец Венедикт сразу же обращается к правящему митрополиту Филарету, который, однако, ответил следующее: «… храмов в обители и без того предостаточно, лучше бы стены построить хорошие». Об ответе митрополита Филарета сообщают в письме, которое кладут на то же место, где нашли первое с просьбой о строительстве храма. Через некоторое время там находят новое письмо с ответом: или храм Василия Великого, или ничего.
На самом деле, храм этот действительно монастырю был не очень нужен. Служили в нём потом всего дважды в год: в день святителя Василия Великого и на Пасху, пасхальную службу обязательно служили в каждом храме монастыря, это строго соблюдалось. Тогда, мудрый митрополит Филарет всё же дозволяет построить храм, дабы не обидеть этого человека. Деньги на строительство поступали без задержки и столько, сколько нужно. Переписка происходила всегда анонимно и только вышеописанным способом. Храм никогда не знал ни в чём нужды. Все просьбы монастыря по этому храму удовлетворялись каждый раз, ежегодно, в день памяти святителя Василия Великого, в то же самое место заказчик клал 3000 рублей серебром. Обитель так и не узнала, на чьи средства был построен храм, и кто его поддерживал вплоть до 1917 года.
Одновременно с сооружением надвратного храма святителя Василия Великого была построена и новая каменная ограда Берлюковской обители. В советское время храм «использовался» как клуб Дома инвалидов войны, с 1972 года в Василиевской церкви расположилась администрация больницы №16 Департамента здравоохранения города Москвы, а в алтаре — кабинет главного врача.
Из книги: А. Панин, И. Григорьева, В. Дмитриев «История Николаевской Берлюковской пустыни». — «Берлюковский Издательский Дом». 2011