Авдотьино. Николо-Берлюковская пустынь.

Николо-Берлюковская пустынь основана в начале 17 в., восстановлена в конце 18 в.
Николо-Берлюковский монастырь находится близ села Авдотьина, в 20 километрах от Богородска. Предание говорит, что название Берлюки происходит от прозвища жившего здесь когда-то разбойника. Здесь в XVII веке рядом с храмом святителя Николая поселился монах Варлаам, пришедший, скорее всего, из соседнего Троице-Стромынского монастыря. В Смутное время храм сожгли поляки, и Варлаам построил небольшую деревянную часовню. Вскоре на месте часовни была сооружена небольшая каменная церковь. После упразднения патриаршества Петром I эти земли перешли к кремлевскому Чудову монастырю, а затем — к Троице-Стромынскому. Иноки обители образовали при Никольском храме общину. В 1732-1734 годах ею управлял саровский иеромонах Иосия. При его преемнике строителе Сильвестре (так называли настоятеля) община уже имела в Москве небольшое подворье. По описи имущества 1764 года за Николо-Берлюковской пустынью числился храм с двумя престолами — Живоначальной Троицы и святителя Николая, деревянная колокольня, братские и настоятельские кельи. К ней были приписаны и три часовни в близлежащих деревнях. Братии насчитывалось восемь человек.
Екатерина II продолжила политику Петра I по закрытию монастырей. В 1770 году обитель упразднили, ее имущество передали подмосковной Екатерининской пустыни. Но вскоре митрополит Московский Платон (Левшин), гостивший в имении сенатора В.И.Лопухина Саввинском (неподалеку от Берлюков), решил возобновить ее. В 1777 году он пригласил из Стефано-Махришенского монастыря Владимирской губернии игумена Луку, которого через два года сменил энергичный монах Иоасаф из подмосковного Перервинского монастыря, тоже основанного в честь святителя Николая. В августе 1778 года в Берлюки доставили церковную утварь из московского храма святителя Николая в Мыльниках. Возрождающейся обители оказывали помощь многие зажиточные москвичи, чьи имения располагались в этих местах.
2 декабря 1779 года Николо-Берлюковская пустынь была утверждена как заштатный монастырь. К ней приписали две часовни, одна из которых находилась в деревне Псарьки, а другая — в Москве, возле Каменного моста, где чуть позже образовалось монастырское подворье. Через год обители вернули и три часовни, принадлежавшие ей ранее, а в 1787 году передали еще одну — на Елоховской улице в Москве. При настоятеле Иоасафе, управлявшем обителью пятнадцать лет, на месте старого храма выстроили новый, теплый, трехпрестольный — во имя Святой Живоначальной Троицы с приделами святителя Николая и мученика Мины, а также братский и настоятельский корпуса. В 1794 году Иоасаф скончался. Над его могилой поместили металлическую доску со стихами, которые московский владыка посвятил почившему настоятелю. Место Иоасафа занял его родной брат — иеромонах Николай, подвизавшийся здесь до 1806 года. Его преемниками были сначала лаврский иеромонах Иаков, а затем инок Пахомий, особенно заботившийся о том, чтобы с ростом материального благополучия укреплялась и духовная мощь обители, — Берлюковская пустынь жила по строгому общежительному уставу.
По распоряжению митрополита Платона на братское кладбище монастыря перенесли деревянную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери из села Топоркова (отсюда родом был дед митрополита). В 1829 году в обители обрели икону «Лобзание Христа Спасителя Иудою», вскоре прославившуюся чудотворениями. Вот что пишет об этом Надежда Яковлева, чьи родители часто посещали пустынь: «В монастырь пришла женщина, которая, будучи тяжело больна, видела во сне, что облегчение ей принесет молитва перед редкой иконой, изображавшей предательство Иуды. Не обнаружив ее ни в одной из монастырских церквей, она обратилась к монахам. Иконы не было и в ризнице. Тогда монастырский пекарь вспомнил, что деревянный круг, которым он закрывает квашню, хранит на себе полустертые лики. Промыли его — и обнаружили икону». По свидетельству Ивана Шевелкина, паломники, шедшие в монастырь, говорили, что идут к Спасителю, имея в виду чудотворную икону.
Важной вехой в истории обители стало время настоятельства иеромонаха Венедикта (1829-1855). Через пешношских и оптинских иноков братия Николо-Берлюковского монастыря находилась под духовным влиянием и опекой учеников знаменитого старца Паисия Величковского. Венедикт продолжал эту благодатную традицию. Занимался он и храмостроительством. В 1840 году в обители освятили новопостроенную надвратную церковь во имя святителя Василия Великого. В 1848 году митрополит Филарет освятил пятиглавый соборный храм Христа Спасителя. Как и одноименный московский, он создавался в память о победе в Отечественной войне 1812 года. В 1853 году митрополит Филарет вновь посетил обитель и освятил каменный храм во имя Всех Святых, построенный на средства московского купца Набилкина. Стараниями настоятеля Венедикта в монастыре возвели двухъярусную колокольню для шестнадцатитонного колокола, каменную ограду, братский корпус, баню, гостиницу и странноприимный дом, а также различные хозяйственные постройки.
В 1840 году Венедикт первым из настоятелей Николо-Берлюковского монастыря получил сан игумена, а в 1853 году стал архимандритом. Вот как о нем вспоминал архимандрит Пимен, в бытность свою благочинным московских монастырей неоднократно посещавший Берлюковскую пустынь: «Он был лет 60-ти, весьма благообразный, роста невысокого, бороду и волосы имел небольшие с проседью. К посторонним был весьма приветлив, для обители неусыпно старательный, в управлении взыскателен и строг». Архимандрит Венедикт скончался в 1855 году, оставив обитель духовно и материально процветающей. Новым настоятелем стал афонский монах Парфений (Агеев), известный духовный писатель, автор популярного «Сказания о странствии по России, Молдавии, Турции и св. земле» и книг, посвященных полемике со старообрядцами. В 1860 году Парфений перешел настоятелем в новооткрытый Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь, основанный по указу Александра II специально для обращенных раскольников. Парфения сменил лаврский инок Иоасаф, при котором над пещерой проживавшего в Берлюковской пустыни старца Макария возвели храм в честь собора святого Иоанна Предтечи. Иеросхимонах Макарий (Брюшков), почивший в 1841 году, был учеником известного валаамского подвижника Клеопы. Он, как и его последователь и сомолитвенник инок Феодорит, продолжил духовную традицию преподобного Серафима Саровского, великих оптинских и валаамских старцев.
Сотни паломников шли в обитель. Один из них писал: «Берлюковскую пустынь знает вся Москва и усердно посещает ее , обитель отличается истинно патриархальным гостеприимством». Росла и численность братии. В 1864 году здесь было уже 56 насельников, а в 1884 году — 90. В 1870 году настоятелем Берлюковской пустыни стал инок подмосковного Николо-Угрешского монастыря, ученик архимандрита Пимена — Нил (Сафонов). В 1878 году он открыл при монастыре школу для крестьянских детей, ставшую вскоре образцовой. Нилу принадлежит первое описание Николо-Берлюковского монастыря, изданное в 1875 году.
В 1895 году по проекту зодчего А.С. Каминского началось строительство новой монастырской колокольни, которая почти не уступала по своим размерам колокольне Ивана Великого в Кремле. В 1898 году колокольню освятили. В этом же году вышло в свет третье издание «Исторического описания Николаевской Берлюковской пустыни», составленного церковным историком, священником Леонидом Ивановичем Денисовым, позднее принявшим постриг с именем Арсений (он же — автор популярной книги «Православные монастыри Российской империи» и нескольких статей об иконах Берлюковского монастыря).
После 1917 года в Николо-Берлюковском монастыре разместилась психиатрическая лечебница, которая находится в нем и по сей день. Обитель во второй раз была закрыта. В 1993 году власти отказались вернуть хорошо сохранившийся монастырский ансамбль Церкви. В этом же году с монастырской колокольни бурей сорвало крест, который не был снят даже при Советской власти.
При подготовке статьи использованы материалы статьи А.И. Ефремова «Николо-Берлюковская пустынь» (www.mj.rusk.ru/00/1/mj1_6.htm)
На фотографиях: 1: Колокольня (1895, 1899). 2: Храм во имя святителя Василия Великого над святыми воротами (1840) На заднем плане — соборный храм Христа Спасителя 1842. 3: Колокольня 1895, 1899. 4: Троицкий собор, теплый (1879). 5: Храм Всех Святых на западной стороне монастырской ограды, в корпусе настоятельских и братских келий (1853).

Осенью 2002 года начался новый период в истории обители. Колокольня и храм Христа Спасителя возвращены церкви, настоятелем назначен иеромонах Евмений Лагутин.
Начиная с декабря 2004 года в монастыре проводятся Богослужения по воскресным и праздничным дням.

Берлюковская Николаевская пустынь, заштатная, в 20 верстах от города Богородска и в 15 верстах от железнодорожной станции Щелково, на берегу реки Вори. Учреждена в 1779 году митрополитом Платоном, на месте бывшего тут некогда Берлюковского монастырища или погоста, основанного в 1606-1613 годах и получившего свое название от того, что во время самозванщины здесь поселились под видом отшельников крестьяне с предводителем своим Берлюком. В 1829 году в числе древних икон чудесно обретен здесь образ — лобзание Спасителя Иудою, и бывшие от него исцеления привлекли множество богомольцев, стекающихся и в настоящее время. При монастыре школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Николаевская-Берлюковская заштатная общежительная мужская пустынь въ 20 верстахъ отъ у. г. Богородска и въ 15 в. отъ станціи Щелково Московско-Ярославско-Архангельской жел. дор. Основана, по преданію, въ начале XVII столетія; въ 1701 г. упом. строитель Діодоръ; въ половине XVIII века пришла въ запустеніе и въ 1770 г. была упразднена; въ 1779 г. была возобновлена митр. Платономъ; пришла въ благоустройство после 1829 г., когда прославилась исцеленіями икона „Лобзаніе Христа Іудою».
Храмовъ шесть: 1) холодный соборный во имя Христа Спасителя; 2) теплый соборный во имя св.Троицы; 3) домовый во имя Всехъ Святыхъ; 4) во имя св. Василія Великаго, надъ св. воротами; 5) кладбищенски въ честь Казанской иконы Б.M.; 6) надъ пещерами, во имя св. Іоанна Предтечи.
Среди древнихъ иконъ, находящихся въ пустыни,замечательны: 1) въ Троицкомъ соборе икона Вседержителя съ припадшими въ моленіи митр. Филиппомъ и патр. Никономъ; 2) тамъ же, — Эммануила; 3) въ храме Василія Великаго — Курская икона Знаменія Б. M.; 4) тамъ же — Боголюбская икона Б. M. Съ 9 припадшими святыми. Пустынь владеетъ 543 дес. земли. Игуменъ. Монаховъ 29, послушниковъ 60.
Денисов Л.И., Православные монастыри Российской империи, 1908, изд.А.Д. Ступина, стр. 438

История Николо-Берлюковской пустыни берёт начало на заре ХVII века. Как отмечал Л.И. Денисов, автор историко-статистического описания обители, «взгляд на первоначальное развитие оной нимало неотраден». Итак, в разгар Смутного времени «две старицы, убегая из разорённого поляками Пречистенского Успенского монастыря, вынесли древний образ Угодника Божия (свт. Николая). Как верный хранитель в напастях, он направил их шествие к тому месту, где скрывался некий старец священносхимник Варлаам от тех же гонений. Инокини вручили ему святую икону, которую о. Варлаам принял с благословением как священный дар и внёс в ту часовню, при которой водворился». Братья Холмогоровы ссылаются на источники 1613 года, указывающие, что Никольская церковь в Берлюках была задолго до Смуты. Значит, Варлаам пришёл скрываться не на пустое место, а туда, где уже был когда-то храм и, не исключено, монастырь. Есть версия, что и эта обитель была разорена поляками, а старец прятался в пещерах, существующих при Николо-Берлюковской пустыни до сих пор. Так или иначе, не доверять сведениям Денисова нет оснований, потому что обо всех указанных им личностях есть упоминания в других исследованиях. Варлаам — настоятель уничтоженного в Смуту Стромынского Троицкого монастыря (ныне с. Стромынь), монахини, принесшие икону Свт. Николая — Евдокия и Иулиания, настоятельница и казначея Предтеченского Успенского монастыря села Пречистое (ныне г. Лосино-Петровский). Интересно, что топонимика сохранила имена обеих монахинь: Берлюковская пустынь стоит в деревне Авдотьино (Авдотья — просторечное от Евдокия) недалеко от Ульяниной горы (Ульяна — просторечное от Иулиания)… А вот сами Берлюки, то ли от отшельника, подвизавшегося в пещерах, то ли от терроризировавшего окрестности бирюка-разбойника, возможно даже раскаявшегося потом — русская традиция изустных народных преданий любит раскаявшихся разбойников. Даже историческое описание монастыря 1875 года даёт образ Берлюка, так скажем, «в диалектике»: «Одни почитали его за убогого пустынножителя и отшельника, а другие подозревали в нём человека недобраго, начальника станичников, каковыми почитали обитателей опустелого монастырища. Иногда видели Берлюка стоящим при большой дороге, на груди его висела икона Святителя Николая, одна рука опиралась на старческий посох, а другая простиралась к ходившим и проезжавшим Стромынкою и испрашивала скудную милостыню для хлеба насущного. Это была светлая сторона жизни этого неведомого старца. О нём ходили ещё и другие смутные слухи, что будто бы он иногда, под вечер, выходил на большую дорогу, но только уже не для того, чтобы испрашивать милостыню, а чтобы силою отнимать у проходивших и проезжавших, что мог, при помощи своих соумышленников, и счастливыми почитали себя те, кому удавалось живыми избыть от злодейских рук его». Имеет смысл обратить внимание на указание в тексте «опустелого монастырища».
В источниках ХVII века в Берлюках указывается «церковная земля, что был Храм Николы Чудотворца», то есть опять-таки пустующее место. В 1715 году числится «новопостроенная церковь». Строителем был некий Викула Мартынов, «боголюбивый мирянин, купецкий человек, тяглец мещанской слободы». По мнению Холмогоровых, по окончании строительства Мартынов постригся в монахи. Так или иначе, в 1719 году вокруг Никольской церкви возникает монастырь. В 1731 году настоятелем обители был назначен иеромонах Иосия (Самгин), известный своим решительным антизападничеством. В прошлом — монах Саровского монастыря, человек жёсткий, не боявшийся резко высказывать свои взгляды, решительный противник засилья иноземцев во власти, при Анне Иоановне приобретшем черты эпидемии… Совершенно очевидно, что долго руководить монастырём ему бы не дали. И вот, в 1733 году к Ростовскому архиепископу Иоакиму явился некий монах Георгий (Зворыкин) из того же Саровского монастыря, поведал о своей одержимости бесами… и заодно о том, что в Саровской и Берлюковской обителях почитают юродивых как святых, монахи обсуждают с мирянами пагубное влияние западных веяний, читают запрещённые книги и вообще готовят антиправительственный заговор… Это был приговор. С позиции настоящего времени мы знаем, что Иосия действительно часто общался с московскими юродивыми, не скрывал ни от кого своих антизападных настроений и почитывал, скорее всего, «запрещёнку». Но был ли он заговорщиком? Едва ли, если, конечно, не считать заговором фрондерство по отношению к Феофану Прокоповичу. Так или иначе, под каток репрессий попал и Иосия, и — по логике «доносчику первый кнут» — Георгий Зворыкин. Обоих расстригли в 1734-м году. Иосию трижды поднимали на дыбу и по окончании трёхлетнего расследования вырвали ноздри и сослали «в Камчатку вечно». Зворыкин, также без ноздрей, отправился в Охотский острог. Берлюковскую пустынь разогнали, монахов и трудников также подвергли разнообразным казням или сослали по отдалённым уголкам страны. Только в 1759 году появляются известия о возобновлении монашеской жизни в Берлюках. Монастырь относительно успешно «проскочил» Екатерининскую секуляризацию 1764 года — не был закрыт по бедности, всего лишь выведен за штат, но… спустя всего несколько лет пал жертвой «благих побуждений». Надо же было настоятелю Никону в 1770 году написать в Московскую духовную консисторию жалобу на крайнее стеснение в средствах, из-за чего обитель пребывает в плачевном состоянии! Дух секуляризации ещё был силён, и в Москве постановили немедленно «исправить упущение 1764 года». Обитель во второй раз закрыли. Впрочем, ненадолго.
Берлюковская обитель была возрождена в 1779 году усилиями митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина). Стараниями владыки появились и благотворители. Начинается активное строительство. Собственно, тогдашнего игумена Берлюков так и прозвали — Иоасаф Строитель. Он был переведён сюда из Николо-Перервинского монастыря Москвы, одной из любимых обителей митрополита Платона. Второй был, как известно, — «духовный щит» — Николо-Пешношский монастырь. И именно с Пешноши происходили три настоятеля Берлюков, управлявших монастырём, с благословения Платона, подряд с 1806 по 1828 год. А в 1829-м году произошло великое чудо: была обретена чудотворная икона «Лобзание Христа Иудою», ставшая главной монастырской святыней. Началась пора процветания. Середина ХIХ века — период, когда обновляются все монастырские постройки. Строятся ныне существующие храмы — храм Христа Спасителя и Василия Великого, а также многие жилые и хозяйственные сооружения. Работами и всей монастырской жизнью руководит игумен Венедикт — также один из выдающихся настоятелей Николо-Берлюковской пустыни. Его дело продолжили и последующие руководители. К концу ХIХ века монастырь приобретает окончательно сформировавшийся облик: в пещерах обустраивается церковь во имя Собора Иоанна Предтечи, возводится Троицкий храм и, наконец, на исходе столетия — грандиозная колокольня по проекту признанного мастера русской эклектики А.С. Каминского. Это одна из самых высоких колоколен Подмосковья, выше неё (из сохранившихся) — только колокольня Николо-Угрешского монастыря, да и то разница невелика — 90,34 против 93 метров.
Беды начались вскоре после революции. В 1922 году изъяли ценности. В том числе и ризу с иконы «Лобзание Христа Иудою». Сам образ бесследно пропал. Монастырь закрыли — уже в третий раз — в 1930 году. Храмам придали светский вид, сбросив с них купола с крестами. В зданиях разместился дом инвалидов, потом — психиатрическая больница для туберкулёзных… Несколько десятилетий стояли мрачные, давно требовавшие ремонта монастырские стены, поверх которых виднелась колючая проволка, да возвышалась над всем этим комплексом взметнувшаяся ввысь громада колокольни. Только осенью 2002 года бывшую обитель вместе с храмом Христа Спасителя вернули Церкви. Ещё несколько лет занял ремонт. При этом насельники были вынуждены делить территорию с домом скорби… И вот, в 2015 году, после 13 лет борьбы, больницу выселили за территорию обители, и монастырю наконец передали все постройки. В Божий дом вернулась духовная жизнь…
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №269, 2017 г.

Ограда
В Московской области на границе Щелковского и Ногинского районов, на берегу речки Воря находится село Авдотьино. Примерно в 1606 г. здесь появился Берлюковский Монастырь. Первая ограда вокруг Николаевской Берлюковской пустыми появилась в 1806 г. Новая ограда с двумя башнями построена с трех сторон монастыря в 1840 г. Сохранившаяся до нашего времени монастырская сапожная стоит в линии восточного прясла ограды.
В конце XIX в. территория монастыря была расширена и в связи с этим перестроена монастырская ограда. В начале ХХ века сооружена ограда вокруг кладбища примыкающего к пустыни. Тогда же к юго-восточной башне была пристроена одноэтажная кирпичная келья над которой вскоре надстроили деревянный второй этаж. К концу ХХ в. были разобраны южные прясла ограды монастыря и кладбища, а также вторые ярусы юго-западной и северо-западной монастырских башен. Облик юго-восточной башни монастыря искажен современной деревянной пристройкой к кельям. В конце ХХ в. общине верующих была передана часть сооружений монастыря и ограда конца XIX в. Уцелевшие фрагменты ограды 1840 г. остаются в ведении больницы.
К настоящему времени сохранились юго-западная и северо-восточная башни монастыря 1840 г. с фрагментами одновременной им ограды, фрагменты южной и северной стен монастырской отрады, северо-восточная и восточная стена монастырской ограды конца XIX в. с северо-восточной и юго-восточной башнями и воротами, восточная стена ограды кладбища начала ХХ в. с воротами и юго-восточной башней.
На сегодняшний день доступ в северо-западную и юго-западную сохранившиеся башни монастыря отсутствует, они, как и прилегающие к ним участки монастырской ограды находятся в ведении психиатрической больницы №16 Москвы.
В 2015-2016 г.г. проведены работы по сохранению объекта культурного наследия. Выполнена реставрация и отделка кирпичной кладки, реставрация кровли башен и окрытий стен, отмостка.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

19 августа 2020 года, в день праздника Преображения Господня, митрополит Ювеналий посетил Николо-Берлюковскую пустынь, где возглавил великое освящение Троицкого собора и храма Христа Спасителя и Божественную литургию в новоосвящённом Троицком соборе. Его Высокопреосвященству сослужили: епископы Серпуховской Роман и Луховицкий Пётр, секретарь Московского епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, благочинный монастырей Московской епархии, настоятель Николо-Берлюковской пустыни игумен Евмений (Лагутин) и другие представители духовенства.
Из журнала: «Московские Епархиальные Ведомости». №9/2020

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?