В конце XIX века астраханский предприниматель Константин Александрович Полякович решил построить в саду, заложенном им на Рождественском бугре, летний театр. За создание проекта с энтузиазмом взялся архитектор А.С.Малаховский. Лучшие мастера-резчики были наняты в Вятской губернии, чтобы изготовить узорные детали украшения. В апреле 1899 года новый театр был открыт. Парк, получивший имя «Аркадия» – «Счастливая страна» – стал любимым местом отдыха астраханцев, а в его резном и нарядном, как игрушка, театре выступали все гастролирующие знаменитости. Сцена театра видела великих русских артистов Шаляпина, Собинова, Козловского, Орленева, Савину, Нежданову, Ермолову, Комиссаржевскую. На этой сцене начинался творческий путь Марии Максаковой. 13 ноября 1976 года театр сгорел.
На месте сгоревшего здания был построен Летний гастрольный театр. Но судьба театрального здания в парке «Аркадия» кардинально изменилась ещё раз. На базе филармонии и оперной студии консерватории сложился творческий коллектив, вдохновляемый выпускницей режиссёрского отделения ленинградской консерватории, режиссёром Ларисой Химич. Коллектив получил название «Творческое объединение «Музыкальный театр» и начал тесное творческое сотрудничество с дирижёром Ижевского театра оперы и балета, выпускником Киевской государственной консерватории Игорем Сметаниным. Событием в культурной жизни города становились премьеры таких спектаклей молодого коллектива, как «Севильский цирюльник» Дж.Россини, «Званый ужин с итальянцами» Ж.Оффенбаха, «Кармен» Ж.Бизе, «Алеко» С.Рахманинова, «Сильва» И.Кальмана, «Летучая мышь» И.Штрауса. 2 ноября 1995 года был подписан официальный документ о создании Астраханского Государственного музыкального театра новому театру было передано здание Летнего гастрольного театра, построенного на месте сгоревшего. В память о выступавших здесь знаменитых актёрах и в знак продолжения традиций великих русских музыкантов театр сделал своей эмблемой изображение старого деревянного театра Поляковича.
В 2000 году театр возглавил новый директор, Михаил Астанин. В 2002 году театр начал плодотворное творческое сотрудничество с Государственным Академическим Большим театром России.Были поставлены сложнейшие спектакли мирового оперного репертуара,получившие горячее одобрение зрителей и прессы.Астраханцам впервые были предложены оперы на итальянском языке.Дирижёрами-постановщиками спектаклей стали дирижёры Большого театра: народный артист России Владимир Андропов («Иоланта», «Борис Годунов»), Павел Клиничев(«Евгений Онегин», «Паяцы»),Сергей Макаров («Риголетто»). Постановку многих спектаклей осуществляли режиссёры Большого театра. Михаил Панджавидзе поставил спектакли «Евгений Онегин», «Тоска», «Иоланта», «Паяцы», «Борис Годунов», Юрген Коэн «Риголетто», Наталья Красноярская «Принцессу цирка». Балетмейстер Большого театра Ирина Лазарева воплотила на сцене музыкального театра собственную версию балета Чайковского «Щелкунчик»; балерина Людмила Семеняка поставила к 100-летию со дня рождения выдающегося балетмейстера, астраханца Ростислава Захарова балет «Бахчисарайский фонтан». В 2003 году в Астрахани прошёл XX Международный конкурс вокалистов имени Глинки.В нём принял участие симфонический оркестр АГМТ под руководством дирижёра ГАБТ РФ Павла Клиничева. Художественное руководство театром с 2004 по 2010 годы осуществлял народный артист России, дирижёр ГАБТ РФ Владимир Андропов.
Новое здание астраханского музыкального театра задумывалось авторами как многофункциональный культурно-зрелищный комплекст, как театр-дворец, как место праздника. Это не реконструкция старого здания, но возведение нового в традициях самобытной русской архитектуры. Театр построен в неорусском стиле. Это современное прочтение той художественной традиции, что была распространена в России на рубеже XIX—XX веков, во время так называемого «серебряного века» — периода не только экономического подъема, но интереса общества к русской истории и культуре, в том числе, архитектуре Древней Руси.
Строительство здания началось в 2006 году после утверждения астраханской мэрией и Росгосэкспертизы проекта московского архитектора Алексея Михайловича Денисова. Сама проектная концепция здания подразумевает строительство театра в русском стиле, однако, СМИ называют его купеческим — типичный для Астрахани архитектурный стиль. Ранее на месте построенного театра находился парк. В настоящее время ведётся строительство здания, и окончательное завершение, по прогнозам специалистов, возможно в 2012 году.
Первый (неофициальный) концерт, на котором была исполнена опера Винченцо Беллини «Норма», состоялся 2 ноября 2010 года: его зрителями были строители здания театра.