Спасо-Преображенский — второй (после Троицкого в Кремле) построенный в Астрахани мужской монастырь. Основан во второй половине XVI века в северной части Белого города (тогда ещё острога) и первоначально назывался «Спасский, что в остроге». Причиною его основания послужили такие события. Осенью 1569 года соединённая армия турок и крымских татар осадила Астрахань. Превосходство сил противника над малочисленным астраханским гарнизоном было так велико, что осаждённым приходилось надеяться только на помощь Божию. И, действительно, только чудом можно было назвать последующие события: турецкая армия неожиданно оставила свой лагерь и поспешно, будто гонимая невидимым и страшным противником, обратилась в бегство. В ознаменование этой славной победы царь Иоанн Грозный повелел построить в Астрахани монастырь в честь Преображения Господня. Но по различным причинам строительство этого монастыря откладывалось, и только в 90-х годах XVI века после приезда в Астрахань нового игумена Троицкого монастыря Феодосия дело это сдвинулось с мёртвой точки. Игумен Феодосий был наделён широкими полномочиями, особенно в церковном строительстве. Им было выбрано место для монастыря близ реки Кутумовы, на берегу которой постоянно шла бойкая торговля различными товарами, и поставлен был человек из его келейных монахов – чёрный священник Иосиф – для обустройства обители. В 1597 году Иосиф, уже возведённый в сан игумена, начал строить в монастыре деревянный соборный храм в честь Преображения Господня, для чего он занял 300 рублей. Им же была поставлена деревянная ограда и братские келии. В 1604 году новопостроенный соборный монастырский храм был освящён Астраханским епископом Феодосием.Начавшаяся в 1605 году в Русском государстве великая смута сильно отразилась на благосостоянии Спасского монастыря. В 1607 году мятежный астраханский воевода князь стольник Иван Хворостинин отобрал у обители большую часть их монастырских рыбных ловлей, служивших для обители единственным источником пропитания. А захватившие Астрахань в 1613 году воровской атаман Иван Заруцкий с самозванной царицею Мариною Мнишек полностью разграбили монастырскую казну, похитив все жалованные грамоты, данные обители прежними государями. Во время ожесточённых боёв весной 1614 года между астраханцами и воровскими казаками Заруцкого была превращена в груду развалин большая часть Белого города. Сильно пострадал и Спасский монастырь – чудом уцелела соборная церковь и часть братских келий. В 1615 году игумен Иосиф писал царю Михаилу Фёдоровичу, прося вернуть монастырю прежнее жалование и отнятые у него рыбные ловли. «Без жалования и без рыбных ловель, – писал игумен, – нам прокормиться нечем, а ныне никакого дохода в монастыре нет, а братии в монастыре ныне пятьдесят человек, а прислуг и всяких монастырских служебников иногда бывает и больше того, а по-стригаются в монастыре всякие служивые люди при старости и при скорби (увечье), и сами все наги и босы, а монастырские строения около монастыря: ограда и келий – ныне все ветхи, и впредь нам монастырь строить, и старый долг платить, и братию прокормить нечем». Государь в ответ на прошение игумена Иосифа велел астраханским воеводам выдавать им денежное и хлебное жалование, и вернуть им рыбные угодья, и разрешить беспошлинно сгребать две тысячи пудов соли.Монастырь начал благоустраиваться, но до 40-х годов XVII века все его строения оставались деревянными. В 1646 году в Астрахани произошёл страшный пожар, испепеливший многие городские здания, в том числе и монастырскую деревянную церковь, и все остальные деревянные монастырские строения. Все эти скорбные события подтолкнули являвшегося в то время настоятелем монастыря игумена Гедеона начать в обители строительство нового каменного соборного храма в честь Преображения Господня. Но крайняя бедность монастыря не давала возможности достроить храм на свои средства. Каменная церковь с трапезой была уже выведена под верхние своды, когда скудные монастырские сбережения закончились, и игумен Гедеон с мольбой обращается к царю Алексею Михайловичу за помощью. Государь помог, и в 1647 году при новом игумене Михаиле соборный храм был достроен и освящён. По прошению игумена Михаила 17 июня 1653 года Спасскому монастырю был пожалован царём Алексеем Михайловичем учуг Чурка, ставший на долгое время главным источником благосостояния обители.В 1655 году Спасский монастырь в Астрахани становится домовым патриаршим монастырём, т.е. переводился из-под власти местных правящих архиереев в прямое подчинение российским патриархам. Такое положение предоставило монастырю особые привилегии, и настоятели его удостаивались звания архимандритов. По монастырскому преданию, спасские архимандриты, в отличие от настоятелей других астраханских монастырей, получили право совершать священнослужения на ковре в шапке среброкованой, позлащённой, с изображением на ней херувимов; им разрешалось носить мантию шёлковую с красными бархатными скрижалями и, кроме обыкновенных архимандричных преимуществ, носить на груди панагию вместо креста, употреблять посох с яблоками и змиями, наподобие архиерейского, и входить в храм на службу и выходить из него после её окончания с торжественным колокольным звоном.До начала XVIII века Спасский монастырь процветал. В 1700 году, по кончине Патриарха Адриана, он теряет звание патриаршего и свои преимущества и снова переходит в подчинение астраханским архиереям. Обмеление учуга Чурка также сильно пошатнуло положение обители. Ещё в 1689 году архимандрит Авксентий просит царя Фёдора Алексеевича милости: пожаловать Спасскому монастырю смежные с чуркинскими рыболовные угодья. И только в 1703 году эти просимые рыболовные воды были отведены монастырю. В 1704 году по указу императора Петра I от 1 сентября все учуги и рыбные ловли, которые даны были прежде помещикам и вотчинникам по жалованным государевым грамотам во владение, были отобраны в казну. Все угодья Спасского монастыря также были изъяты, и обители пришлось арендовать их с платежом оброка в казну.К началу XVIII века сильно обветшали все монастырские строения и сам монастырский храм требовал значительного ремонта. Спасский архимандрит Антоний решает перестроить все здания обители, и в этом находит поддержку у Астраханского митрополита Сампсона. По челобитью архимандрита и ходатайству митрополита царь Пётр Алексеевич 4 мая 1702 года посылает в Астрахань указ дьяку Василию Кучукову с повелением «осмотреть все обветшалые места, описать их и затем начинать чинить и строить, что необходимо, за счёт монастырской казны, денег вкладчиков и других боголюбцев». Получив разрешение, архимандрит начинает в первую очередь перестраивать соборный храм достройкой второго этажа, на что выразили готовность пожертвовать свои средства дьяк Василий Кучуков и купец Артемий Иванов. 5 августа 1708 года новопостроенный верхний храм был освящён митрополитом Сампсоном в честь Преображения Господня. Нижний храм, носивший прежде это наименование, также начат был перестраиваться архимандритом Антонием. Здесь уже устраивался храм в честь Казанской иконы Божией Матери, но быстро его обновить не удалось.Произошедший в Астрахани сильный пожар обратил в пепел большую часть Белого города, гостиный двор, повредил в кремле собор и монастырь. В Спасском монастыре также многие строения были повреждены огнём, а многие и совсем уничтожены. Приходилось восстанавливать заново почти все монастырские здания. Средств на это не хватало, и Спасский монастырь стал просить о разрешении ему пользоваться взятыми в казну в 1704 году рыболовными водами бывшего Вознесенского монастыря. 1 мая 1713 года Вознесенские воды были отданы в аренду Спасскому монастырю с оплатой оброка в казну. Благодаря этому обитель немного поправила своё тяжёлое положение. В 1713-1714 годах при архимандрите Льве к северу от западных святых врат был выстроен новый каменный двухэтажный настоятельский корпус, а в 1716 году наконец-то был освящён нижний соборный храм – в честь Казанской иконы Божией Матери.В 1731 году новым настоятелем обители становится архимандрит Мефодий, с именем которого связывают материальное и духовное возрождение обители. Спасский монастырь до сих пор не мог оправиться от последствий пожара 1709 года: большая часть зданий ещё лежала в развалинах и даже ограду, полностью уничтоженную огнём, не было возможности восстановить. Архимандрит Мефодий сразу же начал сооружать новую каменную ограду в обители с четырьмя каменными башнями по углам.Его стараниями в южной части обители в 1736 – 1738 годах были построены: двухэтажный каменный дом для паломников, в котором позже были устроены братские келии и две палатки; семь кладовых палаток и ещё один каменный двухэтажный корпус с братскими келиями, кухней и трапезой. В северной части обители, вдоль её ограды, в 1742-1743 годах были выстроены многие каменные хозяйственные службы: конюшня, каретник, ледник и кладовые-палатки. В западной и восточной частях монастырской ограды тоже было выстроено несколько хозяйственных помещений.Не менее важной была и храмоздательная деятельность архимандрита Мефодия. В 1732 году по его челобитью Астраханский епископ Иларион благословил устроить в Спасском монастыре над святыми вратами тёплую каменную церковь в честь Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Строительство было закончено к 1756 году, и храм освящён 26 октября. В 1757 году в верхней части юго-восточной башни была устроена церковь в честь Всех Святых. В 1742 году 11 июня был снова освящён придел нижнего соборного храма – в честь Трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Соборный храм засиял во всём своём великолепии, радуя и внешней красотой, и внутренним убранством насельников обители и всех астраханцев.При архимандрите Мефодии были выстроены храмы и на монастырских дачах (угодьях): на учуге Чурка в 1744 году каменный храм в честь Николая Чудотворца; в монастырском саду на Ивановском бугре 9 ноября 1757 года был освящён каменный храм в честь преподобного Афанасия Афонского и на монастырской сенной пожне (сенном покосе), на острове Яманчуг в 1757 году деревянный храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Все эти масштабные работы по переустройству монастыря, предпринятые архимандритом Мефодием, требовали значительных материальных затрат, и он обращается в губернскую канцелярию с челобитьем об отдаче учуга Чурки с прилегающими к нему рыболовными водами в безоброчное пользование Спасской обители. Настоятель особо указывал, что «в монастыре имеется 35 человек братии; странноприимнеческая больница для пребывания нищенствующих больных, увечных и престарелых, не имеющих своего пропитания, в которой состоит до 30 человек; школа из малолетних российских и из калмыков и болдырей безродных для обучения грамоте и что присылаются в монастырь для исправления в христианском греческого исповедания законе выходящие из плену российские пленники, которые все довольствуются пищею и одеждою от монастыря». Губернская канцелярия обратилась в Сенат за разрешением: «Отдать ли по жалованным грамотам учуг Чурку и рыбные воды с угодьями без оброку или с платежей оброка в награждение Ея Императорского Величества милости для пропитания братии, училищу и питомницы или на казённом пайке содержать?» Но Сенат своим определением от 15 июня 1743 года решил рыболовные Чуркинские воды у Спасского монастыря отобрать, а вместо них на содержание обители, школы и питомницы давать из Астраханской рыбной конторы по 100 рублей в год. Это определение было подтверждено другим указом Сената от 27 октября 1752 года.После отобрания Чуркинских рыболовных вод в казну монастырю были оставлены каменная церковь Святителя Николая Чудотворца с каменной оградою и башнями, построенные при этом промысле в 1731 году старанием архимандрита Мефодия. Жалование в 100 рублей из рыбной конторы монастырь получал до учреждения духовных штатов в 1766 году. При составлении духовных штатов за Спасским монастырём были утверждены «во всегдашнее содержание» все прежние его угодья, которые и составляли основу его содержания на всё последующее время существования.В 1767 году в монастыре произошёл новый пожар, от которого особенно сильно пострадали церковные здания. На соборном храме была разрушена кровля, были уничтожены все деревянные пристройки и лестницы на колокольне, а также сильно была повреждена внутренность самого храма. В церкви Преподобных Зосимы и Савватия обрушилась трапеза и сильно был повреждён иконостас, а в угловой церкви Всех Святых обрушился свод. Всё это потребовало больших усилий и средств для восстановления. Снова пришёл на помощь обители бывший её настоятель, а ныне астраханский епископ Мефодий, пожертвовавший большую сумму из своих личных средств на восстановление монастыря.20 сентября 1813 года монастырь пострадал ещё от одного сильного пожара. Следствием пожара стало разрушение северной стены обители с примыкающими к ней зданиями, которые фактически находились в аварийном состоянии после пожара 1767 года. При архимандрите монастыря Дионисии в 1814 году вся северная стена обители была выстроена заново, с новыми каменными хозяйственными постройками, ледником-холодильником и палатками. В 1827-1830 годах при архимандрите Вениамине был выстроен рядом с северной монастырской стеной новый каменный трёхэтажный корпус для настоятеля. Нижний этаж этого дома был занят кухнею, двумя палатками и кучерской, а второй этаж и мезонин – покоями настоятеля.Постройка этого обширного здания была вызвана в немалой степени новыми обязанностями настоятеля обители. После учреждения в 1778 году в Астрахани семинарии её ректорами чаще всего назначались архимандриты Спасского монастыря. Новый настоятельский корпус становился одновременно и жилищем ректоров семинарии, с большим парадным залом, где они устраивали торжественные приёмы почётных посетителей, особенно в дни храмового праздника. Сама обитель была расширена в 1838 году, с прирезанием к ней с западной стороны городской земли в числе 429 кв. сажени. Территория монастыря таким образом образовывала параллелограм, немного суживающийся к востоку, включавший в себя пространство в размере 3 135 кв. саженей.В 1830 году после посещения монастыря астраханским архиепископом Павлом (Суботовским) по личному его распоряжению была упразднена угловая церковь Всех Святых. Причиною того послужила крайняя ветхость храма и его иконостаса, сильная его теснота и неудобство, а также «излишество его» при других церквах, бывших в монастыре. Церковь Всех Святых была обращена в монастырскую кладовую. В церкви же преподобных Зосимы и Савватия, по благословению Астраханского архиепископа Смарагда (Крыжановского), в 1844 году был устроен боковой придел в честь блаженного Алексия, человека Божия.В 1831 году настоятель монастыря архимандрит Аполлинарий задумал вместе с братией обители расширить нижний соборный храм в честь Казанской Божией Матери. Для этого решено было обратить в трапезную храма две прилегающие к нему палатки. Но строители не учли, что эти кладовые палатки, разделявшиеся поперечными капитальными стенами, служили важною опорою для всей массы здания. В этих капитальных поперечных стенах были пробиты большие арки, а также две наружные двери для входа настоятеля прямо из своих комнат в церковь. Вследствие этих работ в капитальных стенах и сводах соборного храма в некоторых местах появились трещины, требовавшие исправления. Между тем 22 октября 1841 года во время утрени обрушилась часть галереи, примыкавшей к церкви против северных врат. От этого все находившиеся в храме были приведены в сильное смятение, которое вызвало страшную давку и толкотню. После этих событий соборная монастырская церковь была опечатана и Богослужения в ней больше не проводились.22 декабря 1841 года помощник губернского архитектора освидетельствовал церковь и пришёл к заключению, что исправить её уже невозможно, а необходимо разобрать и на этом месте построить новую с отдельной колокольнею. Осмотрены также были все остальные монастырские здания, которые тоже было предложено за их ветхостью разобрать (за исключением нового настоятельского корпуса), и на их месте выстроить новые. Был составлен грандиозный проект воссоздания монастырских зданий, для чего была составлена смета в размере 235 521 рубля. Но Спасский монастырь не обладал такими колоссальными средствами, и Святейший Синод указом от 31 декабря 1846 года предписал епархиальному начальству отложить это дело до того времени, как обитель будет иметь к тому собственные достаточные средства.Новый настоятель монастыря архимандрит Аполлос (Беляев, будущий архиепископ Вятский) в феврале 1854 года обратился к Астраханскому архиепископу Евгению (Баженову) со своим предложением не разбирать соборную монастырскую церковь. «Если бы, – писал он, – в 1841 году не было остановлено в ней Богослужение, то оно и доселе продолжалось бы по-прежнему». Архимандрит предлагал возобновить, капитально отремонтировав, Спасо-Преображенскую соборную церковь и колокольню устроить над церковью Зосимы и Савватия. Но намерения архимандрита Аполлоса не воплотились в жизнь из-за его быстрого перевода в Псков с назначением ректором местной семинарии. Новый архимандрит Никон повёл дело совсем другим образом. Он настоял на новом проекте, по которому было признано невозможным устроить колокольню над церковью Зосимы и Савватия, а старую соборную церковь положено было разобрать до основания и вместо неё воздвигнуть новую. В апреле 1865 года началась разборка соборной церкви. Это событие привело в скорбь многих астраханцев, к тому же Господь будто предупреждал о грозящих последствиях для обители: 17 апреля, в пятом часу вечера, восемь человек рабочих упали вместе с верхним сводом и получили тяжкие увечья, так что некоторые тут же на месте и скончались.Сохранилось примерное описание внешнего и внутреннего облика этого замечательного памятника. Двухэтажный монастырский храм, построенный в основных своих формах в начале XVIII века, по облику очень напоминал воздвигнутые в то же время такие же двухэтажные астраханские храмы: сохранившийся доныне Успенский собор и разрушенный в 1932 году Рождество-Богородицкий храм. При входе в святые врата Спасского монастыря богомольцы сразу же попадали на лестницу, ведущую на второй этаж в верхнюю соборную церковь Преображения Господня. Вокруг верхнего храма шла открытая каменная галерея, покоящаяся на сводчатых арках. Каменные перила вокруг нижнего храма вместе с арками образовывали закрытую галерею подобно той, что можно сейчас увидеть в Успенском соборе. Перила вокруг храма соединялись с такими же перилами, соединявшими храм с настоятельским домом и с храмом над святыми вратами. Вообще, этот храм по своему величию и красоте считался первым после Успенского собора. Единственное, что немного портило его внешний вид – это колокольня, стоявшая над притвором храма. Она по сравнению с храмом была значительно малой по высоте (16 саженей) и с западной стороны совершенно закрывалась храмом преподобных Зосимы и Савватия, что только увеличивало тесноту и не придавало храму благолепия.Верхний храм изнутри имел просторный и высокий вид. Высокие стрельчатые окна бросали в его пространство большой объём света. Трапеза соединялась с центральной частью храма высокою сводчатою аркою, по обеим сторонам которой и наверху был устроен иконостас, без особых украшений, с витыми позлащёнными колонками между иконами. Иконостас этот имел четыре яруса. Центральная часть храма имела два ряда окон, купол изнутри уходил вверх стрельчатыми сводами. Настоящим украшением храма служил великолепный пятиярусный иконостас, высотой в 9 сажень, весь украшенный позлащёнными резными колоннами в виде свивающихся виноградных лоз с кистями, которые служили рамами для икон. Икон в иконостасе насчитывалось 46. Большая часть из них, как и в иконостасе трапезной арки, были древнерусского канонического письма, причём современники отмечали как живость самого письма, так и строгость выражения в ликах святых. В алтаре особо замечателен был висящий над престолом на железных связях резной вызолоченный балдахин. Вверху он был увенчан резною короною, а на внутренней стороне его украшали резные изображения четырёх херувимов.Нижний храм в честь Казанской иконы Божией Матери с боковым приделом имел три утверждённых на столпах свода. Над жертвенником и двумя алтарями также было три свода, что соответствовало трём выпуклым полукруглым апсидам, с восточной стороны храма. Иконостас здесь был о двух ярусах, с двадцатью располагавшимися в нём иконами. В иконостасе на голубом поле рамы и карнизы были вызолочены и украшены резными фигурами. Как нижний, так и верхний храм были расписаны ещё в начале XVIII века, но роспись в них несколько раз обновлялась, в последний раз в 1831 году.После разборки соборного храма долго тянулось дело о строительстве на его месте нового, и в 1871 году дело это, казалось, сдвинулось с мёртвой точки. Всё уже было готово к тому, чтобы приступить к делу. Но 15 июля 1872 года астраханский епископ Феогност (Лебедев) дал Консистории такое указание: «Нахожу нужным, чтобы на некоторое время, впредь до усмотрения, приостановлено было дело по постройке главной церкви в Спасо-Преображенском монастыре». Вскоре выяснилось, что это указание было следствием конфиденциального отношения обер-прокурора Святейшего Синода графа Дмитрия Андреевича Толстого, писавшего, начиная с 1872 года, епископу Феогносту: «Святейший Синод, имея в виду, с одной стороны, малочисленность монашествующих в Спасо-Преображенском монастыре, при известной значительности денежных средств оного, а с другой – неоднократные заявления Вятского и Оренбургского епархиальных начальств о недостатке монашествующих лиц в тамошних епархиях… признал полезным… братию Астраханского Спасо-Преображенского монастыря переписать в один из монастырей сказанных епархий… с упразднением при сем Спасо-Преображенского монастыря…» В марте 1873 года был получен и указ из Святейшего Синода об упразднении Астраханского Спасо-Преображенского монастыря. Братия обители была переведена в Оренбургский Свято-Духов и Вятский Спасо-Орловский монастыри. Большая часть монастырских строений была передана духовной семинарии. Семинария ещё в 1867 году расположилась рядом с монастырём в доме бывшего института благородных девиц.Приобретённое помещение было очень мало для нужд семинарии, так как в нём пришлось расположить одновременно и помещёния для учителей и учеников, и учебные классы. Как только началось дело о закрытии Спасского монастыря, правление семинарии возбудило ходатайство о передаче ей монастырских зданий. Оно указывало на то, что в семинарии крайне тесно, ощущаются большие неудобства, больница отмечается сыростью и малыми размерами, двор мал и почти всегда занят дровами, так что ученикам положительно нет места ни для прогулок, ни для игр. Епископ Феогност поддержал такое ходатайство правления семинарии. Семинарии были предоставлены: настоятельский корпус, где были размещёны квартира ректора семинарии, правление семинарии с канцелярией и архивом; братский корпус, в верхнем этаже которого была размещёна семинарская библиотека и церковь Преподобных Зосимы и Савватия, которая была переименована в Спасо-Преображенскую и стала семинарским храмом с особым причтом при ней, состоявшим из священника и дьякона. Для проживания священника было предоставлено помещёние бывшей келии, располагавшейся в северо-восточной башне монастыря, а для дьякона бывшей келии, находившейся около стены близ монастырских ворот.Часть монастырских строений была передана для дома призрения престарелых и сиротствующих лиц духовного звания. В дом призрения были обращены: южный двухэтажный братский корпус с находившимися внизу трапезою и кухней и корпус братских келий в юго-восточном углу обители. Сдаваемые в аренды 17 монастырских палаток, а также помещение для каретника, конюшни и бани были переданы дому призрения с тем, чтобы сумма, получаемая от сдачи их в аренду, шла на его отопление, освещение, ремонт и другие потребности. Монастырский двор был поделён: большая его часть отошла к семинарии, а небольшая южная часть – к дому призрения. В юго-восточной башне, где ранее находилась церковь Всех Святых, была размещёна епархиальная библиотека, с читальней при ней. Иконостас этого упразднённого храма, а также иконостасы из разобранного соборного храма были переданы для хранения в Успенский собор.Так закончилась история упразднения Спасо-Преображенского монастыря. От бывшей обители осталась лишь одна церковь в честь Преподобных Зосимы и Савватия, переименованная в Спасо-Преображенскую, история которой была теперь связана с семинарией.Сохранилось описание внешнего и внутреннего облика Спасо-Преображенского семинарского храма. Храм имел строго кубическую форму и стоял над святыми вратами, которые составляли первый ярус его. После упразднения монастыря святые врата потеряли своё значение, и их заложили с восточной стороны. Внешний облик храма с богатой декорировкой фасада здания указывал на построение его в стиле «нарышкинского» барокко. С западной стороны он имел три прямоугольных окна, обрамлённых белокаменными узорчатыми наличниками. Над средним окном в особой нише находился древний образ Спасителя, почитаемый астраханцами. С трёх других сторон храм не имел больших окон, так как с северной стороны к нему был пристроен двухэтажный каменный корпус; с южной стороны находился придел в честь блаженного Алексия, человека Божия, а с восточной – святой алтарь. Зато в верхней части храма по всему его периметру шёл ряд из небольших восьмигранных окошек, по два на каждой стороне. На каждом углу храма находились по две спаренные колонны коринфского ордена, а под сводами по всему периметру шло два ряда из городка. Храм венчал массивный круглый купол с завершением в виде закруглённого, удлинённой формы фонаря, с четырьмя световыми окошками. На фонаре располагался четырёхконечный узорчатый крест. Чтобы попасть в храм, надо было из святых врат по лестнице подняться наверх – на второй ярус. Внутри храм также имел почти правильную квадратную площадь. К западной стороне были пристроены деревянные хоры с двумя ходами. Храм украшал трёхъярусный резной позолоченный иконостас с иконами академического письма. В придел блаженного Алексия, человека Божия, можно было попасть только из святых врат – из них в южном направлении шёл коридор прямо в этот храм.Нельзя не отметить, что в дореволюционное время ежегодно в день праздника Преображения Господня из Успенского Кафедрального собора в Спасо-Преображенский монастырь совершался торжественный крестный ход. После упразднения монастыря он продолжал совершаться уже в семинарскую Спасо-Преображенскую церковь в память о существовании здесь некогда древней обители.Астраханская Духовная семинария просуществовала до ноября 1918 года, когда, вследствие декрета Советского правительства об отделении Церкви от государства, все её помещения были национализированы. В помещении бывшей семинарии были размещены командные пехотные курсы. Правда астраханский Епархиальный совет надеялся создать на базе семинарии богословскую школу, почему бывший ректор семинарии протоиерей Николай Летницкий усиленно ходатайствовал перед комиссией по проведению в жизнь декрета по отделению Церкви от государства, об оставлении за будущими богословскими курсами прежней семинарской Спасо-Преображенской церкви. Но богословские курсы открыть так и не удалось, почему о. Николай снова просит комиссию о передаче ему имущества семинарского храма, а также о разрешении проводить в нём Богослужение. Но комиссия не разрешила совершать службу в храме, пока при нём не будет организована община верующих. Такая община была создана в феврале 1919 года, и с 1 марта Спасо-Преображенский храм снова открыт. Но такой ход дела совершенно не устраивал руководство командных пехотных курсов, которое добивалось передачи курсам храмового здания. 8 марта 1919 года оно направило в Комиссию по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от государства ходатайство об очищении помещения Спасо-Преображенского храма. Комиссия же обратилась за разрешением этого вопроса в местную коллегию по делам музеев и охраны памятников исскуства и старины, представитель которой профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский вынес заключение, что храм этот имеет значение в истории монументального зодчества города Астрахани. На основании этого комиссия просила администрацию Астраханских советских пехотных курсов не занимать названный храм. Но администрацию командных курсов не остановило такое решение комиссии, и она продолжала вести активную борьбу по захвату Спасо-Преображенского храма. В нижнем, расположенном под храмом этаже был размещён склад боеприпасов, чем был естественно затруднён доступ верующим в помещение храма, так как лестница в храм шла через нижний этаж. Получалось так, что руководство командных курсов добилось фактического закрытия храма, хотя официального разрешения на это не имела. 19 ноября 1919 года в комиссию по отделению Церкви от государства поступило новое заявление от администрации пехотных курсов. В нём говорилось, что «Спасская церковь совершенно не функционирует». Несмотря на это, комиссия на своём заседании от 24 ноября 1919 года постановила: «Ходатайство советских командных курсов о закрытии ея (Спасской церкви) совершенно и о передаче её здания, занимаемого церковью, оставить без уважения ввиду того, что таковая признана в истории зодчества ценностью и, кроме того, церковь не принадлежит к зданию курсов и таковая является отдельным храмом, построенным ранее здания курсов». В то же время комиссия, принимая во внимание, что под церковью находятся взрывчатые вещества, постановила: «Церковь временно, до изменения обстоятельств, для богослужения закрыть». Смысл выражения «до изменения обстоятельств» заключался, видимо, в том, что Спасо-Преображенская церковь останется закрытой до тех пор, пока действуют командные пехотные курсы, а с их упразднением намечалось церковь открыть. К сожалению, надежда эта не оправдалась и, даже с ликвидацией пехотных курсов, храм продолжал стоять опечатанным.С начала 1920-х годов на территории бывшей семинарии расположился детский городок №1. Спасо-Преображенская церковь оказалась запертою внутри двора этого детдома, огороженного вокруг глухим дощатым забором. 5 января 1930 года храм был продан на слом и вскоре снесён.
Информация с сайта Астраханско-Енотаевская епархия