Покрово-Болдинский монастырь, заштатный, в 6 верстах от Астрахани. Основан в 1708 году митрополитом Астраханским Сампсоном. В 1823 году в него переведена была Болдинская пустынь, которая находилась на месте, где Волга раздвоилась с другими рукавами, называющимися Болдой. В монастыре находится особо чтимая икона Покрова Божией Матери, которая носится в Астрахань и окрестные селения для поклонения ей.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Покрово-Болдинский монастырь, называвшийся прежде просто Покровским, основан в 1708 году Астраханским митрополитом Сампсоном. Земли, на которых находился монастырь, принадлежали крупному астраханскому откупщику дьяку Василию Кучукову. В январе 1708 года Кучуков обратился к митрополиту Сампсону с просьбой о денежной ссуде, дав ему закладное письмо: «Лета 1708 года в 25 день дьяк Василий Кучуков заложил свой сад с плодовитыми овощами, со всякими деревьями и виноградными кустами, с хоромными строениями и со всякими садовыми и дворовыми заводы, с пашенною землёю, с бугры и с сенными покосы и со всеми угодьями меж реки Кутумовой и притоки Луковки». Получив от владыки тысячу рублей и не имея возможности отдать эту сумму, Кучуков уступает ему заложенный участок земли в полное владение. Митрополит решает основать на этом месте обитель, и в том же 1708 году выстраивает здесь каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с каменною колокольнею. При храме им же было поселено несколько иноков из архиерейского дома. Вместе с возведением храма митрополит Сампсон выстроил рядом с ним деревянный дом, куда сам часто удалялся из шумного города, от мирской суеты, подышать «воздухом пустыни». Среди астраханцев того времени этот загородный монастырь так и назывался «Покровская пустынь». Вероятно, тогда же была построена и каменная ограда монастыря, представлявшая из себя правильный четырёхугольник с каменными башнями на каждом его углу.
При Астраханском епископе Мефодии в 1763 году в южной угловой башне была устроена и освящена тёплая церковь во имя Преподобного Илариона Великого. Церковь эта была построена на средства самого епископа в молитвенную память о его дяде, бывшем перед ним Астраханским архиереем – епископе Иларионе. В 60-х годах XVIII века епископом Мефодием в северо-восточной башне был устроен ещё один храм – в честь Святителя Мефодия, патриарха Цареградского, небесного покровителя владыки.
До 1790 года Покровский монастырь считался подворьем Астраханского архиерейского дома, а в этот год он становится самостоятельным. Первоначально монастырь был очень беден, содержание от казны получал скудное, богатых пожертвований от благотворителей в него тоже не поступало, всё его богатство составляли земельные угодья, оставленные ещё митрополитом Сампсоном для вечного его молитвенного поминовения. Земельные угодья были значительны, но почти все малопригодны для обработки. Часть из них монастырь постоянно сдавал за мизерную плату арендаторам, на что и существовал, а часть постепенно оказывалась под территорией городского кладбища, причём городская управа постоянно действовала путём самовольного захвата, ничего не выплачивая обители в качестве компенсации.
В начале XIX века Покровский монастырь пережил страшные события, связанные со свирепствовавшей в Астрахани в 1806–1808 годах чумой. Храм монастырский в честь Покрова Пресвятой Богородицы был открыт день и ночь. В монастыре скопилась большая масса народа. В обители всех разместить не было возможности, и многочисленный лагерь из временных палаток и шалашей раскинулся за её пределами. Игумен монастыря Иннокентий для размещения людей не пожалел сжечь замечательный монастырский сад со знаменитою дубовою аллеей. По соседству с монастырём, к северо-востоку от него, на Стрижевом бугре, попечительное начальство учредило так называемый язвенный карантин, куда свозили больных из города. Многие из братии Покровского монастыря, находившиеся при этом карантине для напутствия умирающих Святыми Тайнами, скончались, заразившись от них, отчего число братии сократилось до нескольких человек (четырёх человек). В связи с этим, а также из-за наступающих холодов в 1807 году больницу на Стрижевом бугре решено было перенести в сам монастырь, где больные могли быть размещены с большими удобствами. Оставшаяся братия Покровской обители была размещена по другим астраханским монастырям. Более полугода монастырь служил больницею, и только в августе 1708 года губернатор уведомил епархиальное начальство, что он окончательным и совершенным образом очищен, никакой опасности от чумы в нём быть не может. В сентябре оставшаяся часть братии вернулась в родную обитель и начала восстанавливать привычный монастырский уклад жизни.
В 1822 году в жизни монастыря произошли сильные изменения, сказавшиеся даже на самом его названии. По именному Высочайшему повелению от 22 июня 1822 года и в указе Святейшего Синода от 13 июля за № 3496 прописанному Астраханский Воскресенский Болдинский монастырь был соединён с Покровским с присоединением последнему наименования Покрово-Болдинского. Присоединению Воскресенского Болдинского монастыря к Покровскому предшествовали ряд катастрофических событий. Воскресенский Болдинский монастырь был основан в 1708 году митрополитом Сампсоном на стрелке рек Волги и Большой Болды. Со дня своего основания эта обитель дважды переносилась на новое место в связи с постоянным подмывом берега водой. Поэтому и было принято решение о присоединении этого монастыря к Покровскому с передачей последнему всего церковного имущества, угодий и сада упраздняемой обители. Строитель Воскресенского монастыря игумен Евгений и его братия (в числе двенадцати человек) были перемещены в Покровскую обитель.
В начале 40-х годов XIX века Покрово-Болдинский монастырь пришёл в печальное состояние. Соборный Покровский храм сильно обветшал: в стенах его над самыми дверями, с северной и южной сторон, появились большие трещины, штукатурка кругом церкви и колокольни внизу обвалилась; двери, окна стали совершенно негодными для выполнения своего назначения. В 1841 году временно управляющий монастырём вдовый священник Дмитрий Бедняков доносил Астраханскому архиепископу Стефану (Романовскому), что «в братский келиях заведываемого им монастыря печи ветшают, а окна побиты с давнего времени; при службах, где готовится пища, всё рушится; нет при многих запасных амбарах ни замков, ни запоров твёрдых и не имеется даже караульщика; братия терпит недостаток как в одеянии себя, так и нуждается». В 1842 году управляющий монастырём иеромонах Иерофей писал астраханскому архиепископу Смарагду (Крыжановскому), что Покровская церковь дала ещё более сильные трещины, из-за чего в ней уже не совершалось богослужение, которое отправлялось только в башенной церкви Преподобного Илариона. Исправления в монастыре начались при игумене Вассиане (Чудновском), благодаря содействию и на средства архиепископа Смарагда (Крыжановского). В сентябре 1845 года был закончен ремонт Покровской соборной церкви, отреставрированы все монастырские здания, братские келии и ограда обители. В 1846–1847 годах при посредстве подрядчика Морозова была выстроена новая каменная баня и отреставрированы настоятельские келии и братская трапеза.
В 1870 году на средства жившего на покое в Покрово-Болдинском монастыре бывшего Астраханского архиепископа Афанасия (Дроздова) в обители были устроены: новая каменная баня, новый тесовый забор вокруг монастырского сада, вырыта новая яма для чигиря и устроен новый чигирь. В 1884–1886 годах при игумене Павле было закончено строительство новой каменной ограды вокруг монастыря, начатой ещё при архимандрите Августине. С благословения Астраханского епископа Евгения (Шерешилова) для расширения территории монастыря был выделен участок архиерейского сада к северу и востоку от обители. Таким образом, оба восточных храма обители – Иларионовский и Мефодиевский, игравшие некогда роль угловых монастырских башен, оказались внутри ограды. Внутри ограды оказались и западные башенки: одна под кладовой, а другая под старой баней, они по распоряжению епископа Евгения в 1889 году были сломаны. Старанием игумена Павла в 1884–1886 годах в монастыре был полностью перестроен прилегавший к Мефодиевской церкви корпус братских келий, устроены новые помещения для хозяйственных нужд, при входе в обитель – новые святые врата.
В середине XIX века сильно обветшала церковь преподобного Илариона. Астраханский купец Иоаким Андреевич Репин выразил желание восстановить храм на свои средства. Репин выдвинул одно непременное условие, чтобы церковь эта была переименована в честь святой великомученицы Варвары, в молитвенное воспоминание его умершей супруги, с устройством здесь фамильного склепа для членов семейства Репиных. Астраханский архиепископ Афанасий, уважая благочестивое желание щедрого благотворителя, разрешил переименование и устройство склепа. В том же 1867 году этот храм был отремонтирован и заново освящён с переименованием его в Варваринский.
В 1875 году возникло дело о расширении территории обители из-за того, что примыкавшая к архиерейскому саду с юга Варваринская церковь и прилегающий к ней корпус братских келий были совершенно открыты для нападения грабителей, нередко бродящих по окружающей монастырь местности. Варваринская церковь и келии были обнесены с юга каменною оградою. 31 января 1893 года во время случившегося в южных келиях пожара пострадал и Варваринский храм (в особенности его иконостас), реставрацию которого вызвался произвести за свой счёт купец Репин. В 1893 году был выстроен новый двухэтажный настоятельский корпус на месте старого одноэтажного, по проекту архитектора Коржинского.
В начале XX столетия в монастыре была выстроена новая колокольня вместо старой, находившейся в одной связи с Покровским храмом. Прежняя колокольня пришла в такую ветхость, что при сильном ветре, и даже при звоне, шаталась и грозила падением. Настоятелем монастыря игуменом Мисаилом было возбуждено надлежащее ходатайство перед епархиальным начальством о разрешении построить новую колокольню. Разрешение было дано, утверждена смета в количестве 31 000 рублей. К постройке было приступлено в начале весны 1903 года, осенью того же года колокольня была окончена. 26 сентября было совершено торжественное освящение и поднятие колоколов на колокольню. Новая колокольня выстроена была по проекту архитектора Карягина на месте святых врат при входе в обитель.
В 1900 году была начата перестройка большей части монастырских зданий. Были разобраны ветхие здания братской трапезы и ледника, опасных в пожарном отношении деревянных служб для кучера, дворника, сторожа и других. Разобрана была и ветхая с северной стороны ограда обители. Вместо этих помещений были построены новые каменные здания для приёма богомольцев, приезжавших и приходящих в монастырь. Все работы были закончены к маю 1902 года.
Необходимо особо остановиться на третьем храме обители – в честь Святителя Мефодия. К середине XIX века этот храм после многочисленных ремонтов, изменений его внешнего и внутреннего вида пришёл в такое состояние, что совершение богослужения в нём было сопряжено с опасностью для жизни находящихся в нём людей. Из-за этого он был закрыт и велись разговоры о его разборке. Скончавшаяся 11 января 1876 года почётная астраханская гражданка Екатерина Фёдоровна Башкина в своём духовном завещании пожелала выстроить в Покрово-Болдинском монастыре храм в честь её небесной покровительницы – великомученицы Екатерины, куда должны были перенести и её прах с кладбища Казачьебугровской станицы. Для сооружения храма и для обеспечения его будущего благосостояния был оставлен значительный капитал. Выстроить новый храм было решено на месте старой Мефодиевской церкви. Душеприказчик Е.Ф. Башкиной коллежский секретарь Иван Григорьевич Чудновский взялся за постройку храма, которая была завершена к 1894 году. Чудновский отнёсся к своим обязанностям столь недобросовестно, что новопостроенный им храм из-за обнаруженных в нём изъянов был полностью разобран. Строительство было возобновлено благодаря инициативе архимандрита монастыря Митрофана (Землянского). В 1908 году новый храм был закончен и освящён 8 июня, в день празднования 200-летней годовщины со дня основания Покровской обители. Это знаменательное событие в жизни монастыря отразилось и на наименовании нового храма, который был освящён Астраханским епископом Георгием (Орловым) в честь Святителя Мефодия, патриарха Цареградского, небесного покровителя астраханского епископа Мефодия, построившего первый храм на этом месте; в честь Преподобного Сампсона Странноприимца, небесного покровителя астраханского митрополита Сампсона, основавшего эту святую обитель, и в честь Великомученицы Екатерины, небесной покровительницы купчихи Е.Ф. Башкиной, на средства которой и был выстроен этот храм.
Монастырь был обнесён довольно высокою каменною стеною, покрытою железом. Ранее по четырём углам находились четыре башенки, из которых к началу XX века сохранилась только одна, превращённая в алтарь Варваринского храма. В центральной части западной стены находились святые врата под колокольнею. От святых врат шла широкая асфальтовая дорожка, устроенная при архимандрите Митрофане, упиравшаяся в соборный Покровский храм. В северной части монастыря находились каменная баня и два каменных корпуса братской трапезы с примыкавшей к ней келией для повара, коридором и двумя просторными келиями для наиболее почётных посетителей монастыря, построенной в 1902 году, и братских келий, перестроенных в 1883 году. В южной части монастыря находился двухэтажный настоятельский корпус, по мнению современников «самое красивое здание обители». В соединении с ним находился южный корпус братских келий, соединявшийся в свою очередь с Варваринской церковью. В юго-западной части стены были встроены корпуса хозяйственных построек обители и покой для приёма странных. В восточной части монастыря находилась церковь в честь Святителя Мефодия, Преподобного Сампсона и Великомученицы Екатерины. Всё остальное пространство восточной части обители занимало обширное монастырское кладбище.
Соборный храм обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы имел кораблеобразную оригинальную архитектуру с пирамидальным куполом наверху, увенчанным одною главою, с вызолоченным крестом. Верхний его слой шёл четырёхгранными уступами, их насчитывалось четыре, и благодаря которым стиль храма несколько напоминал собою сооружения подобного же характера на Востоке. Эти четырёхгранные ярусы, широкие внизу и постепенно суживающиеся к верху, были некогда украшены лепными алебастровыми кувшинами-вазами, от которых к началу XX века не осталось и следа. В храме было три входа: с западной, северной и южной сторон, к которым вели три каменные площадки, состоящие из трёх-четырёх ступеней. Алтарь его имел квадратную форму, с полукруглою, на восточной его стороне, стеною, освещавшийся четырьмя окнами. Центральная часть храма с двумя большими полукруглой формы окнами; кроме того, у клиросов его существовали два небольшого размера окна. Трапеза храма освящалась двойным рядом окон, по четыре в ряду, но только с одной южной стороны, так как с северной стороны к ней примыкало двухэтажное каменное здание для ризницы, построенное, очевидно, вместе с самим храмом. До 1893 года над западной частью храма существовала круглая, той же пирамидальной формы колокольня, ход на которую шёл из церковного притвора. Вместо неё над входом в храм был сооружён каменный фронтон красивой архитектуры, увенчанный главою и железным вызолоченным крестом. Иконостас первоначально, при митрополите Сампсоне, был устроен из семи ярусов, но в 1861 году при игумене Феофиле полностью переделан с сокращением его на один ярус. Внизу иконостас был украшен четырьмя резными вызолоченными колоннами, в остальных своих частях имел вызолоченную резьбу. Трапеза отделялась от центральной части храма круглою сквозною аркою, в верхней части которой в 1792 году Астраханским архиепископом Тихоном (Малининым) были устроены деревянные, на каменных столбах, тесные келии, в которых владыка проводил всё свое время и скончался 14 января 1793 года. При архимандрите Митрофане в начале XX века эти келии были разобраны. Росписи в храме первоначально не было, он был выкрашен светло-голубой краской под мрамор. Только при архимандрите Митрофане в трапезе храма были написаны изображения различных угодников Божиих.
Новоустроенная в 1904 году соборная колокольня 22-саженной высоты была построена в древнерусском стиле, увенчанная вызолоченным через огонь восьмиконечным крестом и таким же «яблоком». Располагалась в три яруса, под которыми находились святые врата для входа в обитель. Первый ярус имел квадратную форму, с двумя окнами по бокам и одним южным окном над входом, служившим нишею для иконы. Второй ярус был шестигранным, с четырьмя окошечками в виде четырёхгранных крестов и с четырьмя такой же формы ложными окошечками. Третий ярус, тоже шестигранный, но более удлинённый, с четырьмя большими вогнутыми окнами и четырьмя такими же ложными. Купол колокольни шатровый, каменный, с многочисленными украшениями из деталей каменного декора. Святые врата, устроенные в первом ярусе колокольни, с внешней стороны были железно-кованые, художественной работы. С внутренней стороны – деревянные, украшенные живописью с изображением Покрова Пресвятой Богородицы.
Варваринская церковь небольшая по размеру, построенная в стиле «нарышкинского» барокко, главным украшением которой служил алтарь, перестроенный из угловой башни, увенчанной шатровой крышей. Трапезы эта церковь не имела и соединялась прямо с южным корпусом братских келий. В 1867 году для храма на средства купца И.А. Репина был устроен новый иконостас, храм расписан священными изображениями. Под храмом был устроен склеп для членов семьи Репиных.
Храм в честь Святителя Мефодия, Преподобного Сампсона и Великомученицы Екатерины, освящённый в 1908 году, построен был в древнерусском стиле. Храм небольшой, не имеющий трапезы и поэтому больше напоминает часовню. Увенчан железным шатровым верхом с блестящим на нём вызолоченным через огонь восьмиконечным крестом и таким же «яблоком». Такие же кресты и «яблоки» меньшего размера находились на устроенных соответственно частям света четырёх боковых фронтонах. Внутри храм светел из-за большого размера окон как в самом храме, так и в алтаре. В юго-восточной части алтаря имелись широкие двери, ведущие вниз, в склеп, где покоилась храмоздательница Е.Ф. Башкина. В склепе была поставлена икона Великомученицы Екатерины, перед которой постоянно горела неугасимая лампада.
Самой главной святыней обители была древняя чудотворная икона Покрова Пресвятой Богородицы. Этот образ появился в монастыре с самых первых дней его существования, принесённый митрополитом Сампсоном. Возможно, что по имени этой иконы владыка и назвал новоустроенный в обители храм Покровским. Икона имела довольно большие размеры (без вершка сажень) и сохраняла свежесть красок и ясность изображений как самой Богородицы, так и предстоящих рядом святых угодников. Особо сильное почитание этой иконы среди астраханцев утвердилось после страшной чумной эпидемии 1806–1808 годов, когда многие из них исцелились от страшной болезни после молитвы перед чудотворным образом. С давних времён жители города Астрахани, с разрешения монастырского начальства, носили эту святую икону по своим домам для освящения их и молитвы перед нею. Не останавливало их и то, что долгое время не было на это разрешения епархиального начальства, и только в 1893 году Астраханский епископ Павел (Вильчинский) дал на то своё благословение: «отпускать святую икону из обители во всякое время в сопровождении благочестивого иеромонаха с послушником и с подобающей святыне церковной честью».
Из других святынь обители можно назвать: Икону «Явление Воскресшего Спасителя апостолам» (Уверение апостола Фомы), которая была раньше главною святынею упразднённого Воскресенско-Болдинского монастыря. Эта икона, как и чудотворный образ Покрова Божией Матери, находилась в иконостасе соборного храма Покрово-Болдинского монастыря. Фёдоровская икона Божией Матери, точная копия с чудотворного образа, находившегося в городе Костроме. Икона Божией Матери «Споручница грешных», точная копия с чудотворного образа, находившегося в Николаевской Одриной пустыни, близ города Карачева Орловской губернии. Ахтырская икона Божией Матери, вторая чтимая святыня упразднённого Воскресенско-Болдинского монастыря. В обители находились два креста: восьмиконечный среброзолочёный и четырёхконечный серебряный, со вложенными в них: частицей животворящего древа Креста Господня и частицами мощей святых угодников – Иоанна Предтечи, Иоанна Златоуста, Никифора, патриарха Цареградского, великомученицы Евфимии Всехвальной, благоверного князя Михаила Муромского и Преподобного Григория, иконописца Печёрского. Оба креста были вставлены в икону, на которой изображались святые. Был в обители ещё один небольшой образ святого архистратига Михаила с находящимися в нём частицами мощей неизвестных святых.
Ежегодно около Преполовения Святой Пасхи, накануне этого праздника или на другой день, из Покрово-Болдинского монастыря направлялся крестный ход на Чумной бугор, находящийся к востоку от обители. Этот крестный ход совершался в память о престольном празднике Воскресенской Болдинской пустыни, присоединённой к Покровскому монастырю в 1823 году.
В ограде монастыря, кроме монашествующей братии, было погребено много астраханцев и благотворителей обители. Здесь также покоится бывший епископ Аксайский, викарий Донской епархии Иоанн (Митропольский), живший на покое в Покрово-Болдинском монастыре и скончавшийся здесь 2 мая 1914 года. Из других известных погребений нельзя не отметить обретших здесь последний приют и известных во второй половине XIX столетия в Астрахани прозорливого старца Покрово-Болдинской обители монаха Дионисия и местного блаженного Рымши. 31 декабря в фамильном склепе купцов Догадиных похоронили основателя Астраханской Картинной галереи Павла Михайловича Догадина.
После начала Первой мировой войны настоятель обители игумен Василий (Цветков) выразил желание открыть в стенах монастыря госпиталь на 30 человек больных и раненых воинов. Под госпиталь было отведено одно из лучших помещений в настоятельском доме на втором этаже. Кроме устройства госпиталя, Покрово-Болдинский монастырь принял под свою опеку и 26 человек беженцев из захваченных Германией западнорусских областей, для жительства которых был выделен отдельный дом на монастырском кладбище.
После революционных событий 1917 года для Покрово-Болдинского монастыря наступили тяжёлые времена. Во время январских боёв 1918 года обитель оказалась под контролем белоказаков, которым монастырская братия оказывала своё содействие. После победы астраханские большевики подвергли монастырь настоящему погрому. Так, в сентябре 1918 года заведующий Покровским монастырём иеромонах Матфей писал: «Во время гражданской войны в январе и феврале с/г в настоятельском доме монастыря при самочинных обысках не только приводились в беспорядок бумаги и документы монастыря, но и вывозилось имущество на 4-х подводах».
В конце 1918 года Покрово-Болдинский монастырь был упразднён местными военными властями. Основанием для его закрытия послужило положение декрета СНК об отделении Церкви от государства, согласно которому всё монастырское имущество подлежало безусловной национализации. Астраханские храмы были опечатаны, на территории обители размещена 1-я артиллерийская батарея. Правда, жители близлежащих к монастырю болдинских пристаней соорганизовали, как и было установлено в инструкции к декрету от 24 августа 1918 года, приходскую общину и приняли на своё попечение монастырское богослужебное имущество.
Только в начале 1920 года в соборном Покровском и Варваринском храмах Покрово-Болдинского монастыря было разрешено проводить богослужение. Екатерининская церковь по-прежнему была опечатана. Отделом внутреннего управления губисполкома решено было перевести в одно из монастырских зданий детский приют, в связи с чем богослужение в бывших монастырских храмах снова было запрещено. Оправдывалось это запрещение тем, «что присутствие храма нарушает нравственное воспитательное значение», «предполагалось расширение приюта и устройство школы, а отсутствие помещений вынуждало обучение и школу открыть в храме». Возмущённые таким решением жители болдинских пристаней обратились через Правление Союза Церковно-приходских общин в губисполком с заявлением, к которому был приложен протокол общего собрания церковно-приходской Покрово-Болдинской общины от 4 июня 1920 года. Губисполком передал заявление общины верующих на рассмотрение комиссии по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от государства, которая на заседании от 10 июня 1920 года вынесла решение: «Богослужения в храме при Покрово-Болдинском монастыре, каковое временно приостановлено, открыть для функционирования временно, впредь до надобности приюту помещения для открытия школы, каковую разместить в храме». Таким образом, соборный Покровский храм был временно оставлен за общиной верующих, но что касается Варваринской и Екатерининской церквей, а также монастырских келий, они решением той же Комиссии были переданы для нужд детского приюта.
В ноябре 1921 года решением Астраханского губисполкома помещения бывшего Покрово-Болдинского монастыря передавались под учреждение морально–дефектных детей, которое переводилось сюда из бывшего Благовещенского женского монастыря. Летом 1923 года в связи с развернувшейся кампанией по переучёту церковного имущества с целью передачи церковных зданий от православных общин обновленцам, была снята с учёта и церковно-приходская Покрово-Болдинская община. Обновленцы отказались принимать соборный Покровский храм, он отошёл в гражданское ведомство. С осени 1923 года на территории бывшего Покрово-Болдинского монастыря обосновалась Садоогородная опытная станция, по взаимному ГЗУ и ГОНО на территорию монастыря из села Началово на двухлетний срок перевели Сельхозтехникум.
В июле 1919 года возле монастыря были похоронены расстрелянные 23 июля Астраханский архиепископ Митрофан (Краснопольский) и его викарий – епископ Енотаевский Леонтий (фон Вимпфен). Похороны были тайные, так как тела убитых архиереев были фактически похищены верующими для достойного христианского погребения. До начала 1920-х годов эта могила не была отмечена ничем из страха перед советскими карательными органами, потом здесь был поставлен памятник из кирпича с надписью: «Архиепископ Митрофан (Краснопольский) и епископ Леонтий (фон Вимпфен) – убиенные 23.(06)07.1919 г.» Многие астраханские священнослужители приходили служить панихиды на этой могиле. В 1927 году по распоряжению Тучкова эти служения были запрещены, а священнослужителей, посмевших служить панихиды, ссылали в концлагеря. В 1930 году разрушен был и сам памятник.
В октябре 1927 года руководство Садо-огородной опытной станции в связи с расширением производственной деятельности попыталось добиться выведения с территории бывшего Покрово-Болдинского монастыря Сельхозтехникума. Но Астраханский губисполком вынес постановление о разграничении монастырской территории между станцией и техникумом. Станции передавались помещения настоятельского дома, Варваринской церкви, южного корпуса келий, а также находившихся в южной части обители хозяйственных помещений. Техникуму отдавались северные корпуса келий и братской трапезы, собор и Екатерининская церковь. Руководство станции посчитало, что отданные ей помещения недостаточны, «в связи с расширением работы с хлопчатником встаёт вопрос об устройстве теплицы, расширении лаборатории, устройстве складских помещёний, и, наконец, для дополнительного персонала рабочих и служащих потребуется значительное увеличение жилой площади». Обращаясь в Астраханский губисполком 25 октября 1927 года, руководство станции заявило, «что дополнительное строительство могло бы быть произведено со значительно меньшими затратами денежных средств при условии использования строительного материала находящихся на территории Опытной станции церковных сооружений (церкви и колокольни)». В заявлении отмечалось, что «помещения эти (церкви и колокольни) в настоящем виде использованы быть не могут и лишь загромождают и без того ограниченную площадь станции».
25 октября 1928 года Астраханский окрисполком выносит постановление: «Передать в Госфондовую комиссию при Астраханском ОФО для реализации церковные здания – колокольню и церковь в быв. Покровском монастыре». К 1930 году колокольня и соборный храм были разобраны на кирпич, была разобрана и монастырская ограда. В 1950-х годах, по свидетельству бывших работников Садо-огородной опытной станции, из центральной возвышенной части монастыря брали землю для укрепления дамбы и засыпке речки Луковки. Были разрушены большинство склепов, находившихся возле соборного храма, между храмами во имя Великомученицы Екатерины и Великомученицы Варвары. Склепы эти варварски разграблялись местными жителями. В 1970-х годах на территории бывшего монастыря расположилась 1-я городская туберкулёзная больница. Развернувшееся здесь строительство исказило облик бывшей обители: появились новые здания, из шлакоблоков выложена ограда.
До настоящего времени сохранилась лишь часть прежних зданий Покрово-Болдинского монастыря. Это двухэтажный настоятельский корпус, до начала 1990-х годов обнесённый особой стеной с колючей проволокой наверху, десь помещалась тюрьма для туббольных. Сейчас это здание передали больнице, здесь помещаются больничные палаты. Таким же образом используется и южный корпус братских келий и Варваринская церковь.
Уникальный и один из древнейших астраханских храмов сейчас находится в катастрофическом состоянии, особенно его алтарь, выстроенный ещё при митрополите Сампсоне в начале XVIII века как угловая башня. До недавнего времени в алтаре помещалась столярка, теперь он пустует и прямо на глазах разрушается. Сохранилась до наших дней и Екатерининская церковь: до последнего времени здесь располагалась больничная лаборатория, сейчас находится больничный архив. Верх шатра храма срезан вместе с крестом и теперь ржавеет. Сохранилась часть хозяйственных построек в юго-западной части монастыря и корпус братской трапезы – в северной. В начале 1990-х годов был сломан корпус братских келий. Сохранившийся комплекс Покрово-Болдинского монастыря до сих пор не возвращён Православной Церкви.
Информация с сайта Астраханско-Енотаевская епархия