Успенский собор XVIII в. (1698-1710 гг.), зодчий Дорофей Мякишев. Стоительство было основано с благославения митрополита Сампсония. Общая высота собора 75 м, площадь 1790 кв.м. В соборе похоронены Митрополит Иосиф (покровитель Астрахани, замученный сподвижниками Стеньки Разина в 1671 г.), грузинские правители 18 века Теймураз II и Вахтанг IV. Также на фото — Пречистенские ворота с надвратной Соборной колокольней и часами (1908-1912 гг.).
Строительство собора началось по инициативе митрополита Савватия (1683-1696 гг.) на месте старого обветшавшего одноэтажного собора. Митрополит собрал средства, но строить пришлось его преемнику – митрополиту Самсону (1697-1714 гг.). Строительство началось в 1697 году под руководством зодчего – крестьянина Дорофея Мякишева. Собор строился двухэтажным. Нижний храм был освящён в 1708 году в честь Владимирской иконы Божией Матери. Верхний храм – в 1710 году в честь Успения Пресвятой Богородицы. В нижнем храме были устроены приделы в честь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, и в честь святых Платона и Петра Афонских, позже переименованных в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
В 1928 году Успенский собор был закрыт. Долгое время здесь располагались различные советские учреждения. Возвращение собора Церкви состоялось в 1992 году. Раенее, до 1923 года, Успенский собор считался кафедральным епархиальным собором. При соборе существует Пречистенская колокольня. Она уже третья на этом месте. Первая была построена в 1710 году. Настоящая колокольня выстроена в 1910 году по проекту архитектора С.И. Карягина.
Источник: Православные храмы Астраханской области. Комплект открыток. Текст к открыткам: игумен Иосиф(Марьян), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с.Ильинка Володарского р-на Астраханской области.
Астраханский Успенский кафедр. собор — украшение и венец Астрахани. Стройный и величественный, он виден со всех возвышенностей за 30 верст; плывущие по Волге к Астрахани, все без исключения любуются собором. Издали, когда самый город кажется еще в тумане, стройный силуэт собора обрисовывается явственно; купола и кресты как бы касаются облаков, и самый город, с его церквами и строениями, кажется подножием храму.
Успенский собор построен по соизволению Петра Вел. стараниями астраханскаго митрополита Сампсона, на месте обветшавшаго каменнаго одно-этажнаго собора, в котором — по донесению Сампсона — были «разселины великия и служить в нем опасно». Постройка собора началась с 1699 и окончена в 1710 г. Храм двух-этажный: верхний этаж во имя Успения Б. М., нижний — в честь Владимирской иконы Б. М., с двумя пределами. Высота от среднего — креста 30 саж., длина 17 и 1 аршин, ширина 12 с. и 2 арш. Посещающим Астрахань было бы непростительно не осмотреть верхний соборный храм, подобнаго которому нет на всей Волге; внутренность этого храма оригинальна, изящна и величественна. При входе прежде всего поражает высота храма, затем четыре массивные столпа, поддерживающие своды и огромный о 8 ярусах иконостас.
Столпы равно, как и стены храма, подведены под мрамор. На тумбах столпов с 4 сторон написаны изображения святых в полный рост. За передним правым столпом, к южной стороне, устроен на пьедестале большой деревянный крест, в средине котораго — звездообразный серебряный круг; в нем, в серебряных ящичках за стеклом, хранятся частицы мощей: Иоанна Предтечи, правед. Елисаветы, архидьякона Стефана, великомуч. Дмитрия Солунскаго, мучен. Феодора Стратилата, Ореста, Прокопия, Андрея Критскаго, великомуч. Варвары, безсребрен. Косьмы и мног. друг. святых; здесь же находится часть древа животворящего креста Господня.
Восьмиярусный иконостас собора имеет высоты 32 аршина. В самом верхнем ярусе — образ Господа Саваофа в овальной раме, а по бокам изображения Архангелов и Ангелов. В средине следующаго яруса представлены около древа наши прародители в состоянии падения, опоясанные листьем с тремя при них детьми; за ними, по обе стороны яруса, следуют до-потопные праотцы; в следующем — после-потопные Патриархи; далее Пророки, потом Апостолы, за ними Святители, затем следуют изображения двунадесятых праздников, вместе с изображениями страданий Спасителя; наконец в нижнем ярусе местные иконы. Всех образов в иконостасе 130; они московскаго письма. Таким образом, иконостас представляет в себе олицетворенную библию и все домостроительство Божие о спасении рода человеческаго. Царския врата с сению среброкованныя, высокой работы, на кипарисных рамах; в них семь икон: четыре Евангелиста с символическими изображениями, Благовещение Архангела Гавриила Пресв. Деве Марии, и в сени — Тайная Вечеря. Иконы эти писаны в академии художеств и превосходно исполнены, особенно Евангелисты. Царския врата деланы в Петербурге у Штанге и принесены в дар собору в 1819 г. вольским купцом Сапожниковым. При вратах два образа: Спасителя и Божией Матери — сребропозлащенные, чеканные, в серебряной оправе, украшенной алыми каменьями; пожертвованы в 1794 году купцом Шапошниковым.
От царских врат к южной (правой) стороне местные образа: Спасителя, сидящаго на престоле, далее Успения Б. М., к северной — Богоматери Иерусалимския и Предтечи Иоанна, проповедующаго покаяние и приближение царства небеснаго. Все эти иконы в среброкованных позлащенных ризах, пожертвованных в 1813, 1815 и 1820 г.г. Гондуриным, Федоровым и Ефименко. Пред местными иконами подвешены серебряныя лампады числом 8-м; весу в них до четырех пудов.
Алтарь имеет пять отделений. Св. алтарь, помещается в средине, весь росписан по канифасу живописью. Престол обложен со всех сторон серебряными досками, в средине коих по сторонам изображены: на передней стороне — Тайная Вечеря, на южной — распятие Искупителя нашего Иисуса Христа, на северной — положение Его во гроб, на восточной — Его Воскресение. Весу во всех досках 3 пуда 7 фунтов и 58 золотников.
Нижний храм собора невысок, мрачен; он служит усыпальницею наиболее замечательных астраханских иерархов: 1) архиепис. Федосия — неустрашимаго обличителя самозванца Отрепьева; 2) митроп. Иосифа, пострадавшаго за верность царю; 3) митр. Сампсона — строителя храма и сподвижника в подавлении бунта, и многих других… Здесь же погребены два царя Иверии (Грузии) — Вахтанг и Теймураз.
Архиерейская ризница собора одна из богатейших в России; в ней много драгоценных и старинных вещей, из которых наиболее ценны принадлежности архиерейскаго облачения: митры, панагии, омофоры и проч.
…Успенский собор соединен крытою галлереей с архиерейским домом, в котором находится собрание портретов астраханских митрополитов и архиепископов.
…Соборная колокольня, находится на том месте, где прежде были Пречистенския ворота; построена в 1813 г. Варвацием пожертвовавшим для этого 116.700 р. Ив. Андр. Варваций (кол. сов., родом грек) пожертвовал на астраханския церкви до 228.700 руб. Им же выстроен великолепный храм в Таганроге, во имя Александра Нев.; в этом храм покоились с 11 по 29 дек. 1825 г. смертные останки имп. Александра I.
Источник: «Иллюстрированный спутник по Волге в 3-х частях с картою Волги. Историко-статистический очерк и справочный материал». Составил С. Монастырский. — Казань. 1884 год.
Успенский собор Астраханского кремля виден почти из любой точки города. Ведь это один из самых больших храмов России: его высота — 75 метров! Сооружение — поистине грандиозное даже для богатой купеческой Астрахани, и, уж конечно, на рубеже ХVII-ХVIII веков такое строительство было делом непростым и очень затратным. Между тем, постройке собора сопутствовали проблемы не только технологического и финансового характера. Первый, ещё деревянный, храм, построенный на месте нынешнего Успенского собора в Астрахани, был намного скромнее нынешнего. Ту церковь возвели в конце 60-х годов ХVI века и освятили в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Дело в том, что именно список с этого чудотворного образа из московского Успенского собора прислал в дар городу Иван Грозный, отметив тем самым присоединение Астрахани к Московской Руси. Сретенская церковь была маленькой, а город рос; назревала необходимость в храме большего размера. И вот, по благословению царя Фёдора Иоанновича и Патриарха Иова, в конце ХVI столетия в Астрахань прибыл игумен Феодосий (в 1602 году, с учреждением Астраханской епархии, он станет первым астраханским архиереем). Задача монаха состояла в том, чтобы возвести в городе новую «соборную и апостольскую церковь». Её построили за десять лет и освятили в честь Успения Божией Матери.
Астрахань считалась «младшей сестрой» Москвы, а поскольку столица именовалась «домом Пресвятой Богородицы», то и главный храм Астрахани должен был называться по аналогии с московским — Успенским. Из старого собора в новый перенесли икону, дарованную Иваном Грозным. В середине ХVII века Успенский собор расширили, пристроив к нему придел во имя святых Афанасия и Кирилла. Однако к концу столетия храм уже начал заметно ветшать. И тогда митрополит Савватий задумал «поменять» собор на более величественный и просторный. Это было непростое время для города — в Астрахани свирепствовала чума, косившая жителей тысячами. Архипастырь не боялся заразы: он посещал больных, исповедовал их, провожал в последний путь умерших. А горожане в благодарность жертвовали деньги на строительство нового храма. Так митрополиту удалось собрать десять тысяч рублей. Однако развернуть строительство Савватий не успел — в 1696 году он скончался. Собранные деньги перешли в гражданское ведомство, которое большую часть суммы благополучно присвоило. Новому архиерею — митрополиту Сампсону — из тех денег вернули лишь без малого четыре тысячи… Их хватило на то, чтобы разобрать старый храм и закупить строительные материалы для нового. Сначала владыка рассчитывал на помощь царя, даже писал в 1698 году Петру I, но поддержки не получил. Зато ему удалось увлечь идеей строительства нового собора астраханских купцов, которые стали активно жертвовать деньги на строительство. Оно началось в октябре 1699 года: есть сведения, что митрополит принимал в нём самое деятельное участие — сам таскал кирпичи.
Вот что пишет летописец: «А сего 25 числа поступили 30 человек каменщиков класть соборную нынешнюю церковь 1699 года, октября месяца. Плата им каждому по 13 рублей на хлебе и на харчах, и продолжалось строение 12 лет. Архитектором или мастером при сем прочном и лепном здании через все то время был крепостной зодчий Дорофей Минеев сын Мякишев». За образец крепостной зодчий решил взять другой Успенский собор — что в Рязани, работы Якова Бухвостова. Бухвостов, в свою очередь возводил своё детище, отталкиваясь от форм московского Успенского собора: но рязанский храм — это, конечно же, не копия столичного, его пропорции принципиально пересмотрены, с горизонтали акцент переместился на вертикаль. Сооружение, хотя и очень массивное, кажется устремлённым вверх и, благодаря своим размерам, становится градообразующей доминантой. Тот же приём с блестящим успехом повторил астраханец Дорофей Мякишев. Сначала он видел свой Успенский собор одноглавым, с большим куполом; идея наверняка была интересной, но дали о себе знать погрешности кладки и превышенный предел прочности — на третьем году строительства, в 1702-м году свод обрушился. После этого решили делать традиционные пять куполов. Однако в 1705 году строительство снова затормозилось — на сей раз из-за стрелецкого «свадебного бунта». К восставшим тогда примкнули многие строители… После подавления стрелецкого восстания работы, наконец-то развернулись в полную силу. Уже в 1707 году нижний храм был готов и освящён в честь Владимирской иконы Божией Матери, а ещё через год в нём возобновили придел во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.
В 1709 году пришла новая беда — во время сильнейшего пожара обгорели уже установленные новенькие главы. Ещё не окончив здание, пришлось собор снова ремонтировать. И уже летом 1710 года состоялось торжественное освящение верхнего храма Успенского собора. За свою работу Тимофей Мякишев получил сто рублей. Сумма вполне приличная по тем временам, вот только на то, чтобы выкупить себе свободу, крепостному самородку этих денег не хватило. Интересно, что через двенадцать лет после этого в Астрахань приехал Пётр I, к тому времени уже император. Самодержец не забыл, что в своё время отказал астраханскому владыке в финансовой поддержке строительства. Успенский собор произвёл на Петра Алексеевича такое сильное впечатление, что он, стоя у гробницы митрополита Сампсона, сказал своей супруге: «Вот тот храмоздатель, с которым я ссорился за деньги. Видишь, какое величественное и прекрасное здание воздвигнул он: во всём государстве нет такого храма. Благодарю Бога, что этот храмоздатель был истинный пастырь, и во время бунта не щадил своей жизни и даже за врагов своих просил меня о помиловании». Теперь уже астраханский Успенский собор, навеянный архитектурой Рязани, сам послужил образцом для строительства Никольского Морского собора в новой столице Российской империи — Санкт-Петербурге. Таким, каким мы видим его сейчас — белым с зелёными куполами — Успенский собор был не всегда. Изначально его покрасили в красный цвет, окна и капители оставили белыми, детали галереи сделали сине-жёлтыми. Купола были покрыты железом и украшены золочёными звёздами. К южному порталу примыкала галерея с башенкой, украшенной ангелом-флюгером. По этой галерее проходили на службу архиереи. До наших дней она не сохранилась, будучи уничтожена в лихие 30-е годы прошлого века.
Убранство собора поражало современников своим богатством. Одной из главных реликвий храма считался уникальный восьмиярусный иконостас. Как известно, русские церковные традиции предполагали максимум семь ярусов (в классическом варианте их — пять). Этот же, высотой 23 метра, изготовили в 1703 году мастера из Нижнего Новгорода — отец и сын Иван и Терентий Тимофеевы и Матвей Логинов. Образа для иконостаса поручили писать казанскому изографу Никифору Попову, а также домовому иконописцу купца Г. А. Строганова Ивану Андрееву. В ХIХ веке иконостас был дополнен потрясающими по красоте серебряными царскими вратами. Их чеканил в Санкт-Петербурге мастер Фёдор Штанде, а подарил в 1819 году Успенскому собору купец Пётр Сапожников, который за семь лет до этого выделил средства на подведение под своды четырёх массивных столпов.
После революции 1917 года, когда начались гонения на веру, для большинства российских храмов настали непростые времена. Успенский собор в Астрахани исключением не стал. Сначала из него экспроприировали ценности, потом на несколько лет передали обновленцам, которые совсем не следили за его состоянием. В результате в 1928 году в докладе о состоянии церквей и культурного имущества Астрахани прозвучала такая фраза: «Кафедральный собор представляет из себя громадную музейную ценность, но от времени постепенно изнашивается, даёт трещины и нуждается в тщательном поддержании, что община верующих, в пользовании коей он находится, сделать за отсутствием средств не может». Шли речи и о сносе здания. Непоправимое чуть было не случилось; к счастю, соответствующее постановление окружного исполкома вовремя пересмотрели и решили собор «приспособить». В нижнем храме разместился губернский архив, а верхний передали военным, и они устроили там спортзал. Тогда же встал вопрос о судьбе восьмиярусного иконостаса. Его предполагалось демонтировать, по официальной версии — для того, чтобы смыть позолоту. Против этого категорически возражали в Нижне-Волжском музее. Его резолюция крайне любопытна: «Бывший Успенский собор в г. Астрахани не только лучший памятник стиля московского барокко в Нижне-Волжском крае, но это вообще один из лучших памятников этого стиля всего СССР; иконостас его верхней церкви без сомнения, лучший барочный иконостас в крае. Уничтожение такой исключительной художественно-исторической ценности ради очень небольшого количества золота, которое получится при смывке, краевой музей считает нерациональным». Но слушать сотрудников музея никто не стал: иконостас сняли, разобрали и сожгли, а солдаты местного гарнизона, говорят, потом долго отрабытывали на святых образах меткость стрельбы. Серебряные царские врата пошли на переплавку…
После Великой Отечественной войны, во время которой в Успенском соборе хранили боеприпасы (а потом устроили казармы), заговорили о том, чтобы передать хотя бы часть зданий Астраханского кремля управлению культуры облисполкома. Что и было сделано в 1958 году; передачу приурочили к 400-летию со дня основания города. Начались долгие реставрационные работы сопряжённые со вкрытием находившихся в Успенском соборе захоронений. Все предметы из гробниц передали в фонды краеведческого музея, а останки архиереев переложили в фанерные ящики и поместили в склеп, где раньше покоился свщенномученик Иосиф, митрополит Астраханский и Терский. Останкам грузинских царей Вахтанга VI и Теймураза II, можно сказать, повезло — по настоянию грузинской стороны их оставили в дубовых гробах. Лишь в ноябре 1974 года Успенский собор в числе ещё нескольких памятников кремля передали Астраханскому краеведческому музею; как отмечалось в официальных документах — «в целях использования комплекса историко-архитектурных памятников… для массовой пропагандисткой работы по краеведению». В верхнем и нижнем храмах разместились экспозиции. В крипту тоже водили туристов — показывали места погребения астраханских архипастырей. Верующие же в ходе таких «экскурсий» стремились тайно поклониться месту, где покоились мощи священномученика Иосифа.
Время шло, в стране сменился политический строй, а вместе с ним и отношение к религии. К началу 90-х годов прошлого века астраханский Успенский собор вернули верующим, и в 1992 году, в светлый праздник Рождества Христова, после более чем полувекового перерыва, в храме снова зазвучали молитвы. Первое богослужение тогда прошло в верхнем храме. Там поставили небольшой иконостас — его достали из музейных запасников, куда в своё время привезли из разрушенной церкви села Солёное Займище. Иконостас же для нижнего храма изготовили в древнерусском стиле мастера Троице-Сергиевой Лавры. В наш век прагматизма и стремления перевести жизнь в виртуальную реальность как никогда важно помнить о духовной составляющей нашего бытия. При астраханском Успенском соборе уже более десяти лет действует Центр возрождения православной духовности «Вера, Надежда, Любовь», а также воскресная школа. 26 апреля 2012 года было совершено освящение церкви святой Матроны в селе Самосделка Камызякского района, где учреждено подворье Успенского собора.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №42, 2013 г.
С архитектурной точки зрения, Успенский собор — памятник господствовавшего в то время московского барокко. Здесь и характерная для этого стиля устремлённость ввысь, и праздничный декор, и фигурные купола. Но, астраханский храм всё же отличается от тех, что строили в те годы в Москве. По сравнению с «нарышкинскими» церквями Покрова в Филях или Успения на Покровке (не сохранилась), Успенский собор кажется даже в некоторой степени старомодным. И в этом проявляется влияние рязанского кремлёвского собора. Тут и в помине нет экспериментов с объёмами, сооружение тяготеет к традиционным формам русского соборного храма (большое здание-корабль с пятью главами), а собственно от барокко — замысловатый силуэт и особо пышный, словно точёный белокаменный декор. Декор, кстати, крепостной зодчий Мякишев — а достоверно известно, что вся резьба и лепнина храма выполнена по резным макетам собственноручного Мякишева изготовления, — умел использовать со вкусом. Впрочем, в этом храме декор — не самоцель, он филигранно подчёркивает вертикальные геометрические формы церкви. Мастер отдаёт должное богатым наличникам, при этом стилистически «унифицирует» их с оформлением порталов, не боясь прибегнуть к ассиметрии там, где это обосновано внутренней композицией (несиметричными, при ближайшем рассмотрении, оказываются северный и южный фасады — их порталы «сдвинуты» к алтарной части).
Галерея-гульбище с её аркадой, широкими лестницами, орнаментовкой и «гирьками» — дань традициям ХVII века. Её каменный узор только подчёркивает лёгкость и в то же время грандиозность основного объёма. Галерея ведёт на «кружало» — Лобное место, пристроенное к храму с запада, со стороны площади. Завершения собора — это сложная система парусных сводов, поддерживающая элегантное пятиглавие со световыми барабанами, присущими барокко фигурными куполами и маленькими золочёными главками. На дореволюционных фото можно разглядеть, что какое-то время вместо изначальной фигурной кровли, собор покрывала простая четырёхскатная, но позже реставраторы вернули ей оригинальные формы.
Интересен выбор сцен для росписей в полукруглых подкарнизных нишах храма. Это: на юге — Рождество, Крещение, Спас Нерукотворный; на западе — Моление о чаше, Распятие, Положение во гроб; на севере — Преображение, Воскреснение, Вознесение; на востоке — Сошествие Святого Духа, Успение и Покров Богородицы. Внешние росписи Успенского собора в советское время, в отличие от самого храма, никто не реставрировал. Поновили их уже в наши дни. Галерея или, по-другому, гульбище, — это целая феерия декоративных архитектурных приёмов, унаследованных от эпохи узорочья и художественно переосмысленных в барочном храме. Лестница соединяет Лобное место с главным входом в храм, украшенным мощным порталом. Это исключительная особенность этого собора. Других церквей с подобным «внешним» устройством до нас не дошло.
Успенский собор подчёркнуто «вертикален». Высокий двухсветный объём с широкими окнами создаёт внутри храма великолепную игру естественного света. Фигурные купола и главки напоминают то ли о малороссийской архитектуре, то ли о народном деревнном зодчестве — упав на русскую почву, барокко дало множество интересных архитектурных решений. Изнутри астраханский собор — это не один, а два храма. Сочетание в одном здании летней и зимней (в нижнем этаже) церквей — московская традиция, но в данном случае разделение собора несёт ещё и глубоко смысловую нагрузку. Верхний — светлый, высокий, богато украшенный — храм словно символизирует Небесное, Божественное начало в человеке. Нижний — Владимирский — темен и тесен, его своды низкие и давящие. Это ощущение тесноты усиливают четыре огромные колонны, на которые опирается верхняя церковь.
Владимирский храм будто призывает задуматься о греховности земного бытия, о склепе телесной оболочки, в которую заточена бессмертная душа. Собственно говоря, это и есть склеп — в нём располагаются захоронения астраханских архиреев. С 1885 года здесь вообще не проводили службы иначе, как по большим праздникам, — роль зимнего храма при кафедральном соборе тогда играл Троицкий собор одноимённого монастыря, расположенного по соседству. Упоминая об Успенском соборе, наши предки подразумевали, в первую очередь, верхний храм. И вот тут, к сожалению, — в том, что касается интерьера, — приходится употреблять прошедшее время и, следуя старинным описаниям, «включать воображение». Ибо от разорений богоборческой эпохи главный храм Астрахани не оправился до сих пор. Главная утрата, конечно же, — невероятный иконостас в восемь ярусов.
В последние годы внутреннее убранство собора по мере сил возрождают, при этом стараются придерживаться исторической достоверности, ориентируясь на сохранившиеся свидетельства. Стены и колонны вновь облицованы искусственным мрамором — как это было в прошлом; воссозданы чугунные полы; барабаны изнутри расписаны мастерами из Палеха; из Греции привезли изготовленное на заказ большое паникадило. Верхний храм большую часть времени закрыт. Однако с 2010 года в тёплое время года воскресные и праздничные службы проводятся именно в нём. Уникальными считаются хоры собора в основании центрального барабана, практически прямо под главным куполом. Замечательно и Лобное место. Его диаметр — 15 метров, то есть оно шире знаменитого московского «собрата» и, в отличие от него, непосредственно примыкает к храму. Долгое время Успенский собор был самым высоким сооружением Астрахани. Его высота с крестами — около 70 метров. Колокольня начала ХХ века, хорошо различима на расстоянии 25-30 километров, ещё выше — около 80 метров.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №42, 2013 г.
Первоначально на этом месте в 1560 г. был построен деревянный храм, затем к концу XVI в. он превратился в одноэтажный каменный собор, строительством которого руководил игумен Троицкого монастыря Феодосий. К концу 17 в. каменный собор стал ветшать, о чём писал в грамоте Астраханский митрополит Савватий царям Иоанну и Петру Алексеевичам: «соборная церковь ветха и развалилась». Митрополит стал постепенно собирать средства на строительство нового собора. В то время в Астрахани, в 1692 и 1693 г.г., свирепствовала страшная болезнь – чума, уносившая ежедневно в могилу множество людей. Тем не менее, Митрополит Савватий в это тяжёлое время не оставил паствы своей, утешая её в нахлынувшей скорби и подая многим последнее своё напутствие. Митрополиту удалось собрать пожертвований на сумму в 10000 руб., но первого июля 1696 г. он скончался, и собранные им деньги были взяты в гражданское ведомство. Новый Астраханский митрополит Сампсон получил из этих денег только 3996 руб., которыми он смог расплатиться за разборку старого собора и за материалы, приготовленные для строительства нового. Архипастырь обратился за помощью к царю Петру Алексеевичу, которому писал в 1698 г., но поддержки от правительства он так и не получил. Приходилось митрополиту надеяться на помощь Божию и благотворительность местного купечества. Пожертвования на новый собор были, несомненно, велики, о чём говорит величественный вид храма, на постройку которого требовались огромные средства.
Строительство нынешнего собора началось в 1699 г., для строительства храма митрополит Сампсон нанял тридцать каменщиков во главе с подрядчиком Дорофеем Мякишевым, как сообщает «Ключаревская летопись»: «… а сего 25 числа поступили 30 человек каменщиков класть соборную нынешнюю церковь 1699 г., октября месяца. Плата им каждому по 13 руб. на хлебе и на харчах, и продолжалось строение 12 лет. Архитектором или мастером при сем прочном и лепном здании через все то время был крепостной зодчий Дорофей Минеев сын Мякишев».
Вначале зодчий мыслил сделать собор с одним большим куполом, но при строительстве собора в 1702 г. вследствие поспешности кладки или недостаточной прочности связей обрушился свод храма, и вместо одного огромного купола было возведено пять, что, несомненно, придало храму другой вид. С 1705 до 1706 г. в Астрахани происходил так называемый стрелецкий «свадебный» бунт — антифеодальное восстание которое приостановило ход работ, так как многие каменщики, землекопы и колодники тогда присоединились к восставшим.
В 1707 г. был освящён нижний храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1708 г. в нижнем храме был возобновлён придел во имя Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, только устроен он был уже не с правой, а с левой стороны. В 1709 г. вследствие сильного пожара обгорели соборные главы на почти завершённом соборе. Основные каменные работы по возведению собора завершились к 1710 г., и верхний, главный храм, был освящён 14 августа 1710 г. После сооружения собора его нижний храм стал усыпальницей астраханских иерархов. Именно сюда были перенесены останки всех прежних митрополитов и епископов, среди которых яркие исторические личности: первый астраханский архиерей Феодосий,священомученик, митрополит Астраханский Иосиф и другие. В нижнем храме собора нашли свое последнее пристанище и грузинские цари — Вахтанг VI и Теймураз II.
В 1957 г., когда кремль после долгого забвения открылся для посетителей, Успенский собор представлял печальное зрелище. Во многих местах обваливалась галерея-гульбище. Лобное место было превращено в руины. Много труда пришлось приложить реставраторам, чтобы возродить первозданную красоту внешнего облика главного храма Астрахани.
В 1992 г., после возвращения храма церкви, начался новый этап его восстановление. В нижнем храме был установлен новый иконостас, потолок украшен живописью в византийской манере. В стены храма вмонтированы иконы мастеров Троице-Сергиевой лавры, исполненные в строгом каноническом древнерусском стиле. Богослужения в нижнем храм совершаются ежедневно. В рамках подготовки к 450-летнему юбилею началась масштабная работа по воссозданию внутреннего убранства верхнего храма и реставрации собора специалистами из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. В верхнем храме было восстановлено покрытие из искусственного мрамора стен и колонн. Установлено паникадило, изготовленное по заказу в Греции. Мастера из Палеха расписали купольные барабаны и восстановили все 12 сюжетных росписей маслом в закомарах собора. По сохранившемся описаниям были воссозданы чугунный полы храма. Продолжается работа над иконостасом (его вручную вырезают из массива липы) и иконами. 28 августа 2010 г. в праздник Успения Пресвятой Богородицы был временно открыт верхний храм, в котором прошли торжества в честь 300-летнего юбилея Успенского собора.
Собор выполнен в стиле московского барокко и является одним из лучших памятников этого стиля. Возведен он в традициях древнерусской архитектуры и имеет правильную кубическую форму. Венчают собор пять позолоченных глав с крестами на небольших, деревянных барабанах. Сами барабаны покоятся на куполах барочной формы, покрытых железом. Купол завершают кирпичные барабаны. В каждом барабане имеется по восемь оконных проемов, обрамленных уходящими внутрь наличниками из фасонного кирпича. Между наличниками в простенках с наружной стороны имеется по одной колонке с белокаменной капителью стилизованного коринфского ордера. Барабаны завершаются карнизами из фасонного кирпича. Центральный барабан сверху над наличниками украшен вставками, сделанными из белого камня с резным орнаментом различного рисунка.
Собор имеет два этажа и состоит из двух храмов, верхнего — Успенского и нижнего — во имя Сретения Владимирской иконы Божьей Матери. Расположение нижнего храма одинаково с верхним. Храм имеет входы с трех сторон: северной, западной и южной. Фасады украшены тонкой белокаменной резьбой и фасонным кирпичом более ста видов, северные, южные и западные двери собора, вставлены в богатые, тончайшей работы порталы из кирпича и белого камня. С восточной стороны к основному объему собора примыкает алтарь, выступающий пятью апсидами, а с западной — лобное место с широкой двухмаршевой лестницей.
С момента своего создания в архитектурном отношении храм дошёл до нас практически в первозданном виде, за исключением нескольких деталей. Наиболее серьёзная утрата — разрушенная в 30-х г.г. 20 ст. галерея, примыкавшая к южным дверям храма, сверху украшенная башенкой с вертящимся флюгером в виде ангела с трубой. По ней проходили на службу, совершавшуюся в соборе, правящие архиереи. Внутреннее убранство храма понесло большие утраты в 1923-1958 г.г., революционные изменения не могли обойти эту сокровищницу стороной.
Успенский собор был известен своим внутренним убранством, в верхнем храме до самого купола возвышался восьмиярусный, 23-метровый, золоченый иконостас (авторами иконостаса были нижегородские мастера Иван Тимофеев с сыном Терентием и Матвей Логинов), вызывали восхищение серебряные искусно отделанные царские врата, сделанные петербургским мастером Штанге в 1818 г., сверху на позолоченных цепях спускалось многоярусное паникадило. Ничего из этого в своем первоначальном виде, к сожалению, не дошло до наших дней.
http://www.love-astrakhan.ru/sgt.php?action=view&id=100000042
Пречистенская надвратная колокольня
Существующая в настоящее время колокольня была построена в 1902-1909 г.г. по проекту епархиального архитектора С.И Карягина. Это уже четвертое сооружение на этом месте. Предыдущая колокольня – 1809-1813 г.г. – в конце 1890-х г.г. дала заметный крен в сторону юго-востока и была разобрана. Колокольня имеет высоту около 80 метров и массивную нижнюю часть с тремя проездами.
В 2014-2015 г.г. были проведены работы по сохранению объекта, в том числе реставрация кирпичной кладки проездных арок и колокольни, отделки фасадов проездных арок и колокольни, кровли.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru