В 1641 году игумен Вознесенского монастыря Герасим своею келейною казною стал строить в обители каменную церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». Но он умер, достроив её только до половины. Его преемники не могли продолжать строительство по причине бедности монастыря. В 1652 году игумен Мисаил писал к царю Алексею Михайловичу, прося его достроить эту церковь государевой казною. Царь прислал грамоту к астраханским воеводам и прочим приказным людям с повелением осмотреть церковь: «Сколько сделано и чего не сделано; и велели вы есте сметить (произвести разметку), сколько ту церковь достроить нашею казною, и то строение со всем в отделке во что станет». Но неизвестно, выданы ли были деньги из государственной казны на строительство храма. А в 1660 году игумен Мисаил опять писал царю, прося его о денежной помощи для довершения каменной церкви, которая теперь уже называлась не Знаменской, а Вознесенской. По словам челобитчика, церковь уже девять лет стояла недостроенною и, что было сложено, размывалось сыростью и дождём.
Неизвестно, было ли закончено строительство этого храма в описываемое время, только по летописным известиям новый каменный соборный храм был освящён в 1699 году и назывался он теперь уже Благовещенским. В алтаре этого Благовещенского храма хранился деревянный крест с надписью: «Освятися жертвенник Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Пресвятые Владычицы и Богородицы и Присно Девы Марии чеснаго и славного Благовещения Ея при державе Благочестивейшаго Великого Государя князя Петра Алексеевича Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и при Святейшем великом Господине Адриане Патриархе Московском, Преосвящённым Сампсоном Митрополитом Астраханским и Терским в лето от Рождества во плоти Бога Слова 1699 году июля 20 дня на память Святого Мефодия Епископа Патарского».
Синодик Вознесенского монастыря, писанный в XVII веке, свидетельствует о существовании в Астрахани, в конце этого столетия, двух женских обителей: Благовещенской и Пятницкой. После 1703 года нигде никаких свидетельств о Пятницком монастыре больше нет. Скорее всего, сёстры этой обители вместе с Благовещенскими монахинями были переведены в упразднённый Вознесенский монастырь. Об этом можно судить и по тому, что к соборному монастырскому Благовещенскому храму в это время был пристроен придел в честь мученицы Параскевы Пятницы.
Благовещенский соборный храм был построен в древнерусской архитектуре. На прямоугольной вытянутой вширь центральной части храма стояли два небольших барабана закруглённой формы с миниатюрными главками, увенчанными ажурными крестами. Над трапезою в приделе Мученицы Параскевы находилась старая колокольня, после построения новой стоявшая без употребления. Старая колокольня была невысокой, двухъярусной, шестигранной. Деревянный купол её завершался высоким остроконечным шпилем, увенчанным ажурным крестом. Своеобразие Благовещёнскому собору придавало то, что и центральный и придельный храмы составляли из себя две его равных половины, как бы сдвоенные между собою (отчего и две главы над его центральною частью). Алтари с внешней стороны тоже были как бы сдвоены и лишь незначительно отличались друг от друга. С запада, севера и юга собор опоясывала каменная галерея, застеклённая со всех сторон. Под храмом находился подвальный этаж, где располагались шесть палаток для хозяйственных нужд.
Внутри Благовещенского собора как центральный, так и боковой придел украшали трёхъярусные иконостасы – резные, покрытые позолотой. Устроены они были в начале XVIII столетия и несколько раз серьёзно подновлялись, в последний раз в 1908-1909 годах, когда из иконостасов были удалены некоторые потускневшие старые иконы и заменены новыми, лучшей работы. В начале XVIII века была произведена и роспись храма, которая также подновлялась в 1908-1909 годах.
До 1928 года оба монастырских храма стояли неиспользованными, что очень возмущало горсовет, который 12 июня этого года «выдвигал на разрешение ГИКа вопрос о разборке летней церкви (т. е. Благовещенского собора) и колокольни б. девичьего монастыря и использования зимней церкви того же монастыря (т. е. Иоанно-Богословского) под жилые квартиры». Но Иоанно-Богословская церковь под квартиры так и не была переоборудована, а 25 октября 1928 года Астраханский окрисполком принимает решение «о передаче в Госфондовую комиссию при Астраханском ОФО для реализации: колокольни с зимней и летней церквами бывшего девичьего монастыря». В 1929 году было продано под слом (на кирпич) здание Иоанно-Богословской церкви, вместе с которой была разобрана и часовня «Живоносный источник». А 22 апреля 1930 года было принято решение о продаже под снос здания Благовещёнского собора. Тогда же была сломана и величественная монастырская колокольня.
Со временем, в 1949 году, большая часть монастыря была передана Астраханскому облвоенкомату, который до сих пор в них и располагается. В части одноэтажных деревянных келий, располагавшихся в северной и восточной части обители, сейчас находится частный жилой фонд. Под квартирою находится и сохранившаяся часовня Святителя Николая. Сохранилась и большая часть монастырской стены, хотя состояние её оставляет желать лучшего.
Часть северной стены монастыря в начале 90-х годов упала. Её начали было восстанавливать, но была поднята лишь одна треть стены, на остальное средств не хватило. Оставшуюся часть северной стены, готовую в любой момент рухнуть, подпёрли бетонными блоками, и о реставрации её, к сожалению, речи не ведётся.
https://blagoveshenie.paskha.ru/hramy/rossia/astrahan/