Астрахань. Благовещенский женский монастырь.

На перекрёстке улиц Советской и Калинина до сих пор можно увидеть сохранившуюся часть некогда обширного комплекса Благовещенского женского монастыря. История женской обители на этом месте начинается с начала XVIII века – до этого здесь находился древний Вознесенский мужской монастырь. Вознесенский монастырь был первым церковным строением, возникшим за пределами Кремля и Белого города, на той территории, которая в середине XVII века получит название Земляного города. В конце XVI века у восточной стены острога находился убогий дом, или богадельня, называемая «Царское богомолье». Далее, спускаясь к реке Кутум, тянулся Государев сад, пожертвованный в 1598 году Успенскому собору на вечный помин по скончавшемуся в тот год царю Фёдору Иоанновичу. При убогом доме находилось кладбище для погребения странных, т.е. бездомных или бедных. По преданию, на этом кладбище с давних времён стояла часовня с иконой Вознесения Господня. Жил при этой часовне чёрный священник (иеромонах) Мисаил, отпевавший усопших и служивший по ним панихиды. В 1604 году первый астраханский архиепископ Феодосий велел старцу Мисаилу «поставить храм Вознесения Господа нашего Иисуса Христа за острогом на бугре у убогого дома Царское богомолье и для погребения странных, и благословил его монастырь строити и братию собирати». Но монастырский храм выстроить не удалось из-за начавшейся в 1606 году великой смуты в Русском государстве, окончившейся только в 1614 году. Видимо, монастырь так оскудел, что долго не мог оправиться от обрушившихся на него напастей. Только в 1620 году было закончено строительство деревянного соборного храма. Позже под престолом главного алтаря соборной церкви на деревянном столбце была найдена надпись: «Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Святого Вознесения Его преосвященным Ануфрием, архиепископом Астраханским и Терским, при Государе царе и Великом князе Михаиле Фёдоровиче всея России Самодержце и при его священно-Богомольце Святейшем Патриархе Филарете Московском и всея России на память обретения Святые Главы святаго славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. Лета 7128 (1620) мая в 25 день».
Монастырь был очень беден, первое время питался «Христовым именем», то есть подаянием, и только при астраханском архиепископе Макарии в 1631 году ему даны были для пропитания рыболовные воды. Первоначально монастырь был обнесён деревянным тыном, но, несмотря на это, считался серьёзным укреплением, усиливающим фортификационные сооружения восточной части Белого города. При обители почти с самого её основания стала образовываться слободка, состоявшая из русских, сумевших бежать из крымского и ногайского плена. Этих беглецов записывали в монастырские слуги и детёныши, и они, пользуясь освобождением от государственной службы и налогов, быстро обустраивались на новом месте, образовав к середине XVII века обширную монастырскую слободу. Сам монастырь, занимавший территорию, равную 2 300 квадратных сажень, также быстро обустраивался: внутри ограды ставились братские келии, различные хозяйственные постройки. Но все эти постройки были преимущественно деревянными.
Только в 1641 году игумен Вознесенского монастыря Герасим своею келейною казною стал строить в обители каменную церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». Но он умер, достроив её только до половины. Его преемники не могли продолжать строительство по причине бедности монастыря. В 1652 году игумен Мисаил писал к царю Алексею Михайловичу, прося его достроить эту церковь государевой казною. Царь прислал грамоту к астраханским воеводам и прочим приказным людям с повелением осмотреть церковь: «Сколько сделано и чего не сделано; и велели вы есте сметить (произвести разметку), сколько ту церковь достроить нашею казною, и то строение со всем в отделке во что станет». Но неизвестно, выданы ли были деньги из государственной казны на строительство храма. А в 1660 году игумен Мисаил опять писал царю, прося его о денежной помощи для довершения каменной церкви, которая теперь уже называлась не Знаменской, а Вознесенской. По словам челобитчика, церковь уже девять лет стояла недостроенною и, что было сложено, размывалось сыростью и дождём. Неизвестно, было ли закончено строительство этого храма в описываемое время, только по летописным известиям новый каменный соборный храм был освящён в 1699 году и назывался он теперь уже Благовещенским. В алтаре этого Благовещенского храма хранился деревянный крест с надписью: «Освятися жертвенник Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Пресвятые Владычицы и Богородицы и Присно Девы Марии чеснаго и славного Благовещения Ея при державе Благочестивейшаго Великого Государя князя Петра Алексеевича Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и при Святейшем великом Господине Адриане Патриархе Московском, Преосвящённым Сампсоном Митрополитом Астраханским и Терским в лето от Рождества во плоти Бога Слова 1699 году июля 20 дня на память Святого Мефодия Епископа Патарского».
После упразднения в 1700 году астраханского Троицкого монастыря его братия во главе с архиманд-ритом Рувимом была переведена в монастырь Вознесенский. В 1706 году был упразднён и Вознесенский монастырь. В «Ключаревской летописи» причиной его закрытия называлось активное участие в стрелецком «свадебном» бунте архимандрита монастыря Рувима. Этот, по словам «Ключаревской летописи», организатор восстания и один из вождей бунтовщиков после упразднения Вознесенской обители официально назначается настоятелем Спасо-Преображенского монастыря и здесь мирно оканчивает свои дни. На самом деле Вознесенский монастырь окончил своё существование в связи с направленной политикой императора Петра I по упразднению монастырских землевладений. Монастыри нищали и как ненужные, по мысли Петра I, упразднялись. По упразднении Вознесенского монастыря братия его была переведена в Спасо-Преображенский монастырь, а архимандрит Рувим стал его настоятелем. В опустевшую обитель были переселены сестры из женского монастыря, и она стала именоваться Благовещенскою.
Существование женского Благовещенского монастыря в Астрахани прослеживается с первой четверти XVII века. Долгое время считалось, что первое упоминание о женской обители в Астрахани относится к 1628 году, где под следственным делом о рыболовных водах Астраханского Троицкого монастыря находится подпись дьякона Благовещенского женского монастыря Ивана. Но, благодаря трудам современного волгоградского исследователя А.В. Дубакова, в архивах С.-Петербурга найдены упоминания об Астраханском женском монастыре и в 1614 и 1619 годах. Находился он где-то на территории Белого города, возможно, рядом со Знаменским храмом, построенным в начале 70-х годов XVII века. В то же время голландский путешественник Корнилий де Бруин, посетивший Астрахань в 1703 году, упоминает о женском Пятницком монастыре. Предполагают, что так он называл Благовещенский монастырь, но синодик Вознесенского монастыря, писанный в XVII веке, свидетельствует о существовании в Астрахани, в конце этого столетия, двух женских обителей: Благовещенской и Пятницкой. После 1703 года нигде никаких свидетельств о Пятницком монастыре больше нет. Скорее всего, сёстры этой обители вместе с благовещенскими монахинями были переведены в упразднённый Вознесенский монастырь. Об этом можно судить и по тому, что к соборному монастырскому Благовещёнскому храму в это время был пристроен придел в честь мученицы Параскевы Пятницы.
В 1722 году, готовясь к приезду в Астрахань императора Петра I, астраханский губернатор Артемий Волынский очистил кремль от многих деревянных зданий для строительства на их месте большого трёхэтажного государева дворца. Вместе с другими зданиями из кремля были перенесены несколько храмов, в том числе и древняя домовая воеводская церковь в честь Апостола Иоанна Богослова. Этот деревянный храм был разобран и перенесён в Благовещенский монастырь, где был поставлен рядом с собором. Иоанно-Богословский храм был перенесён вместе со всею утварью, в том числе и с хранившейся в нём с 1672 года чтимой иконой Божией Матери «Живоносный источник». Эта икона, принесённая в Астрахань воеводою Иваном Богдановичем Милославским, послужила залогом замирения бунтующего города, находившегося в руках разинцев. В честь этого образа в перенесённом Иоанно-Богословском храме был устроен придел.
В 1764 году во время утверждения штатов для монастырей Благовещенский женский монастырь не был включён в штаты, и, лишившись всего своего содержания, подлежал упразднению. Но благодаря заступничеству и ходатайству за него астраханского епископа Мефодия монастырь сохранил своё существование. Дважды, в 1765 и в 1767 годах, владыка ходатайствовал перед Святейшим Синодом, доказывая необходимость для Астрахани, как города пограничного и закрытого, иметь женскую обитель. Владыка указывал на то, что в этот монастырь по его благословению «присылаются от консистории нашей иноверные разных, яко-то: Махометанского, Католинского, Лютеранского, Кальвинского, Армянского и прочих законов женского пола, желающие к восприятию веры Греческого исповедания, каковых каждый год бывает довольное число; да и ныне из оных некоторые с постриженными монахинями находятся». В 1768 году по указу Ея Императорского Величества велено отдавать в Благовещенский монастырь из астраханского купеческого магистрата на содержание 200 рублей.
Епископ Мефодий очень любил Благовещенскую обитель и много заботился о ней. В своих грамотах он именовал монастырь «Астраханским Благовещенским вторым собором». На свои средства и на пожертвования от астраханского купечества он начал в монастыре перестраивать в камне Иоанно-Богословский храм. Эта каменная церковь с приделом в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» была закончена и освящена 19 марта 1765 года. Церковь была устроена тёплой и в ней служили в зимнее время. Кроме храма, епископом Мефодием на его собственные средства была выстроена новая каменная ограда вокруг монастыря вместо старого деревянного палисада, а также каменные келии для игумении и монахинь. 17 мая 1774 года произошедший в Астрахани пожар принёс много несчастья и в Благовещенскую обитель. Игумения Маргарита так описывала в своём доношении епископу Мефодию последствия этого страшного события: «Как на Соборном Благовещенском храме, так и на придельном в честь мученицы Параскевы Пятницы пожаром были истреблены две деревянные главы с крестами, деревянные крыши на алтарях и на трапезах и стоящая при храме деревянная паперть; на колокольне глава с крестом и внутри лестницы и мосты; келии деревянные все без остатка погорели, на каменных келиях игуменской и для больных и престарелых монахинь крыши все изломаны: в соборном храме с приделом от сильного огня появились немалые расселины; с колокольни колокола от перегорания перекладов все попадали на имеющийся под ними свод, и от чего большой колокол весом в пятьдесят пять пудов разбился, и в довершении всего с левой стороны каменная монастырская ограда сажень в двадцать длиною отвалилась и упала». Игумения просила походатайствоватъ епископа Мефодия о выдаче монастырю 500 рублей из коллегии экономии, так как сама обитель не в силах была справиться с последствиями пожара, а от астраханских жителей, почти всех пострадавших от пожара не меньше монастыря, помощи ждать не было возможности.
В апреле 1775 года требуемая сумма выдана была обители. В 1778 году игуменией Маргаритой была устроена небольшая каменная часовня в юго-восточном углу монастыря. В этой часовне была поставлена очень почитавшаяся астраханцами хранившаяся в обители икона Святителя Николая Чудотворца. С 1848 по 1851 год при игуменьи Аполлинарии старанием астраханского купца Абезъянина капитально был отремонтирован настоятельский дом и отдающееся в наём монастырское здание, а также Иоанно-Богословская церковь. Этим купцом была восстановлена и часть упавшей северной стены обители. Иоанно-Богословская церковь, несмотря на постоянные исправления, к середине XIX столетия пришла в крайнюю ветхость и стала грозить разрушением. По благословению Астраханского архиепископа Афанасия (Дроздова) была предпринята значительная перестройка храма, сильно изменившая его первоначальный облик.
Возобновлённый храм был освящён 30 октября 1865 года. К 70-м годам XIX века пришли в состояние почти полного разрушения старинные монастырские стены, окружавшие обитель. Игуменьи Аполлинарии пришлось приложить много стараний, чтобы привести стены в надлежащий вид. Позже стены ещё несколько раз ремонтировались, но к началу XX столетия они уже имели ухоженный вид.
В ночь с 29 на 30 июня 1894 года в Благовещенском монастыре произошёл пожар, от которого сгорели или были сильно повреждены огнём многие здания. Сгорели два деревянных корпуса, сдаваемых в аренду вместе со стоящими рядом деревянными каретником и конюшней; деревянный корпус, где размещалась церковно-приходская школа; трапезная для монахинь и восемь келий, помещавшихся под этим корпусом; каменная кухня с кладовыми и амбарами для дров; каменный флигель, где жила настоятельница монастыря, и деревянный ледник с деревянным амбаром под ним. После этого несчастья стараниями игуменьи Аполлинарии и заступившей на её место в 1896 году новой игуменьи Зинаиды было выстроено много новых жилых и хозяйственный строений.
В 1896 году площадь монастыря значительно увеличилась через присоединение к нему с западной стороны участка земли, уступленного городским обществом. Здесь в 1898 году, в юго-западном углу ограды, было построено каменное одноэтажное здание для церковно-приходской школы. В том же 1896 году на месте каменного здания для настоятельницы монастыря, построенного ещё в 1786 году епископом Мефодием, был выстроен новый одноэтажный каменный дом. В 1897-1900 годах в обители были выстроены ещё два новых корпуса: первый – в западной части – каменный, двухэтажный, вмещавший в себя трапезную, кухню и просфоропекарню, комнату для рукоделия и иконописания и несколько жилых келий; второй – в южной части – двухэтажный, полукаменный с келиями для сестёр монастыря. Для хозяйственных нужд обители близ южной стены был выстроен каменный корпус, где были расположены каретник, конюшня, баня и дровник. В 1900-1901 годах по благословению игуменьи Зинаиды была перестроена часовня Святителя Николая в юго-восточном углу обители. К концу XIX столетия эта часовня пришла в крайнюю ветхость. В 1900 году часовню разобрали, в конце марта 1901 года началось строительство новой часовни. Освящена в феврале 1901 года.
На приобретённом у города участке земли в начале XX столетия была воздвигнута новая монастырская колокольня. В марте 1906 года игуменья Зинаида испрашивала разрешения астраханского епископа Георгия (Орлова) на строительство новой колокольни по выбранному плану. Предварительный подсчёт материала и работ указывал на сумму в 20 тыс. рублей, из которых 15 тыс. выделил монастырь, а 5 тыс. надеялись собрать с благотворителей. С весны 1905 года приступили к работам. Строительство шло успешно и закончилось в сентябре 1907 года. Окончательный подсчёт израсходованных сумм показал, что колокольня обошлась гораздо дороже, чем предполагали. Это произошло оттого, что благотворители монастыря, в особенности известный астраханский купец С.В. Носков, превзошли ожидания игумении и монахинь, отчего появилась возможность строительства в более широких размерах.
Благовещенский соборный храм был построен в древнерусской архитектуре. На прямоугольной вытянутой вширь центральной части храма стояли два небольших барабана закруглённой формы с миниатюрными главками, увенчанными ажурными крестами. Над трапезою в приделе мученицы Параскевы находилась старая колокольня, после построения новой стоявшая без употребления. Старая колокольня была невысокой, двухъярусной, шестигранной. Деревянный купол её завершался высоким остроконечным шпилем, увенчанным ажурным крестом. Своеобразие Благовещенскому собору придавало то, что и центральный и придельный храмы составляли из себя две его равных половины, как бы сдвоенные между собою (отчего и две главы над его центральною частью). Алтари с внешней стороны тоже были как бы сдвоены и лишь незначительно отличались друг от друга. С запада, севера и юга собор опоясывала каменная галерея, застеклённая со всех сторон. Под храмом находился подвальный этаж, где располагались шесть палаток для хозяйственных нужд.
Внутри Благовещенского собора как центральный, так и боковой придел украшали трёхъярусные иконостасы – резные, покрытые позолотой. Устроены они были в начале XVIII столетия и несколько раз серьёзно подновлялись, в последний раз в 1908-1909 годах, когда из иконостасов были удалены некоторые потускневшие старые иконы и заменены новыми, лучшей работы. В начале XVIII века была произведена и роспись храма, которая также подновлялась в 1908-1909 годах. Иоанно-Богословская церковь после перестройки 1865 года фактически утратила свой первоначальный облик.
Храм представлял собою длинное прямоугольное здание, накрытое двухскатною крышею. Снаружи совершенно стиралась грань между центральною частью храма и его трапезой. Над центральной частью находился небольшой, округлой формы барабан, покрытый шлемообразным куполом и увенчанный ажурным крестом. Над алтарной частью храма тоже имелась маленькая главка с крестом. Внутри храма, как в центральном, так и в боковом приделе, имелись двухъярусные иконостасы, изготовленные при построении нового каменного храма в 1865 году. В 1903 году эти иконостасы были заменены новыми, в 1903-1904 годах на средства известного астраханского благотворителя купца С.В. Носкова храм был заново расписан священными изображениями.
Построенная в 1907 году в изящном древнерусском архитектурном стиле колокольня имела три яруса и находилась над святыми вратами при входе в обитель с западной стороны. Колокольня имела 28 саженей в вышину и покоилась на прямоугольном основании «святых врат». Далее шёл первый мощный шестигранный ярус, с шестью малыми прямоугольными окошками в нижней его части и шестью круглыми – в верхней. Второй и третий ярусы имели более ажурные воздушные формы с шестью большими окнами для звона каждый. Венчал колокольню венцеобразный купол с позолоченными яблоком и восьмиконечным крестом. Вверху колокольни под куполом в виде бордюра была выведена церковнославянскими золотыми буквами надпись: «Благословен грядый во имя Господне». Наибольший колокол на колокольне весил 421 пуд 30 фунтов и обладал приятным и довольно сильным звуком. На верхней его части была сделана надпись: «Благовествуй земле радость велию», а на нижней: «В царствование императора Николая Александровича сооружён в женский Благовещёнский монастырь в Астрахани при игумении Зинаиде, попечителе Стефании и монахине Платониде». Под колокольней располагались святые врата – главный вход в обитель. Над входом была сделана надпись полукругом: «Радуйся Благодатная, Господь с Тобою». Внутри святых врат были написаны сёстрами обители священные изображения.
Посреди монастыря при входе в соборный и Иоанно-Богословский храмы располагалась часовня с хранившейся здесь главной святыней обители – иконой Божией Матери «Живоносный источник». Часовня небольшая, круглая, каменная, внутри была вся уставлена иконами, среди которых, на восточной стороне, находился чудотворный образ. Среди часовни был установлен колодезь, где совершались молебны с водосвятием. Вторая часовня – Святителя Николая, располагалась на юго-восточном углу монастырской стены. Построена она была в древнерусском стиле восьмигранной формы, увенчанная металлическим шатром. Нижний край шатра опоясывает кольцо из кокошников. Поверху продолжением шатра шёл ажурный металлический фонарь с позолоченной миниатюрной главкою и с восьмиконечным крестом. С северной стороны часовни был пристроен особый каменный притвор, ведший во внутренний дворик монастыря. С южной стороны, где располагалась Армянская площадь, в стене часовни была сделана дверь, с двумя окошками по её бокам. Эта дверь была с улицы внутрь часовни. Здесь находился вызолоченный иконостас, устроенный в 1901 году, с обновлёнными, а также новыми иконами.
Стены монастыря, опоясывающие его по всему периметру, имели несколько башенок как с восточной, так и с северной стороны. Эти башенки имели округлую форму, увенчанные каменным шпилем, с флюгером в виде ангела наверху. Внутри ограды монастыря находились: в центральной части – одноэтажный каменный настоятельский корпус и двухэтажный полукаменный корпус для сестёр обители; в западной части – двухэтажный каменный корпус с помещеиями для трапезной, кухни, просфорни и иконописной и золотошвейной мастерских; в юго-западной – одноэтажный каменный корпус для церковно-приходской школы и, наконец, в южной части – каменный одноэтажный корпус для хозяйственных служб обители. Кроме того, в северной и восточной части монастыря находилось множество небольших деревянных строений, используемых под кельи.
Главной святыней Благовещенского женского монастыря являлась чудотворная икона Божией Матери «Живоносный источник». Эта икона была походною у воеводы Ивана Богдановича Милославского, посланного с ратью на усмирение мятежной Астрахани, находившейся в руках разинцев. Астрахань сдалась на милость Царицы Небесной, приняв Её святую икону как залог мира. После этого икона «Живоносный источник» была поставлена в находившихся в центре кремля воеводских палатах, в домовой воеводской церкви в честь Апостола Иоанна Богослова. В 1722 году Иоанно-Богословская церковь была перенесена в Благовещенский монастырь вместе с иконой Божией Матери. В честь этого образа при Иоанно-Богословской церкви был устроен особый придел. После перестройки этого храма в 1865 году была сооружена отдельная часовня, куда и был поставлен чудотворный образ. Второй святынею монастыря считался древний образ Святителя Николая Чудотворца, хранившийся в часовне, расположенной в юго-восточной части монастырской стены.
В конце 1918 года для Благовещенского монастыря настали тяжёлые времена: в это время в низовья Волги с Северного Кавказа с боями отступали части 11-й Красной Армии. В Астрахани были размещены руководство фронтом и армией, многие воинские части, а также лазареты для больных воинов, которых косил тиф. Реввоенсовет сразу же начал требовать у насельниц Благовещёнского монастыря предоставить свободные монастырские корпуса для нужд лазарета 11-й Армии. Монастырский приходской совет ответил на это, что свободных корпусов в своём распоряжении не имеет, так как и в обыкновенное мирное время он всегда был переполнен насельницами. Тогда Реввоенсовет не стал больше отягощать себя перепискою и приказным методом направил в обитель на постой 130-й стрелковый полк. Вселение «революционно-сознательных» солдат в стены монастыря не обошлось без бесчинств и погромов. Насельниц насильно выпроваживали из их келий, нимало не задумываясь о дальнейшей их судьбе.
После вселения солдат верующим был сильно стеснён вход в обитель для посещения богослужений в храме. А часовня Святителя Николая вообще оказалась запертою. Монастырский приходской совет писал в феврале 1919 года в Астраханский губисполком, говоря о том, что он, «сознавая остроту квартирного вопроса в городе, мирится с тем крайне уплотнённым положением, в какое поставлены насельницы монастыря, но вместе с тем считает своим нравственным долгом заявить, что расквартирование военных частей в женском монастыре обидно для религиозного сознания верующих. Церковный совет со своей стороны выражает желание, чтобы Благовещенский девичий монастырь использован был в виде военных нужд Советской республике более рациональным способом, без стеснения религиозных чувств православного населения города Астрахани». В конце письма говорилось о том, что «Благовещенский церковно-приходской совет предлагает в Ваше распоряжение услуги насельниц монастыря и вместе с тем ходатайствует об открытии в монастыре лазарета и швейни для санитарно-военных нужд, для чего освободить монастырь от постоев войск». Местные власти удовлетворили ходатайство, и с 4 марта 1919 года в монастыре был размещён лазарет.
В начале 1920-х годов с размещением на территории монастыря детского дома № 6, а также учреждения для морально дефектных детей, все монахини из обители были выселены, но монастырские храмы по-прежнему остались в их распоряжении. После перевода в ноябре 1921 года учреждения для морально дефектных детей в бывший Покрово-Болдинский монастырь территория бывшего Благовещенского монастыря была преобразована в детский городок № 2. 23 ноября 1923 года начальник Адмотдела подал в президиум губисполкома докладную записку, где говорилось, что «остаётся вопрос покончить с монастырскими храмами (Благовещенского монастыря) в целях устранения детей от религиозных предрассудков, т.к. ежедневная служба в стенах детского городка и при присутствии монахинь и молящихся вредно влияет на психологию и воспитание детей». Накануне, согласно постановлению ВЦИК от 3 августа 1922 года о перерегистрации всех религиозных обществ, церковной общине при храмах бывшего Благовещенского монастыря было отказано в регистрации. После того как «старая» община по закону была отстранена, а новой организовано не было, оба монастырских храма перешли в ведение государства. После выселения из обители и закрытия её храмов часть насельниц во главе с игуменией Платонидой (Пасмурновой) перешли в Единоверческий Вознесенский храм. Эти монахини составили церковный хор, который пел в этом храме вплоть до его закрытия в 1930 году. В 20-х годах началось постепенное уничтожение зданий бывшей обители.
До 1928 года оба монастырских храма стояли неиспользованными, что очень возмущало горсовет, который 12 июня этого года «выдвигал на разрешение ГИКа вопрос о разборке летней церкви (т.е. Благовещенского собора) и колокольни б. девичьего монастыря и использования зимней церкви того же монастыря (т.е. Иоанно-Богословского) под жилые квартиры». 25 октября 1928 года Астраханский окрисполком принимает решение «о передаче в Госфондовую комиссию при Астраханском ОФО для реализации: колокольни с зимней и летней церквами бывшего девичьего монастыря». В 1929 году было продано под слом (на кирпич) здание Иоанно-Богословской церкви, вместе с которой была разобрана и часовня «Живоносный источник». А 22 апреля 1930 года было принято решение о продаже под снос здания Благовещенского собора. Тогда же была сломана и величественная монастырская колокольня.
В 1949 году большая часть монастыря была передана Астраханскому облвоенкомату, который до сих пор в них и располагается. В части одноэтажных деревянных келий, располагавшихся в северной и восточной части обители, сейчас находится частный жилой фонд. Под квартирою находится и сохранившаяся часовня Святителя Николая. Сохранилась и большая часть монастырской стены, хотя состояние её оставляет желать лучшего. Часть северной стены монастыря в начале 1990-х годов упала. Её начали было восстанавливать, но была поднята лишь одна треть стены, на остальное средств не хватило. Оставшуюся часть северной стены, готовую в любой момент рухнуть, подпёрли бетонными блоками, и о реставрации её, к сожалению, речи не ведётся.
Информация с сайта Астраханско-Енотаевская епархия

Астраханский в честь Вознесения Господня мужской монастырь находился в Астрахани близ кремля (на пересечении совр. улиц Советская и Морской Сад). В 1604 г. по благословению первого Астраханского архиеп. свт. Феодосия (Харитонова) «за острогом, на бугре, у убогаго дома» иером. астраханского во имя Св. Троицы мон-ря Мисаил построил деревянную церковь, рядом с к-рой хоронили странников. 25 мая 1620 г. церковь была освящена в честь Вознесения Господня, вокруг храма собралась монашеская община. Вскоре близ мон-ря возникла небольшая слобода для монастырских служек, к 1630 г. насчитывавшая до 70 дворов. В 1641 г. игум. Герасимом было начато строительство в А. м. каменной Знаменской ц., прекратившееся после его смерти, в 1660 г. царь Алексей Михайлович повелел завершить строительство храма за счет казны, в 1699 г. он был возведен и освящен в честь Благовещения.
Царь Борис Феодорович Годунов пожаловал мон-рю денежную ругу и рыбные ловли на р. Кутум, в 1617 г. царь Михаил Феодорович взамен руги предоставил мон-рю пошлинные льготы на рыбные ловли и соляные промыслы, а также запретил забирать в стрельцы и на государеву службу бежавших из плена, из Ногайского и Крымского ханств, выходцев из России, поселившихся рядом с мон-рем. В 1624 г. обитель получила также денежный и хлебный оклад и право беспошлинно собирать соль на озерах в 2 раза больше, чем прежде, монастырские крестьяне были освобождены от казенных работ. В 1628 г. астраханский воевода пожаловал в откуп мон-рю учуг Вешняк и протоку Василиску. В 1672 г. царь лишил астраханское духовенство ряда льгот и возложил на него часть гос. расходов — А. м. начал платить пошлины с рыбных ловель, астраханский воевода вывел в посад из монастырской слободки 56 чел., в 1704 г. рыбные ловли мон-ря были отданы астраханскому в честь Преображения Господня мон-рю. Эти меры привели к резкому ухудшению экономического положения мон-ря и недовольству братии, принявшей активное участие в астраханском бунте 1705-1706 гг., инициатором к-рого был игум. А. м. Рувим. После подавления бунта А. м. был упразднен, на его территории разместился астраханский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женский монастырь.
http://www.pravenc.ru/text/76748.html

История женской обители на этом месте начинается с начала 18 в. – до этого здесь находился древний Вознесенский мужской монастырь. Вознесенский монастырь был первым церковным строением, возникшим за пределами Кремля и Белого города, на той территории, которая в середине 17 в. получит название Земляного города.
В конце 16 в. у восточной стены острога находился убогий дом, или богадельня, называемая «Царское богомолье». Далее, спускаясь к реке Кутум, тянулся Государев сад, пожертвованный в 1598 г. Успенскому собору на вечный помин по скончавшемуся в тот год царю Фёдору Иоанновичу. При убогом доме находилось кладбище для погребения странных, т. е. бездомных или бедных жителей города, которых некому было хоронить. По преданию, на этом кладбище с давних времён стояла часовня с иконой Вознесения Господня. Жил при этой часовне чёрный священник (иеромонах) Мисаил, отпевавший усопших и служивший по ним панихиды. В 1604 г. первый астраханский архиепископ Феодосий велел старцу Мисаилу «поставить храм Вознесения Господа нашего Иисуса Христа за острогом на бугре у убогого дома Царское богомолье и для погребения странных, и благословил его монастырь строити и братию собирати». Но монастырский храм выстроить не удалось из-за начавшейся в 1606 г. великой смуты в Русском государстве, окончившейся только в 1614 г. Видимо, монастырь так оскудел, что долго не мог оправиться от обрушившихся на него напастей. Только в 1620 г. было закончено строительство деревянного соборного храма.
Только в 1641 г. игумен Вознесенского монастыря Герасим своею келейною казною стал строить в обители каменную церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». Но умер, достроив её только до половины. В 1652 г. игумен Мисаил писал к царю Алексею Михайловичу, прося его достроить эту церковь государевой казною. Царь прислал грамоту к астраханским воеводам и прочим приказным людям с повелением осмотреть церковь: «Сколько сделано и чего не сделано; и велели вы есте сметить (произвести разметку), сколько ту церковь достроить нашею казною, и то строение со всем в отделке во что станет». Но неизвестно, выданы ли были деньги из государственной казны на строительство храма. А в 1660 г. игумен Мисаил опять писал царю, прося его о денежной помощи для довершения каменной церкви, которая теперь уже называлась не Знаменской, а Вознесенской. По словам челобитчика, церковь уже девять лет стояла недостроенною и, что было сложено, размывалось сыростью и дождём. Неизвестно, было ли закончено строительство этого храма в описываемое время, только по летописным известиям новый каменный соборный храм был освящён в 1699 г. и назывался он теперь уже Благовещенским.
После упразднения в 1700 г. астраханского Троицкого монастыря его братия во главе с архимандритом Рувимом была переведена в монастырь Вознесенский. В 1706 г. был упразднён и Вознесенский монастырь. Монастырь окончил своё существование в связи с направленной политикой императора Петра I по упразднению монастырских землевладений. Многие обители лишились своих имений, служивших для них единственным источником пропитания. Монастыри нищали и как ненужные, по мысли Петра I, упразднялись. По упразднении Вознесенского монастыря братия его была переведена в Спасо-Преображенский монастырь, а архимандрит Рувим стал его настоятелем. В опустевшую обитель были переселены сестры из женского монастыря, и она стала именоваться Благовещенскою.
Существование женского Благовещенского монастыря в Астрахани прослеживается с первой четверти 17 в. Долгое время считалось, что первое упоминание о женской обители в Астрахани относится к 1628 г., где под следственным делом о рыболовных водах Астраханского Троицкого монастыря находится подпись дьякона Благовещенского женского монастыря Ивана. Но, благодаря трудам современного волгоградского исследователя А.В. Дубакова, в архивах Санкт-Петербурга найдены упоминания об Астраханском женском монастыре и в 1614 и 1619 г.г. Находился он где-то на территории Белого города, возможно, рядом со Знаменским храмом, построенным в начале 70-х г.г. 17 в. В то же время голландский путешественник Корнилий де Бруин, посетивший Астрахань в 1703 г., упоминает о женском Пятницком монастыре. Предполагают, что так он называл Благовещенский монастырь, но синодик Вознесенского монастыря, написанный в 17 в., свидетельствует о существовании в Астрахани двух женских обителей: Благовещенской и Пятницкой. После 1703 г. нигде никаких свидетельств о Пятницком монастыре больше нет. Скорее всего, сёстры этой обители вместе с Благовещенскими монахинями были переведены в упразднённый Вознесенский монастырь. Об этом можно судить и по тому, что к соборному монастырскому Благовещенскому храму в это время был пристроен придел в честь мученицы Параскевы Пятницы.
В 1722 г., готовясь к приезду в Астрахань императора Петра I, астраханский губернатор Артемий Волынский очистил кремль от многих деревянных зданий для строительства на их месте большого трёхэтажного государева дворца. Вместе с другими зданиями из кремля были перенесены несколько храмов, в том числе и древняя домовая воеводская церковь в честь Апостола Иоанна Богослова. Этот деревянный храм был разобран и перенесён в Благовещенский монастырь, где был поставлен рядом с собором. Иоанно-Богословский храм был перенесён вместе со всею утварью, в том числе и с хранившейся в нём с 1672 г. чтимой иконой Божией Матери «Живоносный источник». Эта икона, принесённая в Астрахань воеводою Иваном Богдановичем Милославским, послужила залогом замирения бунтующего города, находившегося в руках разинцев. В честь этого образа в перенесённом Иоанно-Богословском храме был устроен придел.
Епископ Мефодий очень любил Благовещенскую обитель и много заботился о ней. В своих грамотах он именовал монастырь «Астраханским Благовещенским вторым собором.
19 марта 1765 г. в монастыре был освящен перестроенный в камне Иоанно-Богословский храм. Церковь была устроена тёплой, и в ней служили в зимнее время. Храм был выстроен Епископом Мефодием на свои средства и на пожертвования от астраханского купечества, была выстроена новая каменная ограда вокруг монастыря вместо старого деревянного палисада, а также каменные келии для игумении и монахинь. В 1778 г. игуменией Маргаритой была устроена небольшая каменная часовня в юго-восточном углу монастыря. В этой часовне была поставлена очень почитавшаяся астраханцами хранившаяся в обители икона Святителя Николая Чудотворца.
С 1848 по 1851 гг. при игуменьи Аполлинарии старанием астраханского купца Абезъянина капитально был отремонтирован настоятельский дом и отдающееся в наём монастырское здание, а также Иоанно-Богословская церковь. Этим купцом была восстановлена и часть разрушившейся северной стены обители. Иоанно-Богословская церковь, несмотря на постоянные исправления, к середине 19 столетия пришла в крайнюю ветхость и стала грозить разрушением. По благословению Астраханского архиепископа Афанасия (Дроздова) была предпринята значительная перестройка храма, сильно изменившая его первоначальный облик. Возобновлённый храм был освящён 30 октября 1865 г.
К 70-м г.г. 19 в. пришли в состояние почти полного разрушения старинные монастырские стены, окружавшие обитель. Игуменьи Аполлинарии (1868-1896 г.г.) пришлось приложить много стараний, чтобы привести стены в надлежащий вид. Позже стены ещё несколько раз ремонтировались, но к началу 20 столетия они уже имели ухоженный вид.
В ночь с 29 на 30 июня 1894 г. в Благовещенском монастыре произошёл пожар, от которого сгорели или были сильно повреждены огнём многие здания. Сгорели два деревянных корпуса, сдаваемых в аренду вместе со стоящими рядом деревянными каретником и конюшней; деревянный корпус, где размещалась церковно-приходская школа; трапезная для монахинь и восемь келий, помещавшихся под этим корпусом; каменная кухня с кладовыми и амбарами для дров; каменный флигель, где жила настоятельница монастыря, и деревянный ледник с деревянным амбаром под ним. После этого несчастья стараниями игуменьи Аполлинарии и заступившей на её место в 1896 г. новой игуменьи Зинаиды было выстроено много новых жилых и хозяйственный строений.
В 1896 г. площадь монастыря значительно увеличилась через присоединение к нему с западной стороны участка земли, уступленного городским обществом. Здесь в 1898 г., в юго-западном углу ограды, было построено каменное одноэтажное здание для церковно-приходской школы. В том же 1896 г. на месте каменного здания для настоятельницы монастыря, построенного ещё в 1786 г. епископом Мефодием, был выстроен новый одноэтажный каменный дом. В 1897-1900 г.г. в обители были выстроены ещё два новых корпуса: первый — в западной части – каменный, двухэтажный, вмещавший в себя трапезную, кухню и просфоропекарню, комнату для рукоделия и иконописания и несколько жилых келий; второй – в южной части – двухэтажный, полукаменный с келиями для сестёр монастыря. Для хозяйственных нужд обители близ южной стены был выстроен каменный корпус, где были расположены каретник, конюшня, баня и дровник. В 1900–1901 г.г. по благословению игуменьи Зинаиды была перестроена часовня Святителя Николая в юго-восточном углу обители. К концу 19 столетия эта часовня пришла в крайнюю ветхость и в состояние, близкое к разрушению. В 1900 г. часовню разобрали, и в конце марта 1901 г. началось строительство новой часовни. Освящена она была в феврале 1901 г.
В начале 20 столетия была воздвигнута новая монастырская колокольня. В марте 1906 г. игуменья Зинаида просила разрешения астраханского епископа Георгия (Орлова) на строительство новой колокольни по выбранному плану. Постройка была разрешена, и с весны 1905 г. приступили к работам. Строительство шло успешно и закончилось в сентябре 1907 г.
С установлением советской власти в Астрахани монастырь был упразднен. На его территории размещались в разное время военная часть, госпиталь, детский дом. В 1929 г. разобрано здание Иоанно-Богословской церкви и часовня «Живоносный источник», а в 1930 г. разрушено здания Благовещенского собора и величественная монастырская колокольня. В 1949 г. большая часть монастыря была передана Астраханскому областному военкомату. В части одноэтажных деревянных келий, располагавшихся в северной и восточной части обители, находился частный жилой фонд.
Восстановление монастыря началось в 2008 г. На первом этапе были отреставрированы стены и башни монастыря, открыта для верующих часовня Святителя Николая. В 2010 г. началось воссоздание колокольни. Работы продолжались три года, а их стоимость составила более 250 миллионов рублей (средства выделялись Министерством культуры России по подпрограмме «Русская православная церковь» федеральной целевой программы «Культура России»). В декабре 2012 г. на колокольню был водружен крест, а с 2013 г. проведены работы по воссозданию утраченной звонницы.
Монастырь формировался как архитектурный комплекс с 16 по 20 вв. Территория монастыря в плане имеет форму неправильного пятиугольника площадью 1,42 га, ограниченного со всех сторон кирпичными стенами (высотой 5,9м) с тремя башнями: юго-восточной башней-часовней, восточной и северо-восточной. Эти башенки имеют округлую форму, увенчаны каменными шпилями, когда-то имевшими флюгера в виде ангелов. Стены и башни выстроены с применением форм ложнорусского стиля. В монастыре было два храма и две часовни: часовня в честь Николая Чудотворца, а посреди монастыря, между соборами, располагалась часовня с хранившейся здесь главной святыней обители – иконой Божией Матери «Живоносный источник». Внутри ограды, на территории монастыря находились: в центральной части – одноэтажный каменный настоятельский корпус и двухэтажный полукаменный корпус для сестёр обители; в западной части – двухэтажный каменный корпус с помещениями для трапезной, кухни, просфорни, иконописной и золотошвейной мастерских; в юго-западной – одноэтажный каменный корпус для церковно-приходской школыв; в южной части – каменный одноэтажный корпус для хозяйственных служб обители. Кроме того, в северной и восточной части монастыря находилось множество небольших деревянных строений, используемых под кельи. Часть сохранившихся одно- и двухэтажных построек конца 19 в. требуют ремонтно-реставрационных работ.
http://www.love-astrakhan.ru/sgt.php?action=view&id=100000049

Женская обитель на месте Благовещенского монастыря в Астрахани возникла здесь больше трёх столетий назад. До неё на этом месте располагался древний Вознесенский мужской монастырь – первая церковная постройка вне границ Астраханского кремля и Белого города. Монастырь был очень беден, постройки были в основном деревянные. Каменную церковь пытались построить с начала XVII в. Но освятили ее только в 1699 г., больше чем через полвека после закладки первого камня.
Вознесенский монастырь упразднили в 1706 г. В опустевшее помещение перевели женскую обитель, а сам монастырь стал называться Благовещенским. Если опираться на сохранившиеся свидетельства, то монахини раньше жили в Астраханском женском монастыре, упоминания о котором есть и в 1614 и 1619 г.г. Предположительно, сестры этого храма вместе с монахинями Пятницкого монастыря как раз и переселились в упраздненный Вознесенский монастырь. Этим можно объяснить пристройку к соборной монастырской Благовещенской церкви придела в честь Мученицы Параскевы Пятницы.
С 1848 по 1851 г.г. отремонтировали несколько монастырских зданий и часть обвалившейся северной стены. Старинные стены ремонтировали несколько раз, но надлежащий вид они обрели только к началу следующего века. В это же время было решено полностью перестроить в Астрахани обветшавший Иоанно-Богословский храм, не сохраняя первоначальный интерьер. В октябре 1865 г. освятили обновленную церковь.
В 1894 г. в Благовещенском монастыре в Астрахани был пожар. Огонь полностью уничтожил сдаваемые в аренду два деревянных корпуса, каретник и конюшню, здание церковно-приходской школы, трапезную для монахинь, каменную кухню с кладовыми и дровяными амбарами, а также каменный флигель настоятельницы монастыря.
Следующие годы ушли на ликвидацию последствий и восстановление уничтоженных и пострадавших строений. Для настоятельницы Благовещенского монастыря в Астрахани в 1896 г. построили новый одноэтажный дом. В тот же год городское общество пожертвовало монастырю земельный участок, где через два года выстроили каменную церковно-приходскую школу. В течение следующих десяти лет восстановили и остальные сгоревшие постройки.
В 1900–1901 г.г. в юго-восточном углу астраханского Благовещенского монастыря перестроили близкую к разрушению часовню Святителя Николая. В 1900 г. часовня была полностью разобрана, а уже через год освятили новое здание.
В 1907 г. в Благовещенском монастыре построили новую колокольню. Она была выполнена в древнерусском стиле, располагалась при входе с запада над святыми вратами — главным входом в Благовещенский монастырь Астрахани. Заканчивалась колокольня венцеобразным куполом с позолоченным яблоком и восьмиконечным крестом.
Внутри Благовещенского храма в Астрахани как центральный, так и боковой придел украшали позолоченные резные иконостасы. Они были устроены в начале XVIII в. и несколько раз подновлялись. В последний раз это произошло в 1908–1909 г.г. Тогда из них убрали потускневшие старые иконы и заменили их новыми, лучшей работы. Тогда же обновлялась и роспись храма, которая была сделана в XVIII столетии.
Благовещенский монастырь упразднили с приходом советской власти. Его помещения использовались в разное время как госпиталь, военная часть, детский дом. Когда в здании разместили детский дом №6 и учреждение для морально дефектных детей, из обители выселили всех монахинь, хотя монастырские храмы по-прежнему остались в их распоряжении.
Расположенные на территории Благовещенского монастыря храмы и величественную колокольню в 1930 г. полностью разрушили. Некоторые деревянные кельи для своих нужд использовал частный жилой фонд. А в 1949 г. большая часть монастыря отдали Астраханскому областному военкомату. В начале 1990-х г.г. часть северной стены обрушилась. Треть стены подняли.
Работы по восстановлению облика астраханского Благовещенского монастыря начали в 2008 г. В первую очередь привели в порядок стены и башни, отремонтировали и открыли для прихожан часовню Святителя Николая. В 2014 г. были проведены работы по сохранению ограды – ручная расчистка памятника от старой трудноудаляемой краски, плесени и грязи, промывка поверхности памятника, обработка и пропитка спец, составом, биоцидная обработка, реставрация поврежденных поверхностей кирпичной кладки, реставрация швов кирпичной кладки, перхлорвиниловая окраска поверхности памятника.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?