Арзамас. Спасо-Преображенский монастырь. Собор Спаса Преображения.

Спасо-Преображенский соборный храм, построенный еще в XVI в., первоначально был деревянным. Он находился в северо-западной части обители, на самом высоком месте. Вокруг алтаря собора располагалось монастырское кладбище.
Главный деревянный храм богатого Спасского монастыря должен быть величественным высоким зданием башенного типа, с небольшим по площади, но вытянутым вверх объемом молельного зала. Для такого образа подходил очень распространенный в строительстве того времени тип храма, называемый «о двадцати стенах». В основании – четырехугольный равносторонний сруб, к каждой стороне которого пристроены небольшие помещения, служащие для размещения алтаря, ризницы и сеней. Эти небольшие помещения удачно покрываются тремя рядами убывающих кверху кокошников – бочечная кровля. Четырехугольный сруб – четверик традиционной продолжался восьмиугольным срубом – восьмериком, а уже восьмерик, во второй половине XVI века, непременно покрывался шатровой кровлей. Завершался шатер храма луковичной главкой с крестом на шейке-барабане. Главка и шейка обычно покрывались лемехом: осиновой фигурно вырезанной дощечкой. Вход в здание оформлялся высоким крыльцом, которое защищалось от дождя и снега скатной крышей.
С течением времени Арзамасский Спасский монастырь развивался и богател, обустраиваясь новыми храмами и хозяйственными зданиями. Деревянные постройки, пришедшие в ветхость, разбирались, и на их месте возводились новые, уже каменные, сооружения.
Древнейшим и самым первым каменным зданием в Арзамасе был собор во имя Преображения Господня Спасского монастыря, сохранившийся до сего времени. К его постройке приступили в 1638 году при игумене Ионе, предполагавшем построить его в больших размерах и уже заключившем договорную запись со старцем Московского Ново-Спасского монастыря Ипполитом об устройстве иконостаса в этом храме. Но в том же 1638 году игумен Иона был переведен в Ново-Спасский монастырь, а его преемник игумен Корнилий по какой-то причине убавил размеры храма и иконостаса. При нем же была закончена постройка этого здания. Собор был освящен не позже 1643 года.
Ясный, четкий квадрат в плане, с традиционными алтарными апсидами с восточной стороны. Своды собора опираются на четыре пилона. Основной объем здания имеет три входа. Однако первоначальный вид каменного собора сильно изменен в XVIII столетии, когда к объему храма была пристроена обширная трапезная с сильно развитым крыльцом и папертью. Были растесаны старинные окна и одеты характерными для XVIII века наличниками, резко отличающимися по стилю от сохранившихся в алтарной части форм ранних оконных проемов. Были разобраны крыльца. Конструкция кровли также сильно изменена: килевидные кокошники, которыми ранее завершалось здание, заменены на четырехскатную кровлю. Средняя главка явно имела другие формы, так как в описи сказано: «…средняя глава деревянная обита чешуею деревянною ж», а раз так, то и форма главки была шлемовидная – характерная для того времени, ибо шаровидный купол значительной величины, который существует ныне, ни в конструктивном, ни в стилистическом виде не мог существовать.
И.Н. Четыркин сообщает, что с западной и южной сторон собора «пристроены паперти, в стенах которых вставлено несколько плит – надгробных памятников с высеченными на них надписями, показывающими имена погребенных здесь настоятелей монастыря и других лиц. Одни из этих памятников вросли в землю, на других стерлись буквы. Из уцелевших на этих памятниках надписей остались следующие: а) В стену южной паперти Спасской церкви вложены одна возле другой рядом четыре каменные плиты с вырезанными вглубь надписями. Из них первая от входа – о погребении игумена Феодосия. Сначала крест барельефный с тростью и копием и со словами: «Ис. Хс.», потом надпись: «Лета 7153 (1645) апреля в 7 д. преставися раб Божий игумен Феодосий и погребен в сем месте с родом своим». Из трех других плит на одной можно прочесть: «7173… преставися раб Божий Арзамасской»; на другой: «7194… раб Божий священноиерей Иосиф»; на третьей: «7178… священноиерей… схимонах»; б) В западной стене церкви, к югу от паперти, вложена каменная плита с выпуклыми буквами, из которых состоит надпись, – прежде барельефный крест без плоти стростью и копием. Вокруг креста надпись: «Царь славы, Ис. Хс.», а потом следует: «Лета 7132 (1624) ноября в 17 д. память иже во святых отца нашего Григория чудотворца преставилась раба Божия Евдокея Герасимовна Мисюря…» К северу от паперти в стене три плиты с высеченными вглубь буквами, но на них снаружи остались выдными только годы: на одной 7174, на другой – 7182, на третьей – 7184. Погребенную, по указанию первого камня, Евдокею Герасимовну Мисюря и ее родственников считают в Арзамасе строителями монастырской Спасской соборной церкви.
Спасская церковь в настоящем виде своем построена около середины XVII столетия игуменом Корнилием. Ее иконостас, возвышающийся до самых сводов, заслуживает внимания по скромной простоте столярной работы и по живописи икон в русском вкусе XVII столетия. Он сделан резных дел мастером старцем Ипполитом, иноком Московского Новоспасского монастыря. Договорная запись, заключенная им с игуменом Ионой в 1638 году, показывает, что он подрядился сделать иконостас несравненно великолепнее существующего. Но так как игумен Иона был в том же году переведен в настоятели Новоспасского монастыря, то крестник его Корнилий, соорудивший каменную церковь Спаса вдвое меньше предполагавшейся к постройке Ионой, подрядил инока Ипполита выстроить иконостас меньших размеров и без украшений. В Спасской церкви замечательна и чествуется особым поклонением древняя икона Божией Матери в деревянном вызолоченном киоте, стоящая за настоятельским местом в церкви. На доске, находящейся под ней, полууставом описано происшествие, случившееся в 1732 году 2 июня. Во время вечерни, когда читался акафист Божией Матери, сильный удар грома разбил большую главу и свод соборной церкви, и вслед за тем молния, опалив столбы у местных образов, зажгла пол у южных дверей. Братья, пораженные страхом, пали в беспамятстве на помост храма, но были спасены заступлением Божией Матери, образ Которой изображен в этом киоте. Украшение и киот для этой иконы сделаны архимандритом Иоасафом. Кроме Казанской иконы Божией Матери в церкви замечательны: 1) Животворящий Крест Господень; 2) киоты со святыми мощами. В ризнице хранятся некоторые древние грамоты, планы и межевые книги на поземельные владения монастыря».
Преоображенский собор – трёхпрестольный. Центральный престол освящен в честь праздника Преображения Господня. Описание монастыря конца XIX века говорит, что в церкви Преображения «два придела: с правой стороны – во имя Успения Божией Матери, с левой – во имя преподобной Марии Магдалины». В описи 1763 г. упомянут один из приделов Преображенского собора: «…предел во имя преподобного Варлаама Хутынского».
После Октябрьской революции 1917 г. здание собора было опечатано. 16 марта 1919 г. община верующих при Спасском монастыре заключила договор с Арзамасским Совдепом о передаче им двух церквей, в том числе и Преображенского собора. Несмотря на официальное разрешение властей, через полтора года исполнитель судебных решений т.Каменев по поручению Арзамасского Бюро юстиции объявил о ликвидации Спасского монастыря и опечатал его храмы. После заявлений и ходатайств общины в 1921 году Президиум Уисполкома всё-таки оставляет за общиной две церкви: Преображенский собор и церковь Рождества Богородицы. Потом властям показалось, что двух церквей для Спасской общины много, и вскоре Спасский собор был отобран у верующих. Это произошло не позднее 1924 года, так как в этом году был заключен новый договор на пользование уже только одной церковью – Рождества Пресвятой Богородицы. Спасский собор поначалу был занят военными складами 51-го полка (с сентября 1925 г.), а к 1928 году – Уездным архивом.
В 2015 году после передачи Преображенского собора церкви и подготовки к переезду Архив выехал из церковного здания.
https://monasterium.ru/monastyri/monastery/arzamasskiy-spaso-preobrazhenskiy-muzhskoy-monastyr/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?