В знак победы над Наполеоном и в память о погибших отважных сынах России, в 1842 году арзамасцы воздвигли величественный пятиглавый, с 48-колонными, кафедральный собор Воскресения Христова. Храм стоит на высоком холме Арзамаса, завершая ансамбль Соборной площади. В панорамах с дальних точек белый куб и пятиглавие собора безраздельно господствуют над застройкой, подчиняя себе все многообразие храмовых зданий города. Собор строился 28 лет с 1814 года, причем на средства, пожертвованные арзамасцами на строительство. Проект собора выполнил Михаил Коринфский (1788-1851), местный уроженец, выдающийся мастер классицизма, ученик известного в России архитектора Андрея Воронихина. Роспись в соборе выполнена учениками школы академика А.В. Ступина. Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина здания равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста — 22 сажени (46 м 86 см).
На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Явление св. Троицы Аврааму» (южный), «Собор всех святых» (западный), «Покров Пр.Богородицы» (северный). По общему облику и прекрасным пропорциям арзамасский собор не имеет себе равного среди классических соборов Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова. Чтимые святыни: Животворящий Крест Господень, чудесным образом обретенный у Макарьевского монастыря; иконы вмч. целителя Пантелеимона, святителя Николая Чудотворца, Казанской Божией Матери.
Воскресенский собор в городе Арзамасе был воздвигнут как благодарение Господу Богу за победу в Отечественной войне 1812 года и как памятник героическим русским воинам. После триумфа над Наполеоном жители Арзамаса были единодушны в желании возвести новый храм: на центральной площади города был установлен ящик для сбора пожертвований. В результате собор целиком построен на народные деньги, более того, каждый житель города считал своим долгом внести посильный вклад в строительство: кто-то лепил и обжигал кирпичи, кто-то добывал камень, кто-то плавил руду, а кто-то перевозил грузы. На здание ушло 5,5 млн. штук кирпича, 1000 кубов бутового камня для фундамента и 164 тонны железа.
Постройка собора была начата в 1814 году по проекту архитектора М.П. Коринфского, местного уроженца, выдающегося мастера позднего классицизма. Новый собор построен на месте ветхого летнего храма во имя Воскресения Христова с приделом великомученика Иоанна Воина.Строительство продолжалось 28 лет, и неоднократно приостанавливалось из-за недостатка средств. Так после возведения стен оказалось, что нет железа для кровли. Сумма для покупки необходимого количества материала была огромная, но нашли необычный для того времени выход: железо купили в кредит у московского купца Герцова. Отделочные работы и роспись храма длились 21 год. Собор имеет пять куполов сферической формы, высокие фронтоны, украшенные живописью, четыре портика, опирающиеся в совокупности на 48 колонн.
Главный престол во имя Воскресения Христова освящен в 1840 году. Собор имеет еще четыре придела, освященные последовательно в 1832,1833, 1834 и 1842 годах. В храме празднуется 9 престольных праздников. Собор расписан учениками Арзамасской школы живописи А.С. Ступина Осипом Семеновичем Серебряковым и его сыном Александром. Фрески, за исключением центрального купола, выполнены в коричневых легких тонах без цветных красок, что располагает к особому молитвенному настроению. Художники работали тушью по сырой штукатурке. Основной трудностью при выполнении подобных работ является то, что штукатурка быстро высыхает, тогда художникам приходится сбивать высохший слой, наносить свежий и продолжать роспись. Все сюжеты фресок посвящены теме земной жизни Иисуса Христа.
Величественный иконостас резной работы выполнен братьями Василием и Климом Ломакиными. Все пять иконостасов обрамлены огромными деревянными колоннами с капителями, украшенными пилястрами с изящной резьбой. Алтарные врата главного престола украшены иконами Спасителя и Богоматери, которые изображены восседающими на царских тронах, в белых одеждах, с коронами на главах. Это работа профессора живописи Алексеева (зятя А.В. Ступина), расписывавшего впоследствии Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. В храме пребывает много святынь: Животворящий Крест Господень, старинные иконы, образы золотого и серебряного шитья. Одна из древнейших икон – «Воскресение Христово» – письма XVI века, упоминается в описи 1643 года как дар царя Ивана Грозного и называется «Государево данье». Резной образ святителя Николая Чудотворца, называемый Николой Можайским, упоминается в описи Никольской церкви в 1580 году. Много икон золотого и серебряного шитья работы золотошвеек Алексеевского монастыря г. Арзамаса. Искусство золотого шитья было доведено до совершенства, изделия рукодельниц украшали храмы Иерусалима, Афона, Греции, Москвы.
Одновременно с Воскресенским собором была построена колокольня. Колоколов было десять. Самый большой весом более восьми тонн был отлит мастером Мартьеновым в Ярославле в 1849 году в память почетного гражданина Арзамаса П.И. Подсосова усердием его сыновей; второй по величине колокол весил около трех тонн. У западных врат храма – две памятные доски с именами строителей и жертвователей. При холодном соборе была возведена теплая церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». Церковь вместе с колокольней построена в 1794 году на месте старого каменного храма. Архитектура церкви носит переходный характер от барокко к классицизму. В плане представляет собой прямоугольник с полукружием алтаря. Храм имеет 22 окна, украшенные наличниками с лепниной. «По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с Петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Н.Н. Померанцев.http://arzamas-vozrogdenie.ru/cserkvi_1_22/
Отшумела гроза двенадцатого года — не затронувшая глубоко-тылового Арзамаса впрямую, однако произведшая в нём, как и во всей стране, определённый патриотический подъём. И уже в 1813 году арзамасские граждане решили «увековечить память грозного посещения Божия и великой милости Божией, явленной в избавлении России и православной Церкви от иноплеменного и безбожнического нашествия и порабощения», то есть выстроить новый собор. Проект собора предоставили начертать арзамасскому же уроженцу М.П. Варенцову (Коринфскому). А средствами к постройке послужили на первое время так называемые кормовые деньги — те суммы, которые правительство должно было выделить городу за продовольствие военных, проходивших через Арзамас в 1812-1813 годах. О единовременной выдаче «кормовых» арзамасцы особо ходатайствовали через оберпрокурора Святейшего Синода, и ходатайство, «в уважение в Арзамасе новостроющегося каменного холодного собора», достигло своей цели. И вот план собора «составился», горожане на общем собрании подтвердили своё благородное намерение, и 17 февраля 1814 года соборный протоирей Стефан Пименов и староста В.И. Подсосов отправились в Нижний Новгород, где представили епископу Моисею (Близнецову-Платонову) проект собора и соответствующее прошение. Проект владыке понравился и резолюция его была следующей: «Храм великолепный и прекрасный по приложенному при сем плану и фасаду начать строением благословляем, на что и выдать храмозданную грамоту. При сем со Архипастырским нашим соуслаждением объявляем нашу Архипастырскую благодарность почтенным гражданам, любящим благолепие Дома Господня, и сию нашу Архипастырскую благодарность через протоирея объявить». Выдали старосте и книгу для сбора пожертвований на постройку (уже ясно было, глядя на проект, что одними только кормовыми деньгами не обойдётся) — с тем, чтобы: 1) сбор проводился по одному только Арзамасу, 2) сумму собранную представлял он староста в церковь в общую приходорасходную книгу к употреблению на означенное построение собора, 3) по окончании года оную книгу по надлежащим освидетельствованиям представить в консисторию». Вскоре после этого должна была, конечно, состояться закладка собора, однако о том, как, когда и при каких обстоятельствах она совершилась, документы молчат. Одновременно начали разбирать старый собор; высвободившиеся таким образом строительные материалы немедленно поступали на новую строительную площадку. Что касается убранства прежнего Воскресенского собора, то его почти полностью, включая иконостас, продали в Успенский храм села Степанова, для будущего соборного храма оставив лишь две иконы — Иоанна Воина и Воскресения Христова, причём последняя издревле числилась в соборных описях как «государево данье». Работы, при огромных масштабах постройки, шли небыстро.
В 1816 году соборный протопоп Стефан Пименов докладывал о сооружении «основания и цоколя», а в 1818 году, не упоминая о том, какая именно часть собора уже построена, рапортовал, что в минувшем 1817 году «от добровольных здешними гражданами пожертвований поступило 10 768 р. 85 коп., кроме пожертвованного некоторыми кирпича, и вся сумма на означенный предмет употреблена, а кирпича всего за прошедшее лето положено 552 000, на наступающее же изготовлено 600 000». Кирпич изготавливали тут же, близ арзамасского Тихвинского кладбища (характерно, что ещё в 1860-е годы здешние заводы назывались «соборными»). А кладку завершили, по всей видимости, к началу 1820-х годов, употребив более пяти с половиной миллионов кирпичей. Не обошлось в процессе строительства без затруднений, грозивших — в прямом смысле — порушить всё дело. Когда уже были сложены своды и пришла пора возводить купол, дал трещину его юго-западный столп, приведя в немалое смущение строителей. Да и весь город взволновался: это что же, придётся перестраивать? Призвали на совет местного Левшу — крестьянина Егора Михайлова. Полуграмотный, он тем не менее славился как искусный строитель и опытный подрядчик. Михайлов успокоил публику. Неблагонадёжный столп, по его мнению, следовало просто оковать железом. Так и сделали. Но городничий решил перестраховаться — велел оклеить готовый уже столп бумагой и поглядеть некоторое время: если бумага не порвётся, то можно продолжать стройку. Бумага не лопнула, новых трещин не пошло, строительство возобновилось. Но теперь уже, обжегшись на молоке, строители решили купол делать не кирпичным, как предполагалось изначально, а для облегчения конструкции, деревянным, обшитым снизу листовым железом. Так и поступили. А денег не хватало. Иной раз случалось так, что совершать строительство было решительно не на что и нечем, и тогда посылали с кружкой по городу — и постройка продолжалась уже на собранные гроши и полушки. Вот уже стояли стены, а на кровельное железо взять было негде. И тогда его купили в кредит у московского купца Герцова в надежде изыскать средства к назначенному сроку уплаты. Но и к сроку денег не достали. И в 1823 году пришлось занять 15 000 рублей ассигнациями у жительницы Арзамаса Желтовой. Занимали на год, но, как следует из документов, ещё и в 1833 году долг этот выплачен не был.
Нет о том никаких достоверных сведений, но, вероятно — иначе и полагать нельзя, самым неблагополучным образом сказался большой арзамасский пожар 1823 года, когда в ночь с 6 на 7 августа выгорела почти вся нижняя часть города. Долго ещё старожилы вспоминали о нём, деля всю историю Арзамаса на до и после пожара. Пожар изнищил многих арзамасских купцов, являвшихся главными благотворителями строящегося собора, и нечего удивляться тому, что освятили первый престол здесь только в 1832 году (в честь Покрова Пресвятой Богородицы). Дальше пошло быстрее. Второй престол — Всехсвятский — освятили в 1833-м, а на другой год — третий, во имя Александра Невского и Митрофана Воронежского. Святителя Митрофана тогда только что канонизировали, и некие жители Арзамаса, воронежцы по рождению, внесли определённую сумму на украшение придела — с тем чтобы он был, хотя бы «отчасти», посвящён новоявленному чудотворцу. Посвятить же Александру Невскому этот (правый) придел предполагалось изначально — как тезоименитому святому Александра I. К 1834 году собор ещё не был должным образом убран внутри — иконостасы стояли без позолоты, росписи отсутствовали. Все эти работы совершались постепенно (и не без финансовых затруднений) в течение 1830-х годов. В 1840 году, 15 сентября, состоялось, наконец, освящение главного престола. Рассказывали, что к торжеству в Арзамас приехали, не быв приглашёнными, многие священники из окрестных сельских приходов. Епископу Иоанну (Доброзракову) это не понравилось, и он смирил деревенщину: приказал незванным разоблачиться, дозволив сослужить себе только приглашённым. Народу за богослужением было видимо-невидимо, не все и в собор то смогли попасть. После службы задались целью сосчитать свечные огарки: насчитали до 12 000. Последний пятый престол в соборе (как и в прежнем соборе, во имя Иоанна Воина), в 1842 году — и опять при огромном стечении народа. Богомольцев, даже и во время всенощной, оказалось столько, что, когда все двинулись прикладываться к иконам, протоирей о. Стефан вынужден был ретироваться в алтарь — на своём месте посередине храма он, от напора богомольцев, устоять не смог.
Всегда Воскресенский собор составлял предмет особенной гордости арзамасцев. Во второй половине ХIХ века стараниями старосты храма Жевакина, на деньги благотворителей, были вызолочены кресты на куполах. При нём же, и по его ходатайству 15 июня 1882 года арзамасская городская дума постановила ежегодно отпускать из городских средств на ремонт собора по пятьдесят рублей, поставив на первую очередь устройство вокруг собора хорошей железной ограды на цоколе из тёсаного камня. Ещё с 1870 года при Воскресенском соборе существовало Кирилло-Мефодиевское братство, ставившее своей целью содействие распространению просвещения. Братство предоставляло стипендии одарённым детям из бедных семей, помогало также одеждой, обувью, учебными пособиями. В 1903 году при соборе было учреждено общество хоругвеносцев.
После Октябрьской революции собор продержался довольно долго. Его закрыли в 1932 году, превратив в антирелигиозный музей. Благодаря этому перепланированию, в соборе сохранились многие святыни из разорённых арзамасских храмов, перенесённые сюда в качестве экспонатов. Вскоре собор поступил в ведение НКВД. В течение нескольких лет в нём содержались заключённые, а в 1937 году храм приспособили под спортзал. Достойно удивления, что в эти самые мрачные в истории Воскресенского собора годы сохранились иконостасы, росписи и другие элементы убранства. Конечно, пребывали они не в лучшем состоянии, но всё же — пребывали. В 1944 году православные жители Арзамаса обратились в исполком Горьковского областного совета депутатов с просьбой об открытии Воскресенского собора. «Наверху», как обычно, с принятием решения тянули. И тогда арзамасцы написали прошение Патриарху Сергию (Страгородскому) — своему земляку. В ноябре 1944 года, спустя несколько месяцев после смерти Предстоятеля, власти передали Воскресенский собор верующим, возложив на них обязанность отремонтировать «ценный памятник архитектуры». С того времени, когда собор превратили в музей атеизма, и по сегодняшний день главнейшей арзамасской святыней, пребывающей в стенах собора, является Животворящий Крест Господень. Этот Крест долгое время находился в Ильинской церкви (теперь в ней расположен исторический музей) и был окружён особым почитанием верующих всего Арзамаса. До 1853 года этот крест находился в стенах Воскресенского собора, и каждое 9-е воскресение по Пасхе, при большом стечении народа совершался крестный ход из главного собора в Ильинскую церковь. В 1853 году архиепископ Нижегородский и Арзамасский Иеремия (Соловьёв) запретил эти крестные ходы, а святыня Арзамаса — Животворящий Крест был помещён в Свято-Ильинский храм, в котором и хранился до закрытия церкви.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №130, 2015 г.
Воскресенский кафедральный собор – главное украшение Арзамаса, древнего города с богатой историей. В ясные дни собор виден с окружающей низменности за несколько десятков километров. А со смотровой площадки у южного портика здания открывается обширная панорама города и окрестностей. Этот величественный храм был построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. «По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с Петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 г. известный архитектор-реставратор Н.Н. Померанцев.
Воскресенский собор был заложен в 1814 г. Его проект в стиле русского классицизма выполнил талантливый арзамасец Михаил Петрович Коринфский (1788-1851), ученик художника А.В. Ступина, а затем — архитектора А.Н. Воронихина. Перед началом строительства был разобран прежний обветшавший собор Воскресения Христова, который стоял в другом месте города. Из соборных документов видно, что он существовал в Арзамасе еще при царе Федоре Иоанновиче (+ 1598 г.), который прислал в дар собору напрестольный крест-мощевик. На месте же нового собора находились деревянные домики обывателей. Их скупали на слом и употребляли на обжиг кирпичей. Для строительства храма специально открыли кирпичные заводы, которые назывались «соборными», где произвели 5, 5 млн. штук кирпича. Кладка стен продолжалась с 1814 по 1821 год. Кроме кирпичей потребовалось 1000 кубических сажен (9718 кубометров) бутового камня для фундамента и 10000 пудов (163,8 т) железа.
Сохранилось предание о том, как один из 4-х столпов, поддерживающих своды собора, юго-западный, дал трещину. Случилось это тогда, когда своды были уже соединены и нужно было приступить к сооружению главного купола. По совету крестьянина Егора Измайлова, опытного строительного подрядчика, треснувший столп оковали железом, наподобие обручей, и заштукатурили. Затем столп облепили бумагой и наблюдали некоторое время. Увидев, что бумага не лопнула, постройку продолжили. Для легкости свод на главном куполе решили сделать деревянным, обив его снизу листовым железом. Это происшествие стало широко известно. Сохранилась поговорка «Арзамасцы собор кандалами сковали».
Монументальный и торжественный вид храма символизирует мощь и величие России. В его облике сочетаются простота, строгость и симметрия. Воскресенский собор имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Крест воплощает идею неизменности, равновесия, устойчивости. Все сооружение стоит на высоком ступенчатом основании – стилобате. Длина и ширина здания равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста — 22 сажени (46 м 86 см). У него 5 нарядных куполов сферической формы, самый большой из которых имеет 12 окон, высокие фронтоны и четыре портика, образующие в совокупности ожерелье из 48 ионических колонн высотой по 13 метров. На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Явление св. Троицы Аврааму» (южный), «Собор всех святых» (западный), «Покров Пресвятой Богородицы» (северный). Наружные врата храма — чугунные, а внутренние – дубовые.
Внутри Воскресенского собора создается впечатление обширности, легкости и света благодаря 24 окнам. Причем, ни одно из них не смотрит прямо вовнутрь, около каждого имеется откос, чтобы улица не мешала молитве. Полы выложены деревянными брусьями, что создает особый уют. Все выполнено в коричневых, легких тонах, что располагает к молитвенному настроению. За три года, с 1834 по 1837, все своды и стены храма расписали тушью по сырой штукатурке художники-ступинцы — Осип Семенович Серебряков с сыном Александром и помощниками. Впоследствии Осип Серебряков вступил в число братии Саровского Свято-Успенского монастыря. А принадлежащий его кисти портрет преподобного Серафима Саровского стал самым известным иконописным изводом образа этого святого.
На фресках Воскресенского собора перед нами проходит земная жизнь Иисуса Христа. 14 больших полотен с фигурами в человеческий рост и более изображают евангельские сюжеты. Оригиналами для них послужили произведения западно-европейских мастеров. Например, сюжет «Тайная вечеря» над главным алтарем — копия знаменитой картины Леонардо да Винчи. Однако во фресках также видно влияние ступинской школы. Так, поклонение волхвов происходит не в пещере, а в бревенчатом сарае. Присутствуют другие детали русского быта того времени. На малых картинах изображены ангелы, херувимы, кадильницы и т.д. В главном куполе, между окон расположены 12 апостолов, ниже на парусах — 4 евангелиста. Монохромность фресок производит впечатление цельности живописного и архитектурного облика и располагает к мирному молитвенному настроению. Во всем соборе есть только две картины, написанные масляными красками. Это: «Триипостасное Божество» в своде центрального купола и «Распятие» на горнем месте главного алтаря, точная копия подлинника работы испанского художника Мурильо. Эта картина до сих пор находится неподалеку от Арзамаса, в Смоленской церкви села Выездное, бывшей Выездной казачьей слободы. В Воскресенском соборе много лепных украшений, а местами искусную роспись тушью можно принять за лепнину.
Сохранился величественный резной иконостас работы братьев Василия и Клима Ломакиных. Иконы трех из пяти алтарей расположены в одну линию длиной в 14 сажен (29,88 м) и посередине достигают 19 аршин (13,51 м) высоты. Каждый из них обрамляют огромные деревянные колонны с капителями, украшенные пилястрами и изящной резьбой. Центральный престол освящен в честь Воскресения Христова. Царские врата главного иконостаса украшены иконами Христа и Богоматери в человеческий рост работы профессора живописи Алексеева (зятя А.В. Ступина), который расписывал Исаакиевский собор в Санкт — Петербурге. Эти иконы не имеют риз, как представляющие произведения искусства. Во втором ярусе главного иконостаса 4 иконы двунадесятых праздников такого же размера. Кроме того, в главном иконостасе помещены иконы воскрешения Лазаря» и сына Наинской вдовы.
Правый придел посвящен святому благоверному князю Александру Невскому, небесному покровителю русского воинства и лично тогдашнего Государя Императора Александра I, а также святителю Митрофану Воронежскому, память которых, совершается в один день, 23 ноября (6 декабря по н. ст.). Последний святой был канонизирован Православной Церковью в 1832 г., во время строительства собора. Купцы-воронежцы, проживавшие в Арзамасе, внесли свой вклад в строительство, упросив, чтобы один из приделов был освящен в честь их новопрославленного земляка. Слева — придел в честь святого мученика Иоанна Воина (память 30 июля (12 августа по н. ст.). От этих приделов справа и слева в полукруглых нишах портиков — еще два, с одноярусными иконостасами, увенчанными мозаичными иконами: правый — в честь Покрова Пресвятой Богородицы (память 1 октября (14 октября по н. ст.), левый – во имя Всех Святых (память совершается в 1-ю Неделю по Пятидесятнице). Богослужение в этих приделах совершается по одному разу в год, в престольные праздники.
Престолы в соборе освящались по мере строительства. Первым — престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1832 г. В следующем, 1833 г., освятили престол во имя Всех Святых, в 1834 г. – престол во имя Александра Невского и Митрофана Воронежского. Главный придел освятили в 1840 г., а последний, во имя святого мученика Иоанна Воина, – в 1842 г. Во время долгожданного освящения собора 15 сентября 1840 г. было необычайное стечение народа. Когда захотели сосчитать число богомольцев по числу свечных огарков, собранных после освящения, то их насчитали 12 000.
С 1887 г. главный престольный праздник в Воскресенском соборе совершается 13 сентября (+26 сентября по н. ст.) в память обновления (или освящения) царицей Еленой храма воскресения Христова в Иерусалиме в 335 г. Этот день называется «Воскресение словущее». На всенощном богослужении поются стихиры и каноны Пасхи, а на Литургии – пасхальные антифоны.
В Арзамасе было принято в каждом приходе иметь по два храма: теплый, с печами, и летний или «холодный». Воскресенский собор – холодный. В нем богослужения совершаются в период от Пасхи до Покрова. А в холодное время года работает второе здание — отапливаемый храм во имя Пресвятой Богородицы, Ее Живоносного источника, построенный еще раньше, в 1794 г.
В бытность Воскресенского собора музеем религии, туда были перенесены все наиболее почитавшиеся в Арзамасе святыни. Например, из Ильинского храма, где сейчас располагается краеведческий музей, принесли главную святыню города – Честной и Животворящий Крест Господень. Архимандрит Макарий (Миролюбов) (1817-1894), впоследствии епископ Нижегородский и Арзамасский, в своем труде «Памятники церковных древностей» писал, что в Ильинской церкви «есть резное Распятие, приобретенное в конце XVII столетия посадскими города Арзамаса Шаянскими, иначе Кашеевыми. Оно почитается чудотворным». Животворящий Крест Господень более 200 лет находился в Ильинской церкви, к приходу которой относились купцы братья Шаянские. Один из них принес его в Арзамас с Макарьевской ярмарки.
Как повествует об этом летописное сказание, однажды молодой арзамасец, отличавшийся особенным благочестием, отправился после Литургии на пристань. Там его внимание привлекло судно с красивым убранством. Он взошел на корабль и увидел Честной Крест Господень. Юноша стал перед ним молиться. В это время пришел хозяин судна. В порыве благочестивого восторга юноша умолял продать ему святыню. Получив не только согласие, но и разрешение забрать Крест немедленно, он поспешил к братьям. Те одобрили его поступок и дали установленную сумму денег. Но на следующий день Шаянский не нашел судна на пристани. Одни его вообще не видели, а другие говорили, что этот корабль отплыл несколько дней назад. Пораженный случившимся, юноша взял Крест и, неся его на себе, пешком отправился в Арзамас. Весь путь от Макарьевской ярмарки до Арзамаса (более 100 км) он проделал за сутки, не чувствуя усталости. Придя домой, он внес распятие на крыльцо, но не смог занести в сени. Он попросил приходского священника отслужить молебен. Во время молебного пения Шаянский увидел свет, исходящий от Креста. Он понял, что не сможет хранить святыню дома, и пожертвовал ее храму. До сих пор от Креста не перестают совершаться чудесные знамения: в 1883 г. произошло избавление от пожаров храма, где находился Крест; во время молебнов люди неоднократно видели свет, исходящий от лика Распятого; отмечены случаи исцеления болящих младенцев и многое другое. Животворящий Крест Господень находится в Воскресенском соборе от Пасхи до Покрова, а в холодное время года, когда собор закрыт, он переносится в зимнюю церковь.
Из Никольского монастыря в Воскресенский собор была принесена икона Николы Можайского — одна из древнейших в городе, упоминаемая при открытии церкви в честь этого святого, в 1580 г. На иконе святитель Николай держит в левой руке город, а в правой — меч. Предание гласит, что именно в таком виде святого увидели в небе усердно молящиеся жители города Можайска, осажденного татарами в 1300 г. Она очень почитаема арзамасцами за многочисленные случаи чудотворения и прощения за грехи по молитвам перед ней святителю Николаю. В народе монастырь и сама икона получил название «Никола-прощи», от слова «прощать».
В Воскресенском соборе справа от Креста расположена самая древняя его святыня — икона Воскресения Христова (сошествие во ад) XVI в. Она вставлена в большую икону, так что вокруг нее изображены страдания Христа. По преданию, эту икону оставил в подарок Арзамасу государь Иоанн Грозный, когда основал город. В описях 1643 г. она значится, как «Государево данье».
Среди наиболее почитаемых икон Воскресенского собора назовем следующие:
1). Икона Покрова Пресвятой Богородицы в серебряной позолоченной ризе.
2). Икона «Всех Скорбящих радость», выполненная бисером – духовное завещание дворянки Чемодановой.
3). Образ страждущего Спасителя в терновом венце итальянского письма. Был приобретён заграницей, а затем принесен в дар собору арзамасскими помещиками.
4). Древняя икона св. Иоанна Воина в киоте, происхождение которой в точности неизвестно.
5). Икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». Она была написана во второй половине XVII в., не имела киота, поэтому быстро закоптела. Купец Подсосов возил её в Москву, где её очистили и украсили драгоценной ризой. Перед ней еженедельно читали акафист и всегда носили в крестных ходах. В 1874 г. ей был посвящен престол в левом приделе тёплого собора, куда её переносят в зимнее время.
6). Икона «Знамение» Пресвятой Богородицы, самая первая копия чудотворной иконы Серафимо-Понетаевского монастыря Арзамасского уезда.
7). Казанская икона Божией Матери. Хитон Богородицы из алого бархата вышит золотыми цветами.
8). Икона преподобного Серафима Саровского в серебряной позолоченной ризе с эмалью, написанная ко дню прославления святого 19 июля 1903 г. Письмо и золотое шитье были выполнены монахинями Алексеевской женской обители города Арзамаса.
9). Икона святого благоверного и великого князя Александра Невского, выполненная художниками-ступинцами в начале XIX в. и освященная на раке с мощами святого в Санкт — Петербурге. Киот – ореховое дерево. Эту икону прислал Арзамасскому Александро-Невскому обществу Хоругвеносцев его почетный член, а в будущем патриарх Сергий (Страгородский).
10). Икона Божией Матери «Неопалимая купина», написанная по золотому чеканному фону, перед которой молятся об избавлении от пожаров. Дар Вольно-Пожарного общества Арзамаса в 1904 г.
11). Икона Божией Матери «Семистрельная», живопись XIX в. В июле 1998 г. икона замироточила.
Когда Воскресенский собор был музеем религии, туда принесли из окрестных сельских храмов много деревянной резной скульптуры. Она нехарактерна для кафедральных соборов, но очень распространена в глубинке, поскольку коренное население этих мест, мордва, еще до принятия христианства, обожествляло дерево, делая из него всевозможные фигурки. Архимандрит Макарий целый раздел своей книги посвятил описанию резных изображений, причем, ограничившись только городом Арзамасом и его уездом, где это явление было, по-видимому, наиболее распространено. Так, он указывает на резную скульптуру «в тёплом соборе наверху главного иконостаса «Восстание Христово из гроба», а над боковыми иконостасами «Распятие с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей».
До революции Воскресенский собор был обнесен красивой решеткой, а на площади перед ним дважды в неделю проводились базарные дни. Сейчас на Соборной площади автобусная остановка, а вокруг храма — активное транспортное движение, от чего осыпаются фрески. Этот вопрос пока не удается решить.
В настоящее время Воскресенский собор нуждается в реставрации. Когда 4 июня 1988 г. в Арзамасе прогремел взрыв двух вагонов взрывчатки, который смел жилой район и унес жизни множества людей, в Воскресенском соборе ударной волной выбило все стекла, на купольных барабанах окна были забиты фанерой. В таком виде собор встретил праздничные торжества, посвященные 1000-летию крещения Руси. Он был одним из пяти центров празднования, поскольку в то время в Советском Союзе это был самый большой действующий православный храм. В Арзамас прибыл руководитель праздничных мероприятий Алексий, митрополит Ленинградский и Новгородский, будущий патриарх Алексий II. На вопрос, какое впечатление произвел на него Воскресенский собор, он ответил: «Это – жемчужина в грязи».
Воскресенский собор строился в течение 28 лет, а его благоукрашение продолжалось ещё многие годы пожертвованиями и трудами жителей Арзамаса. Состоятельные граждане делали значительные вклады, как правило, на конкретные работы, например, на позолоту иконостаса, приобретение церковной утвари. Их имена сохранились для потомства благодаря летописцу Н. Щеголькову. Например, об одном из соборных старост, С. Быстрове, он сообщает, что «когда, однажды, не достало досок для настилки пола в соборе, он выломал у себя дома полы и отдал их в собор». В ходе строительства случалось и так, что в казне не было средств. Тогда кто-нибудь из строителей с кружкой шел по окрестным селам и деревням, собирая медяки у простых людей.
В истории собора как в зеркале отразилось русское благочестие того времени. Хочется верить, что это благочестие не иссякло до конца, и прекрасный Воскресенский собор еще засияет во всей своей красе.
Росписи Воскресенского Собора
При освящении первых двух пределов стены собора не были ещё украшены живописью так же, как и иконостасы не были вызолочены. В приделе Всех Святых позолота производилась в 1834 г., а в 1835 г. 25 апреля староста П.И. Киреев порядил мастеров расписывать стены храма и золотить иконостасы. 2 мая совершено молебствие перед началом живописных работ. Нынешние арзамасцы, обыкновенно говорят, что собор расписан известным основателем арзамасской школы живописи, академиком Александром Васильевичем Ступиным. Но это несправедливо. Ступин был человек расчётливый, любил взять за свою работу хорошую цену, а собор строился при скудных средствах. К тому же у Ступина всегда было много заказов. Взявшись за большую невыгодную работу в соборе, он мог потерять эти заказы.
Вследствие всего этого, несмотря на то, что Ступин был уроженец Арзамаса, вращался в кругу созидателей собора и был в дружеских отношениях с настоятелем его о. Стефаном, он не сделал для украшения собора ничего. Расписывать собор взялся один из его учеников, Осип Семенович Серебряков с сыном Александром за изумительно дешевую цену, около 2 000 р. сер., но расписал так, что и строгие критики не могли его упрекнуть. Ныне за такую работу нужно заплатить не менее 20 000 рублей. Собор расписан «альфреско», по сырой штукатурке тушью. Красками писаны только «Триипостасное Божество» в главном куполе и «Распятие» на горнем месте. Поэтому отсутствие пестроты даст всей внутренности храма величественный вид громадного целого. Обширные размеры здания дали мастерам возможность развернуть всю силу своего таланта. Все картины на сводах и на стенах храма изображают земную жизнь Господа Иисуса Христа. Оригиналами для картины служили произведения знаменитых западноевропейских художников. Влияние ступинской школы видно во всём. Поэтому все картины носят характер итальянской живописи, византийскаго тут нет ничего, но при всём этом нет ни единой черты, оскорбительной для Православия, что следует поставить г. г. Серебряковым в большую заслугу. И недаром, по справедливости арзамасцы всегда восхищались и дорожили живописью собора.
Аль фреско, а фреско (итал. fresco — по свежему, по сырому) — техника настенной живописи. Техника настенной живописи водяными красками, по свежей, сырой, подготовленной для этого обмазке (штукатурке). Произведения, исполненные этим способом, который нельзя смешивать с живописью по сухой штукатурке, или а-секко (от итальянского secco — «сухой»), принято называть «фресками».
Фреска (от итал. fresco, буквально — свежий) — техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной. Виды фресок: Фрески на холсте, фрески на самоклеющейся основе, фрески на флизелине, фрески на жесткой основе, фрески на штукатурке.
Опись имущества Воскресенского собора от 1839 г.
1). В среднем большом куполе в вверху по железу масляными красками – «Триипостасное Божество» и два Ангела держащие свиток с надписью «Сиди одесную мене». Ниже сего на двенадцати простенках между толиким же числом окошек в куполе клеевою живописью изображены двенадцать Апостолов.
2). Ниже карниза в парусах с четырёх сторон – четыре Евангелиста и клеевая приличная по сторонам уборка арматуры и Ангелы с разными эмблемами.
3). Над южной дверью в своде — «Рождество Христово».
4). В арках два Ангела держащих свиток с надписью «Слава в вышних Богу и на земли мир».
5). Между окошек во впадинах с правой стороны южной двери – «Кающаяся блудница Христу».
6). Подле на стене лицом к Востоку «Путешествие во Еммаус Христа с учениками».
7). Над северной дверью во своде – «Поклонение волхвов родившемуся Христу».
8). В арке два Ангела держащие свиток с надписью «Пришедши звезда ста вверху идеже бы отроча».
9). Во впадинах между окошек с левой стороны двери – «Исцеление Христом расслабленного, свешенного сквозь кров».
10). На стенах лицом к востоку – «Бегство во Египет Иосифа с младенцем и Мариею материю его».
11). Над западной дверью во своде – «Шествие Христа во Иерусалим всташа на жребий сына подьяремнича».
12). В арке два Ангела держащие свиток с надписью «Благословен грядый во имя Господне осанна в вышних».
13). В правой стороне между окошек во впадинах «Преполовение пятидесятницы».
14). Ближе на стене – «Блудного сына, кающегося отцу своему».
15). В арке над окошком – «Самарянин Милосердовавший впадшему в разбойники».
16). Над дверью входа на хоры – «Мытарь молящийся».
17). К левой стороне: между окошек во впадине – «Изгнание из храма вервью торжников Христом».
18). На стене «Исцеление слепого».
19). В завороте под окошком – «Беседа Христа с Самарянкой при колодце».
20). Над дверью входа на хоры – «Фарисея молящегося» и прочая клеевая уборка описанная уже выше.
21). А во вторых двух малых куполах описанным различие только то, что по железу масляными красками вверху оных вместо «Святого Духа изображено «Всевидящее Око».
22). В малом куполе, поддерживаемом восьмью колоннами, находящимися между стольким же числом окошек, вверху по железу масляными красками в виде голубя парящего в воздухе – «Дух Святый» ниже колонн и карниза в ярусах Архангелы и прочая приличная уборка клеевой живописью.
23). С левой стороны в приделе, предназначенном освятиться во имя Св. великомученика Иоанна воина, на горнем месте – «Беседа Христа с Некодимом».
24). Над окошком к северу вне Алтаря — «Умовение ног Христом ученикам», и прочая клеевая уборка подобная описанному куполу, и писана по маслу. В куполе и клеевая в других местах. (Фонд №58, опись 1, дело №36)
Книга записи расходов денег по церкви Воскресенского собора от 1836 г.
Осипу Семенову Серебрякову за стенные росписания в новом Соборе ещё заплачено из Свечных — пятьдесят шесть рублей, из кошельковых — двести девяносто четыре рубля. (Фонд №58, опись 1, дело №32)
Борисова Алёна и Борисова Оксана, учащиеся 9 класса НОУРО Арзамасская православная гимназия, «Росписи Арзамасского Воскресенского Собора», V ежегодные открытые Серафимовские детские чтения, научный руководитель: Шерстнева Ольга Геннадьевна, учитель истории и обществознания. Литература: Еремеев П.В., «Арзамас-городок», Арзамас: Юпитер, 1998 г.; Н.М. Щеголькова, «Арзамасский Воскресенский собор. История его и описание», Арзамас, 1909 г. (репринтное издание); Одинцова А.Д., «Город Арзамас», Волго-Вятское книжное издательство, Горький, 1972 г.; Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Н. Щегольковым, Нижний Новгород, 1903 г. (репринтное издание).
Воскресенский собор был заложен в 1814 году. Его проект, в стиле русского классицизма, выполнил талантливый арзамасец Михаил Петрович Коринфский (1788-1851 гг.), ученик художника А.В. Ступина и архитектора А.Н. Воронихина. Для строительства храма открыли кирпичные заводы, которые назывались «соборными», где произвели 5,5 млн штук кирпича. Кладка стен продолжалась с 1814-го по 1821 год.
Пятиглавый собор крестово-купольного и центрического типа в стиле классицизма с фресками и 48 колоннами на фронтонах возведен на высоком берегу реки, на месте древней Арзамасской крепости, в юго-западной части центральной площади. Памятник виден за много километров от города со стороны реки Тещи. На первый план каждого из фасадов выходят крупные портики с 12 колоннами ионического ордера высотой более 12 метров, с украшенными росписями фронтонами. Архитектор М.П. Коринфский, известный зодчий эпохи классицизма и уроженец г. Арзамаса, умело использовал элементы античной архитектуры – портики, ордер, декор — и создал сооружение, отразившее художественные традиции отечественного зодчества.
Характерными чертами построек того времени являются величавая простота, умелое включение в пейзаж, силуэтность, скульптурная мягкость форм, а также умелое использование цвета. Все эти качества присущи Воскресенскому собору.
Сохранилось предание о том, как один из четырех столпов, поддерживающих своды собора, юго-западный, дал трещину. Случилось это тогда, когда своды были соединены, и нужно было приступать к сооружению главного купола. По совету крестьянина Егора Измайлова, опытного строительного подрядчика, треснувший столп оковали железом, наподобие обручей, и заштукатурили. Затем столп облепили бумагой и наблюдали некоторое время. Увидев, что бумага не лопнула, постройку продолжили. Для легкости свод на главном куполе решили сделать деревянным, обив его снизу листовым железом. Это происшествие стало широко известно. Сохранилась поговорка «Арзамасцы собор кандалами сковали».
Строительство продолжалось 28 лет, а отделочные работы и роспись — 21 год. За 3 года, с 1834 по 1837 г.г., художники-ступинцы — Осип Семенович Серебряков с сыном Александром и помощниками расписали тушью по сырой штукатурке все своды и стены храма. Монохромность фресок производит впечатление цельности живописного и архитектурного облика и располагает к мирному молитвенному настроению.
Внутри Воскресенского собора создается впечатление обширности, легкости и света благодаря 24 окнам. Причем ни одно из них не смотрит прямо вовнутрь, около каждого был сделан откос, чтобы улица не мешала молитве.
В 1932 году по решению Арзамасского горсовета Воскресенский собор был закрыт. Сначала собор использовался как общежитие для нескольких сот политзаключенных, строивших в Арзамасе важный военный объект. Позже в нем устроили Музей религии по образцу Казанского собора в Санкт-Петербурге, где в советское время находился Музей атеизма и религии. Воскресенский собор повторил судьбу Казанского собора, на который он похож и внешне. Эта схожесть объясняется тем, что архитектор Воскресенского собора Коринфский в пору ученичества помогал своему наставнику, архитектору Воронихину строить Казанский собор.
Собор был вновь открыт для верующих только в 1944 году. Он в основном сохранил свой первоначальный облик, утрачена лишь его ограда, возведенная в конце XIX века.
В соборе неоднократно выполнялись различные ремонтно-восстановительные работы. В 1957-1959 гг., 1983-1984 гг., 1987 г. реставрировалась живопись на фронтонах портиков и в интерьерах храма, на всех куполах стальные кровли заменены на медные, а венчающие их яблоки и кресты вызолочены. В 1992-1993 гг. заменены кровли скатных крыш, в 2003 г. отремонтирована западная паперть и установлены новые деревянные входные двери с первоначальным рисунком. В 2004 году заново побелены все фасады храма. Практически все реставрационные работы носили косметический характер, локальный реставрационный ремонт проводился на входных группах и лестницах, реставрировались живопись и полы.
Финансирование за счет средств федерального бюджета реставрационных работ на объекте культурного наследия федерального значения «Воскресенский (Спасский) собор, 1832 г., арх. М.П. Коринфский», на площади Свободы, 19, в городе Арзамасе, Нижегородской области, осуществляется с 2016 года. В 2016 году специалистами ООО «РСК «Архитектурное наследие» был разработан проект реставрации и приспособления с выявлением особенностей и сохранением первоначального облика памятника первой половины XIX века, в том числе и декоративного убранства интерьеров, и приспособлением подвальных помещений под нужды пользователя.
В 2019 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла выделено финансирование на проведение ремонтно-реставрационных работ по кровле Воскресенского собора. Мастера ООО Архитектурно-реставрационный центр «Зодчий» при Нижегородской епархии выполнили ремонтно-реставрационные работы по кровле собора, включая купола. Были заменены отдельные поврежденные элементы в стропильных конструкциях, произведено устройство сплошной обрешетки кровли четверика и куполов, смена покрытия кровли четверика и куполов из меди с пропайкой швов и устройством пароизоляции. Выполнено покрытие выступающих частей стен (фризы, пояски, сандрики, подоконники) медью, воссозданы водосточные трубы. Чердачное пространство утеплено минераловатными плитами с устройством паро- и гидроизоляционных слоев. Общая площадь покрытия кровли и куполов составила 3359,44 кв.м.
Реставрацию интерьеров и внутреннего убранства Воскресенского собора планируется продолжать в последующие годы за счет средств регионального бюджета.
http://www.fedmp.ru