В самом начале XVIII века Петр I повелел собрать в Санкт-Петербурге коллекцию старинных артиллерийских орудий «для памяти на вечную славу». Для этого он утвердил проект строительства оружейного дома, который назвал на немецкий манер — «цейхгауз». По завету первого российского императора в течение веков собрание усердно пополнялось новыми экспонатами, в результате чего его благое начинание достигло масштабов крупнейшего в мире военно-исторического музея.
Сейчас официальное название этого учреждения – «Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи», однако в народе его называют «Артиллерийским». В экспозиции представлено 850 0000 уникальных экспонатов, и некоторые из них дошли до нас с XIV века.
История создания Артиллерийского музея
Будущий музей артиллерии был построен в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга 29 августа 1703 года. Поначалу цейхгауз представлял собой деревянное здание, но потом его возвели в кирпиче.
Экземпляры исторического оружия стали собирать заблаговременно. Первым экспонатом в экспозиции будущего музея стала бронзовая мортира, которую в 1605 году создал оружейных дел мастер Андрей Чохов и литейщик Проня Федоров. По приказу Петра со всех краев Российской империи в новоиспечённую столицу свозились как отечественные, так и трофейные образцы артиллерии.
Самые первые орудия для будущего музея оценивал сам Петр I. О том, насколько бережно он относился к своему собранию, говорит следующий факт. Даже когда русские военные, потерпевшие поражение под Нарвой в 1700-ом году, остро нуждались в оружии, Петр I категорически отказался снабжать армию образцами из коллекции цейхгауза. Пришлось для новых орудий переливать церковные колокола, которые собирали по всей России…
Спустя время, ассортимент военных раритетов в цейхгаузе стал расширяться, и в Санкт-Петербург стали привозить не только орудия артиллерии, но и самые разные виды вооружений и боеприпасов, военную инженерную технику, а также прочие предметы военного обихода: форму, награды, знамена, защитные средства.
Достопамятный зал
В 1770-ых годах собрание воинских орудий и раритетов отправилось на хранение в трехэтажное здание арсенала, которое за свой счёт построил на Литейном проспекте князь Г.Г. Орлов. Новое хранилище получило название «Достопамятный зал».
В конце XVIII века уникальная военная коллекция в Санкт-Петербурге насчитывала около 6000 предметов. Уже в ту эпоху она считалась самой богатой в мире. Причем доступ ко всем экспонатам долгое время оставался строго ограниченным и разрешался исключительно по особому распоряжению властей.
И только 1 июня 1808 года Достопамятный зал распахнул свои двери для всех желающих. Таким образом, закрытое собрание военных раритетов стало музеем артиллерии. С этих пор в учреждении наладили выпуск путеводителей по экспозиции, появились штатные научные эксперты и реставраторы.
К 1860-ым годам количество экспонатов музея артиллерии увеличилось до 10 000 экземпляров. Вся экспозиция хранилась с соблюдением всех необходимых правил в 19 просторных залах орловского арсенала.
Кронверкский арсенал
Однако во время преобразования госаппарата в 1864 году здание передали министерству юстиции, по инициативе которого там разместился окружной суд. Военные раритеты музея артиллерии перекочевали в случайные помещения, совсем неприспособленные для хранения подобных ценностей. Три года уникальная экспозиция пролежала в ужасных условиях. А тем временем было приятно решение часть коллекции разослать по разным учреждениям Санкт-Петербурга, а оставшиеся экспонаты бывшего музея попросту распродать.
К счастью этого не произошло, и в 1868 году тщанием императора Александра II под экспозицию музея артиллерии был выделен сектор корпуса Кронверкского арсенала Петропавловской крепости. Образцы тяжёлых орудий установили во внутреннем дворе, остальные — внутри здания.
Музей получил официальное название «Зал достопамятных предметов Главного артиллерийского управления», а с 1903 он стал известен, как «Артиллерийский исторический музей (АИМ). В это время учреждение активно участвовало в различных всемирных выставках, и в международных музейных кругах пользовалось высочайшим авторитетом.
Лихие годы
В годы Первой Мировой войны фонды музея артиллерии снабжались новыми трофеями, но во время Февральской революции он закрылся. Опасаясь сдачи Санкт-Петербурга немцам, члены Временного правительства приняли решение о временной эвакуации экспозиции. В результате было вывезено 75% музейных фондов.
В лихие годы часть коллекции была все же утрачена. Во время эвакуации в Ярославле ряд экспонатов из экспозиции музея артиллерии уничтожил пожар в 1918-ом, а другие фрагменты коллекции пострадали при наводнении в Санкт-Петербурге в 1924-ом. Но значительную часть собрания удалось сохранить. Неимоверными усилиями музейщики сберегли уникальные фонды и во время блокады Ленинграда. Мало того, в годы Великой Отечественной войны экспозиция существенно пополнилась новыми экспонатами, в числе которых новые виды орудий и свежие образцы военной инженерной техники.
С 1960-ых годов музей артиллерии стал стремительно расширяться за счет новых фондов, перешедших под его юрисдикцию из других военно-исторических учреждений. В связи с этим он получил новое название, под которым известен до сих пор – «Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи» (ВИМАИВиВС).
Современное состояние Артиллерийского музея
На сегодняшний день экспозиция музея артиллерии может похвастаться самым многочисленным собранием артиллерийских орудий; стрелкового и холодного оружия; военно-строительной и инженерной техники; средств связи; боевых знамен, наград и знаков отличия; армейского обмундирования и других предметов военного быта.
В 13 залах музея артиллерии общей площадью 17 000 квадратных метров можно увидеть настоящие шедевры живописи, графики и скульптуры, посвященные военной тематике. Здесь представлены работы таких авторов-баталистов, как Н. Дмитриев-Оренбургский, Б. Виллевальде, А. Сафонов, А. Шарлемань, М. Греков П. Ковалевский, Ф. Рубо, А. Попов, Н. Самокиш.
Коллекция Артиллерийского музея с ее уникальными раритетами науки, техники и искусства, является неотъемлемой частью культурного и исторического наследия России.