29 декабря 1892 года архимандрит Павел (Глебов) становится наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сразу после вступления в должность архимандрит отправляется на осмотр обителей, находившихся в подчинении Лавры. Убогий вид Зосимовой пустыни произвёл на него удручающее впечатление. Когда отец-наместник отстоял в храме панихиду у могилы схимонаха Зосимы, то уже в сердце своём почувствовал непреодолимое стремление сделаться устроителем этой страждущей обители. В продолжении зимы 1892-1893 годов архимандрит Павел начал завозить кирпич и материал для постройки первого каменного корпуса с трапезной. Кирпич доставил игумен Махрищского монастыря отец Амфилохий, и первыми деньгами, вложенными в это дело, послужила тысяча рублей, пожертвованная на помин души покойного казначея Лавры Авдия.
В 1893 году Иван Ефимович Ефимов, издатель духовной литературы, изъявил желание построить каменный собор на месте первоначального храма и над могилой старца Зосимы. Прежний храм, перестроенный из часовни на средства боголюбивого московского купца Дмитрия Михайловича Шапошникова, не мог уже отвечать нуждам обители, поэтому архимандрит Павел испросил согласие на его разработку у прежнего храмоустроителя. Когда согласие Димитрия Михайловича было получено, то с благословения епархиального начальства архимандрит разрешил начать разборку храма и колокольни.
Все священные предметы: престол, жертвенник, иконостас, иконы были перенесены в братский трапезный корпус, где устроили храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Это позволило совершать ежедневные богослужения на весь период строительства Смоленского собора.
9 июля 1900 г. — освящение собора в честь иконы Смоленской Божией Матери архимандритом Павлом.
Из книги «Зосимовский Патерик. Жития святых и подвижников благочестия Свято-Смоленской Зосимовой пустыни» в 2-х томах. Зосимова пустынь, 2012.
Не так уж много существует монастырских ансамблей, которые были бы выстроены в единой стилистике. Обыкновенно монастыри отстраивались постепенно, век за веком, благодаря чему в их облике присутствует, как правило, известная эклектичность. Не то с Зосимовой пустынью. Она возводилась на рубеже ХIХ-ХХ веков, и весь облик её ярко иллюстрирует «псевдорусские течения» в отечественном зодчестве.
Первый каменный храм, освящённый в честь Смоленской иконы Божией Матери, появился в Зосимовой пустыни в 1889 году. Он был перестроен из каменной часовни над могилой схимонаха Зосимы и лишь условно мог считаться удобным для совершения богослужений. Обстоятельства позволили приступить к постройке нового собора лишь в 1894 году. 1 мая архимандрит Павел (Глебов) заложил первый камень в фундамент будущего сооружения. Собор поставили на том же месте, что и прежний, — то есть над могилой старца Зосимы. Освящение соборного храма состоялось летом 1900 года. Средний храм освятили 8 июля, в честь Смоленской иконы Божией Матери, северный придел — 9 июля, во имя Архангела Рафаила и прочих Сил Небесных, южный — во имя преподобного Зосимы, Соловецкого чудотворца. Ради торжественного события Зосимову пустынь посетил в эти дни митрополит Московский Владимир (Богоявленский; будущий митрополит Киевский, священномученик). Он и совершил освящение главного престола соборного храма. Для монастыря освящение каменного собора стало настоящим праздником, да и не только для монастыря. «Стечение народа было многочисленное, — сообщал об этом событии cвященномученик Серафим (Чичагов). — Кроме окрестных жителей было намало приезжих из Москвы, Александрова, Киржача и Сергиевского Посада. Ясная и тёплая погода вполне благоприятствовала торжеству». «Общая площадь постройки, — описывал всё тот же Серафим, Смоленский собор, — 157 квадратных сажен (сажень — 2,16 метра), длина 14 сажен, ширина 11 сажен, высота с крестом 12 сажен, кровля четырёхскатная. Кроме средней главы имеются ещё четыре: над западным, северным и южным входами и над алтарём — все с золочеными крестами. Пол храма и ступени папертей мозаичные».
В советское время в храме находился клуб воинской части. Это сохранило его от совершенного разрушения, но в тоже время нанесло ему невосполнимые утраты: были уничтожены настенные росписи, частично повреждён мозаичный пол. После закрытия Зосимовской пустыни в 1923 году бесследно сгинули многие её святыни — в том числе Смоленская икона Божией Матери ХIV века. Но с возрождением монастыря Божия Матерь утешила братию другим Своим Смоленским образом. А вскоре были обретены и мощи Зосимовских старцев — преподобных Германа и Алексия, а также её основателя, преподобного Зосимы. Все они хранились до закрытия пустыни в соборном храме. Долгое время они находились здесь, являясь своего рода залогом сначала первого (в последней трети ХIХ века), а затем и второго — уже в наши дни — возрождения пустыни. Сейчас в Зосимовой пустыни есть Смоленский образ Пресвятой Богородицы. В отличие от исчезнувшей после революции иконы, нынешняя «Зосимовская Смоленская» довольно больше утраченной, но находится она на том же месте, что и прежний образ, «в соборе в главной части с правой стороны». Икона почитается в монастыре как чудотворная. По утверждению специалистов, написана она на рубеже ХVIII-ХIХ веков. Конечно, это не ХIV век, и всё же…
Вообще, в отношении старинных икон обитель небогата. Но есть здесь нечто более важное, чем старые иконы. Это новообретённые мощи преподобных Германа и Алексия Зосимовских. И если останки старца Германа покоились в монастыре, под спудом в Соловецком приделе Смоленского храма, то прп. Алексия погребли вдалеке от родной пустыни. В 1928 году почившего старца похоронили на Кукуевском кладбище Сергиева Посада, а в 1956 году останки его, в связи с ликвидацией Кукуевского кладбища, перенесли на Северное кладбище (тоже в Сергиевом Посаде). Вот здесь-то в 1994 году и состоялось обретение мощей старца. Теперь мощи преподобных Германа и Алексия пребывают в Смоленском соборе Зосимовой пустыни, в общей раке.
Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №90, ООО «Де Агостини», 2020