Арпачёво. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Храм Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1789-1791 годах выдающимся русским архитектором Николаем Львовым в селе Арпачево Торжокского района, вместе с уникальной «падающей» колокольней является ансамблевым памятником архитектуры XVIII века федерального значения. Во времена советской власти эта необыкновенной красоты церковь, разделяя участь многих российских усадебных памятников истории и культуры, медленно погибала и пришла наконец в руинное состояние.
 В 1986 году Георгий Федорович Шапошников, москвич, актер по профессии, купил в Арпачево избу прямо напротив храма Казанской иконы Божией Матери. И вот уже 18 лет он занимается восстановлением этой церкви. В 1989 году при храме был зарегистрирован православный приход. В 2005 году внешний облик храма был восстановлен профессиональными реставраторами за счет частных пожертвований и средств епархии, но внутренний интерьер еще требовал серьезной работы. Еще в начале восстановления храма, когда Георгий Федорович сам покрыл купол кровельным железом, внутри проступили фрески, написанные Владимиром Боровиковским. Выдающийся русский художник был другом Львова и расписал его храм.
Казанскую церковь в селе Арпачёво, построенную одновременно с колокольней, в недавнее время отремонтировали. Колокольня, стоящая к западу от храма и составляющая с ним целостную композицию, осталась бесхозной и медленно разрушается. Пока ничто не подает надежд на ее поддержание в целостности, а тем более надежд на ее научную реставрацию. Тем важнее понять значение этого непростого по иконографической программе памятника в истории русской усадебной архитектуры XVIII в. Храм и колокольню в Арпачёве приписывают знаменитому архитектору-дилетанту Н.А. Львову. Оснований для этой атрибуции довольно много: во-первых, село было вотчиной Львовых и в момент строительства церкви (начата в 1783 и окончена в 1791 г.) принадлежало дядям архитектора, Н.П. и П.П. Львовым, один из которых, Н.П. Львов, запрашивал разрешение на сооружение храма; во-вторых, село расположено неподалеку от Торжка, а в этом районе Н.А. Львов проектировал для многих родственников и знакомых; в-третьих, план и композиция церкви напоминают отдельные черты плана и композиции соборов Иосифа в Могилеве и Борисоглебского в Торжке, достоверно спроектированных Львовым-зодчим.
Колокольня, поставленная отдельно на западной оси храма, это серия цилиндрических объемов, поставленных на квадратное в плане основание с приставленными с востока и запада экседрами, завершенными полукуполами. Поверхность стен основания обработана крупным рустом, имитирующим кладку из квадров, в завершении средней части основания выделяются пологие треугольные фронтоны. С этой подчеркнуто «античной» частью контрастируют гладкие поверхности двух цилиндров и завершающего восьмигранного фонарика. По своей тонкой и тщательно разработанной отделке и по пропорциональному строю арпачёвская колокольня – одна из лучших усадебных колоколен конца XVIII в. Истоки такой необычной композиции следует, вероятно, искать не в надгробных памятниках римлян и не в эллинистических мавзолеях (хотя эти образцы и были использованы при проектировании колоколен, но в случае с квадратными ярусами, завершенными восьмигранным «храмиком»), а в маяках античного Средиземноморья (и прежде всего – Фаросском маяке в Александрии, в котором видим ту же композицию). В обширном «ассортименте» колоколен неоклассицизма винкельмановского толка подобные «маяки христианства» вполне объяснимы как с точки зрения переноса смысла (маяк – свет – колокольня несущего свет храма), так и с точки зрения значимости античного образца. К этому же типу можно отнести колокольни усадебных храмов в Никольском-Гагарине и Поджигородове.
Проект очень похожей колокольни видел А. Бенуа в собрании чертежей в итальянской Швейцарии. Из сходства колокольни на чертеже, приписываемом Томазо Адамини, и колокольни в Арпачёве родилась гипотеза о заимствовании Адамини проекта Львова. Со своей стороны мы предлагаем общий источник и для чертежа Адамини, и для колокольни Львова: пока не выявленные колокольни Италии, ориентированные на античные маяки как на образцы, или, возможно, какой-то рисунок-реконструкцию античного маяка.
Источник: сайт Православные Храмы Тверской Земли

Каменная церковь Казанской иконы Божией Матери возведена по проекту известного архитектора Николая Львова в 1783-1791 годах вместо прежней одноименной обветшалой деревянной обители на средства прихожан и благодетелей. Однокупольная храмовая композиция в стиле классицизма с полуциркульной алтарной апсидой и отдельно стоящей столпообразной колокольней напоминает уменьшенную копию собора Бориса и Глеба Торжского монастыря. Шестиколонные портики тосканского ордера, увенчанные треугольным фронтоном, придают храму особую торжественность и строгость. Внутренний интерьер Казанской церкви расписан выдающимся художником Владимиром Боровиковским, другом Львова. Закрыта и разграблена во времена советской власти. Верующим помещения переданы в 1989 году, тогда же и зарегистрирован приход. В 2005 году на средства местного жителя Георгия Федоровича Шапошникова профессиональными реставраторами восстановлен внешний облик строения.В настоящее время церковь Казанской иконы Божией Матери с «падающей» колокольней является памятником архитектуры XVIII столетия федерального значения, в ней совершаются регулярные Богослужения, медленно, но все-таки продолжаются восстановительные работы.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?