АРИСТАРХ ЛЕНТУЛОВ — ОДИН ИЗ РОДОНАЧАЛЬНИКОВ «РУССКОГО АВАНГАРДА»
Аристарх Васильевич Лентулов родился 16 января 1882 года в селе Чёрная Пятина (по некоторым данным – в селе Воронье) Нижнеломовского уезда Пензенской губернии. Его отец, сельский священник, скончался, когда мальчику было два года; мать осталась вдовой с четырьмя детьми на руках. Женщина хотела, чтобы Аристарх пошёл по отцовским стопам и отправила ребенка учиться в духовное училище. Однако в возрасте 16 лет будущий художник сбежал из семинарии, чтобы посвятить жизнь искусству, коим увлекался с ранних лет.
Десятилетия спустя Лентулов вспоминал, что самым главным впечатлением его детства была старинная музыкальная шкатулка, обнаруженная им в барском имении, где трудился его дядя. В отсутствие взрослых, мальчик частенько доставал шкатулку и «каждый раз плакал от восторга… Никогда больше не испытывал я подобного наслаждения от исполнения даже самых лучших музыкантов, какое я получал тогда от этой маленькой шкатулки с наполовину истёртым валиком, отчего некоторые ноты проскакивали и не звучали».
Дабы выучиться академическому рисунку и живописи, Лентулов поступил в Пензенское художественное училище. Но провинциальное заведение едва ли могло гарантировать достойное образование, несмотря на то, что её директором был крупный передвижник Константин Савицкий. Продолжать обучение художник решил в Киеве. Долгое время студент терпел нужду и находил различные способы подзаработать: давал уроки, выполнял заказы. Из киевского худучилища юноша выпустился в 1905 году.
В 1906 году Лентулов отправился сдавать экзамены в Петербургскую академию художеств, но попытка поступления обернулась полным провалом. Виной тому оказались дерзкий нрав и творческий нонконформизм молодого художника. Когда преподаватель спросил у него, откуда у модели на носу взялся зеленый цвет, Лентулов без церемоний ответил: «А вы разве не видите? В таком случае мне вас жаль».
У Лентулова начал формироваться собственный, узнаваемый стиль. Братья Бурлюк высоко ценили устремления одарённого живописца и ласково прозвали его «Рисочкой». Ещё в годы обучения Лентулов принимал активное участие в выставках московской группы импрессионистов «Венок-Стефанос», пережил увлечение Врубелем и Малявиным. В его ранних работах также заметно влияние мирискусников и «Голубой розы», но ключевую роль уже тогда начинают играть чистые цвета. Чтобы усилить их воздействие на зрителя, художник наклеивал на полотна кусочки фольги и цветной бумаги. Любимыми оттенками молодого экспериментатора были «крап-роза» и зелёный «поль-веронез».