Дата открытия, История появления
Когда с Ленинского проспекта входишь на территорию 1-ой градской больницы у главного корпуса и поворачиваешь по дорожке налево в сторону 9 и 10 корпусов, то взору открывается удивительная архитектура, уносящая мыслями в эпоху позднего классицизма XIX века. Кажется, что и не больница это вовсе, а чья-то роскошная дворянская усадьба.
Однако оглядевшись, понимаешь, что все окружающее представляет архитектурный ансамбль.
Исторически участок для постройки больницы был продан городу в 1828 году Анной Алексеевной Орловой-Чесменской. Эта территория примыкает к построенной ранее Матвеем Казаковым Голицынской больнице, но как целостный ансамбль, именно 1-ой Градской больницы, был создан по проекту Осипа Ивановича Бове в 1828-1833 гг. Больница была построена на государственные деньги и предназначалась для неимущих.
Это эпоха позднего классицизма, ампира, что и нашло яркое отражение в архитектуре корпусов.
Корпус 10
Планировка корпуса представляет собой как бы незавершенное «каре» с внутренним двором и яркими фасадами двух объемов, выходящих на Ленинский проспект. Ближний по ходу, но находящийся в глубине, имеет характерный ампирный фасад. Центральный ризалит украшен большим трехчастным окном в форме портика с двумя полуколоннами тосканского ордера, которые поддерживают антаблемент, на фризе которого имеется надпись «Амбулатория». Окно завершается полуциркульной аркой-архивольт.
Первый этаж имеет классическую рустовку, а на поверхности стен видны характерные для ампира накладки-рельефы в виде факелов-светильников и лавровых венков с лентами. Вся композиция вверху заканчивается аттиком.
На правом боковом фасаде имеется полуротонда с колоннадой дорического ордера и античным антаблементом. Строгость и выразительность придают колонны с канелюрами, поставленные на плоскость пола без баз (оснований). На фризе за колоннами имеется характерный рельеф на античные темы.
Второй парадный фасад этого корпуса выполнен в более сдержанном стиле. Он имеет украшения окон и входа в виде полуколонн и пилястр тосканского ордера и два небольших ризалита по бокам.
Корпус 9
Девятый корпус как бы завершает планировку разомкнутого «каре», но стоит отдельно.
Постройка носит камерный и в то же время элегантный характер. Симметричный фасад красиво оформлен входом из двух полуколонн, на которых расположен полуфронтон с помещенной внутри, непосредственно над дверью, каменной барельефной иконой Пресвятой Богородицы с младенцем, в иконографии, относящейся к Владимирскому образу. Иконная доска на барельефе помещена на плат и заканчивается вверху крестом.
Сам образ символизирует милосердие и сострадание к болеющим.
В горизонтальных филенках над окнами помещены рельефно-скульптурные изображения Пеликана, окормляющего своих младенцев-птенцов своей кровью. Означает любовь родителей к своим детям, так и попечение Государя о своем народе. Очень красивы по форме два распахнутых крыла, объединенные полувенком, и выступающая вперед изящно изогнутая шея с головой. Это изображение эмблемы Ведомства учреждений Императрицы Марии Федоровны, матери императора Александра I. В задачу ведомства входило попечение больниц для бедных.
На фризе имеется надпись из римских цифр MDCCCXXXIX, которая расшифровывается как 1839, что, по-видимому, означает год постройки этого корпуса. Лечебное назначение корпусов менялось. Во время войны 1941-1945 гг. здесь проходили лечение военнослужащие.
Перестройка и реставрация
В 2012 году к 210-летию основания больницы были проведены реставрационные работы фасадной части корпусов. Отремонтированы палаты, лекционная аудитория для студентов, переоборудованы другие лечебные помещения.
Автор статьи: Алексей Гизюк
Материал с портала «Узнай Москву»