Проезжая в очередной раз Ульяновскую область на пути к дому, я случайно зацепился взглядом за одиноко стоящий у обочины дом в Студенце — селе, заложенном в середине XVII века как сторожевой пункт на Сибирском тракте.
Дом достаточно заурядный, небольшой четырехстенок с сенями и неприметным, но графичным накладным декором с калевочным тёсом, коим был равномерно заполнен парадный торец от цоколя до макушки фронтона. А зацепился я за, как мне показалось, сдвоенный фриз, о необычном явлении которых я уже писал в рассказе про дом в Тургенево. Но фриз оказался на деле совершенно одиноким, а его повторение было композиционным основанием тимпана фронтона. Такие рефрены фризов мне уже встречались в домах на Владимирщине и Нижегородчине.
В общем, рассмотрев дом внимательно я увидел знакомые композиционные принципы и формы, которые ранее мне встречались в домах Алатыря и близлежащих к нему сел. Об этом мельком я писал в рассказе про дом в Барышской Слободе.
Дом в Студенце, как и дом в Барышской Слободе, стилистически является частью архитектурной тенденции, которая была распространена в бывшем Алатырском уезде Симбирской Губернии.
Фризы в этих домах, как и в домах в самом Алатыре и близлежащих к нему сел, имеют композиционную логику ордерных фризов, членясь на ритмичные промежутки, имитирующие ордерные триглифы и метопы. На месте триглифов чаще всего размещены кронштейны, на месте метопов — филенки с полуциркульным завершением. Именно эти филенки в метопах становятся одним из стилеобразующих принципов, скажем так, алатырского домового деревянного декора. Назовем его условно так, не претендуя на академичность. При этом в каждом конкретном случае эти формы имеют свои развития и детали. Если в богатых домах Алатыря мы видим усложненные фигарейными калевками формы филенок, то у дома в Студенце метопные филенки имеют более простой абрис.
Помимо стилистических сходств фризов частью этой тенденции являются наличники, так же имеющие ряд сходств. Так характерной особенностью наличников в Студенце и в Алатыре являются каскадные консоли, поддерживающие развитые сандрики над проемами окон. Такие консоли в различных графических итерациях, но имеющие общие композиционные сходства, встречались мне ранее и в Алатыре, и в Сурском, и в вышеупомянутой Барышской Слободе. Интересный нюанс наличников дома в Студенце — характерные для архитектуры модерна строенные вертикальные линии. То есть артель, изготовившая наличники для этого дома, пыталась актуализировать фасадный декор под архитектурные веяния той поры, связанные со стремительно распространяющимся модерном.
Уже добравшись до дома я пробежался по яндекс-картинкам других домов в Студенце и ожидаемо встретил множество примеров фризов с полуциркульными филенками и каскадными консолями в наличниках. Это интересный пример сформировавшейся стилистической тенденции в домовой архитектуре уже не отдельно взятого села или города, а целого уезда. Я не историк, но могу предположить, что ядром и распространителем этой архитектурной моды был сам Алатырь, как крупный уездный культурный центр. А вот что именно сформировало стремление местных артелей резать и собирать фризы с наличниками именно такими — нам остается только гадать.