Чудо-архитектор. Подзадержала я немного пост про архитектора-новатора-педагога, который был одним из создателей проекта «Детский труд и отдых» Александра Зеленко. Исправляюсь!
Зачем, спросите вы, писать отдельно про архитектора? Да, потому что он – невероятный, по воспоминаниям одного из современников: «Это был человек «всех профессий», но, главное – архитектор. Он был безнадежно изобретательный человек с буйной фантазией. Исключительно талантливый, разносторонний и эрудированный человек, самобытный, оригинальный архитектор, музыкант на многих инструментах, конструктор и крупный педагог, – всего не перечислишь. Его голова вечно извергала потоки идей в самых различных областях техники, музыки, ремёсел». Он оставил следы своей деятельности в Орловской губернии, Москве, Глазго, Калифорнии, и, конечно, в Самаре. Самый самарский его объект – украшение города Дом Курлиной он же Музей Модерна знают все. В общем Александр Зеленко заслуживает лишний раз быть упомянутым.
Карьера Зеленко развивалась стремительно. Выпускник петербургского Института гражданских инженеров начал с проектов построек на Мальцовских заводах, потом судьба забросила его в Османскую империю строить храм в Сан-Стефано, бах – Самара и за год работы он становится городским архитектором и оставляет после себя как минимум четыре впечатляющих здания собственного авторства. С 1900 года Зеленко в Москве в роли помощника Федора Осиповича нашего Шехтеля. Именно Зеленко отправился от мастерской архитектора следить за строительством русских павильонов на выставке в Глазго. Продолжая свою карьеру, Александр Устинович участвует в создании знаковых для Москвы проектов: роскошного доходного дома Коробковой на Тверском бульваре и нынешней академии Плеханова, удивительной дачи Пфеффера в Скольниках, о которой писали во всех архитектурных журналах.
В перерывах он устроил себе настоящую кругосветку. Остановившись в США (где он вдохновился педагогическими практиками, а также культурой афроамериканцев, о которой даже выпустил книгу), он успел построить в Сакраменто целую виллу. Вернувшись в Россию, он много времени посвящал просвещению, преподаванию, а также строительству народных домов и учебных курсов.
После революции архитектурная карьера Зеленко почти сошла на нет. Кроме потери собственного дома, можно считать, что судьба была относительно милостива к Александру Устиновичу. Советский период его жизни (достаточно долгий, вплоть до 1953 года) он работал в системе народного просвещения. Пишут, что он создал строительные стандарты для школ и детских садов, которые использовались при возведении зданий в то время.