Феодор Соколов родился 11 мая 1752 года в городе Троицке, Пензенской губернии в небогатой дворянской семье. Образование Феодор получил в доме родителей и уже на 14-м году жизни объявил свое намерение поступить в монастырь, но по желанию родителей должен был отправиться в Москву и поступить на службу в Вотчинную коллегию.
В 1771 году, во время чумы, он потерял своих родителей и, пораженный грозными явлениями смерти, решился оставить службу и идти в монастырь.
Начал подвизаться в Саровской пустыни и Санаксарском монастыре.
Здесь изучил он монашескую азбуку: терпение, строгость к себе, безусловное послушание. Вместе с другими он исполнял, после долгой церковной службы, разные послушания, в которых и настоятель принимал участие: рубил дрова, топил печи, готовил на кухне, пек хлебы, мел полы. Во время жизни в Санаксаре Феодор познакомился со святителем Тихоном Задонским, который приглашал его даже остаться в Задонске.
В 1774 году он перешёл во Введенскую Островскую пустынь возле города Покров Владимирской губернии. Здесь духовным наставником Феодора стал отец Клеопа – настоятель монастыря. Он был постриженником Афона и духовным побратимом Паисия (Величковского), с которым они вместе учились молитвенному деланию.
Старец Клеопа ввел в обители общежительный афонский устав и чинную службу. Сам он проводил жизнь в постоянной молитве и богомыслии, братией же управлял любовью кроткой и прощающей; заботился не столько об упражнении их в суровых постах и трудах, сколько о водворении смирения, незлобия, миролюбия. Феодор, уже привыкший в Санаксаре к суровому долгу иноческому, здесь научился высшим добродетелям: чистоте помыслов, духу любви и смирения.
С целью посетить Афон Феодор в 1777-м году отправился вначале в Молдавию. Однако когда он пришёл в Тисманский монастырь в Молдовлахии, игумен обители уговорил Феодора остаться у них и сразу же постриг его в монахи с именем Феофан.
Игумен Феодосий также учился монашескому деланию вместе с Паисием (Величковским) у общего старца молдовлахских иноков – схимонаха Василия. Теперь он стал духовным наставником Феофана.
Притесняемая турками братия монастыря Тисмана переселилась на время (1778—1780 гг.) в Молченскую Софрониеву пустынь, а монах Феофан удалился в Флорищеву пустынь, где был произведен в иеродиакона и через два года вернулся в Софрониеву пустынь.
В то время стали требовать в Александро-Невскую лавру из разных монастырей лиц для занятия некоторых должностей. Из Софрониевой пустыни вместе с другими в 1782 году был отправлен и Феофан. В лавре он проходил должности канонарха, ключника, затем взят был в келейники к митрополиту Гавриилу и в 1785 году рукоположен в иеромонаха крестовой церкви. Он был очень близок к митрополиту, пользовался его доверием и писал для него все «секретные бумаги». Митрополит ценил в иеромонахе Феофане духовную опытность и знание иноческой жизни, советовался с ним при выборе настоятелей монастырей Новгородской епархии и назначил его в общество ученых, исправлявших присланный из Валахии перевод книги «Добротолюбие». «Он не знает греческого языка, — говорил о Феофане Соколове митрополит, — но из опыта знает духовные истины, которых нельзя постигнуть одним только книжным учением, и потому правильнее ученых может понимать смысл наставлений, содержащихся в книге Добротолюбие».
В 1791 году Феофан Соколов посвящен был в игумена Николо-Моденского монастыря, Новгородской епархии. За два года управления этим монастырем он успел выстроить каменную колокольню и трапезу, увеличить число братии и богомольцев, ввести строгий порядок и чинное отправление богослужения.
В 1793 году игумен Феофан был перемещен в Кириллово-Новоезерский монастырь, которым и управлял до самой смерти. Он придал монастырю совершенно новый наружный вид, не оставив ни одного из прежних зданий без существенных исправлений и многие построив совершенно вновь. Он обновил и распространил соборную церковь Воскресения с приделами, украсил ее великолепным вызолоченным иконостасом и стенною живописью, устроил драгоценную раку для мощей преподобного Кирилла и чугунный пол в церквах; довершил постройкою Захарьевскую церковь, с трапезой, кухней и хлебней; построил красивую, с большими часами, колокольню, двухэтажные корпуса для келий и каменную ограду вокруг всего монастыря со святыми воротами и шестью башнями; кроме того — деревянный мост на сваях, в 140 саженей длины, чтобы соединить монастырь с ближайшим островом.
Много прилагал он забот и о внутреннем устройстве монастырской жизни: он учредил общежитие, наблюдал за строгим исполнением церковного устава, ввел столповое пение и непрерывное чтение псалтыри; от братии требовал соблюдения монашеских правил, собственным примером показывая образ жизни, вполне сообразный с духом православного иночества.
В 1799 году он был назначен благочинным окрестных монастырей и везде давал наставления, как нужно жить в монастыре и как в мире, какие добродетели должны украшать инока и какие — мирянина. Этими духовными наставлениями отец Феофан был далеко известен, и многие обращались к нему и лично, и письменно, желая получить от него совет, вразумление и утешение.
Игумен Феофан духовно окормлял Горицкую женскую обитель. Сюда он часто приезжал, беседовал с сестрами и игуменией монастыря.
В 1819 году он возведен был в сан архимандрита. Слух о трудах старца Феофана дошел и до Петербурга. Государь Александр I пожаловал ему митру и наперсный крест и, по его ходатайству, увеличил штат Новоезерского монастыря. Сам же игумен Феофан славы и наград вовсе не искал: он признавался, что даже отказывался от рукоположения и звания архимандрита, но по послушанию вынужден был всё принять.
В 1828 году старец сильно ослабел, в праздник Рождества собрал все силы, пришел в трапезу и сказал братии наставление, прося молиться, чтоб ему мирно отойти. Он написал завещание, в котором просил сохранить введенный им устав, и распорядился несколькими рясами и несколькими книгами — единственным, что он имел, и затем просил уволить его на покой.
В 1829 году по болезни и старости он был уволен на покой, но остался на жительстве в том же монастыре.
Назначенный, по его указанию, преемником ему игумен во всем повиновался ему, но старец Феофан вел себя по отношению к нему, как к начальнику.
В конце 1832 года старец посетил в последний раз Горицкий монастырь, и беседа его отличалась той особой ясностью и спокойствием, которые отличают подвижников при конце их пути. Он вернулся домой больной.
Скончался 3 декабря 1832 года на восемьдесят первом году жизни, после причастия и елеосвящения, в присутствии лишь одного келейника своего, произнося имя Господа Иисуса Христа.
Литература.
1. Архимандрит Феофан Новоезерский (1752–1832) // Великие русские старцы. М.: Ковчег, 2011. — 912 с.
2. Здравомыслов К. Я. Феофан (Соколов) // Русский биографический словарь.: в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
3. Жизнеописание блаженной памяти священно-архимандрита о.Феофана, настоятеля Кирилло-Новоезерского монастыря//Новгородские епархиальные ведомости. — 1901. — № 5-21 — С.1-113.
4. Поселянин Е.Н. Русские подвижники 19 века.