Здание усыпальницы — наиболее позднее сооружение на территории усадьбы Архангельское. Монументальное, увенчанное куполом здание с гранитными крыльями колоннад создано в 1910-14 гг. по проекту архитектора Р.И.Клейна. Воздвигнутое как храм-усыпальница вскоре после гибели на дуэли кн. Н.Ф.Юсупова, здание никогда не использовалось по назначению. Внутри оно представляет собой украшенный колоннами зал, перекрытый высоким куполом. Это бесстолпный храм с купольной ротондой, на подклете, с четырехколонными портиками в антах. Композиция симметричная, к основному объему примыкают две дорические колоннады – циркумференции. Лепка и ярко-синие с золотом росписи выполнены под руководством художника И.И.Нивинского.
Замысел величественного мемориального сооружения в Архангельском возник в связи с трагическим событием в семье владельцев усадьбы — гибелью на дуэли старшего сына Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича — Николая Феликсовича Юсупова (1883-1908).
Для возведения храма-усыпальницы в честь святителя Николая был приглашен видный русский архитектор Р.И.Клейн (1858-1924). Неоклассицизм Клейна, который отличали строгость композиции, лаконизм «очищенной» архитектурной формы, элегантность декора, Юсуповы сочли наиболее подходящим для воплощения замысла храма-усыпальницы в Архангельском.
Весной 1909 г. состоялась закладка фундамента, и уже через три года основная часть строительства была завершена. Над скульптурным декором здания — лепными деталями и барельефами барабана купола — работал ученик и ассистент Клейна Г.Б. Бархин (1880-1969). Для росписи храма в 1913 г. был приглашен И.И. Нивинский (1880-1933), живописец, театральный художник и признанный мастер монументально-декоративного искусства, сотрудничавший с Р.И. Клейном в реализации проекта Музея изящных искусств.
Здание храма-усыпальницы, наиболее позднее по времени создания, умело включено в ансамбль, складывавшийся более двухсот лет. Оно является композиционной доминантой восточной части усадьбы. Благодаря высокому цоколю храм приподнят над поверхностью земли и устремлен ввысь: лестничные всходы ведут к портику, мощные вертикали колонн поднимаются к фронтону, купол на массивном барабане победоносно венчает здание. Закруглённые сквозные колоннады образуют площадку, напоминающую парадный зал в окружении деревьев.
Завершающий этап работ по созданию храма-усыпальницы был прерван Первой мировой войной и революционными событиями в России. Храм-усыпальница не использовался по прямому назначению. Во время войны использовался как бомбоубежище. В 1960-е — 1970-е гг. в «Колоннаде» проходили выставки произведений искусства из фондов музея-усадьбы «Архангельское», а в наши дни в связи с реставрацией дворца здесь хранятся монументальные живописные полотна из Юсуповского собрания.
Источник: http://www.arkhangelskoe.ru/history/07.php