Архангельское. Церковь Михаила Архангела.

Михаило-Архангельская церковь построена в 1789 году. До реформы 1764 г. на этом месте находился Михайло-Архангельский монастырь. После его ликвидации на этом месте в 1789 г. была построена Архангельская церковь, сохранившаяся до наших дней.

Архангельское во бору. Церковь зданием каменная, о двух этажах. Престолы: в верхнем летнем храме — во имя св. Архистратига Михаила, в нижнем теплом этаже — во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Построена в 1787 г. тщанием прихожан, прочна. Наиболее чтимые святыни: храмовая икона св. Архистратига Михаила и Божией Матери Смоленской.
Церковной земли 35 десятин. Церковные дома: для жительства священника, псаломщика и для Партусовской церковно-приходской школы, другая, существующая в приходе школа Архангельская помещается в собственном, принадлежащем ей доме. Церковного капитала 1925 руб., из них 1000 руб. — проценты на содержание Архангельской церковно-приходской школы. Прихожан в селе 665 муж. пола и 690 жен. Деревни находятся от села на расстоянии: из них две самые дальние в 4-5 верстах, все же остальные от 1 до 3 верст. Село расположено на равнине, среди леса, в полуверсте от реки Улеймы. В приходе две церковно-приходские школы, Архангельская содержится на проценты с капитала, пожертвованного на этот предмет. Штатный состав причта: священник, диакон и псаломщик. Причтового капитала 9458 руб. 50 коп.; из них 5210 руб. внесены исключительно на содержание диакона совместно с учительскою должностью в Архангельской школе.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.

Как гласит легенда, давным-давно благочестивые миряне из ближайшего села задумали поставить церковь у Ярославской дороги. Неожиданно возникло препятствие: выстроенное за день к утру следующего дня таинственным образом разрушалось. Вскоре одному из храмоздателей было ниспослано видение, из коего следовало, что высшие силы определили для церкви место на небольшом островке среди лесных болот. Так в нескольких верстах от ближайшего жилья, «в бору», появилась первая рубленая церковка. Вскоре при храме возникла небольшая монашеская община. Случилось это в XV в., а двести лет спустя обитель была разорена поляками. На Страстной седмице 1610 г. от рук интервентов погибли 40 иноков во главе с игуменом Михаилом, а вместе с ними – 300 мирян. С окончанием Смуты монастырь возродился, однако былого процветания достигнуть не смог и в середине XVIII в. был упразднен властями. Монастырский храм стал обычной приходской церковью.
В 1787 г. место деревянного храма заняла новая каменная церковь на высоком подклете со звонницей. Небольшая община пользовалась помощью состоятельных благотворителей из весьма отдаленных мест – вплоть до самого Санкт-Петербурга. Монастырские традиции сохранялись благодаря подвижникам, селившимся при храме, словно в скиту. Наибольшую славу снискал блаженный старец Василиск (1790-1863), пришедший в угличский бор из столицы в 1841 г. и подвизавшийся здесь до самой кончины. В конце XIX в. рядом с храмом построили высокую колокольню из красного кирпича. В годы Советской власти уединение помогло церкви избежать поругания. Фактически Михаило-Архангельскую церковь в предвоенные годы никто не закрывал. Несколько лет в ней служил о.Кассиан (С.Ярославский), в 1964 г. занявший архиерейскую кафедру Костромской епархии и возглавлявший ее до 1990 г.
http://necropolsociety.ru/uglich-kiselev.html

Храм, выстроенный в конце XVIII столетия в селе Архангельское на месте древнего, упразднённого в 1764 г. Архангельского монастыря. В советский период не закрывался в силу своей удалённости от больших населённых пунктов, поэтому в нём прекрасно сохранились росписи.
В живописном лесном массиве, всего в 8 километрах от Углича, в селе Архангельское Угличского района находится удивительно красивый и почти не тронутый временем и людьми храм Михаила Архангела «что в бору». Удивительны и место, на котором располагается храм, и история его существования, уходящая вглубь веков. Как гласят предания, в XV столетии жители Архангельского решили выстроить деревянный храм, посвятив его Архангелу Михаилу. Спустя время храм был выстроен, а вокруг него образовался монастырь с одноимённым посвящением. Разорённый поляками в 1609 г. Михаило-Архангельский монастырь был восстановлен, но в 1654 г. приписан к Угличской Воскресенской обители, а в 1764 г. оба монастыря были упразднены.
Обветшавший Михаило-Архангельский храм, ставший обычной приходской церковью, местные жители решили перестроить в камне, воплотив это решение в жизнь в 1787 г. Белокаменный двухэтажный пятиглавый красавец-храм с трапезной и двухъярусной колокольней очень гармонично вписался в окружающий ландшафт, сразу став центральным композиционным элементом села. В нижнем (тёплом) этаже храма освятили престол в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в верхнем (холодном) – во имя Архистратига Михаила. Внешнее убранство фасадов довольно лаконично и просто. Высокие прямоугольные окна обрамлены фигурными наличниками, фасады декорированы разделяющим ярусы пояском, а сам храм увенчан пятью луковичными главами на тонких глухих барабанах, причём центральная глава гораздо больше и массивнее боковых.
Интерьеры храма неизвестные живописцы украсили фресковой живописью, обновлённой на рубеже XIX–XX в.в. Видимо, в тот же период рядом с храмом была выстроена краснокирпичная четырёхъярусная колокольня, ставшая ярким контрастирующим элементом храмового ансамбля.
К началу минувшего столетия Михаило-Архангельская церковь «что в бору» была действующей, её причт состоял из священника, диакона и псаломщика, а прихожанами были жители Архангельского и окрестных деревень (всего 1355 мужчин и женщин). В приходе действовала церковно-приходская школа, которая содержалась на средства церкви. В собственности храма находились церковные дома, пахотные земли и без малого 10 000 руб. причтового капитала.
Смена государственного устройства в 1917 г. практически не затронула расположенный вдали от больших населённых пунктов Михаило-Архангельский храм. Он был действующим и до Великой Отечественной войны, и после неё. Поэтому фресковая живопись, сплошным ковром покрывшая стены и своды верхнего и нижнего храмов, а также иконостасы и другие элементы интерьера практически полностью, за исключением убранства нижнего Введенского храма, сохранились до наших дней.
В настоящее время в храме, как и два столетия назад, настоятелем храма иеромонахом Рафаилом (Симаковым) совершаются богослужения, а в ансамбль церкви помимо колокольни входит небольшая деревянная надкладезная часовня. Живописную местность у храма дополняет Святой пруд, в котором, по преданию, иноки Архангельского монастыря спрятали от поляков ценности из ризницы; старинный некрополь с необычными коваными крестами над надгробьями; братская могила защитников монастыря, над которой в 1986 г. местными жителями был установлен деревянный крест и болотистая Чёрная лужа, в которой, как гласит легенда, были утоплены тела интервентов.
http://www.bankgorodov.ru/sight/cerkov-mihaila-arhangela-chto-v-boru

В окрестностях Углича одно из уникальных особенных мест – старинное село Архангельское «что в бору». Та земля овеяна древними преданиями, хранит память о монашеской обители, о трагических событиях Смутного времени. Красноречивым напоминанием о временах минувших служит братская могила жертв польско-литовской интервенции 1610 года, осенённая крестом. Нынешний образ этого места ассоциируется с белоснежным пятиглавым храмом второй половины XVIII века – центром прихода, объединяющем окрестные деревни, привлекающем паломников из многих мест.
Предыстория появления храма такова – Архангельский монастырь был восстановлен после разорения начала XVII столетия, но так и не обрёл прежнего значения. Позднее в 1654 году по прошению ростовского митрополита Ионы и по царскому указу обитель со всеми угодьями приписана к угличскому Воскресенскому монастырю, после чего, вероятно, бытовала в качестве приходского храма для вотчинных крестьян.
В 1764 году в результате секуляризационной реформы Воскресенский монастырь был упразднен, а его владения перешли в государственную собственность, в ведение Коллегии экономии. В середине XVIII века село Архангельское не имело постоянных жителей и, по сути, включало только церковный погост. Деревянный храм постепенно обветшал, и прихожане решают возвести каменный. Он датируется 1787 годом, но это обобщённая дата. Более точно проследить историю строительства позволяют старинные документы, к которым и обратимся далее.
В апреле 1787 года «Угличского уезда села Архангельского что в бору» священник Иоанн Иоаннов и церковный староста крестьянин деревни Селиванова экономического ведомства Василий Егоров с прихожанами подали «покорнейшее прошение» архиепископу ростовскому и ярославскому Арсению (Верещагину). В прошении сообщалось: «Во оном селе Архангельском имеется новопостроенная о дву апартаментах каменная церковь во именование Святаго Архистратига Михаила, из коих в нижнем апартаменте во именование Введения Пресвятыя Богородицы церковь уже освящена, да и другая, состоящая в верхнем апартаменте Архангельская церковь всем церковным благолепием украшена… и ко освящению никакого во оной препятствия не имеется, которую и желаем мы именованные освятить». Прежнюю деревянную церковь планировалось упразднить и разобрать, «из оной лес употребить в продажу на обжиг, где потребно будет церковного кирпича».
При рассмотрении прошения, 22 апреля Духовной Консисторией была подготовлена справка, обобщавшая основные сведения о храме. В справке сообщалось, что, по данным второй ревизии, приходских дворов 110, в них проживало 377 мужчин и 414 женщин, а всего обоего пола 791 человек. Церковной усадебной, пашенной и сенокосной земли в неотъемлемом владении священно- и церковнослужителей по указной пропорции состояло 36 десятин. По числу приходских дворов «за силу указов и по бывшему в 1784 году разбору» положен причт в составе священника, диакона, дьячка и пономаря. «А прошлого 1782 года апреля 14 дня в показанном селе Архангельском вместо пришедшей в ветхость деревянной церкви во именование святаго архистратига Михаила, по прошению того села священника Ивана Иванова и церковного старосты крестьянина Фёдора Миронова с приходскими людьми, а по резолюции бываго в Ростове преосвященного Самуила архиепископа /что ныне митрополит киевский/ велено построить вновь каменную церковь о два этажа в тож именование Архистратига Михаила, а в нижнем во именование Введения Пресвятыя Богородицы, о чём и храмоздательная на имя благочинного угличской соборной церкви протоиерея Гавриила за подписанием Его Преосвященства грамота дана. Из коих в прошлом 1784 году декабря 20 дня в нижнем этаже Введенская церковь… уже и освящена, а настоящая Архангельская церковь остаётся еще неосвящённою».
24 апреля 1787 года архиепископ Арсений надписал следующую резолюцию: «Предложить, когда Бог благоволит мне быть в Угличе», но по неизвестной причине произошла задержка на несколько месяцев. 30 августа последовала новая резолюция: «Показанную Архангельскую церковь по чиноположению церковному освятить именем Господним благословляю угличскому алексеевскому игумену Игнатию, для чего и выдать новоосвященный антиминс. Старую ж деревянную церковь на обжиг кирпича употребить дозволить». 24 сентября игумен Алексеевского монастыря Игнатий направил рапорт в Ростовскую духовную консисторию, в котором сообщал, что церковь на новом антиминсе освящена 5 сентября, а прежний деревянный храм упразднён.
Подведём итог – на основе приведённых документов устанавливается, что строительство каменной церкви начато по указу архиепископа Самуила от 14 апреля 1782 года. Нижний зимний Введенский храм освящён 20 декабря 1784 года, а верхний летний 5 сентября 1787 года. Очевидно, основными инициаторами строительства были священник Иван Иванов, старосты Фёдор Миронов и Василий Егоров.
В описи имущества, составленной в 1787 году, отмечено, что в верхнем храме имеется иконостас «о четырёх поясах гладкий, на нём небольшая резьба; вызолочен весь. Царские врата резные, вызолочены». Во Введенском храме был «иконостас о дву поясах гладкой, раскрашен красною и зелёною красками. Царские врата гладкие вызолочены». Ещё один интересный факт – в описи отмечено, что «вход на паперть с обоих сторон деревянный». Очевидно, храм изначально имел деревянное крыльцо на два схода, взамен которого позднее была сооружена кирпичная пристройка с внутренней лестницей.
В ноябре 1848 года причтом и старостой под надзором местного благочинного составлена новая опись церковного имущества, содержащая куда более полные сведения. В начале описи сообщалось: «Настоящая церковь во именование Архистратига Михаила имеется каменная двуэтажная с полуциркульным алтарём. На ней пять глав деревянных, опаянных белою жестью. Кресты на них железные, опаянные таковою же жестью и укреплённые каждый четырьмя железными цепями. Снаружи вся церковь отбелена и покрыта как оная, так и трапеза по деревянным стропилам листовым железом, окрашенным зелёною краскою.
Вход в верхний храм с западной стороны каменный общекатуренный и отбелённый, пред коим имеется площадка из белаго камня… Во входе лестница деревянная с перилами и окрашенная белилами. В котором входе имеется потолок из наката…, стены общекатурены и окрашены с уборкою. В средине же потолка изображено Всевидящее Око, окружённое херувимами». Это и была пристройка, возведённая в первой половине XIX века. Очевидно, одновременно с ней построена колокольня в классическом стиле. «Между церковию и входом над папертью имеется каменная колокольня, общекатуренная и отбелённая известью, в два яруса с отверстиями. Покрыта железом, окрашенным зелёною краскою, с деревянною главою, опаянною белою жестью… Внутренность колокольни, полы, лестницы с перилами и переклады деревянные».
На колокольне находились восемь колоколов: 1) 156 пудов 38 фунтов, 2) 53 пуда 17 фунтов, 3) 24 пуда 37 фунтов 4) 10 пудов 16 фунтов 5) 4 пуда 6 фунтов, 6) 2 пуда, 7) 1 пуд 2 фунта, 8) 30 фунтов. Можно отметить, что для середины XIX века это был типичный набор, включавший и новые приобретения, обычно происходившие после постройки колокольни, и старинные колокола, быть может, XVII столетия. Каждый пуд веса оценивался в десять рублей серебром. При этом большой колокол стоил 1569 рублей 50 копеек, а малый – 7 рублей 50 копеек.
Важной составляющей облика храма была ограда, охарактеризованная следующими словами: «Вокруг церкви имеется каменная ограда с столбами, покрытая тёсом и с деревянными окрашенными чёрною краскою решётками. С северной и южной стороны имеются ворота с четырьмя калитками, в них двери столярныя решётчатыя на железных крюках и петлях, прикреплённых винтами. Из них ворота с северной стороны покрыты железом, окрашенным зелёною краскою, а главы опаяны белою жестью с таковыми ж крестами; а с южной стороны покрыты тёсом, окрашенным чёрною краскою, главы опаяны железом, крашенным зелёною краскою». Ограда оценивалась в 540 рублей. Для того времени это была важная принадлежность, не столь часто встречавшаяся в местных условиях, отражавшая статус довольно значительного сельского храма. Особого рассмотрения заслуживает внутреннее убранство, существовавшее в середине XIX века, отличавшееся от более позднего, сохранившегося до наших дней.
По материалам: Е. Лиуконен «Западные окрестности Углича», https://uglmus.ru/about/publics/zapadnie_okrestnosti_Uglicha/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?