Архангельск. Церковь Троицы Живоначальной.

История Свято-Троицкого храма связана с первой в России морской крепостью. 12 июня 1701 года в устье Северной Двины на острове Бревенник состоялась закладка Новодвинской крепости. В 1702 году по указу Петра I для усиления гарнизона крепости два полка, стрелецкий и гайдуцкий, были переведены из г.Холмогоры на остров Бревенник. Там же силами личного состава полков были возведены две деревянные церкви — Троицкая и Богоявленская. Незадолго до окончания Северной войны, в 1716 году, большая часть гарнизона крепости, а также стрелецкий и гайдуцкий полки, были переведены на правый берег реки Кузнечихи в район бывшей здесь деревни Кузнечихи. Сюда же были перевезены Троицкая и Богоявленская церкви. На новом месте они были освящены 4 июля 1717 года. Со временем обе церкви обветшали и на общем собрании «полковые штаб и обер-офицеры со унтер-офицеры и рядовыми солдаты решили воздвигнуть каменную церковь» и, собрав необходимые средства и материалы, 20 июня 1745 года «испросили благословенную грамоту» у архиепископа Варсонофия на строительство нового храма. Немногим более чем за два года была закончена постройка каменного храма и был освящен придел Архистратига Михаила, а 15 октября — главный престол первого этажа – в честь праздника Богоявления. Верхняя Троицкая церковь была освящена много позже — 20 сентября 1764 года, а придел Иоанна Предтечи — неделей раньше, 13 сентября.
Таким образом, новый каменный храм, как наследник двух деревянных храмов — Троицкого и Богоявленского, представлял из себя как бы два храма под одной общей крышей — зимний, теплый на 1 этаже, и летний, верхний. По названию главного престола верхнего этажа весь храм стал именоваться церковью Живоначальной Троицы или Троицкой Кузнечевской церковью, по месту расположения храма. До 1810 года церковь находилась в ведении батальонного командира, затем перешла в епархиальное ведомство, но прихожанами ее по-прежнему оставались военные, в т.ч. до 1863 г. полубатальон военных кантонистов. На протяжении многих лет в храме свято хранились воинские реликвии — четыре полковых знамени петровского времени (одно из которых – знамя Холмогорского стрелецкого полка – хранится в Архангельском краеведческом музее), царский вклад — два покрова, один воздух и пелена, а также многие предметы церковного обихода. В этом храме проходили церемонии обрядов войск Архангельского гарнизона. В числе жертвователей на строительство Троицкого храма значились представители известных русских фамилий: Ромодановский В.Г., Прозоровский П.С., Милославский И.Б., Хованский П.И. Последний, согласно завещания, был похоронен у стен храма. В 1761 году, 6 июня, также силами и средствами военных была заложена 3-х ярусная колокольня, соединенная с основным зданием храма, которая была «устроена над входом в верхнюю церковь».
Богослужения в Свято-Троицком храме велись без малого два века. Когда именно состоялось последнее богослужение достоверно не установлено, однако известно, что по постановлению президиума Северного крайисполкома от 23 февраля 1930 года Троицко-Кузнечевская церковь г.Архангельска должна была быть переоборудована под общежитие «и другие общественно-культурные нужды». Также известно, что в 1936 году в помещении храма размещалась школа шоферов и общежитие рабочих трикотажной фабрики, позднее мыловаренный завод и обувная фабрика, а с 1952 г. здание храма было передано для реконструкции под камнерезный завод. За годы советской власти храм подвергся варварскому разграблению, разделив судьбу большинства российских храмов. Были изъяты все материальные ценности храма, его утварь и убранство. В годы правления Хрущева, решением обкома партии, «как занимающее ответственный участок набережной, ради лишения культового вида» здание церкви было лишено главки, осветительного барабана, а колокольня — верхнего яруса. В результате храм, имевший высоту до кончика креста центральной главки 38 метров, стал ниже на 20 метров.
Последние 30 лет перед закрытием храма настоятелем был протоиерей Николай Данилович Родимов (1856-1938). 6 октября 2006 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви протоиерей Николай Родимов канонизирован в лике новомучеников Российских за веру пострадавших. 10 ноября 2007 года во время Божественной литургии, отслуженной епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном, прошел чин прославления протоирея Николая Родимова.
Возрождение Свято-Троицкого храма началось в 1992 году с передачи его Архангельской епархии. 6 августа 1995 г. состоялось малое освящение и первая литургия.
http://www.arh-eparhia.ru/articles.php?id=743

Церковь Троицы Живоначальной (Троицко-Кузнечевская церковь) в Архангельске — старинный храм на берегу реки Кузнечихи, памятник архитектуры федерального значения.
Церковь Троицы Живоначальной была построена вместо двух обветшавших деревянных церквей, Троицкой и Богоявленской, на средства стрелецкого и гайдуцкого полков, которые обороняли Новодвинскую крепость. Храм имел два этажа: на верхнем находилась Троицкая церковь с приделом Иоанна Предтечи, в нижнем — Богоявленская церковь с приделом Михаила Архангела. В 1761 году к храму была пристроена колокольня.
В 1810 году храм перешел от батальонного управления в епархиальное ведомство. Тем не менее большинство прихожан составляли военные. В храме хранились четыре полковых знамени петровского времени и проводились военные церемонии Архангельского гарнизона.
В советские годы церковь была разграблена, верхняя часть купола и колокольни сбиты, а в здании последовательно располагались школа шоферов, рабочее общежитие, мыловаренный и камнерезный заводы. В 1992 году храм был передан Архангельской епархии, а в 1995 году проведено первое богослужение.
http://rublev.com/hramy/tserkov-troitsy-zhivonachalnoi-arkhangelsk

Церковь Троицы Живоначальной была построена вместо двух обветшавших деревянных церквей, Троицкой и Богоявленской, на средства стрелецкого и гайдуцкого полков, которые обороняли Новодвинскую крепость. Храм имел два этажа: на верхнем находилась Троицкая церковь с приделом Иоанна Предтечи, в нижнем — Богоявленская церковь с приделом Михаила Архангела. В 1761 году к храму была пристроена колокольня.
В 1810 году храм перешел от батальонного управления в епархиальное ведомство. Тем не менее большинство прихожан составляли военные. В храме хранились четыре полковых знамени петровского времени и проводились военные церемонии Архангельского гарнизона.
В советские годы церковь была разграблена, верхняя часть купола и колокольни сбиты, а в здании последовательно располагались школа шоферов, рабочее общежитие, мыловаренный и камнерезный заводы. В 1992 году храм был передан Архангельской епархии, а в 1995 году проведено первое богослужение. При храме активно действует социально-благотворительная служба, продолжается реставрация здания. Троицкая и Богоявленская церкви изначально располагались в Новодвинской крепости на острове Бровенник в устье Северной Двины. В 1716 году охранявшие крепость стрелецкий и гайдуцкий полки были переведены на берег Кузнечихи. Деревянные церкви были разобраны и перенесены на новое место.Последний настоятель храма протоиерей Николай Данилович Родимов был расстрелян в 1938 году, а в 2006-м — канонизирован в чине новомучеников и исповедников Российских.
http://поисков.рф/сохранённая_страница/0866276837a9cb749b91679a20618519/поиск_на_странице/Архангельского#scroll

Троицкий храм находится на правом берегу реки Кузнечихи, или, как её ещё иногда называют, Кузнечевского рукава Северной Двины. Строился храм на средства офицеров и нижних чинов некогда расквартированного здесь Устюжского полка. По названию реки сама местность стала именоваться Кухнечихой, а храм — Кузнечевским. Появление каменной Троицкой Кузнечевской церкви до некоторой степени является следствием деятельности Петра Великого. Со временем царя-реформатора Архангельск становится главным городом губернии, зодчество которого и городские архитектурные доминанты должны были соответствовать облику одного из новых административных центров Российской империи. Ландшафтная среда Архангельска в ХVIII — начале ХХ века обогатилась многими каменными храмами, помимо Троицкого: Архангельской, Рождественской, Воскресенской, Успенской, Благовещенской церквями, Троицким кафедральным собором, лютеранской кирхой и другими. Хотя ныне существующий Троицкий храм появился в середине ХVIII века, историю его прихода следует вести с самых первых лет «галантного» столетия. Начало Северной войны со Швецией обусловило необходимость укрепления как самого Архангельска, важнейшего морского порта России, так и стратегически значимого устья Северной Двины. Весной 1701 года на острове к северу от Архангельска началось строительство крепости, которая впоследствии получит название Новодвинской. Чуть позже для обеспечения крепости личным составом из Холмогор был переведён гарнизон. Солдаты поставили на новом месте службы деревянные полковые церкви в честь Богоявления и Святой Троицы.
Освящение Троицкой церкви состоялось 1 октября 1705 года. Однако, как вскоре выяснилось, пространство для размещения гарнизона новой крепости подобрали неудачно. Один из дореволюционных авторов писал об этом: «… но как место по низкости положения весьма было неудобно и от разлития вод во время весны причинило жителям несносное разорение, то оттуда полки сии переведены; первый из них помещен в самом городе, а другой на место, называемое Кузнечихою». Здесь, на правом берегу реки Кузнечихи, напротив группы островов, объединённых под единым наименованием Соломбала, поселились солдаты Устюжского полка и их семьи, образовав одну из двух архангельских Солдатских слобод. Вместе с собой они перевезли в Кузнечиху и свои храмы. Церкви были освящены на новом месте 4 июля 1717 года. Прошло около тридцати лет, обе церкви пришли в негодность. Кроме того, за счёт гражданских жителей Архангельска численность прихода увеличилось, и пространства для совершения литургии не хватало. Вероятно, опасались и угрозы пожаров, являвшихся настоящим бедствием для деревянного города. Тогда «полковые штаб и обер-офицеры со унтер-офицеры и рядовыми солдаты решили воздвигнуть каменную церковь». Какое-то время занял сбор средств, и 20 июня 1745 года военнослужащие Устюжского полка «испросили благословенную грамоту» на строительство нового храма у архиепископа Архангелогородского и Холмогорского Варсонофия (Щеныкова). По замыслу армейцев, храм должен был стать двухэтажным, соединяющим в себе тёплую (зимнюю) и холодную (летнюю) части, при этом сохранялось историческое посвящение приделов — такое же, какое носили старые деревянные церкви. Владыка Варсонофий, сам в былые годы понюхавший пороху (в качестве корабельного обер-иеромонаха он принимал участие в морских сражениях со шведами), не отказал защитникам Отечества.
Интересно, что пример объединения в одном каменном здании двух прежде существовавших порознь деревянных церквей и именно по инициативе воинов уже имел место в Архангельске. Так, в 1692 году архангельские стрельцы заложили вместо двух прежних деревянных церквей единую каменную — Рождественскую. Через два с небольшим года после начала строительства состоялось освящение нижней (тёплой) части здания. Здесь появились главный престол в честь праздника Богоявления Господня и придел — во имя архангела Михаила. Летний Троицкий престол в верхней (холодной) части освятили существенно позднее, 20 сентября 1764 года. Помимо основного престола, комплекс летней части церкви включил придел в честь Иоанна Предтечи. По названию главного престола верхнего этажа весь храм стал именоваться церковью Святой Троицы Живоначальной. Но чаще, в обиходе, его называли Троицкой Кузнечевской церковью, по месту расположения храма. К сожалению, ни имя архитектора, создавшего проект церкви, ни имена возводивших её мастеров неизвестны. Стоит обратить внимание на придел нижней части Троицкого храма. Его посвящение архангелу Михаилу указывает на давнюю традицию воинского почитания этого святого. Более полувека, до 1810 года, Троицкая церковь Устюжского полка, что в солдатской слободе Архангельска на Кузнечихе, относилась к военному ведомству. Затем она была переведена в епархиальное подчинение.
На протяжении всей «военной» истории церкви в ней хранились полковые реликвии. Под её сводами и рядом с ней, на плацу, проходили религиозные церемонии архангельских войск. В перечне наиболее примечательных реликвий Троицкого храма той давней поры числились четыре искусно выполненных знамени эпохи Петра I, вышитые по белому атласу золотом, серебром и цветным шёлком, размеры которых превышали полтора на полтора метра. Ризница церкви хранила также два покрова, воздух и пелену, являвшиеся вкладом самого царя Петра Великого, видимо, ещё в деревянные воинские церкви. Эти предметы литургического обихода расценивались как «замечательнейшие и по имени высокого жертвователя, и как памятники изящного искусства того времени». Среди ценных духовных и материальных артефактов следует упомянуть пять серебряных напрестольных крестов ХVIII века — вклады местных полков, — один из которых содержал внутри частицы мощей святых угодников и весил не менее двух килограммов. Храмовая библиотека имела шесть экземпляров Евангелий в переплётах с чеканными серебряными украшениями, также переданных в дар церкви архангельскими военнослужащими. Покровительство храму оказывали не только полки, но и частные лица, в числе которых, конечно же, были представители родовитых фамилий, по роду службы или как-либо ещё связанные с Архангельском, такие как В. Г. Ромодановский, П. С. Прозоровский, И. Б. Милославский, сподвижник Петра I — П. И. Хованский по прозвищу «Змей», в конце 1670-х годов являвшийся архангельским воеводой, и др. В 1761 году к Троицкой церкви была пристроена трёхъярусная колокольня. Средства на её возведение собирали все те же жители Солдатской слободы. Её высота составляла 10 сажен, то есть около 21,5 метра.
Согласно магистратскому описанию Архангельска 1779 года, к приходу Троицкого храма относилось 182 дома. По этому показателю Троицкий храм занимал третье место в городе, уступая только приходам Рождественского (305 домов) и, со значительным отрывом, Соломбальского Никольского храмов (717 домов). По распространённой в то время традиции приходы имели свои кладбища. Троицкий приход, также обладал кладбищем. На нём в 1778 году была построена деревянная церковь в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Кладбище Троицкого прихода использовалось и двумя другими приходами — Успенским и Госпитальным. Сейчас это кладбище называется Вологодским, и над ним высится здание каменной Всехсвятской церкви постройки начала ХIХ века. К концу ХIХ столетия Кузнечевская церковь по-прежнему имела значительный приход и одновременно являлась церковью Архангелогородского резервного батальона, «чины которого с усердием посещают церковь и заботятся о ней. Так батальон назначает от себя при церкви двух солдат, которые исполняют обязанности сторожей и звонарей». Нижний этаж отапливался несколькими печами, верхний не отапливался, богослужения здесь совершались только летом.
В описании церкви 1910 года говорится, что она покрыта железом, окрашена масляной краской и имеет размеры: Длина церкви и колокольни 20 сажен (1 сажень — 2,1 м), наибольшая ширина 10 сажен, высота до верха карниза 7 сажен, на церкви имеется одна большая глава, больших икон 27, дверей наружных обшитых железом три штуки». Каменная Троицкая Кузнечевская церковь стала композиционным ядром деревянной Солдатской слободы, а расквартированные здесь военнослужащие продолжали нести караулы и упражняться в мастерстве боя. Об облике военного предместья можно прочитать у современного историка архангельского зодчества А. А. Шалькевича: «Солдатская слобода и её Троицкая церковь размещались на выступе берега, некогда носившем название Жабинский Наволок. Солдатские слободы, как первого батальона, так и второго, отличались сравнительно чёткой планировкой взаимно перпендикулярных улиц, одни из которых шли параллельно реке с прямоугольными небольшими кварталами застройки. Примыкающая к ним береговая территория представляла из себя обширную площадку, на которой живописно размещались различные сооружения. Здесь и мучные ветряные мельницы, и питейные дома, и административные здания вроде комендантского дома. В центре всего этого мелкостроя и малоэтажья на относительно высоком берегу высился видимый издалека большой храм с колокольней».
Через тринадцать лет после революции церковь была закрыта «ввиду малочисленности» и приспособлена, как значилось в распоряжении Президиума Северного крайисполкома от 23 февраля 1930 года, под общественные и хозяйственные нужды. Здесь размещались общежитие, пожарная часть, школа шоферов, мыловаренный завод, обувная фабрика и, наконец, камнерезная мастерская. К последней четверти ХХ века здание бывшего храма являло печальное зрелище. В 1981 году историк архангельской архитектуры Ю. А. Барашков писал о Троицком храме: «Остатки этого сооружения сохранились на углу набережной и улицы Комсомольской. Здание утратило первоначальный облик, но и сейчас в нём читается бывшее назначение и похожесть на подобные культовые сооружения Архангельска ХVIII века». Однако время повернулось вспять.
В 1992 году храм вернули Архангельской епархии. В октябре 1994 года настоятелем церкви был назначен священник Алексей Денисов. С этого времени здесь стали проводиться постоянные молебны, с июня 1995 года — воскресные всенощные бдения, а 6 августа 1995 года состоялось малое освящение храма и первая литургия. Отец Алексей Денисов до рукоположения заведовавший отделением в одной из архангельской больниц, получил в наследство от камнерезной мастерской здание, которое являло собой печальное зрелище. В годы власти Хрущёва обком партии принял решение лишить постройку «культового вида», поскольку она занимала, как отмечалось в постановлении, «ответственный участок набережной». Здание церкви было лишено главки и барабана, а колокольня — верхнего яруса. Не лучше дело обстояло и внутри. Камнерезная мастерская, приспосабливая постройку под свои нужды, соорудила новые перекрытия, превратив двухэтажное здание в четырёхэтажное, провела рельсы для вагонеток, прямо по центру четверика установила лифт. Дабы вернуть храму первозданный вид, требовалась титаническая работа. Члены общины и добровольные помощники под руководством настоятеля приступили к трудам по восстановлению памятника истории и архитектуры. «КАМАЗы» один за другим вывозили горы мусора, в храме постепенно возрождалась полноценная приходская жизнь. Помогали средствами и благотворители.
В наши дни восстановлен внешний облик храма. В верхнем храме проведены сложные и дорогостоящие работы, полностью отреставрирован нижний храм в честь Богоявления с приделом Архистратига Михаила. Белокаменный иконостас первого этажа изготовлен и установлен местными мастерами. Иконы для иконостаса написаны талантливыми сийскими иконописцами, одна из них, в местном ряду, икона священномученика Николая Родимова, последнего настоятеля Троицкой церкви перед её закрытием в годы советской власти.
Из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №210, 2016 г.

Здание церкви — апсида, четверик, трапезная, притвор, в котором располагается лестница на второй этаж и колокольня над ним, а также крыльцо — находится на одной композиционной оси по линии «запад»-«восток». По ширине основная часть трапезной равна четверику, почти равновелика с ним, однако с севера к трапезной примыкает крупный придел, составляющий с ней как бы единое пространство. Этот придел двухэтажный, имеющий собственные апсиды как на первом, так и на втором этаже. В апсиде первого этажа освящён престол во имя Архистратига Михаила.
Основное здание церкви увенчано двумя стоящими один над другим барабанами-восьмериками: крупный нижний восьмерик является основным световым, в каждой его грани по вертикальному окну; верхний восьмерик существенно меньше нижнего, в нём четыре окна по сторонам света. Над верхним восьмериком возвышается позолоченная главка с крестом. Второй, меньший по размерам, барабан-восьмерик когда-то имел восемь окон, как это видно на плане церкви 1879 года. Хотя уже в начале ХХ века, судя по фотографиям, окон было четыре. Вероятно, эти окна света в храм не давали, они были скорее декоративными и освещали только интерьер малого восьмерика. Оба объёма украшены многопрофильным карнизом с тройными сухариками. Декоративным элементом большего восьмерика также являются ширинки в его нижней части. Восьмерики были разобраны в хрущёвское время, восстановлены недавно по фоторафиям и в целом повторяют первоначальные объёмы. С востока к четверику храма примыкает двухэтажная апсида. Её ширина чуть меньше ширины четверика. По размеру первый и второй этажи равны между собой. Обшая высота апсиды (без учёта конической кровли) равняется примерно трём четвертям высоты четверика. Оба яруса апсиды украшены карнизами.
В основании колокольни массивный четверик первого яруса, на который поставлен вытянутый восьмерик воторого яруса. Третий ярус колокольни — это восьмигранная открытая аркада, здесь располагаются колокола. На данный момент собранные в Троицком храме колокола составляют по общему весу самый «тяжёлый» колокольный набор в епархии среди всех действующих церквей. Над третьим ярусом высится небольшой восьмерик, повторяющий церковный. Венчает постройку позолоченная маковка. Соответствие верхних частей колокольни и основного здания церкви очень удачное, гармонично сочетающее между собой вертикали храма. Все ярусы колокольни украшены карнизами и пилястрами (лопатками) по углам. Пьдесталы пилястр выделены ширинками. Окна на гранях обрамлены профилированными наличниками. Карниз аналогичен церковному. В наши дни на южной стене храма три ряда окон — один в нижнем ярусе и два в верхнем. Однако до революции ряда было четыре. Ныне заложен самый верхний ряд окон, под кровлей. О нём напоминают только овальные барочные наличники, некогда обрамлявшие этот ряд окон. В каждом ряду южной стены по три окна.
Заслуживают внимания угловые пилястры нижнего яруса четверика. Рисунок пьдестала, базы, капители пилястры отвечают требованиям тосканского ордера, но с совершенно разными модулями и неклассических пропорций. Две крайние пилястры южного фасада церкви очень широкие, являющиеся своеобразной базой для вытянутых капителей верхнего яруса. К настоящему времени восстановлен первый этаж храма, здесь освящены главный престол, во имя Богоявления Господня, и боковой придел (примыкающий к трапезной), в честь Архистратига Михаила. На втором этаже ведутся завершающиеся масштабные реставрационные работы. Вход в нижний храм — с южной стороны, через притвор. Здесь размещены стенды с приходскими объявлениями и церковной прессой. Из притвора посетители попадают в трапезную. Трапезная не имеет опорных столпов, она перекрыта единым сводом, который образует просторное помещение. Поскольку с севера к основной части трапезной примыкает придел, зрительно изнутри создаётся впечатление ещё более просторного, очень широкого пространства, поделённого на две части. Трапезную и четверик разделяет стена, в которой пробиты три арочных проёма, причём центральный проём шире боковых. Своды четверика храма опираются на два центральных столпа и стены. По периметру столпов установлены белокаменные киоты. Из белого камня также изготовлен иконостас. Иконы для киотов и иконостаса написаны сийскими иконописцами. В киоте на западной грани южного столпа размещена икона преподобного Паисия Святогорца; данный образ считается самым большим изображением этого святого в епархии. Стены и своды четверика и трапезной покрыты побелкой, росписей на них нет.
О внутреннем виде верхнего этажа храма говорится в книге историка архангельской архитектуры А. А. Шалькевича: «Крутая лестница внутри первого яруса колокольни одним маршем вела в притвор второго этажа, оттуда в трапезную и в церкви. Второй этаж решён иначе, чем первый этаж, а высота её меньше нижней. Одинаковый с трапезной по высоте придел тоже повторяет план нижележащего. Центром всей композиции была верхняя церковь с главным престолом всего храма — Живоначальной Троицы. Повторяющий в плане нижнюю церковь четверик верхней, без внутренних опор, перекрыт куполом, на вершине которого установлен световой барабан — восьмерик с восемью окнами. Отверстие в основном куполе открывает внутреннее пространство восьмерика. Внутреннее пространство церкви было очень высоким. Стоявший на полу в центре храма второго этажа видел купол барабана на высоту примерно 18-20 метров, и свет лился из окон, размещённых в четыре яруса. Алтарь же церкви, её апсида, был высотой всего около 5 метров, т. е. полностью повторял нижнюю апсиду по свои габаритам».
Отталкиваясь от дореволюционных обмеров церкви, которые были отражены в описании 1910 года, длина церкви по оси восток-запад от колокольни до крайней точки апсиды составляла 42 метра, наибольшая ширина — около 21 метра, высота до верха карниза 14 метров.
Из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №210, 2016 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?