Ардатов. Кафедральный собор Николая Чудотворца.

Нынешний город Ардатов Симбирской губернии в конце ХVI века был небольшой мордовской деревушкой. О нем впервые упоминается в 1598 году. Более точные сведения об Ардатове начинаются с 1686 года. В мае этого года царями и великими государями Иоанном и Петром Алексеевичами был дан указ какому-то служилому лицу об устройстве церкви в Ардатове и поселении здесь крещеной мордвы и десяти русских семейств из сел Порецкого и Семеновского. В Ардатовском соборе сохранилась часть копии этого указа, розысканная бывшим соборным старостою И.А. Сомовым.
Вот что говорится в сохранившихся частях указа: «И до славныя христианския веры велено к ним, новокрещенным, перевесть из сел Порецкаго и Семеновскаго крестьян десять семей добрых и знающих людей, и он де думный наш дворянин на Москве оставлен, на Алатыре у них не был. А по той брата нашего Великих Государей блаженныя памяти Великаго Государя грамоте воевода Василий Языков в деревню Каласево их не перевел, а неволил их для своей корысти селится в деревне Тургашах, и то место церковному строению непристойно. Великих Государей указу и по грамотам из приказу большого дворца велено путному ключнику Захарию Красникову да стольнику и воеводе Ильи Дубенскому построить церковь Божию в Алатырском уезде на реке Алатыре и их собрать в одно место, где пристойно и им годно, мимо деревни Каласевы, и для научения православныя веры велено к ним, новокрещенным, перевесть из тех же сел Порецкаго и Семеновскаго крестьян десять семей. И по тем нашим Великих Государей грамотам Захарий Красников и Илья Дубенских и их в одно место не собрали и церкви Божией им не построили, и об них не радели, и живут попрежнему в мордовских деревнях, где кто живал; а ныне де многие мордва с женами и детьми крестятся в православную христианскую веру, а иные многие желают креститься, и скитаются они с женами и детьми по мордовским деревням и помирают без покаяния и безо всякия потребы. Видя такое непризрение святыя православныя христианския веры и об них, новокрещенных, нерадение и нестроение, многие их братья новопостроятся, дать о том нашу Великих Государей грамоту и, как к тебе сия наша грамота придет, и ты б против челобиться новокрещеных Кирюшки Степанова с товарищами в Алатырском уезде, осмотря место, где пристойно, построить церковь на порозжия земле. И буде по усмотру под тое церковь обыщеш место угозжее и пристойно деревни Ардатовы, и на том месте построил бы им церковь во имя Живоначальныя Троицы, да придел Сергия чудотворца и новокрещенных на том месте поселил дворами всех, а буде такого угожаго и пристойнаго места и порозжих земель не обыщешь, и тое церковь и придел построил в деревне Ардатове на том месте, где поставлена часовня, и новокрещенных в той деревне Ардатове поселил, а как церковь построена и новокрещены поселены будут, и тое деревню Ардатову велел писать селом Троицким, а мордву из деревни Ардатовы вывесть вон, буде из них которые креститься не похотят, и их поселить в жилых мордовских деревнях, или где пристойно, и устроить землею и всякими угодья против их братии из порозжих или из обводных пустых мордовских же земель, и для селитьбы дал им льготы по вашему Великих Государей указу, опричь стрелецких и ямских полоняничных денег; и как дворами построятся, и их положить в живущее вытное тягло и велеть им платить всякие наши Великих Государей доходы то ж число, почему они платили в Ардатове, чтоб из них ни кто в избылых небыл. Писано на Москве лета 7194, маия в день».
Этот указ, как видим, относится к тому времени, когда наше правительство прилагало особое старание к просвещению светом учения Христа Спасителя инородцев обширнаго Казанскаго края, в том числе и мордвы, и насаждению среди них русской культуры и гражданственности, в деревне Ардатовы принадлежит, вероятно, к самым первым мордовским христианским селениям, в котором сначала была выстроена для крещеной мордвы часовня, а затем и церковь.
Село Троицкое, Ардатово тож, до 1782 года составляло, вероятно, небольшой приход, населенный мордвой и отчасти крещеными татарами, как о том свидетельствуют сохранившияся до сих пор фамилии Татариновых, Карачаровых и других, и русскими, и к этому времени население села Троицкаго, нужно полагать, достаточно обрусело, так что в этом году не представилось никаких препятствий к возведению его, на основании указа 7 ноября 1775 года императрицы Екатерины II о введении нового административного устройства в Европейской России, в город Ардатов Симбирского наместничества. С этого времени и можно только проследить историю города Ардатова вообще и его храмов в частности. Других письменных памятников, кроме приведенного документа, за период с 1686 по 1782 год не сохранилось ни в местных храмах, ни в присутственных местах. В 1798 году город Ардатов низведен на степень села, но это продолжалось недолго, ибо через четыре года, в 1802 году, он снова сделан городом и с тех пор состоит в числе уездных городов Симбирской губернии.
Первый храм во имя Живоначальной Троицы был построен или в том году, когда был дан об этом прведенный указ или в следующем 1687 году. Был ли в этой церкви и придел святого Сергия ни письменных сведений, ни преданий не сохранилось. Этот храм был, вероятно, деревянный, так как скоро в то время выстроить каменную церковь было в полудиком краю нелегко. Место на котором была выстроена первая церковь, нужно полагать, было то самое, на котором и теперь находится соборный храм Живоначальной Троицы. В 1769 году первоначальная церковь была заменена, как гласит летопись Ардатовскаго Троицкого собора, новою, каменною, о пяти главах, с каменною же колокольнею, премыкавшию к самой церкви с западной стороны. В этой церкви главный храм освящен также во имя Святой Троицы, а придел во имя архангела Гавриила. Антиминс в приделе древний, полотняный, освящен в 1743 году Димитрием, епископом Нижегородским и Алатырским. Этот храм в настоящее время носит в общежитии название холодного, или летнего. Второй соборный теплый храм во имя святителя Николая существует, основываясь на данных клировых ведомостей, с 1809 года. Этот храм также каменный, но более обширный, чем первый. Антиминс для этого храма был освящен в том же 1809 году Павлом, архиепископом Казанским, и заменен за ветхостью в 1868 году новым. В том и другом храме настоящая снабжена голосниками, в первом — 11, а во втором — 4.Источник: http://nikol-ardatov.narod.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?