#конюшни
Петергоф. Санкт-Петербург.
Готические конюшни. 1847–1855. Н.Л. Бенуа.
Уникальный ансамбль дворцовых конюшен в Петергофе, построенный по проекту академика Николая Леонтьевича Бенуа, является признанным шедевром неоготики эпохи историзма. Выразительная композиция и тонко разработанная декоративная отделка фасадов и интерьеров всех зданий ансамбля представляют большую художественную ценность. Историческое название — «конюшни», по существу, является не совсем правильным. Типологически этот многофункциональный ансамбль, состоящий из нескольких групп разных построек, следует считать конным двором.
В 1847 году Николай I принял решение о постройке нового конюшенного двора. По замыслу императора конюшни должны были иметь готический облик, чтобы перекликаться с ансамблем Александрии, постройки которого были выдержаны в неоготической стилистике (Дворец Коттедж, Фермерский дворец и Капелла). Проект, составленный архитектором Н.Л. Бенуа, включал 37 подробных чертежей (вплоть до эскизов мебели). Прототипом романтического облика конюшен были образы готической замковой архитектуры тюдоровской Англии, указанные архитектору заказчиком. Кирпичные корпуса со светлыми штукатурными украшениями вносили яркий цветовой акцент в панораму парка.
Император Николай I активно вторгался в творческий замысел, что не всегда шло на пользу делу. Известно, что Бенуа задумал сквозной проезд через внутренние дворы конюшен, оформленный одинаковыми башенками со стрельчатыми арками таким образом, что сквозь арку одной из башен можно видеть другие башни, равномерно сокращающиеся в эффектной перспективе. Во время утверждения проекта император повелел расположить кузницы по оси проездов во внутренние дворы, тем самым закрыв перспективу. Однако архитектору удалось отстоять свой проект, изготовив чертёж с вклейкой-клапаном, который наглядно показывал неудачность решения царя. Николай I «посмеялся дерзости» Бенуа, но согласился с его мнением.
Каталог конных комплексов России, являющихся объектами культурного наследия. М., 2018. С. 116–123.
Фото 2017 Алексей Яковлев
#Санкт_Петербург #историзм #неоготика #Бенуа #Петергоф #XIX