Первый кирпичный храм, задавший впоследствии тон всему архитектурному ансамблю, начали строить в Коровниках в 1649 году. Это была холодная церковь, посвященная Иоанну Златоусту. Спустя 20 лет возвели второй храм в честь Владимирской иконы Богоматери. Колокольню, занимающую центральное место в храмовом комплексе, соорудили еще позже — в 1680-е годы. А завершила всю композицию невысокая церковная ограда, Святые ворота над которой появились в последние годы XVII века.
Храма Иоанна Златоуста в Коровниках построен на на средства посадских людей Неждановских, Федора и Ивана. Оба они похоронены в южном приделе храма.На первый взгляд эта церковь ничем не отличается от любой другой церкви Ярославля. Но потом становиться видно фантастическую симметрию, а все благодаря шатровым приделам. Хотя, когда строился этот храм, были запрещены такие купола, и зодчий столкнулся с трудностью. Но все же, не смотря на возможные последствия, он закончили храм.
Шатровые приделы церкви Иоанна Златоуста в Ярославле оформлены очень просто и изящно. Группы небольших кокошников смягчают переход от четырехгранного основания к восьмерику и далее к шатру. Очарователен своеобразный рисунок кирпичных наличников верхних окон.
Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках стала своеобразным образцом
дальнейшего развития ярославского зодчества. Это четырехстопная, кубическая, пятиглавая церковь, окруженная галереями и приделами. Декоративное убранство церкви Иоанна Златоуста в Коровниках одно из самых лучших среди всех ярославских храмов. Храм Иоанна Златоуста был расписан намного позднее, в 1730-х годах, артелью ярославских мастеров под руководством знаменитого в то время знаменщика (мастера-иконописца особо высокой квалификации) Алексея Иванова Соплякова. Церковь вдохновляли строителей других ярославских храмов.
В декоре особенно выделяется изразцовый наличник на окне центральной апсиды алтаря. Он был создан примерно через сорок лет после постройки храма. Ярким контрастным пятном выделяется он на фоне кирпичной стены. Многоцветные изразцы с крупным сочным орнаментом. Признанный непревзойденным шедевром изразцового искусства Ярославля, он стал его своеобразным символом.
Вторым в этом ансамбле для зимних служб в 1669 году был построен храм Владимирской иконы Божией Матери. Чтобы не нарушать гармонии ансамбля, формы и размеры этой церкви были скопированы с церкви Иоанна Златоуста в Ярославле. Получилась симметричная композиция, но такой большой храм отапливать было непросто. Поэтому были вынуждены разделить церковь на два этажа: в нижнем проводились службы, верхний использовался как чердачное помещение. С запада к церкви пристроили традиционную при теплых церквах трапезную. Силуэт Владимирского храма отчасти повторяет церковь Иоанна Златоуста, но он лишен приделов и галерей, да и фасад его декорирован более скромно.
Создание этого храма положило начало формированию ансамбля, и в богатом, многогранном силуэте ансамбля церкви Владимирской богоматери принадлежит далеко не последняя роль.
Центр всей храмовой композиции занимает высокая колокольня, поднимающая к небу на 37 м. Горожане называют это стройное шатровое сооружение «ярославской свечей». Согласитесь, в России не много колоколен с собственными именами. «Свеча» стоит с запада от обоих храмов, на одинаковом расстоянии от каждого. Ее отдельное положение было задумано с самого начала. Основание колокольни представляет собой лаконичный восьмигранный столп, словно растущий из-под земли. Венчает его ажурный шатер с тремя рядами прорезанных люкарн или слуховых отверстий и выразительным ярусом звонов. Их арки также богато отделаны кирпичными полуколонками и завершаются живописными кокошниками.
Декор основания колокольни наоборот очень скромен и состоит всего из нескольких маленьких по размеру окошек. Он отделен от пышно декорированного шатра широким поясом кирпичного «узорочья» с цветными изразцовыми вставками.
В прежние времена на «ярославской свече» размещалось пять колоколов, отлитых на уральских заводах, которые принадлежали Демидовым. Самый большой из них весил 200 пудов. Мощный колокольный звон был слышен далеко вокруг. В XX веке несколько десятков лет «ярославская свеча» простояла без колоколов. И, наконец, усилиями прихожан в сентябре 2015 года новые колокола водрузили на свое законное место, и колокольня зазвучала вновь.
На рубеже XVII – XVIII вв. на одной оси с колокольней были построены Святые ворота. Они слали еще одним связующим звеном храмового ансамбля в Коровниках. Ворота оформлены в стиле «нарышкинского барокко», четверик с высоким арочным проездом увенчан двумя ярусами восьмериков с главкой. Ворота украшены типичным резным кирпичным декором и изразцами.
Подчеркнуто приниженная ограда со стороны Волги еще больше усиливает впечатление грандиозности обоих храмов и колокольни.